Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
237
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биотопливо / биоэтанол / биодизель / ВИЭ / промышленные отходы / пеллеты / biofuel / bioethanol / biodiesel / renewable energy / industrial waste / pellets
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ»

Гарнов А.П.

д.э.н., профессор, Российский экономический университет

РАЗВИТИЕ РЫНКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

Ключевые слова: биотопливо, биоэтанол, биодизель, ВИЭ, промышленные отходы, пеллеты.

Keywords: biofuel, bioethanol, biodiesel, renewable energy, industrial waste, pellets.

Россия располагает огромным потенциалом ископаемых энергоресурсов. Поэтому задача развития возобновляемой энергетики долгое время не была актуальной для нашей страны. А задача обеспечения энергогенерации в энергодефицитных и труднодоступных районах не связывалась с возможностями возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В результате Россия отстала от лидеров ВИЭ, которые стремительно наращивали мощности. В 2020 г., по данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), Россия занимала лишь десятое место мире по суммарной мощности установок ВИЭ (в т.ч. использующих гидро- и ветроэнергию, солнечную, геотермальную энергию и биоэнергетику), сильно отставая от лидеров (Китая, США и Бразилии)1.

Отставание в развитии ВИЭ грозит увеличением технологического разрыва между Россией и другими странами и снижением конкурентоспособности российской экономики. Ускоренное развитие ВИЭ может стать фактором модернизации экономики благодаря развитию технологий, созданию инновационных производств и новых рабочих мест, в т.ч. в малом и среднем бизнесе, улучшению социальной и экологической ситуации.

Поэтому в последние несколько лет ВИЭ стали одним из основных направлений государственной политики России в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики.

В целях реализации поставленных в Основных направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года задач Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» предусмотрены механизмы поддержки стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности.

Акцент в поддержке ВИЭ делался не на прямом субсидировании производителей, а на прозрачных конкурентных мерах поддержки. На оптовом рынке - это оплата мощности по договорам поставки мощности (ДПМ ВИЭ), заключаемых на 15-летний период по итогам долгосрочных отборов, на розничных рынках - возможность поставки сетевым организациям (гарантирующим поставщикам - в изолированных районах) электроэнергии, выработанной на ВИЭ-станциях, состав которых также определяется по итогам конкурсов, только уже проводимых не на общефедеральном уровне, а самими регионами.

Механизм государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности Российской Федерации посредством договоров на поставку мощности позволил повысить инвестиционную привлекательность возобновляемых источников энергии.

Приказом ФАС России от 30.09.2015 № 900/15 утверждены методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Порядок и условия проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов ВИЭ в схему развития электроэнергетики региона, а также требования к соответствующим инвестиционным проектам строительства генерирующих объектов ВИЭ и критерии их отбора устанавливаются региональными органами власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 определен порядок реализации механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, а также в территориально изолированных энергорайонах. Данным постановлением определен порядок формирования на розничных рынках долгосрочного тарифного регулирования генерирующих объектов ВИЭ, а также правила их функционирования.

Принятые нормативные правовые акты позволяют региональным органам власти самостоятельно принимать решения о поддержке генерирующих объектов ВИЭ с учетом их экономической и экологической целесообразности и достаточности ресурсов для их обеспечения в каждом конкретном случае.

В январе 2018 г. была утверждена «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.» (Распоряжение от 25 января 2018 года №84-р.), которая на государственном уровне предусматривает следующие мероприятия:

1 Международное агентство по возобновляемым источникам энергии. - https://www.irena.org/

620

a. разработка мер по централизованному сбору органических отходов у хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей утилизации;

b. разработка проекта по созданию и развитию инфраструктуры по утилизации органических отходов, в том числе централизованной информационной платформы по утилизации органических отходов для всех участников потребительского рынка;

c. разработка порядка предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат по приобретению технологий и оборудования для утилизации органических отходов.

Благодаря принятым мерам производство электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии в России начало расти взрывными темпами (табл. 1). Это происходит, главным образом, за счет солнечной и ветровой энергетики, которые показывают экспоненциальный рост объемов производства электрической энергии.

Объем выработки электроэнергии из биогаза также быстро увеличивается: с 2014 г. по 2020 г. этот показатель вырос в три с половиной раза. Производство электроэнергии из свалочного газа, биомассы и отходов отстает в развитии. В 2020 г. на этих направлениях наблюдалась отрицательная динамика.

