Научная статья на тему 'Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции'

Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции»

Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции*

Е.Б. Скрынник

Председатель российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг»

Российский рынок лизинга в последние годы - это один из наиболее динамично растущих российских финансовых рынков. Исследования Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг»** свидетельствуют о том, что в течение последних четырех лет средний темп прироста объема рынка составлял 40-50%. Возрастает не только абсолютный размер рынка лизинга, но и его вес в российской экономике. Если в 2001 г. доля лизинга в инвестициях в основные средства составляла 3%, а доля лизинга в ВВП - 0,5%, то в 2004 г. доля лизинга в инвестициях в основные средства составила уже 6%, а в ВВП - 0,9%. Темпы роста впечатляют. Однако не менее важны качественные аспекты развития рынка. Эти аспекты не столь очевидны, чем статистические показатели, но для участников рынка лизинга они имеют большое значение.

В последние несколько лет лизинг стал эффективным рыночным финансовым инструментом, позволяющим обновлять фонды широкому кругу малых и средних предприятий. Сегодняшний спрос на лизинг обусловлен в первую очередь привлекательностью самого механизма финансирования, а не налоговыми льготами, как это было ранее.

Периодом формирования российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-1999 гг., хотя первые лизинговые компании были созданы в самом начале 90-х годов. Некоторые из них успешно работают и по сей день: «Балтийский лизинг», «Московская лизинговая компания».

До кризиса 1998 г. лизинг оставался преимущественно малораспространенным инструментом. Кризис 1998 г. стал мощным стимулом к превращению лизинга в массовый инструмент финансирования реального сектора экономики. После дефолта 17 августа 1 998 г. и девальвации рубля многие российские компании оказались не способны, как раньше, сразу оплачивать приобретаемые средства производства, особенно импортные, наиболее значительно подорожавшие вследствие девальвации. Это привело к возникновению значительного спроса на лизинговое финансирование.

Вместе с тем, рост цен на импортные товары привел к развитию в России импортозамещающих производств. Для этого требовалось импортное оборудование, что стимулировало рост спроса на лизинг такого оборудования. Таким образом, 17 августа 1998 г. можно считать переломным моментом в развитии отечественного рынка лизинга, датой его превращения из эксклюзивной услуги в массовый продукт. По данным ассоциации «Рослизинг», более двух третей российских лизинговых компаний, действующих в настоящее время, зарегистрированы после кризиса 1 998 года.

Вышеперечисленные тенденции поддерживали развитие лизинга в последующие годы, позволили этому инструменту получить достаточно широкое признание и занять подобающее место в экономике. В дальнейшем в основу развития лизинга легли более фундаментальные факторы. В совокупности они

*Статья публикуется в порядке обсуждения.

* *Российская ассоциация лизинговых компаний («Рослизинг») образована в 1 994 г. На декабрь 2005

г. в ее составе - 118 компаний. Ассоциация является членом Торгово-промышленной палаты России и Российского союза промышленников и предпринимателей.

выражаются в постоянном остром недостатке инвестиций в российской экономике, обусловливающем высокий уровень спроса на долговое финансирование, насколько это возможно - долгосрочное.

Инвестиционная деятельность в последние годы ориентировалась, главным образом, на активное включение в производство конкурентоспособных резервных мощностей и модернизацию производства. Анализ использования производственных мощностей показывает, что их потенциал практически исчерпан. Степень износа основных фондов в среднем в промышленности в 2004 г. составила 52,8%, а в некоторых отраслях - более 70%.

Ежегодные опросы, проводимые Институтом экономики переходного периода, показывают, что в среднем около 18-20% российских промышленных предприятий считают, что именно нехватка оборудования не позволяет им увеличивать выпуск продукции. Сложившаяся ситуация вызвала масштабный спрос на лизинговое финансирование. Для лизинговых и кредитных организаций такая ситуация была особенно благоприятна, поскольку этот период характеризовался макроэкономической стабильностью: высокой рентабельностью заемщиков и относительно низким процентом неплатежей и дефолтов по ссудам. В связи с этим значительной конъюнктурной причиной развития лизинга с 1 998 г. по настоящее время объективно являются высокие темпы роста российской экономики.

