УДК 37 Галинко А.С., Верховцев К.Н.
Галинко А.С.
магистрант 2 курса, факультет «Педагогическое образование: Практическая педагогика» Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
Научный руководитель: Верховцев К.Н.
кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Общей и социальной педагогики» Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
Аннотация: в статье проведен анализ психофизиологических особенностей соревновательной жизнедеятельности в лыжных гонках на примере спортсменов-лыжников.
Ключевые слова: лыжные гонки, спортсмены, соревновательная деятельность, психологические особенности, психологическое состояние.
В современном спорте, спортсмены сталкиваются с огромными физическими и психическими нагрузками, требующими быстрого восстановления и достижения высокой готовности перед ответственными стартами. Кроме того, существует необходимость реализации своих возможностей в экстремальных условиях спортивной деятельности. Для достижения таких целей требуется развитие адаптационных механизмов
организма и психических функций, особенно регуляторных. Поэтому актуальность исследования данной темы несомненна.
Вопросы, связанные с психологическими особенностями соревновательной деятельности, имеют огромное значение в лыжном спорте. И хотя на первый взгляд кажется, что психологические факторы не играют существенной роли в достижении результативности в данном виде спорта.
Практика неизменно подтверждает, что для достижения высоких результатов в лыжных видах спорта требуется не только физическая подготовка, но и наличие высокого уровня морально-волевых качеств. Как правило, спортсмены, лишенные этой характеристики, не способны преодолеть множество преград, которые возникают на пути к успеху.
Опыт исследований показывает, что не каждый искусный лыжник, обладающий высоким уровнем подготовки, способен проявить свои лучшие результаты на важных соревнованиях. В особенности, в лыжном спорте часто наблюдается явление, когда высококвалифицированные спортсмены выступают ниже своего потенциала, и иногда даже вынуждены сойти с дистанции без наличия объективных причин.
Это явление можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, нервное напряжение и стресс, сопутствующие ответственным соревнованиям, могут негативно сказываться на психологическом состоянии спортсмена. Это делает его более уязвимым и менее уверенным в своих силах. Безусловно, различные стратегии для снятия стресса и поддержания психологического равновесия могут помочь, но не всегда даже опытные спортсмены способны контролировать свои эмоции на соревнованиях.
Во-вторых, физическая усталость и перегрузка могут сильно влиять на производительность лыжника. Длительные и интенсивные тренировки перед соревнованиями, особенно в комбинации с недостаточным восстановлением, могут привести к снижению сил и энергии, что негативно сказывается на спортивной результативности. И даже при наличии высокой физической
подготовки, спортсмен в некоторых случаях может испытывать нехватку выносливости в реальном соревновательном окружении.
В психологии спорта выделяют два важных аспекта психологической подготовки - общая и специальная. Общая психологическая подготовка направлена на несколько важных задач.
Первоначально, эта подготовка включает в себя воспитание личности спортсмена. В этом контексте особое внимание уделяется идеологической и политической ориентации спортсмена. Идея коммунизма и черты характера, связанные с этой идеологией, являются важными аспектами общей психологической подготовки. Кроме того, морально-волевые качества также акцентируются в процессе общей психологической подготовки.
Второй важной задачей общей психологической подготовки является развитие психических процессов спортсмена. К ним относятся воля, познавательные способности, сенсомоторные навыки и эмоционально-мотивационные процессы. Развитие этих процессов играет важнейшую роль в достижении высоких спортивных результатов.
Третьей задачей общей психологической подготовки является формирование регуляторных способностей спортсмена. Особое внимание уделяется развитию навыков волевой саморегуляции, а также развитию образных представлений, навыков самовнушения, самоприказа и концентрации и переключения внимания. Эти навыки имеют решающее значение в достижении успеха в спорте.
На основе общей психологической подготовки происходит развитие самосознания, совершенствуются регуляторные механизмы, обеспечивающие интеграцию и устойчивое функционирование всех его структурных уровней: эмоционально-мотивационного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.
Основными задачами специальной психологической подготовки являются:
1) формирование готовности к основным соревнованиям, главным образом уверенности и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой устойчивости, стенических эмоциональных состояний,
2) психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, астенических эмоциональных состояний.
Решение указанных задач осуществляется с помощью целого комплекса средств и методов при учете специфических особенностей спортивной деятельности. Можно выделить четыре основные группы средств: наглядно-образные, вербальные, двигательные и комплексные.