Таблица 1

Объем выработки электроэнергии на квалифицированных объектах возобновляемых источников энергии на розничном и оптовом рынках, подтвержденный сертификатами, тыс. кВт ч

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

ВЭИ всего 25 461 103 566 191 266 269 690 497 944 1 190 227 2 305 340

солнечные 23 6716 70 066 147 240 298 292 850 380 1 558 276

ветровые 6 437 1211 2055 76 413 209 844 610 835

биогазовые 11 087 21 420 24 579 20 939 25 828 27 985 39 030

биомасса и отходы 7550 42 253 43 069 43 029 43 206 43 547 26 422

свалочный газ 5406 4478 7181 9557 1153

Составлено автором по данным Министерства энергетики Российской Федерации1.

В 2020 г. в эксплуатацию введено порядка 1 ГВт новой мощности ВИЭ (+82% к 2019 г.)2

Основным видом энергетики на основе использования возобновляемых источников энергии в РФ является гидроэнергетика (табл. 2). Она вносит заметный вклад в деятельность всей российской электроэнергетической отрасли. Доля гидроэлектростанций в структуре генерирующих мощностей составляет около 20%. Доля солнечной и ветровой электроэнергетики невелика, она значительно отстает от показателей других промышленно развитых стран.

По данным Международного энергетического агентства (1ЕА), в 2019 г. в РФ объем выработки тепловой энергии из биотоплива не превысил 20 305 ТДж. Для сравнения аналогичный показатель для газа - 3 640 676 ТДж. Объем выработки тепловой энергии из невозобновляемых промышленных отходов составил 132 451 ТДж, электрической энергии - 2859 ГВт3.

Использование других возобновляемых видов топлива (биогаз, отходы лесной промышленности и сельского хозяйства и твердые бытовые отходы), несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в последние годы, пока занимает в региональных топливно-энергетических балансах незначительное место.

В промышленно развитых странах мира хорошо налажена система производства биотоплива первого поколения, которое производится из сельскохозяйственных культур (пшеница, кукуруза, рапс и др.).

Биотопливо первого поколения в мире постепенно замещается биотопливом второго поколения. Для его производства подходит более широкий спектр исходного сырья, включая сельскохозяйственные и пищевые отходы, древесное сырье или энергетические культуры, которые не конкурируют напрямую с продовольственными культурами за землепользование.

В России биотопливо не составляет конкуренцию традиционным видам топлива. Они используются намного меньше, чем в других промышленно развитых странах (табл. 2 и табл. 3).

Таблица 2

Генерация электроэнергии в 2020 г., ГВт

Страна

Источники Россия США Франция Германия Канада

Гидроэлектростанции 214 240 314 316 66 708 24 877 384 745

Солнечные электростанции 1862 116 692 13 579 50 600 4280

Ветровые электростанции 1138 341 416 40 704 130 966 36 100

Первичное твердое биотопливо 73* 40 692 3690 11 327 8971

Биогаз 12 070 2806 33 041 895

Промышленные отходы 2944 1512 224 772

* в 2018 г.

Составлено автором по данным 1ЕА4.

1 https://minenergo.gov.ru/

2 Министерство энергетики Российской Федерации. - https://minenergo.gov.ru/node/489

3 Международное энергетическое агентство. - https://www.iea.org/

4 Там же.

Таблица 3

Генерация тепловой энергии в 2020 г., ТДж

Страна Источник

Первичное твердое биотопливо Биогаз Промышленные отходы

Россия 19 478 127 057

Германия 25 548 17 508 4865

США 38 828 2217 5648

Франция 47 921 3450 427

Канада 1969

Составлено автором по данным 1ЕЛ1.

Наибольший интерес для бизнеса сейчас представляют производство пеллет и переработка отходов.

Производство топливных пеллет, появившееся 20 лет назад, положило начало формированию биоэнергетического рынка в РФ. В условиях повышающихся тарифов на электроэнергию крупные предприятия лесоперерабатывающего комплекса (ЛПК) стали покрывать часть своих энергетических затрат за счёт утилизации отходов.

По данным Росстата, в 2019 г. объем производства пеллет составил 1,6 млн. т, что на 0,2 млн. т больше, чем в 2018 г.2 На данный момент в России действует более 250 производителей пеллет, причем 30 из них производят 80% всего объема топливных гранул.

