Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ВИДЕ УДАЛЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ВИДЕ УДАЛЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / УДАЛЁННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прохорова Н.Д.

В период пандемии COVID-19 отмечен непрерывно растущий спрос на оказание телемедицинских услуг в формате удаленных консультаций.Цель исследования. В данном обзоре проанализированы 24 научные публикации, литературные данные в базах PubMed, eLibrary, «Гарант», «Консультант» и ВОЗ по данному вопросу. Цель обзора - оценка современного состояния и возможных путей решения проблемных вопросов развития рынка телемедицинских услуг.Материалы и методы. Методом исследования являлся систематический обзор. В результате проведённой работы было выявлено, что развитие рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций в Российской Федерации происходит значительно медленнее, чем за рубежом, по причине наличия в законодательной базе отдельных положений, затрудняющих расширение горизонтов применения телемедицинских услуг. Наиболее значимы вопросы обеспечения адаптации правового поля, технической безопасности конфиденциальности информации, страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников и гарантий прав пациента.Результаты. Был сделан вывод, что, в связи с представленным на рассмотрение проектом экспериментального правового режима в Российской Федерации, ожидается развитие рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций.Выводы. Данная тенденция будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TELEMEDICINE SERVICES MARKET IN THE FORM OF REMOTE CONSULTATIONS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

During the COVID-19 pandemic, there was an ever-increasing demand for telemedicine services in remote consultation format. This review analyzed 24 scientific publications, literary data in PubMed, eLibrary, «Guarantor», «Consultant» and WHO databases on this issue.The purpose of the study. The purpose of the review is to assess the current state and possible ways to address problematic issues in the development of the market for telemedicine services.Materials and methods. The research method was systematic review. As a result of the work carried out, it was revealed that the development of the market of telemedicine services in the form of remote consultations in the Russian Federation is much slower than abroad, due to the presence of certain provisions in the legislative framework, making it difficult to expand the horizons of telemedicine applications.Results. The most important issues are ensuring the adaptation of the legal framework, technical security of confidentiality of information, insurance of the risk of professional responsibility of medical workers and guarantees of patient rights. It was concluded that the development of the market for telemedicine services in the form of remote consultations was expected in connection with the pilot legal regime submitted for consideration in the Russian Federation.Findings. This trend will contribute to improving the availability and quality of health care.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ВИДЕ УДАЛЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-78-86 УДК: 614.2

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ВИДЕ УДАЛЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ C□VI□-^Э

Н.Д. Прохороваа И

а Национальный центр управления обороной Российской Федерации, г. Москва, Россия

И Автор для корреспонденции: Прохорова Н.Д.

АННОТАЦИЯ

В период пандемии COVID-19 отмечен непрерывно растущий спрос на оказание телемедицинских услуг в формате удаленных консультаций.

Цель исследования. В данном обзоре проанализированы 24 научные публикации, литературные данные в базах РиЬМес1, еИЬгагу, «Гарант», «Консультант» и ВОЗ по данному вопросу. Цель обзора - оценка современного состояния и возможных путей решения проблемных вопросов развития рынка телемедицинских услуг.

Материалы и методы. Методом исследования являлся систематический обзор. В результате проведённой работы было выявлено, что развитие рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций в Российской Федерации происходит значительно медленнее, чем за рубежом, по причине наличия в законодательной базе отдельных положений, затрудняющих расширение горизонтов применения телемедицинских услуг. Наиболее значимы вопросы обеспечения адаптации правового поля, технической безопасности конфиденциальности информации, страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников и гарантий прав пациента.

Результаты. Был сделан вывод, что, в связи с представленным на рассмотрение проектом экспериментального правового режима в Российской Федерации, ожидается развитие рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций. Выводы. Данная тенденция будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, телемедицинские услуги, удалённые консультации, экспериментальный правовой режим. Для цитирования: Прохорова Н.Д. Развитие рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций в период пандемии СОУЮ-19 // Менеджер здравоохранения. 2023; 5: 78-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-78-86

Введение

конце 2019 года в городе Ухань (Китай) .появились пациенты с пневмонией неизвестной этиологии. Через короткое время это инфекционное заболевание поразило не только жителей Китая, но и весь мир. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии СОУЮ-19.

Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента [1].

