Научная статья на тему 'Развитие сельских территории Алтайского края различной специализации'

Развитие сельских территории Алтайского края различной специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА / VILLAGE TERRITORIES / SPECIALIZATION / AGRICULTURE / ALTAY REGION / SOCIAL DEVELOPMENT OF VILLAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толокольников А. Ю.

В статье осуществляется группировка сельских территорий Алтайского края по их специализации, определятся эффективность специализации и влияние на нее реализации региональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толокольников А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the village territories of Altay region of various specializations

This article carried out the grouping of village territories of Altay region depending on their specialization. It studies the efficiency of specialization and influence of the regional programs realization.

Текст научной работы на тему «Развитие сельских территории Алтайского края различной специализации»

Экономика

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

А. Ю. ТОЛОКОЛЬНИКОВ, 656049, г. Барнаул, пр. Красноармей-аспирант, ский, д. 98; тел.: 89132398879; Алтайский государственный аграрный университет e-mail [email protected]

Положительная рецензия представлена Г. М. Гриценко, доктором экономических наук, профессором, заведующим Алтайским отделом Сибирского научно-исследовательского института экономики

сельского хозяйства Россельхозакадемии.

Многообразие природно-экономических зон в Алтайском крае предопределили их специализацию и специализацию всего региона — агропромышленное производство. Вместе с тем, среди сельских территорий существенны различия как в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения, так и по другим показателям, характеризующим развитие экономики, социальной сферы.

Цель и методика исследования — оценить влияние реализации федеральных и региональных программ на развитие сельских территорий Алтайского края. Методологической основой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Алтайского края по исследуемой проблеме. В качестве информационной базы использованы официальные материалы Росстата, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

Результаты исследований.

Исследование влияния специализации сельских территорий на их социально-экономическое развитие нами осуществилось для муниципальных образований, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной (1-я группа) или промышленной (2-я группа) продукции, предоставлении услуг (3-я группа), смешанной специализации (4-я группа). За основу критерия отнесения муниципального образования к той или иной группе была положена структура валовой продукции: в специализированной сельской территории на долю главной отрасли должно приходиться не менее 50 % продукции.

На основе анализа материалов сельских муниципальных образований за 2006-2010 гг. было выявлено, что 27-30 районов или 45-50 % ежегодно от общего их числа специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции. Состав данных территорий хоть и менялся по годам, но незначительно — преимущественно данные территории размещаются на юге и юго-западе Алтайского края. В расчете на душу населения в 2010 г. было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 91,9 тыс. руб.

Наиболее индустриально развитые районы края — Благовещенский, Михайловский, Ребрихинский, Бий-ский и Зональный. Вместе с тем, лишь Благовещенский район (а с 2008 г. — Рубцовский) можно считать специализирующимся на производстве промышленной продукции. Кроме того, нами была выявлена группа сельских территорий, основная деятельность которых

связано с предоставлением услуг населению: Алтайский, Кулундинский, Тальменский районы. В расчете на душу населения оказано услуг 79,1 тыс. руб.. что в 1,65 раза выше средних по краю показателя.

Специализация Кулундинского и Тальменского районов на оказании платных услуг связано с их месторасположением, наличием развитой транспортной системы, а Алтайского района — с наличием рекреационных ресурсов, позволяющих развивать множество видов туристско-экскурсионных и лечебно-оздоровительных услуг. На территории района создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (утверждена Постановлением Правительства РФ № 69 от 3 февраля 2007 г.) и игорная зона «Сибирская монета» (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 155-Р от 9 февраля

2008 г.). Реализация двух федеральных проектов на территории района и развитие существующей инфраструктуры туризма и спортивно-оздоровительного отдыха, способствовало привлечению в район значительных финансовых ресурсов, как федерального и краевого бюджетов, так и частных инвестиций. На 01.01.2011 г. сумма инвестиций, включая частные, составила более 5 млрд руб.

На территории Алтайского района по состоянию на 01.01.2011 г. осуществляли деятельность 80 объектов туризма и спортивно-оздоровительного отдыха на 7,9 тыс. мест, в их числе парк-отель, турбазы, пансионаты, санатории, панто-оздоровительные центры, горнолыжные комплексы, гостиницы, детско-юношеские оздоровительно-образовательные объекты. Около 200 сельских усадеб предлагали свои услуги для размещения в летний сезон. Около 300 тыс. туристов, с учетом транзитных туристов, посещают район в течение года, основная масса — в летний период. К услугам туристов и отдыхающих разветвленная сеть ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных, в том числе придорожных. С учетом частного сектора, обслуживанием туристов и отдыхающих заняты более 1500 человек, в том числе около 400 — из числа местного населения. В стадии проектирования и строительства находится 14 объектов. Развитие сферы туризма влечет за собой увеличение ряда показателей, характеризующих социально-экономическое положение района — объем платных услуг, товарооборот, оборот общественного питания. Так, объем туристических и санаторно-оздоровительных услуг возрос с 1413 тыс. руб. в 2006 г. до 23703 тыс. руб. в 2010 г.

