Научная статья на тему 'Развитие рынка банкострахования Российской Федерации в современных условиях'

Развитие рынка банкострахования Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1204
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОСТРАХОВАНИЕ / ДИВЕРСИФИЦИРОВАННАЯ ЛИНЕЙКА ПРОДУКТОВ / БИЗНЕС КОРПОРАЦИИ / GAP-СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ BBB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Ф.Н., Алиев У.И.

Статья посвящена изучению сущности банкострахования, основных направлений взаимодействия банков и страховщиков. Рассмотрены преимущества и недостатки процесса интеграции банковской и страховой деятельности. Проанализированы современное состояние, тенденции и перспективы развития рынка банкострахования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка банкострахования Российской Федерации в современных условиях»

4 (532) - 2013

Страхование

Удк 336.717

развитие рынка банкострахобания российской федерации в современных условиях

Ф. Н. АХМЕДОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: akhmedov@mx. rudn. т

У. И. АЛИЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: aliеv-umar@rambler. т Российский университет дружбы народов

Статья посвящена изучению сущности банкос-трахования, основных направлений взаимодействия банков и страховщиков. Рассмотрены преимущества и недостатки процесса интеграции банковской и страховой деятельности. Проанализированы современное состояние, тенденции и перспективы развития рынка банкострахования в России.

Ключевые слова: банкострахование, диверсифицированная линейка продуктов, бизнес-корпорации, GAP-страхование, страхование BBB.

Одной из современных форм взаимодействия банков и страховых компаний является банкострахование - процесс интеграции банков и страховщиков в целях реализации как страховых, так и банковских продуктов. При этом происходят:

- совмещение каналов продаж;

- страхование рисков банков;

- доступ к внутренним финансовым ресурсам друг друга.

Благодаря этому достигается синергический эффект.

Механизмы страхования позволяют перенести на страховщика практически все риски, которые могут возникнуть в процессе банковской деятельности.

Сложившаяся в последние годы неблагоприятная ситуация на рынке страхования кредитных рисков в отношениях банков и страховых компаний, когда со стороны банков наблюдалось стойкое неприятие страхования, постепенно меняется. В настоящее время банки стали активнее заключать следующие договоры страхования:

- своего имущества (помещений банка, автомашин, компьютерной техники, иных ценностей);

- наличных денег в кассе;

- ценностей в хранилище банка;

- имущества, принимаемого банком в залог;

- инкассаторских перевозок;

- иные договоры страхования.

Взаимное проникновение банковского и страхового бизнеса становится доминирующей тенденцией в последние годы в России. Комплексное страхование банковских рисков широко распространено за рубежом, а порой и вовсе является обязательным. Ныне оно начинает развиваться в РФ. Этот вид страхования позволяет «закрыть» значительную часть рисков, возникающих в процессе банковской деятельности. Он является важной составляющей комплексной системы риск-менеджмента любого банка, ориентирующегося на долгосрочное раз-

витие и заботу о своем имидже и репутации. Для российского банкострахового рынка это становится актуальной проблемой ближайшего будущего.

Сам термин banсassuranсe появился во Франции в 1970-е гг. в качестве определения продажи страховых услуг через банковскую сеть. Сотрудничество страховщиков с банками осуществляется в основном по следующим направлениям:

- розничное банкострахование;

- корпоративное банкострахование;

- страхование рисков банков.

Взаимодействие страховщиков и банков по

данным направлениям является взаимовыгодным, поскольку позволяет:

- осуществить диверсификацию услуг и каналов продаж;

- минимизировать риски кредитных учреждений;

- получать дополнительные доходы;

- расширить клиентскую базу;

- повысить надежность всех финансовых операций;

- рационально инвестировать средства страховых резервов, аккумулированных страховой компанией, и осуществлять контроль за финансовыми потоками клиентов.

Итак, реализация концепции banсassuranсe строится на взаимных интересах. Рассмотрим, какова выгода банкострахования для каждого из участников.

1. Для клиента:

- защита финансовой ответственности перед банком;

- гарантированный возврат кредита в случае ухода из жизни или потери заемщиком трудоспособности;

- финансовая защита поручителей заемщика;

- удобство оформления - быстрое и простое оформление одновременно с кредитным договором.

2. Для банка:

- уменьшение рисков невозврата кредитов;

- получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения;

- повышение лояльности клиентов за счет предоставления комплексного пакета финансовых услуг;

- укрепление имиджа клиентоориентирован-ного банка.