В нашей стране и за её пределами в период пандемии СОУЮ-19 развитие цифровых инноваций в формате дистанционного предоставления

медицинских услуг посредством телекоммуникационных технологий оказалось исключительно востребованным на рынке медицинских услуг [2, 3]. Данные технологии стремительно идут вперед в основных мировых центрах экономического роста, получив в связи с пандемией беспрецедентные возможности развития [3]. Важно отметить, что до пандемии мощным толчком к развитию телемедицины послужило принятие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2018 году, предложившей объединение всех стран в разработке общей концепции технологий дистанционного оказания медицинской помощи с целью обширного охвата населения услугами здравоохранения [4].

С учётом непрерывно растущей актуальности данной темы, цель исследования заключается в анализе современного состояния проблемы и возможных путей разрешения противоречий в вопросах правового и ресурсного обеспечения развития телемедицинских технологий.

© Прохорова Н.Д., 2023 г.

Менеджер / Мападег № 5

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

Материалы и методы

В данной работе проанализированы двадцать четыре научные работы в базах данных PubMed, eLibrary, «Гарант», «Консультант» и ВОЗ, взятых из официальных источников с применением ключевых слов «телемедицина», «рынок», «пандемия», «COVID19», «COVID-19 pandemy», «telemedicine services», «experimental», «legal regime».

Все материалы были проанализированы автором настоящего обзора. По материалам публикаций сформулированы ключевые позиции и выводы, проведена систематизация полученных данных и сформулированы основные положения обзора.

Результаты

В процессе анализа материалов исследования были получены следующие результаты. История развития телемедицинских проектов в мире имеет столетний опыт [5]. Существует сервис TAdviser, дающий возможность провести оценку и получить информацию о множестве проектов, находящихся на стадии разработки или уже разработанных в области телемедицины. [6] Наиболее масштабными являются международные проекты, посвященные определенной тематике, например, проблемам лечения определенных заболеваний или болезней определенной группы, поиску доноров костного мозга и других. Активно развиваются и международные проекты, проводимые Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в странах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.

ВОЗ также разработала онлайн-платформу глобального реестра технологий, получившую название «Цифровой атлас здоровья». Документ призван улучшить координацию деятельности в области цифрового здравоохранения во всём мире и обеспечить доступ к современным передовым методам в этой области [7].

Согласно Проекту решения чрезвычайной сессии, проведенной с 29 ноября по 1 декабря 2021 года, ВОЗ планирует создать межправительственный переговорный орган для подготовки и согласования проекта «Пандемического соглашения». По информации, опубликованной Reuters, «Пандемическое соглашение» будет готово в мае 2024 года.

В разряд международных систем телемедицины следует отнести и инициативу «Медицинские миссии для детей». В 2022 году в целях защиты здоровья женщин и девочек и предупреждения небезопасных абортов, ежегодная численность которых в настоящее время оценивается на уровне

25 миллионов, ВОЗ выпускает новое руководство по оказанию помощи, связанной с прерыванием беременности. Рецепты на препараты для прерывания беременности, которые направляются пациентке по почте, должны предлагаться в качестве альтернативы личным встречам [8].

Во всем мире в условиях пандемии COVID-19 в связи с ограничением доступа к медицинскому обслуживанию для людей, употребляющих наркотики и получающих лечение в связи с расстройствами, связанными с их употреблением, остро обозначилась проблема защиты здоровья населения, обеспечения безопасности и стабильности общества. В связи с поставленной задачей Президент Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) Корнелис П. де Джончиер в своем послании заявил: «Во время этого глобального кризиса я не могу не подчеркнуть, что для правительств по-прежнему важно обеспечить постоянный доступ к контролируемым лекарственным средствам для всех медицинских потребностей, связанных с COVID-19, а также для других неотложных медицинских нужд, связанных с облегчением боли и паллиативной помощью для онкологических больных, лечения психиатрических и неврологических заболеваний, а также расстройств, связанных с употреблением наркотиков, неинфекционных заболеваний. Это лишь некоторые из ситуаций, в которых постоянный и гарантированный доступ к контролируемым лекарственным средствам по-прежнему важен. Комитет продолжает призывать все страны и территории обеспечить поддержание достаточных буферных запасов контролируемых веществ, чтобы гарантировать доступность этих лекарственных средств на протяжении всего периода пандемии» [9], [10], [11].

Наиболее распространены проекты в области телемедицины в США, Европе и Австралии [12]. Востребованными направлениями телемедицины за рубежом являются: семейная медицина, гинекология, ментальное здоровье и психотерапия, дерматология, педиатрия, лечение сахарного диабета, андрология.

