О
тН
О
(N
УДК 336.764(571.53) ББК 65.264
РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИИ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ
Рассматриваются вопросы финансирования объектов инфраструктуры посредством выпуска инфраструктурных облигаций. Дается их определение. Рассматриваются виды инфраструктурных облигаций, их принципиальные отличия, а также механизм выпуска.
Ключевые слова: инфраструктурные объекты, инфраструктурные облигации, финансирование инфраструктурных проектов.
L.D. Lazareva
DEVELOPMENT OF REVENUE-YIELDING BONDS MARKET IN SIBERIAN REGION
The article deals with problems of financing units of infrastructure through issuing revenue-yielding bonds. The latter are defined and classified, with their principal differences taken into account. The procedure of the bond issue is described.
Ключевые слова: units of infrastructure, revenue-yielding bonds, financing units of infrastructure.
SSI
2sê
KS г
MhSI
HSS
H5i
ОЙ"
°i<s ^ 1
Ps ü
^ n £
« P I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО |
аи-i
нее
«
н
н
о
н
PQ
со
Н
Необходимым условием высоких темпов экономического роста и повышения качества жизни населения всей страны, а также отдельных ее регионов является устойчивое и эффективное функционирование инфраструктуры. Ее состояние в настоящее время характеризуется большой изношенностью имеющихся объектов и низкими темпами строительства новых.
Во многих странах строительство и эксплуатация этих объектов относятся к компетенции местных органов власти и самоуправления. Однако их финансирование требует значительных инвестиций. Наиболее эффективным и распространенным способом решения данной проблемы является объединение усилий государства и частных компаний посредством выпуска инфраструктурных облигаций.
Говоря о самом термине «инфраструктурные облигации» следует отметить, что в литературе, посвященной вопросам финансирования инфраструктурных проектов, этим термином часто обозначают все облигации, которые выпускаются для финансирования инфраструктурного объекта (инфраструктурные облигации в экономическом значении).
В сложившейся мировой практике такие облигации делятся на:
1. Проектные облигации (project bonds).
2. Облигации, обеспеченные поступлениями (revenue bonds).
3. Облигации с общим обязательством эмитента (general obligations bonds).
Такое деление зависит от того, кто является эмитентом (частная компания или публичное образование), а также от обеспечения по облигациям и вытекающих из этого особенностей [1]. Рассмотрим их.
Проектные облигации — это ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры
© ЛД. Лазарева, 2010
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
НА
ой-
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
(строящийся или уже построенный), и выплаты по которым осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, и чьи эмиссионные документы содержат ковенанты, позволяющие владельцам облигаций (и их представителям) отслеживать обстоятельства, которые существенно влияют на денежный поток финансируемого инфраструктурного проекта [1].
Облигации, обеспеченные поступлениями — это облигации, которые выпускаются публично-правовыми образованиями (государством, муниципалитетом) и (или) публичными юридическими лицами (юридическими лицами, учрежденными публично-правовым образованием либо в уставном капитале которых оно имеет преобладающее участие, а также юридическими лицами, выполняющими какие-либо публичные функции (на основе соглашения с публично-правовым образованием или лицензии) (далее — публичное образование). В качестве обеспечения по таким облигациям выступают поступления от эксплуатации финансируемого инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и т.п.), а также от эксплуатации других объектов инфраструктуры, принадлежащих публичному образованию.
Имущество публичного образования не обеспечивает обязательства по облигациям, обеспеченным поступлениями. Объект инфраструктуры не передается в качестве обеспечения обязательств по облигациям, обеспеченными поступлениями, и остается в собственности публичного образования [там же].
Облигации с общим обязательством эмитента — это облигации, эмитируемые публичным образованием и по которым в качестве обеспечения выплат могут выступать не только поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта, но и все имущество публичного образования. Таким образом, по данному виду облигаций, в случае недостаточности поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта может быть использовано другое имущество эмитента (прежде всего, налоговые доходы бюджета). В связи этим, выпуск данных облигаций требует одобрения законодательного органа, поскольку устанавливаются дополнительные расходные обязательства бюджета. Как правило, облигации с общим обязательством эмитента имеют место тогда, когда необходимо обеспечить финансирование крупных дорогостоящих проектов на длительный срок [там же].
