Научная статья на тему 'Развитие сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии в 19н.20 веках'

Развитие сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии в 19н.20 веках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожегова Е. Ю.

Статья посвящена проблеме развития сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии 19 нач. 20 веков. Автор обращает внимание на причины неравномерного развития данных учебных заведений, их численность, и состояние в сравнении с казенными учебными заведениями подобного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии в 19н.20 веках»

имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

В качестве глубинного понимания аутентичного текста, включающего социокультурную информацию, мы прибегаем к такому приему, как интерпретация текста.

Овладение навыками анализа и интерпретации художественного произведения в рамках учебных программ педагогического университета способствует формированию качеств, необходимых для реализации личности, развитию ее социокультурного потенциала. Навыки интерпретации художественного произведения связаны с этическим и нравственным воспитанием студентов.

Любое художественное произведение - это своего рода «микромир», воплощающий сложность и многообразие большого мира - реальной действительности. Стремление постичь именно этот аспект художественного произведения, увидеть в нем человеческое начало, личность его создателя и есть один из реальных путей развития социокультуры будущего специалиста.

Работа над художественным немецким текстом ориентирует не столько на обсуждение грамматических правил, понятий, сколько на размышление об общечеловеческих ценностях, духовной сущности человека. Чтобы раскрыть замысел художника, осознать истинный смысл глубинных пластов произведения, необходимо проникнуть в его творческую индивидуальность, воссоздать отраженную им действительность.

Интерпретацию текста в рамках занятий по иностранному языку в педагогическом университете мы представляем следующим образом: беседа об авторе, идейный замысел, стилистическое оформление.

Осуществляемая по предложенной схеме интерпретация аутентичного художественного текста требует от студентов концентрации их мыслительной

деятельности, знания социокультурных фактов, что является одним из условий формирования социокультурной компетенции.

литературное произведение как явление духовной культуры народа аккумулирует социокультуру, а интерпретация художественного текста дает возможность приобщить студентов к эмоциональному восприятию и пониманию разнообразных социокультурных реалий и фактов социокультуры народа-носителя языка.

Таким образом, использование таких приемов как прием восстановления текста, текстов-блоков, ролевых игр, интерпретации текста, направленных на развитие социокультурной компетенции, позволяет не только расширить содержательный план социокультурного компонента, но и совершенствовать умения по извлечению и смысловой переработке социокультурной информации.

список литературы

1. Воробьёв В. В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: УДН, 1997. 159 с.

2. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. №2. С.70-73.

3. Глущенко А. А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: дис. на соискание степ. доктора пед. наук. М., 1998. 431 с.

4. Зимняя И. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.

5. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Ко-гито-центр, 1997. 432 с.

6. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1993. 194 с.

УДК 370 (09)

развитие сети частных пансионов и Школ в саратовской губернии в 19-н.20 веках

е. Ю. ОЖЕГОВА Кафедра перевода и переводоведения

Статья посвящена проблеме развития сети частных пансионов и школ в Саратовской губернии 19 - нач. 20 веков. Автор обращает внимание на причины неравномерного развития данных учебных заведений, их численность, и состояние в сравнении с казенными учебными заведениями подобного типа.

Развитие в системе народного просвещения Основываясь на данных Саратовских краеведов

19 века частных школьных учебных заведений было и материалах Государственного Архива Саратовской

характерно не только для крупных российских горо- области (ГАСО), можно утверждать, что состояние

дов (Москва, Санкт-Петербург, Харьков и т. д.), но и народного просвещения в губернии в 18 - нач. 19 вв.

для губернских. К таким городам относится Саратов. Так, в 19-нач. 20 века в этом городе успешно функционировали различные типы частных учебных заведений, о которых будет идти речь ниже.

В настоящей статье мы рассмотрим типы частных учебных заведений Саратовской губернии 19 - нач. 20 в. и проследим динамику их развития в исследуемом нами хронологическом периоде.

находилось на достаточно низком уровне. Казенных школ, обеспечивающих среднее образование, вообще не было, если не считать начальных школ в городах Хвалынске, Царицыне и Вольске Саратовской губернии [1;С. 76; 2; С. 80].

Саратовская губерния в то время в своем развитии сильно отставала от других губерний Среднего Поволжья. Первое учебное заведение - народное

училище - было открыто в Саратове 22 сентября 1786 года на средства приказа общественного призрения. В это училище могли поступать дети всех городских сословий [3; С. 309]. Но, как свидетельствуют данные ГАСО, особой популярностью среди городского населения оно не пользовалось, т. к. "саратовцы заявили, что будут, как и прежде, обучать своих детей, нанимая домашних учителей" [1; С.77].