В опубликованном в конце февраля 2022 года отчете Bloomberg Intelligence прогнозируется, что к 2027 году сектор телемедицины может принести только в США $20 млрд. дохода, при этом 15% от общего числа амбулаторных визитов могут стать виртуальными в течение трех-пяти лет. Техническими средствами для проведения удаленных консультаций могут быть мобильные приложения,

С

#хс

№5 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

видеоконференцсвязь, технологии виртуальной и дополненной реальности, подключаемые медицинские изделия. Reports and Data прогнозирует, что мировой рынок мобильных приложений для контроля за здоровьем вырастет до $312 млрд. к 2027 году. Доля России на нем составляет лишь 3%, но в ближайшие годы может вырасти [5], [13].

Состояние и перспективы телемедицины в России

Учитывая большую территорию России, наличие удаленных районов, неравномерность заселения, внедрение телемедицины должно быть востребовано в гораздо большей степени, чем в странах Европы. Попытки использования технологий оказания медицинской помощи в виде дистанционных консультаций были проведены еще в СССР, наиболее широкомасштабный проект телемедицины был реализован в 1978-1984 годах. Он заключался в создании системы дистанционной диагностики неотложных состояний при «остром животе», включая заболевания хирургического, гинекологического и урологического профиля у взрослых и детей, нарушениях коронарного кровообращения, нарушениях мозгового кровообращения, тромбозах магистральных артерий, травме черепа. В реализации этой программы принимали участие 12 НИИ СССР, система была внедрена в 40 регионах СССР путем создания круглосуточно действующих консультативных центров при отделениях санитарной авиации областных, краевых и республиканских больниц с использованием телефонных каналов, радиоканалов и ЭВМ с диагностическими программами.

В России на рынке телемедицинских услуг представлены государственные и коммерческие сервисы. Видеоконференции для консультирования и диагностики широко применяются в Сеченовском университете, Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Институте педиатрии и детской хирургии и в других. Самыми распространенными коммерческими сервисами телемедицины в России являются: Яндекс.Здоровье, в котором по чату или видеосвязи рекомендации дают врачи, они отвечают на вопросы, создают медицинские карты и расшифровывают результаты анализов; СберЗдоровье с веб-сайтом и приложением для смартфона, позволяющими получить консультации, назначения, диагностику или обследования; Сервис DOC+ доступен в виде веб-сайта и мобильного приложения, он позволяет получать

рекомендации врача, вызывать врача по определенному адресу, назначать встречу, проводить анализы или процедуры на дому, а также заказывать лекарства в аптеке; Medved.Telemed, система удаленного консультирования врачей, имеет удобный интерфейс врача с возможностью проведения консилиумов и чатов тет-а-тет; Qapsula, интерактивная система поддержки, целью которой является увеличение эффективности профилактики и лечения различных состояний, помимо возможности консультации с врачом в любом удобном формате имеет программу с чат-ботом для Web, iPhone и Android, с помощью которой можно контролировать физическую активность и параметры организма, а также напоминать о встрече с доктором, сдаче анализов и приеме лекарств.

Правовые аспекты телемедицины в России

В России имеющиеся законодательные ограничения сдерживают развитие перспективного рынка телемедицинских услуг. В настоящее время правовой статус телемедицинских консультаций в России окончательно не определен.

В начале февраля 2022 года Минэкономразвития России разместил проект программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, ключевым ожидаемым результатом которого станет создание так называемой «цифровой песочницы». Ведомство представило на утверждение программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению «медицинская деятельность с применением телемедицинских технологий» в рамках Федерального закона от 31.07.2022 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [14]. Данный проект призван расширить возможности проведения консультации пациента (в том числе при участии его законного представителя) при оказании медицинской помощи в плановом порядке в рамках одного случая обращения по поводу заболевания (состояния), начатого на очном приеме одним врачом и продолженного по выбору пациента другим медицинским работником по тому же заболеванию (состоянию) с применением телемедицинских технологий, возможностью назначения лечения, в том числе формирования рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья. Это

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

обеспечивает более широкий охват заинтересованных участников телемедицинских технологий и с меньшими требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, порядком оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденных приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н [15].

