Научная статья на тему 'Развитие рынка потребительского кредитования: основные тенденции российской действительности'

Развитие рынка потребительского кредитования: основные тенденции российской действительности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БАНКИ / РИСКИ / ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ДОГОВОР / БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ / ЭКСПРЕСС-КРЕДИТОВАНИЕ / "КАРТОЧНОЕ" КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Н. Н., Смирнова А. А.

В статье отмечается, что в российской экономике кредитование физических лиц с каждым годом набирает все большие обороты. Однако в настоящий момент существуют весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост данного сегмента. Рассмотрен ряд нерешенных проблем, с которыми сталкивается российская экономика в сфере потребительского кредитования, а также дан краткий обзор данного рынка в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка потребительского кредитования: основные тенденции российской действительности»

Удк 336.774

развитие рынка потребительского кредитования:

основные тенденции российской действительности

н. н. мартыненко,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой денег, кредита и ценных бумаг E-mail: [email protected]

а. а. смирнова,

студентка факультета финансов и кредита E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье отмечается, что в российской экономике кредитование физических лиц с каждым годом набирает все большие обороты. Однако в настоящий момент существуют весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост данного сегмента. Рассмотрен ряд нерешенных проблем, с которыми сталкивается российская экономика в сфере потребительского кредитования, а также дан краткий обзор данного рынка в посткризисный период.

Ключевые слова: кредит, кредитная политика, банки, риски, просроченная задолженность, потребительское кредитование, процентная ставка, договор, бюро кредитных историй, экспресс-кредитование, «карточное» кредитование.

обзор и основные проблемы рынка потребительского кредитования страны. Потребительское кредитование стало одной из основных статей доходов российских банков. Рынок потребительского кредитования, начиная с 2001 г., активно развивался вплоть до 2008 г. Однако с началом финансового кризиса банки практически прекратили выдачу новых кредитов, а первостепенным направлением их деятельности стало повышение собственной лик-

видности, улучшение качества кредитного портфеля и возврат проблемных займов.

В 2010 г. банки продолжали придерживаться сдержанной политики в области кредитования физических лиц, а ставки по кредитам оставались достаточно высокими (рис. 1).

Рынок потребительского кредитования все же продемонстрировал определенную положительную динамику в связи с постепенно растущей заинтересованностью в использовании кредитов со стороны физических лиц. Однако существует ряд нерешенных проблем, связанных с данной областью.

Отношения в сфере кредитования населения регулируются:

- общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

- Федеральным законом от 02.12.1990 N° 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

То есть специальное законодательство, которое регулировало бы отношения в области потребительского кредитования, отсутствует. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации по-прежнему нет четкого определения понятия «потребительский

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

50,5

41,7

11,07

38,9

33,4

10,77

31,6

23,9

8,25

■ Ставка рефинансирования Центрального Банка

□ Годовая процентная ставка

□ Эффективная процентная ставка

>

2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика ставки рефинансирования Банка России и ставок потребительских

кредитов в 2008-2010 гг, % [9]:

На развитие рынка потребительского кредитования должно позитивно повлиять усиление законодательного регулирования взаимоотношений банков с организациями, оказывающими сопутствующие кредитованию услуги:

-страхование;

- финансовые и налоговые консультации;

- оценка и т. д.

Проект закона позволяет регулировать данные взаимоотношения, а также

кредит». Не решены и другие вопросы механизма кредитования физических лиц.

Однако следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект закона «О потребительском кредитовании» (далее - проект закона). Принятие такого закона позволило бы снизить риски в области кредитования физических лиц и способствовало снижению процентных ставок по потребительским кредитам.

В частности, предполагается, что заемщику будет предоставляться безусловное право отказаться от кредита в течение двух недель при обнаружении существенных недостатков товаров или услуг, приобретаемых за счет полученных кредитных средств. Кроме того, заемщику не только дается возможность досрочного погашения кредита, но и законодательно закрепляются права, исключающие возможности для злоупотреблений со стороны банков при изменении процентной ставки после заключения договора и начислении пеней и штрафов. В то же время проект повышает ответственность заемщиков за мошенничество и уклонение от погашения кредита.

Планируется законодательно установить требования к форме и содержанию договора потребительского кредита, а также к порядку его заключения. В связи с этим Ассоциацией региональных банков подготовлены рекомендации для кредитных организаций по использованию паспорта потребительского кредита - унифицированной табличной формы, в которой перечисляются все существенные условия предоставления кредита [6].

предусматривает создание служб медиации, предоставляющих сторонам возможность внесудебного урегулирования споров. Внедрение подобных служб - новая тенденция в российской практике.

Стоит также отметить, что попытки решения некоторых существующих в области потребительского кредитования проблем предпринимались и ранее. Например, Федеральным законом от 15.02.2010 № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»» установлено, что кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам [3].

