Научная статья на тему 'Возможность использования возобновляемых источников энергии на территории республики Коми'

Возможность использования возобновляемых источников энергии на территории республики Коми Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
832
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (ВИЭ) / БИОТОПЛИВО / ЛЕСНОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левина И. В.

В статье рассматриваются вопросы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, отмечен опыт международного сотрудничества по этим вопросам, приводятся изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей развитие альтернативной энергетики. Дается оценка возможности использования возобновляемых источников энергии на территории Республики Коми на основе анализа производства и потребления электроэнергии, а также с учетом имеющегося потенциала для развития биоэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность использования возобновляемых источников энергии на территории республики Коми»

УДК 620.9 (470.13)

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ*

И. В. ЛЕВИНА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики отраслевых производств Е-mail: ilevina@sfi. komi. com Сыктывкарский лесной институт

В статье рассматриваются вопросы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, отмечен опыт международного сотрудничества по этим вопросам, приводятся изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей развитие альтернативной энергетики. Дается оценка возможности использования возобновляемых источников энергии на территории Республики Коми на основе анализа производства и потребления электроэнергии, а также с учетом имеющегося потенциала для развития биоэнергетики.

Ключевые слова: биоэнергетика, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), биотопливо, лесной сектор экономики, развитие, потенциал.

До недавнего времени по целому ряду причин, и прежде всего из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья, вопросам развития использования возобновляемых источников энергии в энергетической политике России уделялось сравнительно мало внимания. В последние годы ситуация стала заметно меняться. Необходимость борьбы за лучшую экологию, новые возможности повышения качества жизни людей, участие в мировом развитии прогрессивных технологий, стремление повысить энергоэффективность экономического развития, логика международного сотрудничества - эти и другие

* Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ № 12-12-11000 а (р) «Инструменты устойчивого управления лесным комплексом финно-угорских стран и их использование в инновационном развитии Северных регионов».

соображения способствовали активизации национальных усилий по созданию более зеленой энергетики, движению к низкоуглеродной экономике.

Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд т условного топлива (т у. т.). Доля электроэнергии, вырабатываемой в России с использованием возобновляемых источников, в 2008 г. составила около 1 % без учета ГЭС мощностью свыше 25 МВт, а с учетом последних - свыше 17 %. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе возобновляемых источников энергии, составил около 3 %, или 2 000 млн Гкал.

Правительство РФ в январе 2009 г. своим распоряжением определило основные направления государственной политики в области развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г. и установило целевые показатели использования ВИЭ в сфере электроэнергетики [9].

эти показатели предусматривают увеличение доли использования ВИЭ (кроме ГЭС мощностью свыше 25 мВт) с 0,9 % в 2008 г. до 1,5 % в 2010 г., а также до 2,5 % - к 2015 г. и до 4,5 % - 2020 г., что составит около 80 млрд кВтч годовой выработки электроэнергии с использованием ВИЭ при 8,5 млрд кВтч годовой выработки в настоящее время. Таким образом, к 2020 г. планируется увеличить долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии до 4,5 % без учета крупных ГЭС и до 19-20 % - с учетом последних [9].

Нормативная база продолжает активно дорабатываться. В то же время уже не первый год эксперты говорят о том, что для полноценного развития альтернативной энергетики в России не хватает нормативно-правовой базы. К концу 2011 г. была завершена разработка проекта комплекса мер по стимулированию производства электрической энергии на основе использования ВИЭ. В настоящее время документ направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти для окончательной отработки и внесения в Правительство РФ.