За рамками ЭПР останутся предрейсовые и периодические медосмотры работников для выявления противопоказаний к отдельным видам работ, а также постановка диагноза по социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

Введение данного экспериментального правового режима имеет определенные цели: формирование новых видов, форм и способов экономической деятельности; развитие конкуренции; расширение состава и повышение качества и доступности товаров, работ и услуг; повышение эффективности государственного и муниципального управления в данной сфере деятельности; обеспечение развития науки и социальной сферы; совершенствование общего регулирования процесса внедрения телемедицинских технологий по результатам реализации экспериментального правового режима; привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации; создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.

Программа определяет перечень требований к субъектам (медицинским организациям), и, несмотря на имеющиеся риски, должна быть поддержана многими лечебно-профилактическими учреждениями, врачами, пациентами. Проектом программы предусмотрено распространение экспериментального правового режима не на все российские медицинские организации, а только на указанные в проекте. Это частные медицинские клиники, в том числе АО «Группа компаний «Мед-си», ООО «Доктор рядом», ООО «Клиника на Маросейке», ООО «Инновационная Медицина» и другие. Другие медицинские организации могут также присоединиться и получить статус субъекта экспериментального правового режима. Условиями для этого являются соответствие организации действующим требованиям (наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, соответствие программного обеспечения, используемого

для оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, требованиям, предусмотренным статьей 91 Федерального закона от 22.12.2020 г. № 438-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [16]; соответствие медицинского учреждения требованиям к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 785н. Стоит отметить, что все эти условия выполнимы и не содержат чрезмерных требований. В текущий момент на участие в проекте заявлено 13 таких медицинских организаций.

Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории Российской Федерации, но оставляет открытыми некоторые вопросы: может ли врач при проведении телемедицинской консультации находиться вне пределов медицинской организации, фактически проводить консультацию в другом месте с использованием дистанционных технологий с соблюдением перечисленных технических требований; имеет ли значение фактическое нахождение пациента на территории Российской Федерации; должен ли пациент, получающий медицинскую услугу в виде телемедицинской консультации, являться резидентом, или он может быть иностранным гражданином; могут ли быть приняты во внимание результаты проведённого обследования, заключения специалистов, осуществленные в другой стране; каким образом в этом случае будет проведена идентификация пациента [17], [18].

Проект программы экспериментального правового режима оставляет открытым вопрос об оплате медицинской услуги в виде телемедицинской консультации: могут ли быть оплачены данные медицинские услуги в рамках ОМС или только в виде платных медицинских услуг или по договорам ДМС. Использование только платных медицинских услуг при предоставлении телемедицинской консультации существенно ограничит круг пациентов, обращающихся за медицинской помощью, что снизит экономическую эффективность проекта и не будет способствовать развитию рынка телемедицинских услуг.

Минздрав России, в целом, поддерживает развитие телемедицинских технологий, но в текущий момент рассматривает телемедицинскую помощь как дополнение к визиту к врачу. Вместе с тем, предусмотренные проектом экспериментального

С

#хс

№5 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

правого режима возможности дистанционном постановки клинического диагноза, назначения (корректировки) лечения, а также назначения пациенту дистанционного наблюдения за состоянием здоровья без предварительно установленного на очном приеме (осмотре, консультации) диагноза, проведения консультаций с применением телемедицинских технологий содержат высокие риски для пациента. Это может быть связано с отсутствием у врача полной информации о состоянии здоровья пациента, необходимой для постановки диагноза. Перечень актуальных рисков содержится в п. 35 проекта программы экспериментального правого режима: риск при оценке клинического состояния пациента, формировании целевой диагностической концепции, принятия решения о постановке диагноза, назначении или коррекции лечения без учета всех сведений о состоянии здоровья пациента, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью пациента; риск при формировании лечебной концепции и назначении лекарственных препаратов без учета всех сведений о состоянии здоровья пациента и имеющихся аллергических реакциях и противопоказаниях; риск проведения телемедицинской консультации третьим лицам от имени пациента, что связано с удаленной идентификацией пациента; риск утечки персональных данных пациента; риск отнесения пациента к группе, удовлетворяющей условиям проведения телемедицинских консультаций в рамках реализации проекта программы экспериментального правового режима [14].