Производственные мощности по выпуску твердого биотоплива из отходов ЛПК уверено растут: в 2019-2020 гг. были запущены или строились мощности на 0,221 млн. т.

Топливные пеллеты и брикеты оказались востребованными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Сейчас производство твердого биотоплива из отходов ЛПК является наиболее развитым экспортно-ориентированным сегментом российской биоэнергетики.

По данным ФТС, экспорт топливных пеллет из России в 2020 г. увеличился до 2,3 млн. т, на 19% по сравнению с 2019 г. В денежном выражении рост составил 9,6% - до $292 млн. Основными покупателями российских пеллет в 2020 г. стали страны Европы: Дания - 979 тыс. т, Бельгия - 264 тыс. т, Великобритания - 213 тыс. т3.

Ожидается, что Россия продолжит наращивать экспорт топливных пеллет. Этому будет способствовать планируемое сокращение ископаемых видов топлива в зарубежных странах. Перспективными рынками для российской продукции являются страны Азии, в особенности Япония, которая к 2030 году планирует увеличить потребление пеллет в десять раз (до 20 млн. т), Южная Корея, которая в этот же срок увеличит вдвое (до 7 млн. т) и Китай.

Внутренний рынок твердого биотоплива развит слабее, чем во многих других странах, несмотря на то что его использование позволяет снизить затраты на получение энергии. По оценкам экспертов, использование пеллетных котельных вместо мазутных и дизельных в небольших городах и поселках в северных и восточных районах страны может снизить себестоимость энергии в разы.

Использование биогаза для выработки электроэнергии до сих пор развито слабо (табл. 1), несмотря на высокие темпы роста в последние семь лет. Реально работающие биогазовые установки в России до сих пор немногочисленны, хотя в сельскохозяйственных районах страны имеются большие объемы потенциального сырья - органических отходов животноводства и растениеводства.

Повторное использование вторичных ресурсов является более эффективным с экономической и экологической точек зрения по сравнению с обычным захоронением отходов4. Утилизация отходов весьма затратна для предприятий, поскольку им приходится оплачивать не только транспортировку и размещение отходов, но и компенсацию за негативное влияние на окружающую среду, поэтому бизнес заинтересован в переработке отходов.

В 2016 г. в России стартовала система господдержки биогазовой энергетики, в рамках которой сетевые компании обязаны приобретать «зеленую» электроэнергию по высоким тарифам, что потенциально делает любой биогазовый проект доходным. Тем не менее, инвестиционная активность в данном секторе остается низкой из-за длительных сроков окупаемости и отсутствия конкурентоспособных отечественных технологий.

Объем использования промышленных отходов в России, напротив, больше, чем в других промышленно развитых странах (табл. 2 и табл. 3).

Данные о производстве жидкого биотоплива в официальной статистике отсутствуют. Согласно оценкам Российской биотопливной ассоциации, объем производства биоэтанола в России составляет порядка полмиллиарда литров, что намного меньше, чем в США (по данным 1ЕА 52,3 млрд. л в 2020 г.), Бразилии (33,1 млрд. л), Индии (1,8 млрд. л)5.

В отличие от европейских стран, где полномасштабный рост производства транспортных биотоплив тормозится недостаточностью ресурсной базы и ограничениями на использование пищевого сырья, Россия обладает очень широкой ресурсной базой, пригодной для производства биотоплива.

1 Международное энергетическое агентство. - https://www.iea.org/

2 Федеральная служба государственной статистики. - https://www.gks.ru/

3 Федеральная таможенная служба. - https://www.gks.ru/

4 Репникова В.М. Влияние расширенной ответственности производителя на развитие предпринимательства в сфере обращения с отходами / В.М. Репникова, А. Л. Русанов // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2021. - Т. 10, № 2. -С. 70-74. - Б01 10.12737/2306-627Х-2021-10-2-70-74.

5 Российская биотопливная ассоциация. - https://biotoplivo.ru/

Тем не менее, на данный момент рынок в РФ отсутствует реальный рынок жидкого биотоплива. Несмотря на то, что в последние несколько лет был анонсирован целый ряд проектов по производству биотоплива, ни один из них не был осуществлён.