Вместе с тем, в 2006-2010 гг. от 43,3 до 50,0 % муниципальных образований характеризовались смешанной специализацией. В их структуре преобладают сельские территории, занимающиеся агропромыш-

Таблица 1

Социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края

в зависимости от их специализации, 2010 г.

Показатель Сельское хозяйство ь т с о н н О шл ы м о £ Оказание услуг Многоотраслевая экономика В среднем

всего в т. ч. районы с удельным весом хозяйств населения в валовой продукции сельского хозяйства

менее 40 % более 40 %

Количество районов, шт. 29 14 15 2 3 26 -

Удельный вес в численности населения, % 36,7 18,1 18,6 5,4 8,6 49,3 -

в производстве продукции сельского хозяйства 46,1 27,6 18,4 3,7 4,6 45,6 -

в производстве промышленной продукции 22,8 14,0 8,8 17,2 5,0 55,0 -

в оказании услуг 30,0 15,0 15,0 1,4 14,2 54,4 -

Произведено на душу населения, тыс. руб.

продукции сельского хозяйства 91,9 111,7 72,6 50,9 39,2 67,8 73,2

промышленной продукции 23,9 29,6 18,2 122,6 22,5 42,9 38,4

платных услуг 39,2 39,8 38,6 12,6 79,1 53,0 48,0

инвестиции в основной капитал 11,7 12,9 10,5 27,1 20,5 19,0 16,9

Собственные доходы бюджета на душу населения, тыс. руб. 9,0 8,9 9,0 7,7 8,2 8,0 8,4

Коэффициент прироста численности населения, %о -14,4 -10,6 -18,1 -8,7 -1,3 -9,3 -10,4

в т. ч. естественный -4,3 -3,4 -5,2 -0,9 -3,3 -3,6 -3,7

миграционный -10,1 -7,2 -12,9 -7,9 2,0 -5,6 -6,7

Доля населения в возрасте старше трудоспособного, % 23,9 23,7 24,1 21,5 23,3 25,8 24,7

Доля ветхого и аварийного жилья, % 3,9 2,8 5,0 1,7 3,8 1,8 2,7

Коэффициент бюджетной самообеспеченности, % 58,5 58,4 58,6 60,7 59,0 57,2 58,0

ленным производством (в 2010 г. 18 из 27 муниципалитетов), доля которого в стоимости валовой выручки превышает 66 %.

Таким образом, в структуре сельских территорий Алтайского края преобладают муниципальные образования, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, на втором месте — производстве промышленной продукции, на третьем — оказании услуг населению. Вместе с тем внутри каждой из групп наблюдается дифференциация развития муниципальных образований, особенно в первой группе, поэтому нами обосновывается необходимость ее разбиения на две подгруппы в зависимости от доли хозяйств населения в структуре валовой продукции сельского хозяйства: в первой их них доля хозяйств населения менее 40 % (14 районов), во второй — более 40 % (15 районов).

Увеличение удельного веса хозяйств населения в валовой продукции ведет к удельному снижению инвестиций в основной капитал (капитальное строительство требует финансовых затрат, а мелкотоварные хозяйства не в состоянии привлекать и осваивать средства на реализацию масштабных инвестиционных проектов с привлечением новых технологий): в расчете на душу населения привлечено 10,5 тыс. руб. инвестиций, что в 1,23-2,58 раза меньше, чем в других группах и в 1,61 раза меньше, чем в среднем по сельским территориям (табл. 1).

В этой подгруппе районов наблюдалась наиболее высокая убыль населения (в 1,74 раза выше, чем в среднем по районам), высока доля населения в воз-

расте старше трудоспособного (24,1 %), ветхого и аварийного жилья (5,0 % при среднем значении не выше 2,7 %). Это свидетельствует об отсутствии перспектив устойчивого социально-демографического развития в 15 районах Алтайского края из 60.