Медицинские информационные системы

1. Проектом программы экспериментального правового режима для проведения телемедицинской консультации предусмотрено использование медицинских информационных систем, однако в программе не содержится информации какие именно информационные системы могут использоваться, и какие технические требования должны к ним предъявляться. Также не обозначено обязательного требования использования Федеральной электронной регистратуры (ФЭР) единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) для проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, что, вероятно, может позволить использовать медицинские информационные системы самой медицинской организации

с обязательной их регистрацией в ФРМО и ФРМР. Подсистема ФЭР ЕГИСЗ в настоящий момент используется только для дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой и не предусматривает дистанционного консультирования пациентов. Участниками этой подсистемы могут быть только врач, консультант, организатор видеотрансляции, а также администраторы информационной системы, запрашивающей медицинской организации и консультирующей медицинской организации. Кроме того, как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), на сегодняшний день ни ФЭР, ни какие-либо иные подсистемы ЕГИСЗ не предназначены для проведения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов. На практике единая государственная информационная система здравоохранения есть, но ее возможности не предполагают ее использования для проведения телемедицинских консультаций пациентов или законных представителей в рамках действующего правого поля [20], [21].

С целью проведения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на основании пункта 53 приказа Минздрава № 965н могут использовать свои собственные или иные информационные системы [16]. На российском рынке уже представлены некоторые информационные системы, например, Smart Delta Systems предлагает систему удаленных телемедицинских консультаций, которая интегрирована в личный кабинет пациента ИНФОКЛИНИКА^и. Она доступна пациенту в любом современном браузере с поддержкой протокола WebRTC (Google Chrome, Yandex Browser, Apple Safari, Firefox, Microsoft Edge и т.д.) или в мобильных приложениях ИНФОКЛИНИКА. RU для iOS и Android.

Сложным вопросом при оказании телемедицинской помощи является идентификация пациента. Принципиальное отличие информационных медицинских технологий состоит в том, что при их использовании помимо данных о личности пациента (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, паспортные данные и т.п.) проводится постоянный сбор и хранение информации о состоянии его здоровья в виде электронной истории болезни [22], [23], [24].

Менеджер / Maneger № 5

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023

Страхование ответственности врача и обеспечение гарантии прав пациента

При проведении телемедицинских консультаций важным условием для пациента или его законного представителя является получение качественной и безопасной медицинской помощи, что может быть обеспечено при соблюдении единых методологических подходов, приверженности врача к выполнению требований клинических рекомендаций, стандартов диагностики и лечения, путем проведения внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской деятельности. Непрерывность контроля качества предоставляемой медицинской помощи в виде телемедицинских консультаций «пациент-врач», наличие четких критериев, определяющих необходимость очной консультации или оказание медицинской помощи в виде скорой или неотложной помощи, по каждой нозологической единице при проведении телемедицинской консультации, аудит в медицинской организации с привлечением врачей-экспертов (специалистов в области контроля качества медицинской помощи) позволит создать безопасную среду для участников консультации с обеих сторон (врач и пациент (его законный представитель), приводить к росту удовлетворенности пациента. Тем не менее, страхование профессиональной ответственности врача остается одной из наиболее актуальных проблем отечественного здравоохранения. Оказание медицинской помощи в виде телемедицинских консультаций при проведении повторных консультаций при уже установленном клиническом диагнозе, тем не менее, может быть сопряжено с возможностью ошибки врача в интерпретации получаемых от пациента сведений о состоянии здоровья, повышенн-ным риском неблагоприятного исхода. Стратегия развития страхования ответственности профессиональной ответственности медицинских работников и медицинских организаций (медицинские риски при невозможности предвидеть и предотвратить развитие осложнений заболевания или реакцию пациента на применение медикаментозной терапии) должна развиваться совместно с развитием

рынка телемедицинских услуг в виде удаленных консультаций «пациент-врач». Объектом страхования должен являться риск ответственности застрахованного лица или медицинской организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни и здоровья пациенту как третьему лицу, в результате профессиональной деятельности. Наиболее актуально страхование профессиональной ответственности медицинских работников или медицинских организаций при оказании платных медицинских услуг, в системе добровольного медицинского страхования, где предусмотрена возможность возмещения вреда здоровью пациенту при отсутствии вины причинителя вреда, что может способствовать возникновению финансовых рисков медицинской организации или медицинского работника.

Выводы

Рынок телемедицинских услуг в виде дистанционных консультаций в пандемию СОУЮ-19 стремительно развивается за рубежом, что способствует повышению доступности для пациентов назначения необходимых лекарственных препаратов и консультаций нужных медицинских специалистов, что особенно важно в удаленных и труднодоступных районах.

