Научная статья на тему 'Развитие рынка продажи легковых автомобилей в РФ: анализ и перспективы развития'

Развитие рынка продажи легковых автомобилей в РФ: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРЫНОК / ПРОДАЖА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПО ПРОДАЖЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Т. А., Муллиева Е. М.

В статье проведено исследование рынка продажи новых легковых автомобилей в РФ, определены факторы, оказывающие существенное влияние на объемы продаж автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка продажи легковых автомобилей в РФ: анализ и перспективы развития»

170 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ:

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Тихомирова Т.А.* *, Муллиева Е.М.*

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

г. Санкт-Петербург

В статье проведено исследование рынка продажи новых легковых автомобилей в РФ, определены факторы, оказывающие существенное влияние на объемы продаж автомобилей.

Ключевые слова авторынок, продажа легковых автомобилей, ценообразование на рынке по продаже автомобилей.

Развитие рынка продажи автомобилей можно рассматривать как один из показателей развития экономики страны, так как во многом развитие авторынка зависит от уровня благосостояния населения и функционирования кредитной системы. Автомобильным рынком является совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты. В народе под автомобильным рынком также под -разумевается какое-либо территориально ограниченное пространство, предназначенное для торговли, в основном физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, готовыми автомобилями и запасными частями к ним.

На развитие автомобильного рынка оказал существенное влияние мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Объемы продажи автомобилей уменьшились практически во всех странах. Наименьшие потери понес рынок Китая. В настоящее время мировой рынок постепенно растет, приближаясь к докризисным результатам. Немаловажную роль в этом исполнили программы утилизации старых автомобилей, внедренные в большинстве развитых стран в период спада [4].

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕВ) авторынок РФ находится на третьем месте в мире, хотя мировой кризис, а также санкции со стороны ЕС и США оказали существенное влияние на объем продаж. Так, в 2014 году в России было продано около двух миллионов новых автомобилей, что на 10,3 % меньше чем за период 2013 года и на 15 % меньше показателей 2012 года (рис. 1).

* Старший преподаватель кафедры «Экономики» Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

* Администратор НОУ ДО «Оранж Лэнгвидж Центр».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

171

3000000

2900000

2800000

2700000

2600000

2500000

2400000

2300000

2200000

2932453

2014 год 2013 год 2012 год

Рис. 1. Динамика продаж легковых автомобилей в России, ед.

Статистика продаж легковых автомобилей за 10 месяцев 2015 года ситуация еще ухудшилась - было реализовано 1,32 млн. автомобилей, что на 33,6 % меньше чем за аналогичный период 2014 года. Динамика продаж новых автомобилей в России в 2014-2015 гг. по месяцам представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика продаж новых автомобилей в России в 2014-2015 гг. по месяцам (тыс. шт.)

Падение продаж новых автомобилей в сентябре 2015 года, правда, сравнивать с аналогичным периодом прошлого не совсем правильно, так как ровно год назад в этом месяце стартовала государственная программа обновления автопарка, в результате чего продажи выросли почти на 13 % относительно августа.

172 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

К тому же резкое снижение курса рубля в конце 2014 года привела к ажиотажному спросу на автомобили в конце прошлого года, это, в свою очередь, вызвало смещение интереса к покупке машин в 2015 году - рынок практически «насытился» новыми машинами, а также значительно упала покупательская способность населения в этот период. Продление программы обновления автопарка на 2015 год, а также запуск еще двух инициатив -льготного автокредитования и программы утилизации старых автомобилей -не оказали существенного влияния на рост продаж [5].

Лидерство на российском авторынке сохраняет АВТОВАЗ, реализовавший в 2014 году 387307 автомобилей, что на 15 % ниже показателя годичной давности и на 28 % меньше показателя 2012 года. Второе место по объему продаж заняла KIA - реализация 195691 машины (-1 %) впервые обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок по итогам года (рис. 3).

Рис. 3. ТОП-10 самых продаваемых марок в 2012-2014 гг. по удельному весу в продажах

Как уже говорилось, что на развитие рынка продажи новых автомобилей большое влияние оказало повышение цен официальных дилеров. По данным международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) средний рост цен на популярные модели автомобилей с сентября 2014 г. по середину октября 2015 г. составил около 24 %. «Начиная с четвертого квартала 2014 г., в условиях нестабильной экономической ситуации автопроизводители внесли существенные корректировки в рублевые цены на продаваемые в России автомобили. Кроме того, для сохранения доходности продаж многие дилеры вынуждены искать внутренние резервы и адаптировать стратегии ведения бизнеса на российском рынке», - говорится в сообщении пресс-службы компании.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

173

К концу 2014 года средняя цена нового легкового автомобиля в России превысила отметку в 1 миллион рублей. Особенно ощутимо цены на автомобили начали меняться в декабре. Практически все автопроизводители переписывали ценники практически каждую неделю [3].