3. Для страховщика:

- увеличение количества клиентов и выход на новые сегменты рынка;

- снижение издержек и диверсификация каналов распространения;

- улучшение качества бизнеса и имиджа компании.

4. Для финансовой корпорации:

- укрепление имиджа клиентоориентирован-ного провайдера финансовых услуг;

- создание долгосрочной ресурсной базы финансовых услуг;

- повышение капитализации бизнеса.

Наряду с очевидными преимуществами интеграция банков и страховых компаний имеет ряд недостатков:

- монополизация финансовой отрасли;

- слишком тесное взаимодействие финансовых институтов, что может привести к общим проблемам организаций;

- недостаточное развитие законодательной базы, касающейся интеграции деятельности банков и страховых организаций;

- разная степень зрелости банковского и страхового рынков;

- низкая финансовая и страховая культура населения;

- отсутствие необходимого программного обеспечения и другие.

В настоящее время банкострахование является одним из наиболее перспективных направлений для российского рынка. Об этом говорит достаточно активное развитие данного способа продаж в последнее время (см. таблицу).

Анализируя динамику развития рынка банкост-рахования за 2010-2012 гг., можно отметить, что он в 2010 г. вырос на 16,5 %, а объем рынка составил 94,4 млрд руб. Наибольший вклад в увеличение рынка внесло страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании. Прирост этого сектора составил:

- в абсолютном выражении - 10,3 млрд руб.;

- в относительном выражении - 128,4 %.

Особенностью развития рынка банкострахова-

ния стало появление на рынке новых страховых продуктов. Например, GAP (Guaranteed Auto Prate^on) insura^e (гарантия сохранения стоимости автомобиля). GAP-страхование покрывает разницу между первоначальной стоимостью автомобиля и суммой возмещения по автокаско в случае его утраты (угон, либо гибель). Такая дополнительная опция к клас-

структура рынка банкострахования РФ в 2011 г., млрд руб.

Вид банкострахования 2011 Прирост, %

Страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, всего 125 32

Розничное банкострахование 101 38

Ипотечное страхование (титул, залог, жизнь заемщика, ответственность за непогашение кредита) 12,2 18

Страхование при автокредитовании (КАСКО) 55,3 32

Страхование при автокредитовании (ОСАГО) 1,0 23

Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов, в том числе от несчастного случая 28,0 53

Страхование заемщика от потери работы 3,7 6

Иные виды розничного страхования рисков, связанных с банковскими услугами 1,1 180

Страхование юридических лиц через банки 16 5

Страхование залогового имущества заемщиков 9,9 -4

Страхование товаров на складе через банки 0,4 -26

Страхование товаров в обороте через банки 0,6 86

Иные виды страхования рисков юридических лиц, связанных с банковскими услугами 5,0 32

Страхование рисков банков 8 26

Комплексное страхование рисков банков (ВВВ) 0,3 -1

Страхование автопарка банков 0,6 17

Страхование недвижимости банков 0,7 31

Добровольное медицинское страхование сотрудников банков 4,3 8

Страхование жизни и здоровья сотрудников банков 1,4 133

Страхование ответственности персонала и страхование Б&О 0,2 95

Страхование эмитентов банковских карт 0,0 11

Иные виды страхования банковских рисков 0,4 35

сическому автострахованию снижает риски и банка, и заемщика.

По принципу, схожему с GAP-страхованием, действует и другой новый страховой продукт -страхование ипотечных обязательств. Страхование ипотечных обязательств покрывает риски измене-

ния стоимости заложенного имущества в случае реализации этого объекта банком при дефолте клиента. Государство стремится повысить доступность ипотечных кредитов. Страхование ипотечных обязательств путем снижения первоначального взноса до 10 % от стоимости приобретаемой недвижимости без повышения процентной ставки является инструментом такого развития.

Рынок банкострахования в 2011 г. рос высокими темпами: объем составил 125 млрд руб., что на 32 % выше объема 2010 г. (см. рисунок).

По мнению агентства «Эксперт РА», большая часть привлекательного розничного бизнеса по банкострахованию перейдет в дочерние страховые компании, что повысит прибыльность всей финансовой группы. Модель взаимодействия банка с аффилированной страховой компанией крайне привлекательна в части страхования жизни и здоровья заемщиков, а также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования являются наименее убыточными, что позволяет финансовой группе генерировать высокую прибыль.

