Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / VENTURE CAPITAL / INVESTMENTS / INVESTMENT FUNDS / FINANCIAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохина С.А.

в статье рассматривается опыт развития рынка венчурного капитала в зарубежных странах, особенное внимание уделено обобщению данного опыта в развитии национальной инновационной системы Китая, Израиля и Южной Кореи. В статье определены основные элементы государственной политики, позволившие данным странам достичь значимых успехов при развитии рынка венчурного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VENTURE CAPITAL MARKET DEVELOPMENT: FOREIGN EXPERIENCE

the article discusses the experience of developing the venture capital market in foreign countries, special attention is paid to the generalization of this experience in the development of the national innovation system of China, Israel and South Korea. The article identifies the main elements of public policy that enabled these countries to achieve significant success in the development of the venture capital market.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 336.02

Анохина С.А. студент

4 курс, направления подготовки «Экономика» научный руководитель: Анохина Л.В., к. э.н.

доцент

кафедра финансового менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал

Россия, г. Калуга

РАЗВИТИЕ РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

Аннотация - в статье рассматривается опыт развития рынка венчурного капитала в зарубежных странах, особенное внимание уделено обобщению данного опыта в развитии национальной инновационной системы Китая, Израиля и Южной Кореи. В статье определены основные элементы государственной политики, позволившие данным странам достичь значимых успехов при развитии рынка венчурного капитала.

Ключевые слова - венчурный капитал, инвестиции, инвестиционные фонды, финансовый рынок.

Anokhina S.A. student

4 - year, training areas "Economics"

Anokhina L.V. associate professor department of financial Management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Kaluga branch

Russia, Kaluga

VENTURE CAPITAL MARKET DEVELOPMENT: FOREIGN

EXPERIENCE

Annotation - the article discusses the experience of developing the venture capital market in foreign countries, special attention is paid to the generalization of this experience in the development of the national innovation system of China, Israel and South Korea. The article identifies the main elements of public policy that enabled these countries to achieve significant success in the development of the venture capital market.

Key words - venture capital, investments, investment funds, financial market.

Принимая во внимание системную значимость рынка венчурного капитала для развития национальной инновационной системы и экономики в

целом, правительства развитых стран прикладывают значимые усилия для развития соответствующего рыночного сегмента.

Впервые использование рынка венчурного капитала в качестве катализатора процесса коммерциализации инноваций было апробировано в США в 1960-1970-е годы. Впоследствии американский опыт многократно реплицировался и адаптировался под региональные особенности страны, в которой происходило становление и развитие рынка, однако всегда сохранялась степень вовлечения государства, соответствовавшая этапу эволюции рынка.

К наиболее ярким примерам оправданности усилий по развитию рынка венчурного капитала можно отнести опыт Израиля и Китая. И Израиль, и Китай смогли чуть более чем за 10 лет создать развитую экосистему венчурного инвестирования.

В 2005 году суммарный объем сделок, совершаемых на рынке венчурного капитала Китая, не превышал 1,5 млрд долларов США, а уже в 2017 году данный показатель составил 65 млрд долларов США.

Подобные результаты были бы невозможны без системной и последовательной государственной политики, основные элементы которой включали в себя:

- разработку и утверждение государственного плана развития науки и технологий;

- допуск пенсионных фондов и страховых компаний на рынок венчурных инвестиций; допуск и создание стимулов для участия иностранных инвесторов в капитале создаваемых венчурных фондов;

- имплементацию комплексной программы по привлечению высококвалифицированных специалистов;

- стимулирование развития фондового рынка.

За последние 10 лет правительством Китая проделана значительная работа по развитию рынка венчурного капитала, которая уже приносит свои плоды. Так, доля суммарного объема сделок на рынке венчурного капитала по отношению к ВВП страны за последние годы увеличилась с 0,11 до 0,54 %, а суммарное количество ежегодно совершаемых сделок выросло более чем в 6 раз — 400 сделок в 2007 году, 2750 сделок в 2017 году.