Немаловажной проблемой для российской практики является оперативная и достоверная классификация потенциальных заемщиков на «хороших» и «плохих». Созданная на основании Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» система кредитных бюро в настоящее время носит в целом формальный характер. Участники рынка предпочитают создавать собственные кредитные бюро и не делиться информацией с конкурентами. Это дает возможность недобросовестным заемщикам получить несколько кредитов в различных банках. Кредитные бюро в свою очередь не обязаны детально проверять поступающие к ним сведения.

Однако в настоящее время стало очевидным, что обмен информацией о заемщиках идет на пользу всем участникам рынка [12]. Решение данного вопроса связано прежде всего с развитием единого доступного для каждого банка информационного поля.

Еще одной проблемой является высокая стоимость судебных издержек, которые в случае предъявления иска против заемщика могут превышать размер самого кредита. В этом повинны общая неповоротливость судебной и исполнительной системы, а также трудности судопроизводства против физических лиц в России (в связи с низким уровнем доходов и т. д.). В перспективе снижение стоимости судебных издержек может осуществляться посредством досудебного урегулирования конфликтов.

Кроме того, в современной отечественной практике отсутствует четко прописанная процедура реализации залога: механизм реализации представляет собой достаточно сложный и неудобный процесс, а стоимость организации взыскания заложенного имущества может быть сравнима со стоимостью самого имущества. Отсутствие регистрации залога движимого имущества позволяет недобросовестным заемщикам продать или повторно заложить уже заложенное имущество. Поэтому необходимо формирование единой информационной базы по произведенным залогам, которая позволила бы избегать подобных ситуаций.

В России в скором времени планируется появление системы обязательной регистрации залогов по кредитам, о чем говорится в Стратегии развития банковского сектора до 2015 г., разработанной Банком России и Правительством РФ [12].

Одной из главных проблем, связанных с обслуживанием населения, является недоступность достоверной информации о реальных доходах заемщика, в частности - из-за существования «серых» зарплатных схем. Потенциальный заемщик зачастую не может официально подтвердить уровень доходов, а банк лишается платежеспособного клиента.

Сюда же можно отнести недостоверность предоставляемой информации о самом заемщике. Правоохранительными органами зафиксированы частые случаи мошенничества. Для криминальных операций используются подставные лица или чужие паспорта (это делается в целях многократного получения кредита, который мошенники изначально не собираются возвращать).

Одной из основных проблем кредитования физических лиц остается наличие большой просроченной задолженности и невозвратов кредитов. На 01.11.2009 объемы выданных кредитов сократились на 10,5 % по сравнению с началом года [10]. Одновременно сокращение объема выданных кредитов сопровождалось ростом объемов просроченной задолженности. Это может быть связано с просчетами самого заемщика в своих возможностях в отношении возврата кредита или быть результатом недостоверного расчета кредитоспособности заемщика, либо мошенничества. Огромная популярность экспресс-кредитов также является одной из причин подобного состояния рынка (табл. 1).

С точки зрения заемщика также существует ряд проблем. Одной из главных является невысокая юридическая грамотность физических лиц как потенциальных заемщиков.

К тому же банки часто используют сложную систему расчетов, вследствие чего клиент не может вычислить реальную стоимость кредита, который в итоге может оказаться намного дороже, чем предполагал заемщик.

К примеру, годовая процентная ставка по потребительскому кредиту банка «А» равна 25 %, банка «В» -20 %. Банк «В» имеет комиссию за обслуживание ссудного счета - 1 %, которая начисляется ежемесячно на первоначальную сумму выданного кредита. Банк «А», несмотря на высокую процентную ставку, более выгоден, чем банк «В». Кроме того, существуют комиссия за открытие ссудного счета (комиссия за выдачу кредита) и иные скрытые комиссии [2].

Остается актуальным применение жесткого риск-менеджмента. Ужесточения, вводимые банками, касаются:

- способов подтверждения дохода;

- стажа на последнем рабочем месте;

- требований к организации-работодателю и регистрации.

Кроме вышеуказанных сведений банки требуют предоставление поручительства третьих лиц. Ужесточение требований банков к заемщикам, их неготовность пойти навстречу потенциальным

Таблица 1

Динамика объемов кредитов, предоставленных физическим лицам, и просроченной задолженности в РФ в

2009-2011 гг., млрд руб. [4]

Наименование 01.01.2009 01.01.2010 01.10.2010 01.01.2011 01.02.2011

Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам 4 017,2 3 573,8 3 871,6 4 084,8 4 080,0

Просроченная задолженность 148,6 243,0 288,6 282,3 287,4

клиентам, упростив процедуру получения кредита, длительный срок рассмотрения заявки на получение кредита в настоящее время отпугивают большинство потенциальных заемщиков.