Кроме этого, страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании показывает высокие темпы прироста взносов (+53 % за 2011 г.). Такое увеличение позволило ему выйти на второе место по объему (после страхования автокаско).

Ныне кэптивные страховщики входят в число лидеров по чистой прибыли. Так, в 2011 г. крупнейшие банки, не имевшие ранее своих страховщиков, приобрели страховые компании. Сбербанк России приобрел «Альянс Лайф», а Россельхозбанк - «Газ-гарант». Сбербанк России, занимающий 1-е место по объему кредитного портфеля, и Россельхозбанк, удерживающий 4-е место, являются крупнейшими участниками рынка банкострахования. Это гарантирует страховым «дочкам» позицию на вершине рэнкингов по страхованию банковских рисков.

Страхование непосредственно рисков самого банка (ВВВ, D&O, страхование эмитентов банковских карт) развивается постепенно. К примеру, эксперты считают, что хорошие перспективы у страхования эмитентов банковских карт. Несанкционированные списания с банковских карт становятся обыденностью. Количество и объем мошеннических действий растут. Следовательно, будет дорожать и услуга страхования из-за высокой убыточности.

По мнению специалистов, в 2012 г. объем рынка банкострахования вырос на 30 %, превысив 117

180 160 140 120 100 80 Е0 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000

2009

2010

2011

2012

Страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, в 2008-2012 гг., млрд руб.: линия обозначает темп прироста взносов, % (правая шкала)

млрд руб. При этом основной вклад в увеличение рынка внесли:

- ипотечное страхование;

- страхование при потребительском кредитовании;

- страхование залогового имущества юридических лиц;

-страхование товаров в обороте;

- добровольное медицинское страхование сотрудников банков;

- страхование рисков самих банков: страхование эмитентов банковских карт, ВВВ, D&O.

Рост стал возможен прежде всего за счет страхования, связанного с кредитованием. И это является ярко выраженной краткосрочной тенденцией рынка банкострахования. Однако объемы автокредитования будут снижаться. Данная тенденция связана с окончанием программы льготного кредитования, а также программы по субсидированию и утилизации старых автомобилей.

В среднесрочном периоде эксперты прогнозируют тенденцию устойчивого роста:

- страхования рисков самих банков;

- розничных видов банкострахования, напрямую не связанных с кредитованием.

Рынок кредитования малого и среднего бизнеса развивается активно, особенно в банках с государственным участием - Сбербанк России, Россель-хозбанк. В 2010 г. очень ограниченное количество банков кредитовало малый и средний бизнес. В настоящее время практически с каждым банком обсуждаются возможности страхования этого сегмента, для которого разрабатываются специальные программы. При этом у банков разные подходы к страхованию данного вида предпринимательства.

Одни строго относятся к обеспечению по кредитам и к предоставлению залогов, их страхованию.

Другие делают ставку на беззалоговые кредиты, поэтому отсутствует сам предмет страхования.

Ныне сегмент страхования малого и среднего бизнеса активно развивается. В течение 3-5 лет его кредитование в России может выйти на уровень розничного кредитования. Соответственно подтянется и страхование.

Взаимодействие банков и страховщиков является важным для современного финансового рынка. Но преимущества в построении долгосрочных отношений с банками смогут получить только те страховые компании, которые готовы к инновационным видам сотрудничества и предлагающие уникальные условия по ведению совместного бизнеса. Необходимо также предлагать создание новых, более выгодных, типов финансовых корпораций. Для взаимовыгодного партнерства диверсифицировать линейку продуктов, прибыльных как для страховщика, так и для банка.

К основным тенденциям дальнейшего развития взаимодействия банков и страховых организаций в России следует отнести:

- организацию банкостраховых групп;

- разработку новых финансовых продуктов;

- развитие и укрепление различных видов партнерских взаимоотношений банков и страховых организаций.

Однако существуют факторы, препятствующие полноценному развитию рынка банкострахования в РФ. К ним можно отнести:

- недостаточную прозрачности в системе аккредитации страховщиков банками;

- различие подходов к взаимодействию со страховщиком даже в рамках одного банка;

- отсутствие или слабую мотивацию сотрудников банков, непосредственно осуществляющих продажи;

- неразвитость кросс-продаж;

- недостаток качественных, рыночных, технологичных банкостраховых продуктов в целом по рынку;

- множественные примеры соглашений банков и страховщиков, ограничивающих свободу выбора клиента;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.