Научная статья на тему 'Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО "Фарм-Сервис", г. Казань)'

Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО "Фарм-Сервис", г. Казань) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табакчи Г.А.

Для успешного выживания на рынке в условиях постоянно обостряющейся конкуренции работа фарм-маркета должна быть гибкой и динамичной. Имея оптимальные пространственные параметры в организации бизнеса, фарм-маркету необходимо решать и тактические задачи. Для этого был внедрен новый подход в работе с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО "Фарм-Сервис", г. Казань)»

как пройти... в аптеку?

развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента

(на примере ООО "Фарм-Сервис", г. Казань)

Для успешного выживания на рынке в условиях постоянно обостряющейся конкуренции работа фарм-маркета должна быть гибкой и динамичной. Имея оптимальные пространственные параметры в организации бизнеса, фарм-маркету необходимо решать и тактические задачи. Для этого был внедрен новый подход в работе

с клиентами.

Окончание_

Начало в № 5/2003

Забота о клиентах - главный показатель в работе любых фирм, оказывающих услуги населению, особенно такого сектора, как фармацевтика. Поэтому к работе в торговых залах были привлечены квалифицированные консультанты, которые стали помощниками покупателей при поиске необходимых им препаратов. За счет увеличения доли парафарма-цевтической продукции, детских товаров, товаров для будущих мам удалось расширить товарный ассортимент. Была организована служба доставки товаров на дом, а также введен прием заказов на лекарственные средства. Начала функционировать система дисконтных карт, по которым покупатель может получить скидку не только в фарм-маркете, но и в любой аптеке или киоске аптечной сети «Фарм-Сервис». Аптека перешла на круглосуточный режим работы, что позволило потребителям пользоваться ее услугами в любое время суток. Следующим шагом по внедрению новых форм и методов работы на рынке фармацевтической продукции явилось открытие в мае 2002 года первого в республике Татарстан аптечного супермаркета. Сочетание традиционной аптеки с

Табакчи Г. А.

Директор ООО "Фарм-Сервис", г. Казань

рынок

основным стало _максимальное

удовлетворение .запросов

_потребителей,

_независимо от

того, требуются им в конкретный

момент

лекарственные средства или нет

_ рецептурным и безрецептурным отделами и

_ отделом «открытой» продажи, характерных для

_ супермаркетов, позволило значительно увели_ чить объем предлагаемого ассортимента и ус_ луг. Основным постулатом деятельности супермаркета стало максимальное удовлетворение запросов потребителей, независимо от того,

_ требуются им в конкретный момент лекарст-

_ венные средства или нет. В супермаркете работают отделы диетического, диабетического, _ спортивного питания; отделы по уходу за боль_ ными; секции, специализирующиеся на средствах реабилитации; отделы гигиены для мужчин _ и женщин; семейный отдел; отделы с профилактическими и лечебными чаями и бальзама-°сть обширный детский отдел, включаю-етское питание, средства ухода за детьми, дежду и мебель; наконец, отделы кос-том числе, лечебной) и парфюмерии, оптики и фотоуслуг. Новые формы организации также требовали внедрения новых технологий - так удалось осуществить практическое применение компьютерного учета с использованием штрихкодирования. Эффективная деятельность аптек и аптечных магазинов обеспечивается за счет грамотного руководства системой распределительной логистики ООО «Фарм-Сервис». Распределение функций в рамках этой логистической системы управления можно представить в виде пирамиды (рис.1).

Рассмотрим логистическую систему элементов управления более подробно. I уровень ( интуитивный, креативный) - генеральный директор фирмы. Его основные функции: руководство, в соответствии с действующим законодательством, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия; ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности; организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений; ориентация их деятельности на развитие и совершенство

тнимательство

Рис.1. Иерархия управления фирмы ООО "Фарм-Сервис"

вание производства с учетом социальных и рыночных приоритетов; повышение эффективности работы предприятия; рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли; обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимой продукции и т.д. На II уровне (рациональном, управленческом) действуют финансовый директор и исполнительный директор фирмы. В компетенцию финансового директора входят следующие вопросы: выполнение работы по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана; формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом; финансирование затрат на расширенное воспроизводство, социальное обеспечение и материальное стимулирование работников; разработка, исходя из технико-экономических показателей производственного плана, проектов перспективных и годовых финансовых планов, прогнозов поступления денежных

_сочетание

традиционной

_аптеки с

_рецептурным

и безрецептурныт

_отделами

_и отделом

_«открытой»

_продажи

_позволило

_значительно

_увеличить объем

_предлагаемого

ассортимента _и услуг

средств на счета предприятия; определение размеров доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, взаимоотношений предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками; составление балансов доходов и расходов, кассовых планов и кредитных заявок. В обязанности исполнительного директора входит оформление договоров с поставщиками, коммунальными службами, арендаторами и т.д. III уровень (эмпирический) образуют руководители подразделений: заведующие аптеками, заведующий складом, менеджер розничной сети. Они занимаются заказом товара для аптек и аптечных киосков. Начальник отдела кадров осуществляет прием и увольнение сотрудников, оформляет личные дела, ведет учет трудовых книжек, составляет график отпусков и т.п. Наконец, основание пирамиды составляют сотрудники фирмы, которых условно можно поделить на две большие группы: Провизоры и фармацевты, которые занимаются реализацией лекарственных средств в отделах, консультанты.

Обслуживающий персонал. Сюда входят операторы, водители-экспедиторы, электрики, разнорабочие и т.п.

Таким образом, вся пирамида представляет собой логистическую структуру управления экономическими и товарными потоками фирмы, обеспечивающую достижение общефирменных целей с наименьшими затратами ресурсов. Целью логистики предприятия является оптимизация экономических потоков. Эти потоки реализуются в следующей системе координат: единство руководства, когда функции общего управления системой принимает на себя управляющий предприятием (генеральный директор);

единство планирования, разработка стратегии предприятия, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

общность целей и сопряжение интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены главным целям, стоящим перед фир-

российское предпринимательство

мой, и все компоненты приобретают общефирменный статус;

единство логистических потоков для достижения непрерывности процесса закупок, транспортировки, складирования и поставки потребителю;

единство экономических результатов всех составных частей (подразделений), обусловленное стремлением к достижению наилучших показателей деятельности фирмы. На наш взгяд, деятельность одной фармацевтической компании является зеркальным отражением состояния рынка фармацевтической продукции. Современное развитие фармацевтического бизнеса требует использования нового научно-практического направления - логистики. Это эффективное управление материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками, которое способствует достижению корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. Внедрение методов логистического менеджмента в практику фармацевтического бизнеса позволяет значительно сократить все виды запасов продукции, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции и, в конечном итоге, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качественными товарами и высоким уровнем сервиса. Таким образом, эффективность использования принципов логистики в решении корпоративных внутрифирменных задач позволяет на примере деятельности ООО «Фарм-Сервис» сделать вывод о необходимости использования логистики в развитии фармацевтического бизнеса и ее безусловной результативности.

современное развитие фармацевтического бизнеса требует использования нового научно-практического направления -логистики

Tabakchy G.A.

Director general of the "Pharm-Service".

Ending.

Starting from #5/2003.

Health market

Development of the pharmaceutical production market and logistic management principles

_(based on the example of

"Pharm-Service", Kazan)

The work of the pharmaceutical market should be flexible and dynamic to provide the successful survival in conditions of the constant intense competition. Having the spatial parameters of the business organization at the optimal level the pharmaceutical market has to be looking for the solutions of the tactical schemas. The new approach in the clients service was inculcated for that.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.