комплекс мер включает в себя предложения по изменениям в федеральном законодательстве и нормативно-правовых актах, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности возобновляемой энергетики. В частности, предлагается установить заявительный порядок оформления квалификации генерирующих объектов на основе Виэ на любой стадии реализации инвестиционного проекта. В настоящее время квалификация осуществляется в разрешительном порядке после завершения строительства, ввода объекта в эксплуатацию и присоединения его к коммерческой системе оптового рынка. кроме того, предлагается ввести дополнительные критерии квалификации генерирующего объекта на основе Виэ, а именно его соответствие критериям экологической эффективности и локализации производства технологического оборудования на территории Российской Федерации, используемого в генерирующих объектах. Также в комплексе мер содержится предложение изменить порядок реализации приоритетного права продажи электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ, сетевым организациям для компенсации потерь электроэнергии. Для расширения круга потенциальных инвесторов дополнительно предлагается разрешить сетевым организациям осуществлять деятельность по производству электрической энергии на основе использования Виэ для компенсации потерь электрической энергии в сетях.

В целях распределения дополнительной тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии между федеральным центром и субъектами Федерации комплексом мер предусматривается частичное субсидирование увеличения цены на электрическую энергию, произведенную с использованием Виэ и приобретаемую сетевыми организациями для компенсации потерь в сетях.

комплексом мер предлагается также внести уточнения в ряд положений, определяющих орга-

низацию государственного регулирования развития использования ВИЭ. В настоящее время целевой показатель развития использования Виэ определен Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» как объем производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии. В связи с практической невозможностью определения данного показателя предлагается заменить его на показатель суммарной установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в Российской Федерации и субъектах Федерации. Это также позволит повысить роль исполнительных органов власти субъектов Федерации в планировании и координации развития использования ВИЭ [10].

Наличие в России уникальных запасов углеводородного сырья не является препятствием для развития использования ВИЭ. Кроме того, значительные ресурсы энергоносителей позволяют избежать стратегических ошибок в выборе оптимальных технологий и направлений развития ВИЭ и создать в России с учетом опыта западных стран, Китая и Японии собственные инновационные технологии и крупномасштабные проекты.

Позитивным итогом 2010 г., который действительно может стимулировать развитие альтернативной энергетики в России, несомненно, можно назвать запуск программы Международной финансовой корпорации ШС по развитию ВИЭ. Целью проекта является раскрытие потенциала рынка альтернативной энергетики в России.

По оценкам №С, для того чтобы довести уровень генерации ВИЭ, как планируют в Правительстве РФ, до 4,5 %, к 2020 г. необходимы вложения в объеме 50 млрд долл. Поэтому дополнительные средства в 10 млн долл. будут направлены корпорацией на создание условий для инвестиций на федеральном и региональном уровнях, а также на помощь банкам в разработке финансовых продуктов для возобновляемой энергетики. Тем не менее, пока основные инвестиции в развитие сектора альтернативной энергетики в России направляются не в генерацию «чистой» энергии, а в производство энергетического оборудования или источников для производства энергии, например топливных гранул [8].

Россия принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере инновационных

технологий. Обеспечивается взаимодействие с представителями стран - членов партнерств и участие российских организаций в деятельности:

• Международного энергетического агентства (МЭА), Международного Совета по большим энергетическим системам высокого напряжения - CIGRE;

• Международного партнерства по водородной экономике - IPHE;

• Международного партнерства по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (партнерство «Метан - на рынок») -M2M;

• Международного форума по секвестру углерода - CSLF;

• глобального партнерства по биоэнергетике -GBEP;

• в реализации инициативы по комплексному использованию вторичных ресурсов и отходов -3R: Reduce, Reuse, Recycle.

Развивается сотрудничество в области использования возобновляемых источников энергии в рамках Финансового фонда диалогового партнерства «Россия - АСЕАН». Прорабатывается вопрос о присоединении России к Международному агентству по возобновляемой энергетике IRENA.

Завершен подготовительный этап реализации проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Всемирного банка «Российская программа развития возобновляемых источников энергии» (РПРВИЭ), финансирование которого будет осуществлено российской стороной и ГЭФ на паритетных началах.