Применительно к российской практике инфраструктурными облигациями предлагается называть облигации, обеспеченные поступлениями.
Так в проекте Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций», под инфраструктурной облигацией понимается облигация, эмитируемая специализированной проектной организацией с целью привлечения денежных средств, предназначенных для финансирования создания и (или) реконструкции инфраструктуры, исполнение обязательств по которой обеспечено в размере и порядке, предусмотренным данным Федеральным законом [3]. Однако, данный законопроект до настоящего времени не принят.
Таким образом, инфраструктурные облигации как самостоятельный институт не регламентированы российским законодательством и представляют собой в настоящее время корпоративные облигации, выпускаемые эмитентом-концессионером с целью привлечения финансирования для реализации концессионного соглашения (строительство или реконс-
%
Ю трукция объектов инфраструктуры). Выплата процентного (купонного)
дохода по инфраструктурным облигациям обеспечивается доходом эми-тента-концессионера от эксплуатации инфраструктурного объекта, т.е. О будущим денежным потоком, что позволяет рассматривать инфраструк-
турные облигации как разновидность секьюритизации.
5^ Под эмитентом-концессионером понимается российское юридичес-
кое лицо, заключившее концессионное соглашение в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ, концедентом по которому является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
Поэтапная схема инфраструктурного облигационного займа, соответственно, может быть представлена следующим образом [4]:
- создание специального юридического лица с целью участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения;
- участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения;
- заключение концессионного соглашения;
- размещение инфраструктурных облигаций со сроком обращения не менее срока строительства и последующего периода окупаемости проекта;
- направление денежных средств, полученных от размещения инфраструктурных облигаций, на строительство, реконструкцию инфраструктурного объекта;
- государственная приемка инфраструктурного проекта;
- сбор платежей от пользователей реконструированного или законченного строительством объекта и направление денежных средств на выплаты облигационерам по погашению номинальной стоимости и накопленного купонного дохода по облигациям.
Инфраструктурные облигации позволяют частному капиталу участвовать во взаимовыгодных проектах с государством, снижая бремя последнего по несению расходов, однако этот инструмент практически не ; востребован на российском рынке ценных бумаг ввиду недостатков оте-
чественного правового регулирования. ой § Следует отметить, что Стратегией развития финансового рынка на
^ ^ | период до 2020 г. отмечается необходимость внесения в законодатель-
^ | ство Российской Федерации изменений, обеспечивающих защиту прав
1 владельцев инфраструктурных облигаций, а также возможность инвес-
в тирования в такие облигации средств кредитных организаций, пенсион! онных накоплений, в том числе аккумулируемых Пенсионным фондом
в Российской Федерации, пенсионных резервов негосударственных пен-
йо I сионных фондов и активов паевых инвестиционных фондов. Указанная
к®3 мера позволит привлечь инвестиции для финансирования инфраструк-
турных проектов и одновременно расширить перечень объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств 23 пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.
Если же говорить о Сибирском регионе, то следует отметить, что в последние годы строительство новых объектов инфраструктуры идет очень медленными темпами, а «старые» объекты морально и физически устарели. Изношенность многих достигает порядка 90%. Особенно это касается транспортной сети. со Иркутская область занимает второе место в России после Московс-
Нкой области по протяженности автомобильных дорог, но только треть из них имеет асфальтовое покрытие. Даже федеральная трасса М53 «Бай-
©
тН
О
(N
SS1
2sê
Kg г
MhSI
HSS
n3i
НА
ОЙ"
^ 1
5s s
^ Л £ g§! h Е
« ? I
8sî й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I
аи-|
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
кал» до сих пор имеет гравийный разрыв в 131 км. Плотность дорожной сети довольно низкая, существуют населенные пункты (таковых 185), которые не имеют транспортной связи с дорогами общего пользования, а три административных района не имеют вообще никакого выхода на автодорожную сеть. Учитывая большую площадь территории, а также неравномерную заселенность территории охватить строительством и реконструкцией всю территорию области и округа вряд ли представляется возможным и необходимым. Однако в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Иркутской области вопрос транспортной доступности отдельных районов становится особенно актуальным. Это, прежде всего, относится к Северным и Внутренним территориям, где расположены основные природные богатства [5].
