Научная статья на тему 'Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки'

Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / СПОРТСМЕН / ATHLETE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майдокина Л.Г., Кудашкина О.В.

Currently, one of the fundamental problems in Russia is its acquisition of the status of innovative sports power by violent and rapid development of professional sport. The trust in hosting numerous international sport events (Olympics 2014, FIFA World Cup 2018 etc.), proves the importance of sport in social and political life of the country. In light of these events a system of psychological training is to be built for the quality training of athletes, which plays an important role for achievement of high results. The purpose of the research was to develop and test psychological and educational facilities for development of athlete's self-regulation. Addressing the issue of development of self-regulation of a subject of sports activity is timely and relevant since high achievements in sport depend on developed self-regulatory system too. A subject capable of regulating his own mental state can fully realize the sports potential. The study revealed the positive effect of the implemented program "Mental self-regulation in sport" on the development of athlete's self-regulation. The characterized program is of important scientific and theoretical and professional-practical value for the formation of psychological competence and self-regulation of an athlete. Having mastered the program, an athlete acquired the knowledge of mental training and mental self-regulation in sport; skills to apply psychological knowledge in practice, use a variety of means and methods of self-regulation in sport, to manage his own behavior and actions of other people in sports activity; improved regulation and self-regulation skills regarding adverse mental states. Thus, the findings confirmed the effectiveness of the implemented program of athlete' self-regulation development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки»

УДК: 796.01:159

РАЗВИТИЕ

саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки

Кандидат психологических наук Л.Г. Майдокина Кандидат психологических наук О.В. Кудашкина

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION OF ATHLETE IN THE SYSTEM OF HIS PSYCHOLOGICAL TRAINING L.G. Maydokina, Ph.D. O.V. Kudashkina, Ph.D. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk Key words: self-regulation, psychological training, athlete, development. Currently, one of the fundamental problems in Russia is its acquisition of the status of innovative sports power by violent and rapid development of professional sport. The trust in hosting numerous international sport events (Olympics 2014, FIFA World Cup 2018 etc.), proves the importance of sport in social and political life of the country. In light of these events a system of psychological training is to be built for the quality training of athletes, which plays an important role for achievement of high results.

The purpose of the research was to develop and test psychological and educational facilities for development of athlete's self-regulation. Addressing the issue of development of self-regulation of a subject of sports activity is timely and relevant since high achievements in sport depend on developed self-regulatory system too. A subject capable of regulating his own mental state can fully realize the sports potential. The study revealed the positive effect of the implemented program "Mental self-regulation in sport' on the development of athlete's self-regulation. The characterized program is of important scientific and theoretical and professional-practical value for the formation of psychological competence and self-regulation of an athlete. Having mastered the program, an athlete acquired the knowledge of mental training and mental self-regulation in sport; skills to apply psychological knowledge in practice, use a variety of means and methods of self-regulation in sport, to manage his own behavior and actions of other people in sports activity; improved regulation and self-regulation skills regarding adverse mental states. Thus, the findings confirmed the effectiveness of the implemented program of athlete' self-regulation development.

Ключевые слова: саморегуляция, психологическая подготовка, спортсмен, развитие.

Актуальность. В настоящее время одной из основополагающих задач России является приобретение ею статуса инновационной спортивной державы посредством бурного и стремительного развития профессионального спорта. Оказанное доверие в проведении многочисленных международных спортивных мероприятий (Олимпиада 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. и др.) доказывает значимость спорта в социально-политической жизни страны. В свете данных событий для качественной подготовки спортсмена должна быть выстроена система психологической подготовки, которая играет важную роль в достижении высоких спортивных результатов.

Возможность успешных выступлений в крупнейших соревнованиях в значительной мере определяется уровнем развития саморегуляции - важного компонента системы психологической подготовки спортсменов. Каждому тренеру необходимо обучать воспитанников способам саморегуляции, предупреждать негативные эмоциональные срывы, содействовать профилактике перенапряжения.

В спортивной деятельности существует множество источников психологической угрозы личности: «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», повышенная тревожность и агрессивность и др. Указанные источники препятствуют собранности и настроенности спортсмена на предстоящую деятельность. Те же источники способствуют закреплению страха, растерянности, неуверенности в собственных силах; приводят к деформациям личности, развитию психологической беспомощности, неадекватности оценки психологической опасности. Имея прекрасную физическую подготовленность, многие спортсмены не могут справиться с негативными эмоциями и показывают недостаточно высокие результаты. На соревнованиях и в период после соревнований наблюдаются резкие отрицательные эмоциональные

сдвиги, и большинство спортсменов не в силах самостоятельно нормализовать свое состояние, поэтому психолог и тренер должны оказать поддержку спортсмену в формировании и развитии саморегуляции в условиях спортивной деятельности.