Завершается проект TACIS «Возобновляемые источники энергии и реконструкция ГЭС малых мощностей». начат подготовительный этап по реализации проекта ЕЭК ООН «Разработки энергетического сектора ВИЭ в Российской Федерации и странах СНГ» и ряд других проектов.

иностранные организации давно и успешно реализуют биоэнергетические проекты в России, однако они пока единичны. Так, на Северо-Западе страны реализуется шведская программа, по которой выполнено 12 проектов с переводом котельных на биотопливо и реконструкцией тепловых сетей. Подобные программы финансируются за счет иностранных средств, однако и реализуются исходя из установленных зарубежными партнерами требований, оборудование и технологии закупаются за рубежом.

Мировой опыт показывает, что первоначальный толчок развитию альтернативной энергетики, осо-

бенно в странах, богатых традиционными источниками, должен быть дан государством. В России же никакой поддержки этому сектору энергетической сферы практически не оказывается. В федеральном бюджете на 2012 г. не были предусмотрены никакие субсидии на развитие альтернативной энергетики. небольшое финансирование разработки технологий ВИЭ осуществлялось только в рамках проекта развития нанотехнологий [11].

Налицо и другие проблемы: невыгодность вложений в российскую альтернативную энергетику, неконкурентоспособность альтернативных ВИЭ по сравнению с традиционными ВИЭ и невозобновля-емыми источниками, отсутствие инфраструктуры развития альтернативной энергетики.

Возможность использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии на территории Республики Коми. Характеризуя энергосистему, осуществляющую электроснабжение потребителей Республики Коми, необходимо отметить, что на начало 2010 г. в регионе имелось 1 238 электростанций, включая дизельные и автономные резервные источники электропитания. Это на 3 % больше, чем на начало 2009 г. Из общего количества электростанций 70 - электростанции общего пользования, 523 - принадлежат организациям промышленного производства, 223 - организациям транспорта, 15 - сельскому и лесному хозяйству, 91 - строительным организациям, 316 - прочим хозяйствующим субъектам. общая установленная мощность станций - 2,5 млн кВт.

максимальный в республике объем электроэнергии по-прежнему производится в г. Печоре (41 %). Также существенные объемы производятся в городах Сыктывкаре (25 %), Сосногорске (17 %) и Воркуте (13 %). Теплоэнергия производится во всех городах и районах республики.

Энергосистема республики состоит из пяти энергоузлов: Воркутинского, Интинского, Печорского, Ухтинского и Южного, соединенных системообразующими одноцепными ВЛ 220 кВ протяженностью 930 км. Общая протяженность электрических сетей составляет: ЛЭП 220 кВ - 1,8 тыс. км, ЛЭП 110 кВ -4,2 тыс. км, 35 кВ и ниже - более 19 тыс. км.

Энергосистема Республики коми объединяет электростанции, принадлежащие ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», ОАО «Монди СЛПК» и электрические сети филиала ОАО «МРСК Северо-Запада», «Ко-

миэнерго», ОАО «ФСК ЕЭС» и других субъектов рынка электроэнергии Республики Коми [13].

Информация о производстве тепловой и электроэнергии на территории Республики Коми в динамике до 2011 года представлена в табл. 1 и 2.

Производство электроэнергии в республике определяется внутренними потребностями. За пределы республики передается 7 % производимой электроэнергии, поступает из-за пределов республики (из Кировской области) - менее 1 %.

Потребление электроэнергии населением и организациями по видам экономической деятельности представлено в табл. 3.

Таблица 1

Производство электро- и теплоэнергии

в Республике Коми в 2005-2010 гг.