Так, по данным «Российской газеты. Прибайкалье» в Иркутской области около 80% автодорог находятся в неудовлетворительном состоянии, 4 тыс. километров — в аварийном. На тысячу квадратных метров территории в Приангарье приходится 12,6 км трасс с твердым покрытием, в то время как в среднем по стране — 23,4 км. Из-за плохого состояния за последние год-два около 50 км асфальтированных дорог переведены в гравийные [2].
Финансовые ресурсы, выделяемые на содержание, ремонт и строительство дорог из областного бюджета составляют незначительную сумму (средства, выделенные в 2008 г. почти в десять раз меньше, чем в предыдущие годы) и гораздо меньше реальных потребностей.
Такая ситуация характерна и для других объектов инфраструктурного назначения.
В связи с этим, вопрос о выпуске инфраструктурных облигаций становится достаточно актуальным. После четкой проработки законодательного регулирования данного вида ценных бумаг, надеемся, что состояние инфраструктуры Сибирского региона изменится в положительную сторону.
Список использованной литературы
1. Батуева А. Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями / А. Батуева // Рынок ценных бумаг. — 2009. № 9-10. — С. 62-66.
2. Вострикова Е. Дорожная разметка. На развитие транспортной инфраструктуры не хватает миллионов / Е. Вострикова // Российская газета. Прибайкалье. — 2008. — 18 июня. — URL: http://www.rg.ru/2008/07/18/reg-baj kal/dorogi .html.
3. Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций: проект федер. закона [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Скогорева А. Инфраструктурные облигации: быть или не быть в России? / А. Скогорева. — URL: http://www.rcb.ru/lp/2009-00/22946/.
5. Стратегия социально-экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 и на перспективу до 2020 года. — URL: http:// www.polit.ru/dossie/2006/05/22/irkstrategy.html.
Bibliography (transliterated)
1. Batueva A. Finansirovanie infrastrukturnogo proekta: proektnye obliga-tsii i obligatsii, obespechennye postupleniyami / A. Batueva // Rynok tsennykh bumag. — 2009. № 9-10. — S. 62-66.
О
тН
О
(N
2. Vostrikova E. Dorozhnaya razmetka. Na razvitie transportnoi infrastruktury ne khvataet millionov / E. Vostrikova // Rossiiskaya gazeta. Pribaikal’e. — 2008. — 18 June. — URL: http://www.rg.ru/2008/07/18/regbajkal/dorogi.html.
3. Ob osobennostyakh investirovaniya v infrastrukturu s ispol’zovaniem infrastrukturnykh obligatsii: proekt feder. zakona. — Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
4. Skogoreva A. Infrastrukturnye obligatsii: byt’ ili ne byt’ v Rossii? / A. Skogoreva. — URL: http://www.rcb.ru/lp/200900/22946/.
5. Strategiya sotsial’noekonomicheskogo razvitiya ob’edinennoi Irkutskoi oblasti na period do 2010 i na perspektivu do 2020 goda. — URL: http://www.polit. ru/dossie/2006/05/22/irkstrategy.html.
SSI
2sl
KS г
MhSI
HSS
«31
i
ой-
°i<s ^ 1
?S i
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§|
E40 f Sffle
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Информация об авторе
Лазарева Лина Дашиевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и ценных бумаг Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Lazareva Lina Dashiyevna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Banking and Securities, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].