Училище влачило жалкое существование, т. к. на его содержание выделялось не достаточное количество денег. По сведениям ГАСО, главное народное училище в Саратове с начала своего основания в течение 14 лет не имело постоянного отдельного помещения, достаточно хорошей библиотеки, и "не обладало нравственным авторитетом, чтобы искоренить в обществе предрассудки против себя" [3; С.309].

Согласно исследованиям саратовских краеведов, учителями в такого рода учебных заведениях часто были священники, дьяконы, пономари, семинаристы, дворовые люди и даже крепостные крестьяне [4; С.220].

Сложившаяся ситуация с государственными (казенными) учебными заведениями в Саратовской губернии к началу 19 века не могла не отразится на состоянии частных учебных заведений, которые к тому времени составляли достойную конкуренцию казенным учебным заведениям и, как считают исследователи народного образования Саратовского края, были более популярны среди населения губернии.

По данным саратовского историка-краеведа Е. К. Максимова, в начале 19 века в Саратове существовало 2 частных пансиона - один с 17-ю учениками, а другой с 12-ю [4; С. 218]. К 1826 году число пансионов увеличилось до 54.

Такое резкое увеличение числа частных учебных заведений свидетельствует о их популярности в Саратовской губернии в начале 19 века. Частные учебные заведения того периода являлись единственно доступной формой получения образования, вследствие отсутствия государственных учебных заведений. но следует подчеркнуть, что частные учебные заведения были доступны лишь состоятельным слоям населения, таким как дворяне, купцы, мещане, редко - крестьяне, и поэтому большая часть населения Саратовской губернии оставалась безграмотной. За 70 лет после появления первых школ в губернии было открыто всего 3 средних учебных заведения и 157 низших школ, в которых обучалось 23 000 учеников. И это на 1 миллион 700 000 жителей губернии. уровень грамотности составлял «5% среди мужчин и в 10 раз меньше среди женщин» [2; С. 80].

Анализируя данные ГАСО о состоянии частных учебных заведений в Саратовской губернии, можно говорить о неравномерном их развитии в период с начала 19 века и до 1915 года. Это подтверждает следующий график:

Число частных учебных заведений Саратовской губернии в период с 1800 до 1915 года было весьма нестабильно: 1826 г. - 54 частных учебных заведения; затем последовал резкий спад (1840 г. - 3 частных

учебных заведения); период стабильного функционирования (1840-1860 гг. - от 3-х до 12 частных учебных заведений) и полное прекращение деятельности (1915 г.). Таким образом, можно сделать вывод, что частные школьные учебные заведения Саратовской губернии функционировали на протяжении всего 19 века, что подтверждает факт их востребованности среди населения.

Считаем, что причины неравномерного развития частных пансионов и школ заключались:

- в отсутствии достаточного числа казенных учебных заведений;

- в недоверии к вновь открываемым государственным школам;

Основными причинами сокращения развития частных учебных заведений в Саратовской губернии в период с 50-х гг. 19 в. до начала 20 в. являются:

- активный рост числа государственных учебных заведений;

- решение вопросов, связанных с кадровым обеспечением учебных заведений.

Все частные учебные заведения Саратовской губернии были представлены следующими типами: частными пансионами, частными школами, частными учебными заведениями 2-го, 3-го разрядов, частными гимназиями и прогимназиями.

Данные о колчестве каждого типа частных учебных заведений приведены в таблицах 1, 2 [5,6,7,8,9,10]:

Все частные учебные заведения Саратовской губернии исследуемого нами периода отличались от подобных учебных заведений Пензенской губернии прежде всего численностью и разнообразием типов учебных заведений, размером оплаты за обучение. (например, плата за обучение в частных пансионах г. Саратова составляла 200 руб. серебром в год (с полным пансионом) и 120 руб. (с полупансионом), а в Пензе плата составляла около 50-60 руб. в год).

Что касалось учебных предметов, которые преподавались в частных учебных заведениях Саратовской губернии, то они соответствовали установленным программам Министерства народного рросве-щения (МНП).

Следует отметить, что частные школьные учебные заведения отличались от казенных в выборе необязательных предметов - музыке, пения, танцев, рисования, ремесла, вышивания, гимнастики, огородничества, садоводства, рукоделия.