Психологическому фактору в учебно-трениро-вочном процессе и подготовке спортсмена к соревнованиям придается большое значение как в трудах специалистов в сфере теории спорта (В. К. Бальсевич, Н.Г. Озолин, Ж.К.Холодов, Л.П.Матвеев и др.), так и в работах спортивных психологов (А. В. Родионов, С. Д. Неверкович, В.Н. Непопалов, В.Ф. Соповидр.).

Цель исследования - разработать и апробировать психолого-педагогическое оснащение развития саморегуляции спортсмена.

Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались следующие диагностические методы: модифицированный вариант методики «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Мо-росанова); опросник выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, C.B. Фирсова); авторская анкета «Осведомленность о методах и способах саморегуляции психического состояния»; методы математической обработки.

Для изучения уровня развития саморегуляции спортсмена на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни, являющегося структурным подразделением Мордовского базового центра педагогического образования МордГПИ [2] было проведено исследование, в котором приняли участие спортсмены юношеского возраста, занимающиеся легкой атлетикой и единоборствами. Общая численность выборки составила 155 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование состояло из трех этапов. На констатирующем этапе диагностировались уровень саморегуляции, выраженность самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении, изучались знания о методах и способах саморегуляции психического состояния. Результаты исследования показали, что среди спортсменов высок процент лиц с недостаточным уровнем развития саморегуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении, испытывающих затруднения в использовании методов и средств саморегуляции на практике, но при этом желающих получить знания и овладеть рациональными способами саморегуляции психического состояния. На формирующем этапе исследования с целью развития саморегуляции разработана и внедрена в тренировку экспериментальной группы программа «Психическая саморегуляция в спорте» [1], направленная на формирование знаний о психической саморегуляции, умении предупреждать и регулировать неблагоприятные психические состояния в спортивной деятельности.

Среди основных задач программы были выделены следующие: углубить и расширить знания о психологической подготовке в спорте; формировать знания

о психической саморегуляции в спорте; актуализировать и совершенствовать умения использовать психологические знания в спортивной деятельности; формировать умения управлять собственным поведением и поведением других людей в условиях спортивной деятельности; формировать навыки саморегуляции спортсмена.

В результате освоения программы спортсмен должен:

- знать основы психологической подготовки в спорте; основы психической саморегуляции в спорте;

-уметь использовать психологические знания в спортивной деятельности; применять средства и методы саморегуляции в спорте; управлять собственным поведением и поведением других людей в условиях спортивной деятельности; разрабатывать рекомендации по преодолению неблагоприятного психического состояния в спорте;

-владеть навыками регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических состояний.

Программа курса представлена теоретической и практической частями, которые взаимообусловлены и взаимозависимы. Теоретическая часть предполагает формирование психологических знаний, необходимых для эффективного овладения навыками психической саморегуляции (понятие, виды предстартовых эмоциональных состояний, методы и способы саморегуляции психического состояния и др.). Практическая часть ориентирована на выработку конкретных умений и навыков, способствующих качественному осуществлению спортивной деятельности (умению управлять собственным эмоциональным состоянием в спорте, регулировать агрессивность и др.).

Разработан примерный тематический план занятий, включающий несколько модулей: психологическая подготовка в спорте, психические состояния в спорте, особенности психической саморегуляции в спорте.

В каждом модуле выделено несколько базовых тем. Так, в первом модуле рассматриваются следующие темы: общая и специальная психологическая подготовка спортсмена, психологические особенности спортивной команды, психологическое образование тренера. Знания, полученные при освоении данного модуля, подготовят студента к хорошему освоению последующих тем. Во втором модуле нами определены темы, связанные с психическими состояниями в спорте, среди них: понятие и содержание психической саморегуляции, классификация методов психической саморегуляции, психические состояния в спортивной деятельности. Особое внимание уделено третьему модулю, однако освоение двух предшествующих позволит актуализировать и расширить психологические знания и подготовит субъекта спортивной деятельности к освоению знаний особенностей психической саморегуляции в спорте. В третий модуль включены такие темы, как психическая саморегуляция в спортивной деятельности, средства и методы саморегуляции в спорте, саморегуляция предстартового эмоционального состояния, психолого-педагогическое сопрово-