Кроме того, граждане, работающие на собственном подворье и не имеющие прочих источников дохода, не считаются занятыми, им не начисляется трудовой стаж, они не получают трудовой пенсии, не охвачены социальным страхованием, не имеют даже полиса обязательного медицинского страхования, что значительно снижает доступность услуг здравоохранения [1]. Следует согласиться с мнением академика РАСХ И. Г. Ушачева, что, «.. .выполнив в начале реформ важную функцию амортизатора бедности и открытой безработицы, хозяйства населения в перспективе могут превратиться в их катализатор. если своевременно не будут вписаны в рамки кооперации и цивилизованного мелкотоварного предпринимательства» [2].

В районах с развитым промышленным производством в расчете на душу населения было получено 27,1 тыс. инвестиций в основной капитал, что в 1,60 раза выше, чем в среднем по сельским территориям, собственных доходов бюджета — 7,7 тыс. руб. (на среднем уровне). В этих территориях также выше коэффициент бюджетной самообеспеченности, показывающий долю расходов, финансируемую за счет собственных доходов бюджета. В совокупности эти два показателя отражают масштабность инвестиционной деятельности и активность предприниматель-

Таблица 2

Финансирование краевых, ведомственных целевых программ в Алтайском крае с учетом специализации

сельских территорий, тыс. руб. на душу населения*

Специализация 2010 г.

Производство сельскохозяйственной продукции 3,14

в т. ч. районы с удельным весом хозяйств населения в валовой продукции сельского хозяйства менее 40 % 3,25

более 40 % 3,03

Производство промышленной продукции 2,75

Оказание услуг 3,21

Смешанная специализация 3,32

В среднем 3,21

Примечание: * краевой бюджет.

ских структур по привлечению финансовых средств, в том числе посредством участия в реализации федеральных и региональных целевых программ.

В целом по Алтайскому краю в 2008-2011 гг. из краевого бюджета ежегодно выделялось на развитие реальной экономики (по ведомственным целевым программам) от 988 до 1170 млн руб., при этом наблюдается тенденция снижения объема выделяемых средств ежегодно в среднем на 5,63 %. Привлечение финансовых средств осуществлялось в 2008 г. при участии сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации Закона «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» и ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», а с 2009 г. и по настоящее время дополнительно программ развития молочного скотоводства, пчеловодства, свеклосахарного производства, мясного скотоводства, создания и развития многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Однако в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства России и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ от 23 декабря 2010 г., в четвертом квартале 2010 г. профинансированы мероприятия только двух ведомственных целевых программы: «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае», «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае». Программы, направленные на развитие регионального пчеловодства, свеклосахарного производства, сельского туризма, создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в 2010 г. не финансировались [3].

По сельским территориям финансирование краевых, ведомственных целевых программ в расчете на душу населения различно. В 2010 г. размах вариации от 1949 руб. (Шипуновский район) до 6517 руб. (Коси-хинский район), то есть разница в 3,34 раза. В 2011 г. по информации Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края дифференциация удельных показателей возросла в 7,42 раза (2600 руб. — Шипу-новский район, 19100-19300 руб. — Алтайский, Ко-сихинский районы).

С учетом специализации муниципальных образований финансирование краевых программ выше в многоотраслевых территориях, а также в районах, основная деятельность которых связана с производством сельскохозяйственной продукции в сельско-

хозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах — 3,32 и 3,25 тыс. руб. соответственно (табл. 2).

Кроме выше обозначенных программ финансирование субъектов сельской экономики осуществилось по программам развития инфраструктуры («Модернизация жилищно-коммунального комплекса...», «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей.» и др.), обеспечения безопасности жизнедеятельности («Повышение безопасности дорожного движения.» и др.), повышения качества жизни («Демографическое развитие.», «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда.» и др.) и другим направлениям.

Комплексная программа социального развития села была принята еще в 2004 г. и была направлена на развитие жилищного строительства, газификации, водоснабжения, электрификации, приведение в нормативно-техническое состояние сельских автомобильных дорог. Законом Алтайского края от 11 июня

2009 г. № 41-ЗС срок ее действия был пролонгирован до 2012 г., Законом от 9 апреля 2012 г. № 26-ЗС — до 2013 г.