Лидером по росту цен на популярные автомобили в 2015 году стал АвтоВАЗ. По состоянию на середину октября 2015 года самые продаваемые машины российской компании (Granta, Kalina и Largus) подорожали в среднем на 13 % с начала 2015 года.

Сейчас среди моделей лидируют: Lada Granta - 99653 авто (-22,7 %), Hyundai Solaris - 95047 (0,0 %), и KIA Rio - 80667 (+9,7 %) (табл. 1).

Таблица 1

Топ 10 продаваемых моделей новых автомобилей в России в период январь-октябрь 2014 и 2015 гг.

Место в рейтинге Модель 10 месяцев 2015 г. 10 месяцев 2014 г. Темп прироста, %

1 Lada Granta 99653 128885 -22,7

2 Hyundai Solaris 95047 95008 0

3 KIA New Rio 80667 73516 +9,7

4 VW Polo 36015 48425 -25,6

5 Renault Logan 34546 46921 -26,4

6 Renault Duster 34313 62567 -45,2

7 Lada Largus 32806 54090 -39,3

8 Lada Kalina 32011 54684 -41,5

9 Lada 4x4 30265 34542 -12,4

10 Toyota Camry 25551 27577 -7,3

Источник: Официальный сайт «АвтоБизнесРевю».

Стоит отметить также значительное сокращение рынка автокредитования. Банки на фоне роста ставок ЦБ РФ существенно снизили объемы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заемщикам, а также сделали менее доступными для населения условия кредитования.

В 2015 году с рынка ушли ряд моделей легковых автомобилей, которые производил автомобиль завод General Motors под Санкт-Петербургом. Одновременно с этим официальные дилеры частично снизили цены на новые автомобили. Но даже такие факторы не улучшили состояние авторынка [1].

Если спрос на новые автомобили в России в 2014 году упал в среднем на 10,3 % по сравнению с 2013-м, то рынок подержанных машин, наоборот, вырос на 6 %. С января по декабрь прошлого года было продано 6 099 000 автомобилей с пробегом, что почти в два с половиной раза превышает количество реализованных новых машин. Как и в случае с моделями, только сошедшими с конвейера, на «вторичном рынке» лидирует бренд Lada.

По итогам 2014 года средняя цена легкового автомобиля с пробегом составляла 540 600 рублей - на 16,8 % больше, чем годом ранее. Подержанные иномарки в среднем стоили 594 500 рублей (+18,2 %), отечественные -

174 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

144 300 (-8,7 %) [6]. Правда, к середине 2015 года и этот сегмент пошел на спад, так как рынок в целом «перенасыщен», а салоны подержанных автомобилей, чтобы выжить в качестве юридических лиц, не желают снижать их цену [2].

Согласно данным «Автостата», рынок новых коммерческих автомобилей по итогам 2014 года также имел отрицательную динамику. В сегменте лёгких коммерческих машин падение за 12 месяцев составило 18 % по отношению к 2013 году. А суммарный объём продаж грузовиков сократился на 23 %.

Главными причинами спада продаж легковых автомобилей в России являются экономическая нестабильность, рост цен и угроза введения санкций. Наилучшие перспективы остаются у компаний, которые выводят большое количество новинок и ведут локализацию производства в России.

Список литературы:

1. Проблемы и перспективы развития российского автопрома / А.С. Копылов. - М.: ГУУ 2014.

2. Официальный сайт АвтоБизнесРевю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abreview.ru/stat/aeb/.

3. Интернет-сайт Автостат. Аналитическое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/18359/.

4. Интернет-сайт МСО (Межрегиональный Союз Оценщиков) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sromso.ru/news/detail. php?ID=956.

5. Интернет-сайт РБК Санкт-Петербург и область [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rbc.ru/business/07/10/2015/56155e459a794 7292d916190.

6. Электронный журнал Экстернат.рф. Машиностроение Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.valenric.obg.ext.spb.ru/.

7. Интернет-сайт Car-Industry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.car-industry.ru.html.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ IT-АУТСОРСИНГА В РОССИИ

© Яковлев М.А.*, Бердников Т.Н.Ф

Омский государственный технический университет, г. Омск

В статье рассматриваются положительные стороны и выявлены основные сферы рисков IT-аутсорсинга. Также проводится анализ степе-

Ассистент кафедры «Менеджмент». Кафедра «Экономика и организация труда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.