ждение развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности, психотехнологии развития навыков саморегуляции субъекта спортивной деятельности. Особое место в работе со спортсменами было уделено тренинговым занятиям. Данная форма позволила осуществить индивидуальный подход при развитии саморегуляции, выработать индивидуальную систему саморегулирования, одновременно решить задачу самопознания, при котором происходило изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

На контрольном этапе исследования определялась динамика развития у спортсменов саморегуляции. Полученные результаты легли в основу определения результативности программы развития саморегуляции спортсмена на формирующем этапе исследования. Динамика развития саморегуляции спортсмена выявлялась путем использования тех же методик исследования, что и на констатирующем этапе. Данные контрольного среза показали изменения уровня развития саморегуляции спортсмена, произошедшие под влиянием внедрения специально разработанной программы. Изменения отмечены как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако темп и уровень изменений в данных группах отличаются. Изменения в уровне развития саморегуляции, выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении представлены в табл. 1.

Анализ полученных данных показывает, что увеличилось количество спортсменов экспериментальной группы с высоким и средним уровнями развития саморегуляции. Это свидетельствует о том, что спортсмены способны самостоятельно управлять своим состоянием и поведением, адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних условий.

С помощью опросника Г. С. Никифорова, В. К. Васильева, С. В. Фирсовой у спортсменов эксперимен-

тальной группы выявлена положительная динамика в развитии самоконтроля эмоциональной сферы, деятельности и поведении. Следует отметить, что в экспериментальной группе по шкале «самоконтроль в эмоциональной сфере» произошли положительные изменения. Так, высокий уровень самоконтроля выявлен у 20 % легкоатлетов и 30,8 % единоборцев, средний уровень самоконтроля - у 80 % легкоатлетов и 61,5 % единоборцев, низкого уровня самоконтроля по данной шкале у легкоатлетов не обнаружено, у единоборцев он равен 7,7 %.

В контрольной группе изменения не столь значительны: высокий уровень выявлен у 13,3 % легкоатлетов и 23,1% единоборцев, средний уровень - у 80 % легкоатлетов и 61,5 % единоборцев, низкий уровень -у 6,7 % легкоатлетов и 15,4 % единоборцев.

Анализ показателей спортсменов экспериментальной группы по шкале «самоконтроль в деятельности» показывает, что 26,7 % легкоатлетов и 30,8 % единоборцев имеют высокий уровень самоконтроля, у 73,4 % легкоатлетов и 61,5 % единоборцев обнаружен средний уровень, низкого уровня у легкоатлетов не обнаружено, у единоборцев он равен 7,7 %.

В контрольной группе изменения не столь значительны: высокий уровень выявлен у 20 % легкоатлетов и 23,1 % единоборцев, средний - у 66,7 % легкоатлетов и 69,2 % единоборцев, низкий - у 13,3 % легкоатлетов и 7,7 % единоборцев.

Полученные в экспериментальной группе показатели по шкале «самоконтроль в поведении» свидетельствуют, что высокий уровень самоконтроля по данной шкале выявлен у 20 % легкоатлетов и 30,8 % единоборцев, средний уровень - у 80 % легкоатлетов и 61,5 % единоборцев, низкий уровень у легкоатлетов не встречается, у единоборцев он равен 7,7 %.

Таблица 1. Показатели уровня саморегуляции, выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении спортсменов

Уровни развития саморегуляции Легкоатлеты Единоборцы

Э1 Э2 К1 К2 Э1 Э2 К1 К2

Саморегуляция поведения

Высокий 20 26,7 20 20 23,1 30,8 23,1 23,1

Средний 53,3 66,7 46,7 53,3 53,8 69,2 53,8 61,5

Низкий 26,7 6,7 33,3 26,7 23,1 0 23,1 15,4

Уровень выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере

Высокий 13,3 20 13,3 13,3 23,1 30,8 23,1 23,1

Средний 73,4 80 73,4 80 61,5 61,5 53,8 61,5

Низкий 13,3 0 13,3 6,7 15,4 7,7 23,1 15,4

Уровень выраженности самоконтроля в деятельности

Высокий 20 26,7 20 20 23,1 30,8 23,1 23,1

Средний 66,7 73,4 60 66,7 53,8 61,5 61,5 69,2

Низкий 13,3 0 20 13,3 23,1 7,7 15,4 7,7

Уровень выраженности самоконтроля в поведении

Высокий 13,3 20 13,3 13,3 23,1 30,8 23,1 23,1

Средний 73,4 80 73,4 80 61,5 61,5 53,8 61,5

Низкий 13,3 0 13,3 6,7 15,4 7,7 23,1 15,4

Примечание. Э1 - экспериментальная группа на констатирующем этапе; К1 - контрольная группа на констатирующем этапе; Э2 -экспериментальная группа на контрольном этапе; К2 - контрольная группа на контрольном этапе