Внутренняя социально-политическая стабильность оказала позитивное влияние на изменение инвестиционной среды, обусловившее большую привлекательность российской экономики для частного отечественного и зарубежного капитала. Позитивное развитие российской экономики за последние годы сказалось на повышении суверенного рейтинга России.

С 2002 г. начался новый этап развития российского рынка лизинга. Стимулы для развития российской экономики и лизинга, обусловленные дефолтом 1998 г., исчерпали себя к концу 2002 г. Однако за прошедший после кризиса период лизинг сумел прочно занять свою нишу на финансовом

рынке в качестве одного из наиболее эффективных инструментов долгосрочного финансирования.

В этих условиях лизинг стал развиваться все в большей степени за счет своих «классических» заказчиков - предприятий среднего и малого бизнеса, производящих продукцию относительно высокого уровня передела, ориентированную на внутренний рынок. И именно в этот период началось ускорение роста среднего бизнеса. В то время как темпы роста крупного бизнеса заметно снизились.

Следует отметить, что и в мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной и достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия еще и потому, что им труднодоступно иное финансирование.

Помимо традиционно низких рисков, в России есть еще ряд факторов, обусловливающих привлекательность лизинга для среднего и малого бизнеса. В силу специфики лизинга, требования к лизингополучателям в среднем гораздо лояльнее, чем, например, при выдаче банковского кредита. Эта особенность весьма важна для отечественного малого и среднего бизнеса по двум причинам.

Во-первых, вследствие высоких темпов роста этих предприятий. В связи с этим клиентам лизинговых компаний зачастую требуется двукратное, а то и пятикратное увеличение активов. Банки за такие проекты обычно не берутся. А лизинговая компания может реализовать такие проекты, поскольку в первую очередь ориентируется на денежные потоки от самого инвестируемого проекта. В связи с этим лизинговая компания

обычно оказывает значительную консультативную поддержку клиенту. И в отличие от банков, которые могут консультировать клиентов обычно лишь по финансовым вопросам, лизинговые компании способны предоставлять консультации по более широкому спектру вопросов, связанных не только с финансами, но и с закупкой и логистикой оборудования.

Во-вторых, благодаря относительно лояльным требованиям к финансовому состоянию самого лизингополучателя (часто акцент переносится на эффективность проекта, под который приобретается объект лизинга), лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования, доступным для многих средних и малых предприятий, финансовые показатели которых далеки от идеала.

Следующее преимущество лизинга для предприятий среднего и малого бизнеса заключается в том, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Лизинговая компания не только осуществляет финансирование, но и регулирует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. Что же касается крупных копаний, то у них не возникает необходимости в услугах посредника по организации сделки. В России крупные компании - это холдинги или части холдингов, в составе которых есть и банки, и соответствующие службы, занятые непосредственно организацией таких сделок.

Для небольших компаний, уже имеющих некоторый доступ к заемному финансированию, лизинг мажет стать единственной возможностью привлечь финансирование на лучших условиях без контроля и навязывания условий со стороны банков, которые зачастую имеют монополию в регионах.

Такая ситуация складывается также и в силу высокой степени непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса, вследствие чего издержки на переход от одного банка к другому могут быть неоправданно высоки для заемщика. Для таких компаний, уже имеющих некоторый доступ к заемному финансированию, лизинг может стать единственной возможностью привлечь финансирование на лучших условиях, а также выйти из-под контроля «домашнего» банка.

В настоящее время клиентами лизинговых компаний преимущественно являются средние предприятия и предприятия, продукция которых ориентирована на внутренний рынок.