В отличие от многих других стран, в России нет единой государственной программы развития биотопливного потребительского рынка, требований к обязательному использованию биотоплива в транспортном топливе, льгот для поставщиков или для потребителей. Поэтому крупные нефтеперерабатывающие компании не заинтересованы в диверсификации своего бизнеса, в инвестициях в производство биотоплива. Малым и средним компаниям затруднительно получить финансирование для высокорисковых проектов, к которым относится производство биотоплива.

Долгое время развитие рынка биотоплива сдерживалось высокими акцизами. В 2018 г. был принят Федеральный закон 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В нем было установлено, что действие закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не будет распространяться на производство и (или) оборот автомобильного топлива, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции.

Хотя на федеральном и региональном уровнях были предприняты усилия по развитию ВИЭ в России, государственная политика в отношении ВЭИ не была системной и последовательной. Отсутствие стимулов и несовершенство современных технологий по накоплению получаемой энергии сдерживают развитие ВИЭ.

В 2020 г. было принято разработанное Минэнерго России постановление Правительства Российской Федерации (от 29.08.2020 № 1298), в соответствии с которым в целях совершенствования действующего механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках предлагается реализация следующих мер:

• уточнение правил проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в целях включения таких проектов в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, в том числе подробная регламентация порядка включения генерирующих объектов, отобранных по результатам соответствующих конкурсов и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации

• переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям, к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на такую электрическую энергию с определением конкретного размера указанных цен (тарифов) по итогам в рамках конкурсных процедур;

• уточнение правил и процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

• совершенствование порядка заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточнение условий таких договоров, а также упрощение процедуры определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам;

• совершенствование правил ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.

Ожидается, что реализация предложенных мер позволит повысить инвестиционную привлекательность и эффективность механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках.

В настоящее время разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства и нормативно-методического обеспечения в части обращения с отходами и вторичными ресурсами и развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.

В июне 2020 г. была утверждена «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р), в которой установлено, что одним из приоритетов государственной энергетической политики Российской Федерации является переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике.

В августе 2020 г. было принято Постановление Правительства РФ, в котором предлагался ряд мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности механизма стимулирования производства электрической энергии на основе ВИЭ.

Действующая программа ДПМ ВИЭ рассчитана до 2024 года. Правительством Российской Федерации принято решение о ее продлении, поскольку это позволит сохранить создающийся российский промышленный потенциал производства энергооборудования на базе ВИЭ, встроиться в общемировые тренды развития энергетических систем, снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду и позволит использовать значительные российские природно-климатические ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Минэнерго России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации пакет нормативных изменений, направленных на то, чтобы в 2025-2035 гг. продлить программу поддержки ВИЭ. Указанные нормативные изменения частично приняты (постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 328), частично ожидаются к принятию (проект распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам определения финансовой нагрузки по итогам реализации программ ДПМ ВИЭ).

Программа ДПМ ВИЭ 2.0, рассчитанная до 2035 года, позволит увеличить степень локализации оборудования и сформировать экспортный потенциал. По предварительным расчетам, реализация программы позволит ввести в 20232035 годы генерацию ВИЭ общей установленной мощностью более 6,7 ГВт1.

Перспективы развития российского рынка биотоплива связаны с внедрением новых технологий производства, обеспечивающих конкурентоспособные цены на продукцию, и с системной поддержкой со стороны государства.

В октябре 2021 г. в РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.» (Распоряжение от 29 октября 2021 года № 3052-р). Согласно целевому сценарию, описанному в Стратегии, России необходимо снизить выбросы парниковых газов и перейти на наилучшие доступные технологии с тем, чтобы сформировать экономику замкнутого цикла и улучшить систему обращения с отходами.

В рамках данной Стратегии планируется поддержка развития производств новых видов энергоносителей, в т.ч. биодизеля из древесного сырья для использования в дизельных двигателях и биометана для использования в газотранспортной инфраструктуре; использование новых энергоносителей, в т.ч. биодизеля; максимальное направление органических отходов на объекты по производству, в том числе биогаза; внедрение биогазовых комплексов в целях утилизации органических отходов.

По мнению автора, наиболее перспективным сырьем для производства биотоплива в России являются отходы сельского хозяйства, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Поэтому необходимо отдельно проработать механизм экономического стимулирования внедрения практик обращения с возобновляемыми отходами промышленности.

Для регионов, имеющих значительные лесные массивы, сельскохозяйственные угодья и не имеющих запасов ископаемого топлива, развитие региональной энергетики на базе биотоплива открывает широкие перспективы экономического роста и обеспечения региональной энергетической независимости.