Таблица 2. Статистическая значимость изменения уровня саморегуляции, выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении спортсменов

Изучаемые характеристики спортсмена Эмпирическое значение 11-критерия Манна-Уитни изменения в уровне развития саморегуляции, выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении спортсменов на контрольном этапе исследования

Легкоатлеты Единоборцы

кг эг кг эг

Саморегуляция 101 53,5 80 36,5

Самоконтроль в эмоциональной сфере 95 56 71 45,5

Самоконтроль в деятельности 98 54 78,5 47,5

Самоконтроль в поведении 95 55 71 42,5

Примечание. Критические значения для и-критерия Манна-Уитни для легкоатлетов (п=15): при р=0,05 и = 75, при р=0,01 ЦЧ|т = 56. Критические значения для и-критерия Манна-Уитни для единоборцев (п=13): при р=0,05 ик,ит= 51, при р=0,61'Ти = 39.

~ ~ ' КРИТ.

В контрольной группе изменения не столь значительны: высокий уровень выявлен у 13,3% легкоатлетов и 23,1% единоборцев, средний уровень-у 80% легкоатлетов и 61,5% единоборцев, низкий уровень - у 6,7% легкоатлетов и 15,4% единоборцев.

Таким образом, данные контрольного эксперимента свидетельствуют, что среди спортсменов экспериментальной группы, как легкоатлетов, так и единоборцев, повысился процент лиц с высоким и средним уровнями самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении, и лишь у незначительной части исследуемых выявлен низкий уровень развития самоконтроля.

Статистическая оценка значимости полученных изменений оценивалась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Для оценки значимости различий полученных данных проведена статистическая проверка изменения уровня развития саморегуляции спортсменов (легкоатлетов и единоборцев) экспериментальных и контрольных групп на констатирующем и контрольных этапах исследования.

Анализ значений и значимости данных, приведенных в табл. 2, показал, что в контрольных группах на контрольном этапе исследования эмпирическое значение и-критерия оказалось больше критического значения пятипроцентного уровня значимости. Данный факт свидетельствует об отсутствии значимости различий значений в контрольных группах до и после формирующего эксперимента.

Данные, полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показали, что эмпирические значения и-критерия изучаемых характеристик легкоатлетов экспериментальной группы меньше однопроцентного уровня, что свидетельствует об их статистической значимости. У единоборцев экспериментальной группы эмпирические значения и-критерия по изучаемой характеристике - саморегуляции - меньше однопроцентного уровня, что свидетельствует об их статистической значимости, у таких характеристик, как самоконтроль в эмоциональной сфере, самоконтроль в деятельности, самоконтроль в поведении, эмпирические значения и-критерия меньше критического значения пятипроцентного уров-

ня, что также свидетельствует об их статистической значимости.

Выводы. Обращение к проблеме развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности своевременно и актуально, поскольку высокие достижения в спорте зависят в том числе и от развитой саморегуляционной системы. Умение регулировать собственное психическое состояние позволяет ее субъекту полноценно реализовать спортивный потенциал [1]. В процессе исследования выявлено положительное влияние внедренной программы «Психическая саморегуляция в спорте» на развитие саморегуляции спортсмена. Охарактеризованная программа имеет важную научно-теоретическую и профессионально-практическую значимость для формирования психологической компетентности и саморегуляции спортсмена. Таким образом, полученные в исследовании данные доказали эффективность реализованной программы развития саморегуляции спортсмена.

Литература

1. Майдокина Л.Г. Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности / Л.Г. Майдокина, О.В. Ку-дашкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2. -С. 52-56.

2. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя /Т.И. Шукшина // Российский научный журнал. - 2011. - № 4. -С. 76-85.

References

1. Maydokina, L.G. The content of the areas of psycho-pedagogical support of the development of self-regulation of a subject of sports activity / L.G. Maydokina, O.V. Kudashkina //Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 2. - P. 52-56. (In Russian)

2. Shukshina, T.I. Mordovian basic center of pedagogical education as an innovative model of teacher training / T.I. Shukshina // Rossiyskiy nauchny zhurnal. - 2011. - No 4. - P. 76-85. (In Russian)

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевье-ва» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Информация для связи с автором: lyda_maydokina84@mail.ru Поступила в редакцию 15.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.