Год Производство электроэнергии, млн кВт^ч Производство теплоэнергии, млн Гкал

2005 8 409,4 20,0

2006 8 880,0 20,6

2007 9 111,0 19,4

2008 9 503,9 19,5

2009 9 414,7 19,5

2010 9 263,0 19,3

Производство электро- и

Из анализа данных табл. 1 и 3 видно, что производство электроэнергии в Республике Коми превышает ее потребление на 644,6 млн кВт ч в 2009 г. и на 430,7 млн кВт ч в 2010 г. Энергосистема республики формально избыточна по электрической мощности: резерв составляет около 40 %, однако фактически мощность заперта в северной части энергосистемы за ВЛ 220 кВ «Ухта - Синдор». При этом Южный энергоузел республики является дефицитным. От 50 до 70 % нагрузки Южного энергоузла обеспечивает ТЭЦ ОАО «Монди СЛПК», от 40 до 60 % - ВЛ 220 кВ «Ухта - Микунь» [12].

Несмотря на наличие больших запасов ископаемого топлива, сосредоточенных на севере республики, из-за значительной протяженности территории с севера на юг стоимость энергоносителей для южных районов возрастает в 1,5-3,2 раза. Это обстоятельство является основной причиной убыточности сельских муниципальных котельных, обеспечивающих теплоснабжение объектов социальной сферы и частично жилого фонда. При этом основной вид деятельности данных сел и поселков сосредоточен в лесопромышленном производстве -лесозаготовке и деревообработке, обеспечивающем

Таблица 2

ргии в Республике Коми в 2011 г.

Показатель 2011 2011 к 2010, % Декабрь 2011 г. Декабрь 2011 г., °%

к декабрю 2010 к ноябрю 2011

Электроэнергия, млн кВт-ч 9 994,7 108 999,8 108 111

Тепловая энергия, млн Гкал 17,9 92 2,0 82 117

Тепловая энергия, отпущенная тепловыми электростанциями, млн Гкал 6,4 95 0,7 89 112

Тепловая энергия, отпущенная котельными, млн Гкал 10,6 90 1,3 81 120

Таблица 3

Потребление электроэнергии населением и организациями по видам экономической деятельности в 2005-2010 гг., млн кВт^ч

Вид экономической деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 104,1 85,8 104,1 87,4 78,8 86,0

Добыча полезных ископаемых 1 992,6 2 084,1 2 162,1 2 206,6 2 283,0 2 283,2

Обрабатывающие производства 2 204,4 2 303,3 2 336,3 2 330,8 2 274,8 2 361,4

Производство и распределение электроэнергии, 966,3 1 056,3 1 063,7 1 098,5 1 068,7 1 121,7

газа и воды

Строительство 114,1 122,3 143,9 155,2 104,1 76,3

Транспорт и связь 484,5 560,7 598,0 614,0 534,0 519,0

Предоставление прочих коммунальных, 120,5 92,1 91,2 71,4 83,7 67,0

социальных и персональных услуг

Прочие виды экономической деятельности 516,8 524,8 594,6 552,3 605,0 617,2

Потребление населением 664,8 703,9 701,9 752,1 763,5 787,2

Потери в сетях общего пользования 872,3 932,0 902,0 957,6 974,5 913,3

Итого... 8 040,5 8 465,4 8 697,8 8 825,9 8 770,1 8 832,3

достаточными ресурсами древесной биомассы (дровяная и иная низкосортная древесина, отходы лесозаготовок, в том числе от санитарных рубок леса, отходы деревообработки, которая может быть использована в энергетических целях).

Потенциал возможного освоения местных топливных ресурсов (дрова, отходы лесозаготовки, биогаз) и возобновляемые источники энергии (гидро- и ветроэнергетика) в Республике Коми оценивается в 650 тыс. т у. т. в год. Современный уровень использования - менее половины. В республике скопилось столько древесной биомассы, что ею можно топить 40-45 % котельных, работающих сейчас на мазуте. Сухая щепа, по сути, равна по калорийности каменному углю, однако сейчас в абсолютном большинстве котельных в сельских районах республики используется именно уголь или, того хуже, мазут [14].