Прогнозируется значительное увеличение прибыли компаний, относящихся к телемедицинским проектам.

В Российской Федерации представлен на рассмотрение проект экспериментального правового режима.

В настоящий момент остается неопределённость правового поля в области современных телемедицинских коммуникаций, связанная с имеющимися в законодательстве условиями, которые не позволяют в полном объёме установить законодательное право цифровой технологии применяться в широком формате.

Наиболее значимы проблемы обеспечения адаптации правового поля, обеспечение технической защиты конфиденциальности информации, страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников.

С

«КС

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

№ 5 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

2. Gareev I., Gallyametdinov A., Beylerli O, Valitov E, Alyshov A., Pavlov V, Izmailov A., Zhao S. The opportunities and challenges of telemedicine during COVID-19 pandemic // Front Biosci (Elite Ed). 2021 Dec 20; 13(2):291-298. DOI: 10.52586/E885. PMID: 34937315.

3. Юдин B.K, Широкова O.B. Перспективы и роль цифровых технологий в реформировании российского здравоохранения // Здоровье мегаполиса. - 2020. - Т. 1. - № 1. - С. 72-86. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2020.

4. Kichloo A., Albosta M., Dettloff K., Wani F., El-Amir Z., Singh J. et. Telemedicine, the current COVID-19 pandemic and the future: a narrative review and perspectives moving forward in the USA. Fam Med Community Health. 2020 Aug; 8(3): e000530. DOI: 10.1136/fmch-2020-000530. PMID: 32816942; PMCID: PMC7437610.

5. Palmer J. Digital Reshaping the Health-Care Ecosystem // Bloomberg Intelligence. - 2018. - № 5. - P. 14-16. URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/51/2022/02/BI-Digital-Reshaping-the-Health-Care-Ecosystem_FINAL.pdf

6. Блинов C.B., Кузьмина Н.М., Ревина С.Н. Основные подходы к определению содержания термина «телемедицина» // Юрист. 2019. - № 5. - С. 58-61. DOI: 10.18572/1812-3929-2019-5-58-63

7. Awan O, Dey C., Salts H., Brian J., Fotos J., Royston E, Braileanu M, Ghobadi E., Powell J., Chung С., Auffermann W. Making Learning Fun: Gaming in Radiology Education // Acad Radiol. 2019 Aug; 26(8):1127-1136. DOI: 10.1016/j. acra.2019.02.020. Epub 2019 Apr 17. PMID: 31005406.

8. Телемедицина. Возможности и развитие в государствах-членах. Доклад о результатах второго глобального обследования в области электронного здравоохранения. Серия «Глобальная обсерватория по электронному здравоохранению» Том 2. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44497/9789244564141_ rus.pdf (Дата обращения: 23.05.2020).

9. https://www.who.int/ru/news/item/09-03-2022-access-to-safe-abortion-critical-for-health-of-women-and-girls

10. Послание Президента Международного комитета по контролю за оборотом наркотиков (МККН) по пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.incb.org/incb/en/coronavirus.html (Дата обращения: 29.04.2020).

11. Вступительное слово Генерального директора на пресс брифинге по COVID-19 11 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19--11-march-2020 (Дата обращения: 29.04.2020).

12. Хохлов Е.Е. Особенности наркоситуации в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42761425 (Дата обращения: 05.02.2023).

13. Ohannessian R., Duong T.A., Odone A. Global Telemedicine implementation and integration Within Health Systems to Fight the COVID-19 Pandemic: A Call to Action. JMIR Public Health Surveill. 2020 Apr 2;6(2): e18810. DOI: 10.2196/18810. PMID: 32238336; PMCID: PMC7124951.

14. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2020/08/06/ innovacii-dok.html (Дата обращения: 05.02.2023).

15. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201801100021?index=1&rangeSize=1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_371587

17. Столяр B.n., Крайнюков П.Е. Цифровая трансформация здравоохранения и повседневная деятельность врача-клинициста // Клиническая медицина. 2021. № 5-6». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovaya-transformatsiya-zdravoohraneniya-i-povsednevnaya-deyatelnost-vracha-klinitsista (Дата обращения: 05.02.2023).

18. Bладзимирский A.B. Эффективность телемедицинских консультаций «пациент-врач»: status praesens // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 3 (8). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/effektivnost-telemeditsinskih-konsultatsiy-patsient-vrach-status-praesens (Дата обращения: 05.02.2023).