Не секрет, что большинство российских банков решают вопрос снижения своих кредитных рисков путем их переноса на заемщика и поручителей, в том числе за счет повышенных процентов за пользование кредитом. То есть, чем выше риски - тем выше ставки по кредитам. Процентная ставка колеблется от 18 до 29 % [13, 14].

Существуют проблемы, непосредственно не связанные с недостатками действующего законодательства, ужесточением риск-менеджмента банков или неплатежеспособностью заемщика. Большинство банков считает операции по предоставлению кредитов физическим лицам малоприбыльными и предпочитает развивать другие виды операций. Мелкие и средние банки, которые не имеют возможности работать с крупными клиентами, готовы осуществлять потребительское кредитование, но для этого им не хватает следующих составляющих:

- финансовых ресурсов;

- развитой филиальной сети;

- наработанных технологий.

Иными словами, одной из основных проблем в современной российской практике является проблема низкой капитализации банков [7].

состояние потребительского кредитования в ведущих банках страны. Анализируя статистику банков, характеризующую состояние выдаваемых потребительских кредитов, можно констатировать, что по состоянию на 01.02.2011 лидирующим бан-

ком по объемам потребительского кредитования в рублях стал Сбербанк России - сумма выданных им за январь 2011 г. потребительских ссуд составила 1 256 013 млн руб. На втором месте находится ВТБ24 (352 800 млн руб.), на третьем - Росбанк (120 762 млн руб.).

В рейтинге банков по выданным потребительским кредитам в иностранной валюте лидером является ВТБ24 - сумма предоставленных кредитов составила около 30 000 млн руб. (рис. 2) [8].

В области потребительского кредитования Сбербанк России является безусловным лидером. В феврале 2011 г. объем потребительских ссуд, выданных Сбербанком России, составил 1 262 659 млн руб. (рис. 3).

1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0

Сбербанк России

ВТБ24

Росбанк

рис. 2. Крупнейшие российские банки по объемам потребительских кредитов по состоянию на 01.02.2011, млн руб.

1 250 000

1 200 000

1 150 000

1 100 000

1 000 000

01.2010 02.2010 03.2010 04.2010 05.2010 06.2010 07.2010 08.2010 09.2010 10.2010 11.2010 12.2010 01.2011 02.2011

рис. 3. Динамика объема выданных Сбербанком России потребительских кредитов в 2010-2011 г., млн руб.

1 300 000

1 050 000

Таблица 2

Динамика кредитной деятельности Сбербанка в 2010 - 2011 гг., млн руб.

Период потребительские кредиты Кредиты, выданные в иностранной Доля валютных Темп прироста выдачи потребительских Доля просроченной задолженности, %

валюте ссуд, % кредитов, %

01.2010 1 129 858 21 467 1,90 3,40

02.2010 1 111 370 21 116 1,90 -1,64 3,50

03.2010 1 106 391 19 915 1,80 -0,45 3,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

04.2010 1 109 760 18 866 1,70 0,30 3,60

05.2010 1 120 331 19 046 1,70 0,95 3,60

06.2010 1 135 805 19 309 1,70 1,38 3,60

07.2010 1 157 565 19 679 1,70 1,92 3,60

08.2010 1 172 089 18 753 1,60 1,25 3,60

09.2010 1 185 844 17 788 1,50 1,17 3,60

10.2010 1 200 525 18 008 1,50 1,24 3,60

11.2010 1 214 427 18 216 1,50 1,16 3,60

12.2010 1 227 324 18 410 1,50 1,06 3,60

01.2011 1 256 013 17 584 1,40 2,34 3,50

Ежемесячные темпы прироста объема выданных потребительских кредитов составили 1-2 %, что представляет собой довольно низкую величину. Однако доля просроченной задолженности на протяжении всего 2010 г. оставалась на уровне 3,5 % (табл. 2) [11].

Росбанк в 2010 г. на рынке потребительского кредитования занимал стабильное положение [1] (рис. 4).

Однако анализ показывает, что у данной кредитной организации достаточно высокий уровень просроченной задолженности по кредитам: в среднем уровень составляет 10-12 %, в то время как в Сбербанке России и ВТБ24 - менее 5 %.

Сложившаяся ситуация в области кредитования физических лиц связана с проблемами, тормозящими его развитие. К ним относятся:

140 000 120 000

100 000 80 000 60 000

- недостатки действующего законодательства;

- жесткий риск-менеджмент банков;

- неплатежеспособность заемщиков;

- иные аспекты работы банка.

Это во многом определяет не только возможности, но и перспективы развития российского рынка потребительского кредитования.