Большинство муниципальных, а также промышленных систем отопления в Коми, как во множестве других регионов Российской Федерации, работает на природном газе. При этом цена на газ растет и будет, как ожидается, расти далее. Древесные отходы предприятий Коми по механической и химической переработке древесины представляют огромный энергетический потенциал.

В соответствии с Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года целевым ориентиром на указанный период является увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии.

Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года предписано использование возобновляемых энергоресурсов: древесного топлива, отходов лесоперера-ботки. Строительство и ввод в эксплуатацию малой ГЭС является приоритетной задачей, решение которой необходимо для качественного и доступного по цене обеспечения тепло- и электроэнергией внутренних и внешних потребителей.

Сфера интересов Республики Коми в развитии возобновляемой энергетики состоит в следующем:

• исполнение задач в области охраны окружающей среды (включая производство биотоплива

из промышленных отходов);

• организация производства твердого биотоплива

(древесных гранул) для внутреннего потребления и на экспорт; • решение вопросов тепло- и электроснабжения населенных пунктов и промышленных объектов, находящихся в зонах децентрализованного энергоснабжения.

Для развития малой энергетики в центральных и южных районах республики есть большой потенциал неиспользуемого древесного биотоплива в виде отходов лесозаготовок, порядка 300 тыс. т у. т. Наиболее богатыми биотопливом являются районы: Усть-Куломский - 67 тыс. т у. т., Прилузский -56,3 тыс. т у. т., Корткероссий - 44 тыс. т у. т., Удор-ский - 43 тыс. т у. т.

В настоящее время 70 % отходов деревообработки используется в качестве топлива для выработки энергии. На крупных предприятиях лесопромышленного комплекса Республики Коми установлены котельные на отходах лесопиления и деревообработки, позволяющие получать теплоэнергию для отопления производственных помещений и обслуживания сушильных камер. В табл. 4 указаны предприятия, использующие древесные отходы.

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» планирует в 2012 г. ввод котла КМ-90 на коро-древесных отходах, сжигающего за 1 час 42 т этого топлива. Эффективная лесопереработка предполагает стопроцентную переработку сырья, в том числе древесных отходов и низкосортной древесины.

Республика Коми обладает значительными древесными ресурсами для производства энергии

Таблица 4 Объем перерабатываемой биомассы предприятиями Республики Коми в 2009 г., т

Объем перерабатываемой биомассы

Наименование Объем использо-

предприятия Всего ванных древесных

отходов в качестве топлива

ОАО «Монди 519 144 515 485

Сыктывкарский ЛПК»

ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» 92 500 31 053

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Сыктывкарский 59 000 5 882

фанерный завод»

ООО «СевЛесПил» 75 000 14 100

ОАО ЛПК 84 200 60 000

«Сыктывкарский ЛДК»

ЗАО «Леском» 75 000 8 462

ООО «Лузалес» 41 000 8 000

Итого... 973 400 558 432

и биотоплива, но они не используются достаточно эффективно: в республике всего две коммунальные котельные работают на щепе. Для сравнения отметим, что в Архангельской области планируется в ближайшее время перевести на биотопливо более 200 котельных. Вместе с тем в лесопромышленном комплексе Республики Коми остро стоит проблема переработки низкосортной древесины и отходов лесопильных и деревообрабатывающих производств, что не дает лесному комплексу эффективно развиваться.

За последнее время Минпромэнерго Республики Коми включило целый ряд предложений в новые инвестиционные проекты по переработке низкосортного древесного сырья. Практически все они связаны со строительством крупных лесопильных производств и предусматривают выпуск топливных гранул или брикетов.

Планируется, что реализация пилотных проектов в этой сфере начнется с Удорского района, где уже работают котельные на щепе. На базе этого района, а также лесоизбыточного Троицко-Печор-ского района будет отлажен процесс лесозаготовки и производства щепы на делянке, решен вопрос по обновлению оборудования котельных [4].