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/403517946.

20. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/ prime/doc/74132857/ (Дата обращения: 22.11.2020).

21. Монаков Д.М., Шадеркина B.A., Рева C.A., Грицкевич A.A. Защита персональных данных пациентов при использовании телемедицинских технологий в период пандемии COVID-19 // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2021. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-personalnyh-dannyh-patsientov-pri-ispolzovanii-telemeditsinskih-tehnologiy-v-period-pandemii-covid-19.

22. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в закон «О персональных данных». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300044.

23. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/8c86cf6357879e861790a8a7ca8bea42 27d56c72

24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/997f70044551dee22b0fa64f31eb86f63fe465e6

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023

ORIGINAL PAPER

DEVELOPMENT OF THE TELEMEDICINE SERVICES MARKET IN THE FORM REMOTE CONSULTATIONS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

N.D. Prokhorova a H

a National Defense Management Center of the Russian Federation, Moscow, Russia.

H Corresponding author: Prokhorova N.D.

ABSTRACT

During the COVID-19 pandemic, there was an ever-increasing demand for telemedicine services in remote consultation format. This review analyzed 24 scientific publications, literary data in PubMed, eLibrary, «Guarantor», «Consultant» and WHO databases on this issue. The purpose of the study. The purpose of the review is to assess the current state and possible ways to address problematic issues in the development of the market for telemedicine services.

Materials and methods. The research method was systematic review. As a result of the work carried out, it was revealed that the development of the market of telemedicine services in the form of remote consultations in the Russian Federation is much slower than abroad, due to the presence of certain provisions in the legislative framework, making it difficult to expand the horizons of telemedicine applications.

Results. The most important issues are ensuring the adaptation of the legal framework, technical security of confidentiality of information, insurance of the risk of professional responsibility of medical workers and guarantees of patient rights. It was concluded that the development of the market for telemedicine services in the form of remote consultations was expected in connection with the pilot legal regime submitted for consideration in the Russian Federation.

Findings. This trend will contribute to improving the availability and quality of health care. Keywords: COVID-19 pandemy, telemedicine services, experimental, legal regime.

For citation: Prokhorova N.D. Development of the telemedicine services market in the form of remote consultations during the COVID-19 pandemic // Manager zdravoohranenia. 2023; 5: 78-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-78-86.

REFERENCES

1. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ (as amended on December 28, 2022) "On the Basics of Health Protection of Citizens in the Russian Federation" (with amendments and additions, effective from March 1, 2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2. Gareev I., Gallyametdinov A., Beylerli O, Valitov E, Alyshov A., Pavlov V, Izmailov A., Zhao S. The opportunities and challenges of telemedicine during COVID-19 pandemic // Front Biosci (Elite Ed). 2021 Dec 20;13(2):291-298. DOI: 10.52586/E885. PMID: 34937315.

3. Judin V.I., Shirokova O.V. Prospects and Role of Digital Technologies in the Reforming of Russian Healthcare // Health of Megapolis. - 2020. - Vol. 1. - No. 1. - P. 72-86. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2020.

4. Kichloo A, Albosta M, Dettloff K, Wani F, El-Amir Z, Singh J et. Telemedicine, the current COVID-19 pandemic and the future: a narrative review and perspectives moving forward in the USA. Fam Med Community Health. 2020 Aug;8(3): e000530. DOI: 10.1136/fmch-2020-000530. PMID: 32816942; PMCID: PMC7437610.

5. Palmer J Digital Reshaping the Health-Care Ecosystem // Bloomberg Intelligence. - 2018. -№ 5. - P. 14-16 URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/51/2022/02/BI-Digital-Reshap-ing-the-Health-Care-Ecosystem_FINAL.pdf

6. Blinov S.V., Kuzmina N.M., Revina S.N. Basic approaches to defining the concept of «telemedicine» //Jurist. 2019; 5:58-61. DOI: 10.18572/1812-3929-2019-5-58-63.

7. Awan O, Dey C, Salts H, Brian J., Fotos J, Royston E, Braileanu M, Ghobadi E, Powell J., Chung C, Auffermann W. Making Learning Fun: Gaming in Radiology Education // Acad Radiol. 2019 Aug; 26(8):1127-1136. DOI: 10.1016/j.acra.2019.02.020. Epub 2019 Apr 17. PMID: 31005406.