Сопоставимые темпы роста и динамику развития десятилетием ранее продемонстрировал Израиль. К основным элементам государственной политики, позволившей Израилю достичь значимых успехов при развитии рынка венчурного капитала, можно отнести:

- инициативы государственно-частного партнерства по созданию венчурных фондов с привлечением зарубежного капитала и высококвалифицированных инвестиционных специалистов;

- национальную программу технологических инкубаторов;

- создание нормативного и регуляторного периметров для совместной разработки технологий университетскими лабораториями и частными корпорациями;

- системную консультационную поддержку технологических компаний ранних стадий, в том числе в рамках оценки технологического и коммерческого потенциала продукта, подготовки и оформления патентных заявок, бизнес-планирования, создания и апробации прототипа продукта, построения связей с международным и инвестиционным сообществами.

Благодаря системной и последовательной государственной поддержке рынка венчурного капитала суммарный объем сделок в 2017 году достиг 2 млрд долларов США. Ежегодно на рынке совершается порядка 350-400 сделок, а доля суммарного объема сделок по отношению к ВВП страны достигла 0,60 % [1,45].

На основании проведенного анализа становления и развития рынка венчурного капитала широкого спектра стран можно утверждать, что для каждого этапа становления указанного рынка характерны свои ключевые инструменты государственного стимулирования. В соответствии со стадиями развития рынка венчурного капитала — зарождающийся, развивающийся, зрелый — можно выделить следующие, наиболее критичные для имплементации государством инструменты:

- развитие механизмов государственно-частного партнерства для создания инвестиционных фондов со специальными условиями распределения прибыли и убытков между разными типами инвесторов;

- посредничество государства между потребителями и поставщиками инноваций;

- допуск и стимулирование участия институциональных инвесторов (прежде всего пенсионных фондов) на рынок венчурных и прямых инвестиций.

В рамках первого направления на рынке создаются инвестиционные фонды, включающие частный и государственный капитал, предусматривающие специальные условия по распределению прибыли и убытков от инвестиционной деятельности. Указанный инструмент используется в целях стимулирования привлечения частного капитала на рынок венчурных инвестиций.

Так, для осуществления венчурных инвестиций в Южной Корее был создан фонд «Future Creation fund» с капиталом более 450 млн долларов США, две трети из которого сформированы за счет частного капитала. В фонде предусмотрены следующие принципы:

- частные инвесторы получают определенную часть от прибыли в приоритетном порядке. Оставшаяся часть прибыли делится между частными инвесторами и государством;

- в случае убытка государство покрывает до 18 млн долларов США потерь. Частный инвестор несет потери, только если убыток превышает указанную сумму.

- организацию и проведение совместных, публичных закупочных процедур, обмен знаниями о закупке профильных инноваций.

Указанные механизмы призваны обеспечить максимизацию эффективности процессов публичных закупок для разрешения определенных бизнес-задач (включая закупки для государственных нужд). Они получили широкое применение в странах Евросоюза (Испания, Великобритания, Нидерланды) [2,568].

Указанные инструменты широко используются инвесторами в Южной Корее. В частности, в 2016 году там был создан фонд фондов «The Growth Ladder Fund», который объединил государственные средства под управлением независимой управляющей компании. Фонд фондов не производит вложений напрямую в какой-либо бизнес, а направляет средства в пользу так называемых «фондов-посредников» — наиболее успешных национальных фондов венчурных инвестиций. «Фонды-посредники» имеют свой инвестиционный фокус на различных индустриях или стадиях развития компаний, что позволяет обеспечивать преемственность и сбалансированность инвестиционной поддержки.

В России развитие рынка венчурных инвестиций признано необходимым элементом для формирования в Российской Федерации инновационной экономики, в том числе, оно заложено в План мероприятий по стимулированию инновационного развития России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 1817-р. На сегодняшний день ключевую роль по содействию развития российского венчурного рынка играют государственные институты развития через оказание финансовой и нефинансовой поддержки [3, 28]. Институты развития решают конкретные задачи в сфере инноваций, оказывают поддержку на определенной стадии инновационного цикла, поддерживают значимые для становления инновационной экономики отрасли, участвуют в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, предусмотренных в правительственных программах.

Использованные источники:

1. Анохина Л.В. Совершенствование государственного регулирования венчурного капитала в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-1. С. 44-46.

2. Горбатов А.В., Шаурина О.С. Противостояние России и стран запада в условиях применения экономических санкций / Фундаментальные исследования. 2016. № 9-3, с. 565-570.

3. Лесина Т.В. Анохина Л.В. Обеспечение экономической безопасности региона. Курс на финансовую грамотность / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. № 9, с. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.