Обращаясь к опыту финно-угорских стран, необходимо отметить, что Финляндия является одним из технологических лидеров по использованию биотоплива в энергетике. Самая мощная в мире электростанция, сжигающая биомассу, - Oy Alholmens Kraft, Пиетарсаари (Финляндия). Ее мощность - 265 МВт электроэнергии и 160 МВт тепловой энергии. По природно-климатическим и географическим условиям территории Финляндии и Республики Коми похожи, поэтому подобные технологии энерго- и теплоснабжения для нас вполне применимы. Финляндия является мировым лидером в использовании возобновляемых ресурсов в генерации. В отдельных ее частях показатель использования биотоплива в коммунальной сфере достигает 60 %.

В Республике Коми создается рабочая группа по разработке программы по использованию низкосортной древесины и отходов лесопереработки в качестве топлива для производства горячей воды и тепловой энергии. Результатом работы группы должна стать долгосрочная республиканская целевая программа по развитию в Республике Коми биоэнергетики и использованию древесных отходов и низкосортной древесины в коммунальной энер-

гетике и генерации тепловой и электроэнергии. Программа будет способствовать повышению экономической эффективности деревообрабатывающих производств, снижению тарифов на тепловую энергию и горячую воду для населения, полной переработке отходов и охране окружающей среды.

Однако расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии препятствует ряд барьеров - технических, финансовых и информационных. Выделим некоторые из указанных барьеров:

1) слабое развитие производства разных видов биотоплива. Несмотря на значительные объемы неиспользуемых древесных отходов, образующихся при лесопилении, а также переизбыток низкосортной древесины, в нашей республике крайне слабо развиты производства по выпуску различных видов биотоплива, таких как топливные брикеты и пеллеты. Следует отметить, что брикетные и пеллетные производства активно развиваются в Вологодской, Архангельской, Ленинградской областях, которые поставляют продукцию в Европу, а также развивают внутренний рынок их потребления;

2) проблемы с финансированием. Основной причиной, тормозящей развитие рынка биотоплива, можно считать недоступность кредитных ресурсов на закупку оборудования, особенно для небольших компаний, а также сложности с привлечением инвесторов, поскольку речь идет о том, чтобы побудить инвесторов вкладывать средства в пока не приносящий им прибыли вид деятельности;

3) не сформирован внутренний рынок потребления. При больших производствах брикетного топлива оно должно реализовывать до 80 % своей продукции на экспорт, а остальное - на внутреннем рынке региона. Топливо данного вида должно сжигаться на специально подготовленных котельных установках. Но в самой республике большого спроса на брикеты пока нет, как нет и специальных котельных установок;

4) отсутствие государственной поддержки альтернативной энергетики. В принятом бюджете Российской Федерации на 2012 и прогнозный 2013 г. субсидии на развитие возобновляемых источников энергии не предусмотрены [1];

5) технологические сложности. Энергетическое использование древесных отходов может быть

экономически эффективным только при определенных условиях. Необходим определенный уровень машинизации и автоматизации процессов сбора, транспортировки и загрузки топлива, тип котла и мощность котельной установки, а также теплотворная способностью топлива и т. д. Одним из основных условий повышения эффективности энергетического использования древесных отходов является правильный выбор технологии и оборудования для переработки и подачи древесного топлива к энергоустановкам [5]. Стимулировать развитие альтернативной энергетики мог бы ряд мер, действующих сегодня в

десятках стран:

• налоговые льготы производителям «зеленой» энергии - например освобождение от налога на прибыль сроком на пять лет, или от уплаты НДС [3];

• применение «зеленого тарифа» - преимущество для производителей «чистой» энергии, которое действует более чем в 60 странах, в том числе в большинстве стран ЕС, Канаде, Китае, Израиле, Австралии, С недавнего времени «зеленый тариф» введен также на Украине. Это специальная высокая цена, по которой закупается электроэнергия, произведенная при помощи альтернативных источников энергии: солнца, ветра, воды, тепла земли, биогаза и других источников. Это один из самых распространенных и эффективных стимулов развития «чистой» энергетики [2];