В первоначальной редакции из всех источников предполагалось финансирование сельского развития на сумму 2712 млн руб., в последней редакции — 3198 млн руб., то есть наблюдалось увеличение на 17,92 % номинально, а реально с учетом индекса потребительских цен — всего на 7,42 % (2003-2010 гг.). Отличие редакции закона 2012 г. от редакции 2009 г. в том, что скорректированы ожидаемые результаты реализации программы: улучшение жилищных условий 3238 сельских семей (ранее — 3160 семей); обеспечение жильем 2364 молодых семей и молодых специалистов (ранее — 1880 семей); введение в действие сельских общеобразовательных учреждений на 176 ученических мест (ранее — на 1168 ученических мест); открытие 1 фельдшерско-акушерского пункта на 15 посещений в смену (ранее — 3 фельдшерско-акушерских пункта). Из результатов программы исключены строительство учреждений клубного типа, оснащение районных клубов передвижными комплексами, ввод в эксплуатацию спортивных сооружений и площадок, повышение телефонной плотности и уровня цифровизации местной телефонной сети, ввод в эксплуатацию пожарных депо. Кроме того финансирование программы снижено на 395,5 млн руб.

В совокупности, в 2008-2011 гг. на социальное развитие села было выделено 2380 млн руб., из них средства федерального бюджета — 942 млн руб., краевого — 693 млн руб., местных бюджетов — 91 млн руб., средств внебюджетных источников — 653 млн руб.,

www.m-avu.narod.ru м/м/м/, avu.usaca.ru

Таблица 3

Исполнение Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» в Алтайском крае,

млн руб. (2008-2011 гг.)*

Источники финансирования Объем финансирования % выполнения плана

план факт

всего % к итогу всего % к итогу

Федеральный бюджет 1814 43,32 942 39,60 51,95

Краевой бюджет 1541 36,80 693 29,13 44,99

Местные бюджеты 303 7,23 91 3,82 30,03

Внебюджетные источники 529 12,64 653 27,45 123,41

Итого 4187 100,00 2380 100,00 56,84

Примечание: * расчеты автора по материалам Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края.

что составляет всего 56,8 % запланированного объема финансирования. Наблюдается тенденция увеличения доли внебюджетных источников (по плану в среднем за 2008-2011 гг. 12,64 %, по факту 27,45 %), которая в 2011 г. составила 42,52 % (338,6 из 1315,3 млн руб.) (табл. 3).

В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики в регионе в 2011 г. была разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края на 2012-2020 гг.» с общим объемом финансирования 19,9 млрд руб. На первом этапе программы (2012-2013 гг.) предусмотрена грантовая поддержка проектов с целью привлечения внимания предпринимательского сообщества к новым перспективным направлениям ведения бизнеса (сельское предпринимательство, семейные фермы, частные спортивные сооружения и детские сады, сбор и переработка твердых бытовых отходов и др.).

В 2012 г. были рассмотрены долгосрочные целевые программы устойчивого развития Алтайского, Косихинского, Ключевского, Мамонтовского, Павловского, Поспелихинского и Топчихинского районов. Все районы имеют смешанную специализацию, кроме Алтайского и Топчихинского, основная деятельность которых направлена на предоставление

услуг и сельскохозяйственное производство соответственно. Программы предполагают развитие предпринимательской деятельности для диверсификации экономики, активизацию жилищного строительства, развитие социальной и инженерной инфраструктур, формирование позитивного образа сельской жизни с реализацией местных инициатив. В каждом районе предполагается развитие 1-5 ферм с размерами инвестиций до 6 млн руб., развитие потребительской сельскохозяйственной кооперации, придорожного сервиса и бытовых услуг, ремесел, организация станций техобслуживания, ремонтных мастерских, пунктов быстрого питания, стоматологических кабинетов. Значительное количество проектов предложено для сферы туризма, в том числе базы отдыха, гончарные и камнерезные мастерские, мини-зоопарки, мини-фермы, гостиничные комплексы, усадьбы для сельского туризма, парки с фонтанами, туристско-спортивные комплексы и т. д.

Вместе с тем, данные проекты не учитывают всех проблем развития сельских территорий: практически не представлено развитие социальной сферы и ориентированы на существующие инвестиционные проекты, например, ООО «Западное» Ключевского района, СПК «Искра» Топчихинского района, поэтому сегодня как никогда актуальным является проведение типологии районов Алтайского края для выявления существующих сильных и слабых сторон их социально-экономического развития.

Литература

1. Колобова А. И., Воробьев С. П. Аграрная реформа : теория и практика : монография. Барнаул : Изд-во АГАУ, 2008. 319 с.

2. Ушачев И. Г. Роль и место сельского хозяйства в экономике страны. Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении ВВП России (1-й Всерос. конгр. экономистов-аграрников). М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2005. С. 3-53.

3. Зубахин А. М., Воробьева В. В., Воробьев С. П. Повышение экономической эффективности регионального пчеловодства : монография. Барнаул, 2012. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.