8. Telemedicine: opportunities and development in member states. Report on the results of the second global survey on eHealth. Global Observatory for eHealth Series, Volume 2. [Electronic resource]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44497/9789244564141_rus.pdf (Accessed: May 23, 2020).

9. https://www.who.int/news/item/09-03-2022-access-to-safe-abortion-critical-for-health-of-wom-en-and-girls

10. Message from the President of the International Narcotics Control Board (INCB) on the COVID-19 pandemic. [Electronic resource]. URL: https://www.incb.org/incb/en/coronavirus.html (Accessed: April 29, 2020).

S

С

#xc

№ 5 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

зЯо

11. Opening remarks by the Director-General at the media briefing on COVID-19 on March 11, 2020. [Online]. Available: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020. (Accessed: April 29, 2020).

12. Khokhlov E.E. Features of drug use in the context of the COVID-19 pandemic. [Online]. Available: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42761425. (Accessed: February 5, 2023).

13. Ohannessian R, Duong T.A., & Odone A. Global Telemedicine Implementation and Integration Within Health Systems to Fight the COVID-19 Pandemic: A Call to Action. JMIR Public Health Surveill. 2020 Apr 2;6(2): e18810. DOI: 10.2196/18810. PMID: 32238336; PMCID: PMC7124951.

14. Federal Law of July 31, 2020. - No. 258-FZ "On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation". [Online]. Available: https://rg.ru/documents/2020/08/06/inno-vacii-dok.html. (Accessed: February 5, 2023).

15. Order of the Ministry of Health of Russia of November 30, 2017. - No. 965n "On the approval of the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies". [Online]. Available: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801100021?index=1&rangeSize=1.

16. Federal Law of December 22, 2020. - No. 438-FZ "On Amending the Federal" On the Fundamentals of Citizen Health Protection in the Russian Federation. [Online resource]. URL: https:///document/ cons_doc_LAW_371587

17. Stolyar V.P., Kraynyukov P.E. Digital transformation of healthcare and the daily activities of a clinical doctor // Clinical Medicine. 2021. No. 5-6. [Online resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-transformatsiya-zdravoohraneniya-i-povsednevnaya-deyatelnost-vracha-klinitsista (Accessed: February 5, 2023).

18. Vladimirovsky A.V. Effectiveness of telemedicine consultations "patient-doctor": status praesens // Journal of telemedicine and e-Health. 2018. No. 3 (8). [Online resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/effektivnost-telemeditsinskih-konsultatsiy-patsient-vrach-status-praesens (Accessed: February 5, 2023).

19. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 9, 2022 No. 140 "On the Single State Information System in the Healthcare Field (EGISZ). [Online resource]. URL: https://base. garant.ru/403517946.

20. Federal Law of June 8, 2020 No. 168-FZ "On the Unified Federal Information Register Containing Information on the Population of the Russian Federation". [Online resource]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/ prime/doc/74132857/ (Accessed: November 22, 2020).

21. Monakov D.M., Shaderkina V.A., Reva S.A., Gritskevich A.A. Personal Data Protection of Patients when using Telemedicine Technologies during the COVID-19 Pandemic // Journal of Telemedicine and E-Health, 2021. - No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-personalnyh-dannyh-patsien-tov-pri-ispolzovanii-telemeditsinskih-tehnologiy-v-period-pandemii-covid-19.

22. Federal Law from December 30, 2020. - No. 159-FZ "On Amendments to the Law "On Personal Data". [Online resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300044.

23. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 01, 2012. No. 1119 "On the Approval of Requirements for the Protection of Personal Data during their Processing in Personal Data Information Systems". [Online resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_137356/8c86cf6357879e861790a8a7ca8bea42 27d56c72

24. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of January 26, 1996. No. 14-FZ (as amended on July 01, 2021, with amendments and additions, effective from January 01, 2022). [Online resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/997f70044551dee22b0fa64f31eb86f-63fe465e6

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Прохорова Наталья Дмитриевна - старший офицер-оператор (по контролю медицинского обеспечения) центра управления повседневной деятельностью войск (сил) НЦУО, г. Москва, Россия.

Natalya D. Prokhorova - senior officer-operator (for medical support control) of the daily activities management center of the troops (forces) of the National Defense Management Center of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: yfnecz5W@yandex.ru. SPIN: 8955-0112. https://orcid.org/0000-0001-6485-1056

Менеджер / Meneger № 5

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.