Спрос на инвестиции в основные фонды при помощи лизинга со стороны экспортоориентированных предприятий (прежде всего занятых добычей сырья и первичной переработкой) не связан напрямую ни с уровнем износа их фондов, ни с ростом сбыта и, следовательно, с потребностью в новых мощностях производства. Дело в том, что лизинг привлекателен для экспортоориентированных компаний вследствие иных признаков, чем для лизингополучателей, ориентированных на внутренний рынок. Если для последних лизинг интересен, прежде всего, благодаря более длинным срокам по сравнению, например, с кредитом, то, с точки зрения экспортоориентированных компаний, эти характеристики лизинга существенно уступают другим доступным для них источникам финансирования - в частности, кредитованию на Западе или привлечению финансирования через эмиссию облигаций в России и на Западе. Основным преимуществом лизинга для таких компаний являются связанные с ним налоговые льготы.

Кроме того, лизинг может применяться как инструмент распределения долгосрочных инвестиций внутри финансово-промышленных групп (ФПГ) с использованием налоговых преимуществ. Даже для ведущих экспортных компаний может быть затруднительно найти на приемлемых условиях финансирование для долгосрочного (10-15 лет) и высокорискового проекта, такого, как, например, разработка нового нефтегазового месторождения. Обычно для этого в рамках ФПГ создаются собственные лизинговые компании, целью деятельности которых фактически является инвестирование средств самой ФПГ с использованием налоговых преимуществ.

Многие крупные предприятия, ориентированные на внутренний рынок, также начинают предъявлять спрос на лизинговое финансирование. В настоящее время у масштабных проектов (например, строительство нового крупного завода) довольно низкая рентабельность. Нынешним собственникам

крупных производств они достались довольно дешево. И хотя они не вполне современны, а следовательно, не соответствуют ряду международных стандартов, при той цене, за которую они были первоначально куплены, рентабельность их производства довольно высокая (тем более что значительная доля их производственных мощностей не используется). Поэтому для крупных предприятий обычно значительно выгоднее обновлять некоторые отдельные процессы производства, чем запускать совершенно новые крупные проекты с невысокой рентабельностью и длительным сроком окупаемости.

В то же время рентабельность среднего бизнеса, особенно ориентированного на производство импортозамещающей продукции, очень высока. А для создания импортозамещающих производств уже недостаточно модернизировать старые мощности. Необходимо создание новых и целых заводов.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить определенные направления, в рамках которых применение лизинга оптимально. Лизинг - это инструмент, наиболее удобный для среднего бизнеса, ориентированного на внутренний рынок, деятельность которого связана с высокой степенью передела. В настоящее время в этом сегменте наиболее активно развиваются импортозамещающие производства. Необходимо подчеркнуть значение высокой степени передела в бизнесе заказчика. Это подразумевает использование высокотехнологичного оборудования, которое обычно характеризуется наибольшей ликвидностью на вторичном рынке, и, следовательно, является достаточным обеспечением сделки для лизингодателя.

Российский рынок лизинга будет развиваться и дальше. И в основе этого роста уже сейчас лежат не налоговые льготы, а такие фундаментальные факторы, как высокий уровень износа основных фондов российской промышленности и постоянно растущий спрос на лизинг со стороны предприятий среднего и малого бизнеса. В связи с этим перед российской ассоциацией лизинговых компаний стоят серьезные задачи. На отчетном собрании, состоявшемся 15 декабря

2005 г., были приняты «Основные направления деятельности ассоциации «Рослизинг» на 2006 г.», в которых в качестве приори-

тетных выделены два направления - работа над проблемами законодательства и регулирования рынка лизинга и развитие инфраструктуры рынка лизинга, прежде всего информационной.

В последние годы в рамках ассоциации эффективно работает экспертная группа по проблемам законодательства и регулирования рынка лизинга. Для более эффективной работы экспертной группы по проблемам законодательства и регулирования рынка лизинга состав группы будет расширен за счет привлечения специалистов из компаний, не являющихся членами ассоциации.