В отличие от государственных учебных заведений частные имели отдельные хорошо оборудованные, светлые, удобные помещения для учащихся. В фонде «Дирекция народных училищ Саратовской губернии» в «Отчете о состоянии начальных народных училищ и частных учебных заведений Инспекции 4-го района Саратовской губернии за 1907» дается характеристика помещения одного из частных учебных заведений: «...помещение чистенькое и для числа учеников, какое в них обучается (не более 15) вполне достаточное по размерам»[5; Д. 3134].

Во многих частных учебных заведениях большое внимание уделялось нравственному воспитанию уча-

Таблица 1.

Частные учебные заведения Саратова 19 - нач. 20 века

Типы частных учебных заведений Год образования Название учебного заведения. Имя содержателя г. Саратов

Частные пансионы 1786 1842 1851 1866 1869 2 частных пансионата частный пансион для девиц К.Гаага частный пансион для девиц Ю. Сент-Мари Гере частный пансион Де-Виляр частный пансион А. Фланден

Частные школы, училища 1840 1846 1853 1858 1864 1865 1865 1870 1871 1872 1873 1878 1884 1890 1891 1891 1891 1897 1898 1901 1904 1905 Частная школа для девочек А. Рылеевой Частная школа при Евангелистско-Лютеранской церкви Частная школа А. А. Волковой Частная школа Е. Витт Частная школа для мальчиков Н. Фландер Частная школа Е. Ф. Савельевой Частная элементарная школа Фон-Древец Частное учебное заведение с пансионом Н. А. Штенберг Частное училище К.Мануиловой Частное женское училище с пансионом И. Трушковской Частное училище М. Островской Частное учебное заведение для детей обоего пола А. Князевой Частное учебное заведение Эдде Частное учебное заведение Ю. Я. Тихомировой Частное учебное заведение Проселковой Частная школа г-жи Парамоновой Частное училище пастора Томсона Частное учебное заведение В. А. Кендзерского Частное учебное заведение Косолаповой Частное учебное заведение Софийской Частное учебное заведение Боевой Частное учебное заведение Першевой, Ермаковой, Нейбергер, Рейхерт

Частные учебные заведения 1-го разряда (гимназии, прогимназии) 1881 1881 1881 1882 1912 Частная женская гимназия Э. К. Ульрих Частная женская прогимназия г-жи Е. А. Горенбург Частная мужская прогимназия Д. Ф. Гесс Частное учебное заведение 1-го разряда Г. А. Шомбурга Частная мужская гимназия Добровольского

Частные учебные заведения 2-го разряда 1880 1883-1891 1885 1886 1870 Элементарная частная школа 2-го разряда А. Г. Зелинской Частное учебное заведение 2-го разряда А. Г. Навашиной Частное учебное заведение 2-го разряда Косолаповой Частное учебное заведение 2-го разряда Г. Эдде Частное учебное заведение 2-го разряда Шульгина

Частные училища 3-го разряда 1870 1872 1873 1880 Частное мужское училище 3-го разряда В. Николаева Частное учебное заведение 3-го разряда Х. Фриз Частное учебное заведение 3-го разряда обоего пола О. Древинг Частное учебное заведение 3-го разряда А. Шестаковского

таблица 2.

Частные учебные заведения Саратовской области 19 - нач. 20 века

Год образования Название учебного заведения. Имя содержателя(Саратовская область)

1820 Частная школа графа М. С. Воронцова (с. Романцовка)

1843 Частное учебное заведение Салтыковой (г. Сердобск)

1866 Пансион для детей обоего пола Фламм (г. Царицын)

1874 Частная школа Приговорской (г. Кузнецк)

1875 Частное учебное заведение И. Герг (г. Вольск)

1880 Частное учебное заведение 3-го разряда А. Бисчетовой (г. Кузнецк)

1880 Частное учебное заведение 2-го разряда (г. Хвалынск)

1880 Бековское частное училище

1881 Камышенское женское частное 2-х классное училище

1881 Частная школа Метанеева, Колпикова, Сарнацкой (г. Хвалынск)

1893 Частное учебное заведение 3-го разряда Билетовой Г. Кузнецк)

1896 Частное учебное заведение Трофимовой (г. Камышин)

1901 Частное учебное заведение 3-го разряда Зайцевой (г. Царицын)

щихся, заботе об их хорошем физическом состоянии (прогулки на свежем воздухе, увеличение числа уроков гимнастики), организации литературных чтений с привлечением родителей учеников, религиозно-нравственные беседы, регулярные посещения богослужения во все воскресные и торжественные дни.