В частности, из органического вещества (древесины, листвы, навоза, муниципальных отходов и др.) можно производить биогаз, который можно использовать в коммунальном хозяйстве вместо обычного газа или (в сжатом виде) как транспортное топливо. Особую актуальность строительство биогазовых станций получает в условиях текущего быстрого роста цен на природный газ. По данным Росстата, в октябре 2021 г. средняя цена на приобретенный организациями природный газ достигла 6706 руб. за тыс. куб. м, что на 29% больше, чем в октябре 2020 г.2

Производство биогаза не требует масштабных инвестиций и решает комплекс социальных и экологических проблем в сельских регионах.

Из целлюлозосодержащих отходов можно производить биобутанол, который имеет более высокую калорийность, чем биоэтанол, и может использоваться без модификации имеющейся инфраструктуры поставок топлива (установок для смешивания, хранилищ и заправок).

Кроме того, из отработанных растительных масел и жиров можно производить гидрированное растительное масло (ИУ0), которое пригодно для всех двигателей, которые в настоящее время работают на ископаемом топливе. По сравнению с большинством стандартных вариантов дизельного топлива, ИУО производит меньше сажи и не содержит серы. Кроме того, использование ИУО позволяет значительно снизить выбросы углекислого газа.

Собственная биогазовая станция или биодизельная установка позволяет предприятиям снизить затраты на обращение с отходами, обеспечить производство теплом и электроэнергией, а также снизить нагрузку на окружающую среду.

Производство биотоплива из сельхозкультур (пшеницы, подсолнечника и т.д.) в России экономически нецелесообразно.

Главными потенциальными потребителями биотоплива в России являются коммунальные котельные, поставляющие тепло в теплосети, и коммунальные ТЭЦ, которые, производя одновременно тепло и электроэнергию, могут обеспечить наиболее эффективное использование биотоплива.

Сейчас в России значительные территории в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере находятся в зонах децентрализованного электроснабжения, поскольку из-за низкой плотности населения и минимальных объемов требуемой электрической нагрузки подключение потребителей к централизованному энергоснабжению в этих районах практически неосуществимо и/или экономически нецелесообразно. В этих регионах используются дизельные и бензиновые электростанции с достаточно высокой стоимостью получаемой электроэнергии.

Дизельные и бензиновые электростанции, а также коммунальные котельные, использующие в настоящее время уголь или мазут, можно заменить установками малой и средней мощности, работающими на биотопливе. Это позволит снизить стоимость электричества и тепла, а также добиться энергетической независимости.

Для стимулирования инвестиций в «зеленую» энергетику необходимо развивать механизм инвестирования в венчурные проекты среднего и малого бизнеса. Кроме того, необходимо создать инфраструктуру демонстрационных площадок и пилотных производств, позволяющих представить возможности российских технологий в области ВИЭ.

Стремительной растущий мировой спрос на биотопливо создает экспортные возможности для России, которая в перспективе может поставлять за рубеж не только пеллеты, но и биоэтанол, биобутанол, биодизель, авиационный биокеросин.

Таким образом, благодаря принятым мерам поддержки мощности по производству электроэнергии и тепловой энергии из ВИЭ быстро растут.

1 Министерство энергетики Российской Федерации. - https://minenergo.gov.ru/

2 Федеральная служба государственной статистики. - https://rosstat.gov.ru/price/

Тем не менее, биотопливо пока не составляет конкуренцию традиционным видам топлива. Россия отстала от других промышленно развитых стран по использованию ВИЭ, несмотря на то что наша страна располагает большими объемами потенциального сырья.

Наиболее перспективным сырьем для производства биотоплива в России являются отходы сельского хозяйства, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Для развития рынка биотоплива и расширения использования ВИЭ в региональных топливно-энергетических балансах необходимо:

• обеспечить системную поддержку развитию ВИЭ со стороны государства;

• развивать механизм инвестирования в высокорисковые проекты малого и среднего бизнеса;

• создать инфраструктуру для пилотных производств и демонстрационных площадок, на которых будут демонстрироваться технологические решения в области ВИЭ;

• разработать механизм экономического стимулирования внедрения практик выработки электрической и тепловой энергии из отходов;

• разработать меры поддержки экспорта биотоплива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.