Расширится взаимодействие с Европейской федерацией национальных ассоциаций лизинговых компаний (<^ЕАБЕиВДРЕ»), членом которой является ассоциация «Рос-лизинг». Это позволит отслеживать современные мировые тенденции развития лизинга, участвовать в процессе формирования международного законодательства, затрагивающего интересы лизинговых компаний (например, стандарты регулирования достаточности банковского капитала Базель II), активнее привлекать иностранных инвесторов и поставщиков к работе с российскими лизингодателями. В свою очередь, российские лизинговые компании будут позиционироваться за рубежом в соответствии с их действительными успехами и ролью в российской экономике.

С 2006 г. ассоциация «Рослизинг» начнет присваивать лизинговым компаниям кредитные рейтинги. Это обусловлено развитием лизинговых операций. Банкам, к которым обращаются лизинговые компании, необходима независимая оценка надежности лизинговых компаний. В связи с этим планируется разработать методику кредитного рейтинга совместно с учетом рекомендаций кредитных специалистов российских банков.

Предполагается создание двух методик кредитных рейтингов лизинговых компаний: дистанционного анализа и углубленного анализа. Методика дистанционного анализа будет основана исключительно на количественных показателях деятельности компании (по данным отчетности и статистики, предоставляемой в ходе опроса «Рослизин-гу» и другим аналитическим агентствам).

Углубленные кредитные рейтинги предполагают оценку более широкого спектра количественных, а также ряда качественных показателей (качество управления, качество и диверсификация портфеля, положение компании на рынке). Эти рейтинги предполагают составление рейтингового отчета с обоснованием присвоенной оценки кредитоспособности, который будет полезен для инвесторов. Присвоение таких рейтингов планируется осуществлять по индивидуальному договору. Предполагается, что в них будут заинтересованы лизинговые компании, активно привлекающие новых кредиторов, а также лизинговые компании - эмитенты облигаций. Для облегчения взаимодействия лизинговых компаний и инвесторов планируется создать единую базу отчетности лизинговых компаний.

Особое внимание в 2006 г. Российская ассоциация лизинговых компаний предполагает уделить обучающим мероприятиям. В Москве и в регионах планируется проведение однодневных семинаров по актуальным вопросам лизинговой деятельности.

Также разработан двухмесячный курс повышения квалификации по лизингу, проведение которого намечено в Москве осенью

2006 года.

Новым важным направлением развития инфраструктуры рынка лизинга станет создание баз данных. По результатам опросов лизинговых компаний, наиболее актуальным представляется создание базы арбитражной практики лизинговых компаний и базы кредитных историй. База арбитражной практики позволит лизинговым компаниям повысить эффективность своих судебных процессов, а в перспективе должна стать основой для выработки консолидированных рекомендаций лизингового сообщества Высшему арбитражному суду о нормативном закреплении прецедентов.

Таким образом, успешное выполнение поставленных задач позволит, на наш взгляд, еще более укрепить позиции лизинга как эффективного рыночного финансового инструмента и обеспечить его динамичный рост.

Статья печатается при информационной поддержке журнала “Деньги и кредит ”.

И.И. Дюмулен

Всемирная торговая организация от «А» до «Я».

Теоретический справочник.

- М.: ВАВТ, 2006. - 215 с.

Переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) вызвали оживленный интерес к вопросам международной торговли, ее организации, правилам, определяющим порядок взаимодействия стран при осуществлении внешнеэкономических связей.

Поэтому очень важно, чтобы в ходе обсуждения проблем было обеспечено единое понимание применяемой специальной терминологии. Конечно, в данной книге удалось интерпретировать далеко не все необходимые термины и понятия. Но то, что представлено, уже немало.

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами деятельности ВТО и проблемами присоединения России к этой организации.

Ознакомиться со справочником можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.