• ускоренная амортизация оборудования: еще осенью 2011 г. Минэнерго России начало работу по включению оборудования для возобновляемой энергетики в список основных средств, подлежащих ускоренной амортизации. Оборудование для возобновляемых источников энергии и биоэнергетики планировалось включить в постановление Правительства РФ по формированию списка основных средств, которые подлежат амортизации по ускоренной процедуре. Однако дальше постановления эта процедура пока не продвинулась;

• гранты на НИОКР в области нетрадиционной энергетики. К примеру, в Жешарте Усть-Вымского района на средства гранта из бюджета Республики Коми вот-вот откроется завод по производству брикетов не только из стружек и опилок, но и из шлифовочной пыли - разновидности отходов «Жешартского фанкомбината» [7].

Что касается возможных источников финансирования проектов по развитию биоэнергетики в Республике Коми, то одним из механизмов финансовой подпитки могут стать средства Северной финансовой экологической корпорации (НЕФКО), созданной в 1990 г. при поддержке Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Деятельность НЕФКО сосредоточена на финансовой поддержке малых и средних проектов, которые имеют важный экологический эффект и приводят к снижению затрат и ресурсов. Речь идет об энергосбережении, производстве энергии, в частности посредством использования возобновляемых источников. Средства НЕФКО можно использовать на реализацию проектов модернизации предприятий, продвижение экологических проектов, направленных на сокращение выбросов и потребления энергии, развитие переработки различных отходов.

В рамках программ НЕФКО муниципалитеты могут взять кредитные ресурсы на замену устаревшего котельного оборудования и перевод котельных на древесные отходы, организацию производства биотоплива (брикетов, пеллет, древесного угля) на местах, закупку энергоэффективных технологий для установки их на объектах соцкультбыта, в жилых домах [6].

Несмотря на имеющиеся сложности в развитии альтернативной энергетики, богатая лесом Республика Коми может в полной мере обеспечить свои потребности экологически чистой энергией, и первые шаги на этом пути уже сделаны.

Список литературы

1. Вахрушева К. «Зеленую» энергию можно будет купить и в России // Экология и право. 2011. № 41.

2. Исполатов С. Средства на развитие альтернативной генерации включат в цену электричества // «РБК daily» от 25.10.2011.

3. Клавдиенко В. Стимулирование развития нетрадиционной энергетики в странах ЕС // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 7. С. 62-72.

4. Комиинформ: информ. агентство Республики Коми. URL: http://www. komiinform. ru.

5. Кузнецов Н. Подготовка древесного топлива // ДЕРЕВО. RU. 2009. № 3. С. 144-146.

6. Лысаковская М. НЕФКО дает экологические кредиты // «Республика» от 15.06.2011. Сыктывкар.

7. Лысаковская М. Отходное дело и чистое производство. Когда в республике начнется реали-

зация проектов по биоэнергетике // «Республика» от 21.03.2012. Сыктывкар.

8. Минэнерго России представило меры государственной поддержки в области энергоэффективности, энергосбережения и развития использования ВИЭ // Энергетика и промышленность России. URL: http://www. eprussia. ru.

9. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года: утверждено распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р.

10. Официальный сайт Министерства энергетики РФ. URL: http://minenergo. gov. ru.

11. Сайт экологического объединения BELLONA. URL: http://www. bellona. ru.

12. Статистический ежегодник Республики Коми: сб. Сыктывкар: Комистат, 2011.

13. Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 2011-2015 годы: утверждены распоряжением Правительства Республики Коми от 29.04.2011 № 168-р.

14. Черницын В. Ученые Коми призывают заменить уголь и мазут щепой // «Красное знамя» от 16.04.2011. Сыктывкар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.