Итак, анализируя данные ГАСО о состоянии частных учебных заведений Саратовской губернии 19 - нач. 20 в., можно сделать следующие выводы:

Частные учебные заведения Саратовской губернии составляли достойную конкуренцию государственным учебным заведениям, пользуясь популярностью среди гордского и сельского населения края; они функционировали на протяжении всего 19-н. 20 вв., сменяя этапы резкого подъема, стабильного развития, постепенного увеличения их числа и полного прекращения своей деятельности; отличались организацией вариативного образования.

список литературы

1. История Саратовского края: (с древнейших времен до 1917 года). / Под общ. Ред. В. П. Тотфалушина, 2-е изд.,

испр., доп., Саратов: Приволжское издательство "Детская книга ", 2000. 416 с.

2. Максимов Е. К. Саратовский край. Ч. 1, Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991.112 с.

3. Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Вып. 1, Саратов 1893. 377 с.

4. Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1. С древних времен до отмены крепостного права / Под ред. И. В. Пороха. Саратов: Изд-во Саратовский университет ИИЦ АО «Заволжье», 1993. 272 с.

5. Государственный архив Саратовской области (ГАСО) Ф. 13 оп. 1 Д. 69-73, 167, 168, 235, 385, 446, 447, 496, 710, 987, 989, 1036, 1038, 1122, 1202, 1204, 1236, 1700, 1701, 1760, 1811, 1988, 2150, 2524, 2583, 2954

6. ГАСО Ф. 250 оп. 1 Д 1-66

7. ГАСО Ф. 246 оп. 1 Д 1-46

8. ГАСО Ф. 776 оп. 1 Д 1-9

9. ГАСО Ф. 276 оп. 1 Д 1-7

10. ГАСО Ф. 257 оп. 1 Д 1-11

11. Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. / Редкол. А. И. Аврус, В. В. Бутенко и др. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2002 . 688 с.

реформирование содержания высшего образования в сша

в 80-90-е гг. ХХ века

н. А. ПАВЛОВА Кафедра иностранных языков

В статье рассматриваются предпосылки, динамика и результаты реформирования содержания высшего образования в США в 80-90-е гг. ХХ века, в частности исследуются такие дискуссионные и актуальные для этого периода проблемы как вопросы соотношения «либерального» и «общего» образования, специализации высшего образования, элективных курсов и обязательной программы высшей школы, повышения качества высшего образования.

Как любой значимый процесс, образование, в том числе высшее, кроме различных внешних факторов, внешней организации и формы имеет и внутреннее содержание, то ядро, которое и определяет не только характер самого процесса, но и его последствия, влияние на отдельную личность и общество в целом в экономической, социальной, духовно-культурной, политической сферах. Современную аутентичную оценку высшего образования США характеризует двойственность, внутренняя противоречивость. С одной стороны, высшая школа США оценивается как мировой лидер, безусловный флагман общемировых образовательных тенденций в духе классического прогрес-сизма XIX столетия - «мы живем в самом лучшем из миров». С другой стороны, существует скептическое, а иногда и откровенно пессимистическое отношение к современному американскому высшему образованию как с точки зрения его организации, так и с точки зрения его реальных результатов. Такое восприятие порождается во многом двумя факторами. Во-первых, уникальным многообразием высшей школы, включающей университеты и колледжи (двух- и четырехлетнего цикла обучения), государственные и частные вузы, коммерческие и некоммерческие, селективные и неселективные, исследовательские и неисследовательские, огромные научно-образовательные центры

и малые учебные заведения. Во-вторых, определенной диспропорцией между огромными ресурсами (политическими, финансовыми, человеческими), инвестируемыми в высшее образование США во второй половине ХХ века и итоговым результатом деятельности высшей школы, проявляющемся в действительном уровне профессиональной подготовки выпускников вузов и их конкурентоспособности в международном масштабе. Анализ современного состояния высшей школы США позволяет сделать вывод о необходимости переориентации внимания в ходе образовательных реформ на проблемы содержания высшего образования с целью повышения его качества и унификации содержательного компонента образовательного процесса при сохранении многообразия организационных форм.

Наиболее острой проблемой в высшем образовании США стало отсутствие единодушия относительно его основного назначения - проблема, порожденная научно-технической революцией, ростом массового высшего образования и кризисом традиционной высшей школы, обострившейся после Второй мировой войны. Споры о целях и задачах образования внесли сумятицу в академические стандарты приема, учебных программ, обучения, успеваемости и выпуска учащихся высшей школы. Тот «взрыв знаний», который произошел после Второй мировой войны, был решающим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.