Наглядно-образные средства включают:
1) упражнения на внимание (концентрация, переключение, устойчивость),
2) идеомоторную тренировку - мысленное выполнение основных технико-тактических действий,
3) кино- фотомонтажи, графические изображения, рисунки, схемы и др.
Вербальные (словесные) средства объединяют:
1) беседы, лекции, семинары в целях обучения спортсменов основам спортивной тренировки, методам формирования готовности, самоконтроля, саморегуляции,
2) индивидуальные учебно-педагогические задания, установки на решение определенных задач,
3) аутогенные, психорегулирующие тренировки в целях регуляции психических состояний, стимуляции работоспособности, а также в целях восстановления,
4) средства самовоздействия для формирования состояния готовности, уверенности, для самовоспитания.
Методы, применяемые в целях психологической подготовки спортсменов, можно объединить в три основные группы: психолого-педагогические методы, методы самовоспитания и сопряженные.
Психолого-педагогические методы включают в себя:
1) методы внушения и убеждения,
2) методы психической регуляции (методы релаксации, восстановления, стимуляции психических процессов и др.),
3) методы воспитания, обучения, психического развития,
4) методы волевой подготовки (формирования волевых качеств, уверенности, психической устойчивости)
Методы самовоспитания объединяют:
1) методы самоприказов, самоубеждения, самовнушения,
2) методы самостимуляции,
3) методы самоконтроля,
4) методы волевой мобилизации
В лыжной гонке на лыжах достижение блестящих результатов прежде всего зависит от спортсмена самого. Подняться на вершину успеха требуется не только преодолеть непреодолимое, но и превзойти самого себя в борьбе с объективными и субъективными сложностями. Безусловными показателями успеха лыжника-гонщика являются время, которое он показывает на дистанции, и пространство, которое он преодолевает, преодолевая свои личные рекорды.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что соревновательная деятельность в лыжных гонках должна не только учитывать психологическое состояние участников, но и активно влиять на него. Ведь, несомненно, нервное напряжение и утомление играют важную роль в успехе спортсменов. Их воля к победе, готовность к поражению, и прочие факторы также являются неотъемлемыми частями этого комплекса характеристик.
Заботясь о подготовке и максимальной эффективности лыжников на соревнованиях, нужно уделять должное внимание психологической подготовке. Ведь не столько техническое и физическое мастерство определяют успех, сколько психологический настрой на победу.
Основываясь на этом выводе, можно сделать вывод, что для достижения максимальной эффективности в лыжных гонках, организаторы и тренеры
должны предусмотреть не только тренировки и физическую подготовку спортсменов, но и уделить должное внимание их психологическому состоянию. Задачей тренеров является не только физическая форма спортсменов, но и их психологическая готовность, которая вместе с определенными физическими и моральными характеристиками способна привести их к желаемым победам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабушкин, Г. Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Баьушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. -№1 (12). - С. 153-169;
2. Деньмухамедова, Д. А. Особенности предстартовых состояний тренеров в лыжных гонках /Д. А. Деньмухамедова, А. А. Кылосов // Психологические науки. - 2019. - №6 (84). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://researchjournal.org/psycology/osobennosti-predstartovyxsostoyanij-trenerov-v-lyzhnyx-gonkax/. Дата обращения: 25.11.2023;
3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П.Тльин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с;
4. Остроумов, Р. С., Некоторые характеристики соревновательной деятельности квалифицированных лыжников-гонщиков / Р. С. Остроумов, А.Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №2 (55). - С. 47-51;
5. Шайхтдинов, Р. З. Характеристика психологической подготовки и соревновательной деятельности лыжника-гонщика / Р. З. Шайхтдинов // Лыжный спорт: [Сборник]. - М., 1984. - Вып. 2. - С. 15-18
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 2 (71) Том 4. ФЕВРАЛЬ 2024 г. Galinko A.S., Verkhovtsev K.N.
Galinko A.S.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
Scientific advisor: Verkhovtsev K.N.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION IN COMPETITIVE SKIING ACTIVITIES
Abstract: the article analyzes the psychophysiological features of competitive life in crosscountry skiing on the example of athletes-skiers.
Keywords: ski racing, athletes, competitive activity, psychological characteristics, psychological state.