Состояние российского рынка потребительского кредитования в посткризисный период и перспективы его развития. Восстановление рынка потребительского кредитования после кризиса 20082009 гг. происходит достаточно активно. По итогам 2010 г. многие кредитные организации смогли остановить падение портфеля, а некоторые даже добиться его прироста. Наиболее востребованными были:

- потребительские нецелевые кредиты;

- кредитные карты;

116 263 117 627

119 745 120 762

101 058

99 702 99 371 99 8

101 376

104 251

106 950

109 718

01.2010 02.2010 03.2010 04.2010 05.2010 06.2010 07.2010 08.2010 09.2010 10.2010 11.2010 12.2010 01.2011

Рис. 4. Динамика объема выданных Росбанком потребительских кредитов в 2010-2011 гг., млн руб.

40 000 20 000 0

- автокредитование;

- ипотечное кредитование.

В то же время экспресс-кредитование в магазинах стало менее популярным.

Высокими темпами восстанавливается беззалоговое кредитование. Причиной этого является то, что кредиты, обеспеченные залогом, не столь низкорисковые, как считалось до кризиса. Заемщики старались погасить не обеспеченные залогом небольшие суммы. Как следствие, объем просроченной задолженности в сфере беззалогового кредитования был небольшим.

Некоторые банки стали предлагать клиентам, имеющим непогашенные ссуды в нескольких банках, рефинансировать кредит по более низким ставкам в одном банке. Обязательными условиями данного предложения являются отсутствие просроченной задолженности по кредиту и своевременное внесение платежей. Однако привлечь клиента банк может в первую очередь более низкой ставкой, для чего необходимо иметь достаточную ресурсную базу. На это способны далеко не все участники рынка. Кроме того, такой вид кредитования сложен с точки зрения технологии. Поэтому ожидать масштабного распространения данного направления вряд ли стоит.

Причина достаточно быстрого восстановления рынка потребительского кредитования в 2010 г. заключается не только в том, что население охотнее возвращается к привлечению заемных средств, чем бизнес. Банки не спешат кредитовать предприятия на крупные суммы при высоких рисках и стремятся нарастить и диверсифицировать портфели за счет небольших ссуд потребителям. Хотя эти кредиты более рисковые, в целом такой портфель выглядит надежнее. Для финансового состояния банка гораздо более болезненным окажется дефолт одного крупного клиента-компании, чем проблемы с выплатами у небольших заемщиков [5].

Дальнейшее развитие рынка потребительского кредитования зависит от:

- экономической стабильности;

- роста потребительской активности;

- политики банков в данной области.

Для банков деятельность в области кредитования по-прежнему связана с большим количеством рисков, в основном касающихся невозвратов по кредитам. Несмотря на то, что требования к потенциальным заемщикам постепенно смягчаются, банки все же проводят более сдержанную кредитную политику, в первую очередь концентрируясь

на работе с постоянными клиентами, имеющими положительную кредитную историю. Кроме того, первостепенной задачей является решение ряда существующих проблем, связанных с недостатками нормативной базы, невысокой юридической грамотностью населения и пр.

Несмотря на все эти трудности, рынок потребительского кредитования достаточно быстро расширяется благодаря интересу со стороны населения, а также розничных сетей. Растет спрос на приобретение товаров и услуг, население более охотно пользуется банковскими кредитами для покупки мебели, техники. Кроме того, на данный момент значительно вырос процент кредитов на обучение и отдых. Чаще всего потребители обращаются с заявкой на получение кредита в государственные банки: лидером является Сбербанк России, на втором месте находится ВТБ24 [8].

Итак, отечественный рынок потребительского кредитования несомненно является перспективным. Людям нужны и будут нужны деньги, а темпы развития рынка говорят о росте доверия населения к кредитным продуктам.

Список литературы

1. Анализ деятельности Росбанка в области потребительского кредитования. URL: http:// www.bankiinf.ru.

2. Вопросы потребителей по потребительским кредитам. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru.

3. О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон от 15.02.2010 № 11-ФЗ.

4. Обзор банковского сектора Российской Федерации. URL: http:// www.cbr.ru.

5. Обзор рынка потребительского кредитования по состоянию на декабрь 2010 г URL: http://www. estimation. ru.

6. Правовое регулирование потребительского кредитования: практика, проблемы и перспективы. URL: http://www.asros.ru.

7. Проблемы потребительского кредитования в России. URL: http://www. bank-klient. ru.

8. Рейтинг банков по потребительским кредитам. URL: http://www.bankiinf.ru.

9. Розничное кредитование в 2008-2010 гг. Потребительские кредиты. URL: http://www. fingramota. com.

10. Розничное кредитование в России в 2009 г. URL: http:// www.raexpert.ru.

11. Характеристика деятельности Сбербанка России в области потребительского кредитования за 2010-2011 гг. URL: http://www.bankiinf.ru.

12. URL: http://www.banki.ru.

13. URL: http://www.kreditdeneg.ru.

14. URL: http://www.moiplan.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.