ный перечень новшеств, покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации» [3., с.78]. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже. Обоснование содержания портфеля новшеств и инноваций проводится на основе анализа конкурентоспособности организации и ее конкурентов; анализа финансового состояния организации; анализа технического уровня и цены производимого товара с помощью внедряемого новшества; анализа привлекательности товара и др. В этих условиях система управления инновационным потенциалом предприятия должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации.
Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в ВВП, являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. В международной практике наукоемкими отраслями считаются: отрасли оборонно-промышленного комплекса, атомная промышленность, аэрокосмическая, электронная, конторского и управленческого оборудования и ЭВМ, фармацевтическая, электротехнического и общего машиностроения. Именно эти отрасли с высокой долей НИОКР служат критерием оценки концентрации национального научно-технического потенциала инновационного развития.
Стержнем научно-технической, технологической и инновационной деятельности должна стать разработка системы мер и условий их реализации, направленных на максимизацию в долгосрочной перспективе социально-экономического эффекта за счет использования технологического и интеллектуального потенциалов наукоемких отраслей РФ. Поэтому, отмечает В. А. Ириков, для успешной реализации научно-технической, технологической и инновационной государственной политики необходимы следующие условия:
- системно увязанная постановка целей и задач государственной инновационной политики;
- стабильность системы государственного управления сферой НИОКР;
- нормативно-правовое, организационное и ресурсное обеспечение;
- системное взаимодействие центральных и региональных властей в осуществлении инновационной политики;
- равноправное участие науки, промышленности и финансового капитала в реализации инновационной политики;
- создание инфраструктуры для становления и развития инновационного бизнеса (бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы и др.) [1, с. 60].
При использовании новейших научно-технических достижений необходим избирательный подход, обеспечивающий приоритетную реализацию работ, результаты которых могут обеспечить наибольшую эффективность. Система комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции должна основываться на следующем подходе к выбору приоритетных технологий:
1) приоритетными должны признаваться технологии, содержащие охранеспособные результаты научно-технической деятельности - объекты интеллектуальной собственности, поскольку их наличие определяет технические и потребительские характеристики технологий, обеспечивает их конкурентоспособность на мировом рынке и высокую экономическую эффективность;
2) приоритетными должны признаваться технологии, имеющие высокий коммерческий потенциал, т. е. необходима оценка и сравнение технологий не только по техническим характеристикам, но и по коммерческим показателям, в частности по уровню эффективности с учетом срока окупаемости вложенных затрат. При этом важно учитывать возможность использования для продаж как конечного продукта, т. е. разработанного оборудования или техники, так и технологической информации в виде лицензий на созданные объекты техники и способы производства.
Библиографические ссылки
1. Реинжиниринг инновационного предпринимательства : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Ирикова. М. : Юнити, 2009.
2. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент : учебник. М. : Инфра-М, 2008.
3. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 2003.
© Храповицкий Г. И., Агалакова А. В., 2011
УДК 336.7
Е. А. Черкашин Научный руководитель - В. В. Чучалина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и, соответственно, кредитных возможностей банков, а также во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.
Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одну из ведущих позиций занимают платежные карты.
Во многом благодаря универсальности платежной карты, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно, решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в России, но и за рубежом) карточному направлению. В настоящее время более 60 % банков осуществляет эмиссию и (или) эквайринг платежных карт, количество эмитированных ими банковских карт (данные на 01.10.2010) составило 135,0 млн (рис. 1) [1].
Принимая во внимание значительный темп роста выпуска карт (ежегодно около 140 %) можно прогнозировать, что через 1-2 года на каждого жителя будет приходиться по одной карте. Среди держателей карт подавляющее большинство составляют держатели расчетных карт. Их доля в общем количестве эмитированных карт 90,9 %. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе,
по-прежнему незначительно, подавляющее большинство карт - это карты, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов [1].
Региональное развитие российского рынка платежных карт значительно различается, что обусловлено рядом факторов. Центральный федеральный округ изначально характеризовался самыми высокими показателями в части концентрации банков, финансовых ресурсов, плотности населения и пр., что позволило рынку платежных карт в данном регионе стать наиболее развитым. Центральный федеральный округ опередил другие российские округа по таким параметрам, как количество эмитированных карт на одного жителя, развитость инфраструктуры платежных карт, объем и количество операций, проводимым с использованием платежных карт (рис. 2). За Центральным федеральным округом следуют Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Средним уровнем значений по указанным параметрам характеризуются Приволжский и Сибирский федеральные округа. Южный и Дальневосточный федеральные округа замыкают этот перечень [2].
Рис. 1. Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями
Рис. 2. Уровень развития российского рынка платежных карт по федеральным округам в 2009 г.
По состоянию на конец 2009 г. наибольшее количество активных платежных карт от общего количества эмитированных карт насчитывалось в СевероЗападном федеральном округе (54 %), в то время как в остальных федеральных округах этот показатель составлял около 50 %.
Хотя операции по снятию наличных и преобладают сегодня над безналичными платежами с использованием банковских карт, наметилась позитивная тенденция к расширению их использования для оплаты товаров, работ и услуг. Удельный вес количества безналичных платежей в общем количестве операций с использованием банковских карт вырос с 27,2 % в 2005-м до 32,5 % в январе-сентябре 2008 г. [3] Позитивное влияние на развитие рынка платежных карт оказывает динамично развивающаяся инфраструктура по приему к оплате платежных карт. Но все равно это нельзя сравнивать со странами Европы и Северной
Америки, где доля всех безналичных расчетов составляет 90 %.
Библиографические ссылки
1. Центральный банк Российской Федерации. Обзор российского рынка платежных карт. Тенденции и перспективы развития // Центральный банк Российской Федерации. 2008.
2. Центральный банк Российской Федерации. Обзор российского рынка платежных карт. Тенденции и перспективы развития // Центральный банк Российской Федерации. 2010.
3. Буздалина Е., Колоскова Л. Предоставление услуг с использованием банковских карт в Московском регионе //Банки и деловой мир. 2009. № 1-2.
© Черкашин Е. А., Чучалина В. В., 2011
УДК 336.77:332
Е. М. Четыркина, А. В. Шумкова Научный руководитель - Е. В. Поклонова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Рассмотрены проблемы, связанные с рождаемостью в Красноярском крае. Проведен сравнительный анализ основных факторов, влияющих на уровень рождаемости в крае.
Рождаемость - это, несомненно, важный демографический процесс, который во многом обусловливает воспроизводство населения. В настоящее время в нашей стране исследования в области рождаемости весьма актуальны в связи с неблагоприятной демографической обстановкой. Статистический анализ рождаемости играет весьма важную роль в исследовании воспроизводства населения, при характеристике демографической ситуации, как в регионе, так и в стране в целом, прогнозировании численности населения и обосновании состава мероприятий демографической политики.
В последние годы в Красноярском крае наблюдалась устойчивая динамика снижения численности населения. К началу 2010 г. численность населения региона составила 2 893 926 чел., что на 4,1 тыс. чел. больше, чем на 1 января прошлого года (рис. 1) [1]. Население увеличилось за счет миграции и превышения рождаемости над смертностью. В 2009 г. миграционный прирост составил около 4 тыс. чел. Естественный прирост - 515 человек [1]. Естественная убыль наблюдалась в крае с 1993 года, в 2009 году эта тенденция была преодолена. [1]. Средний коэффициент рождаемости на 1 января 2010 составил, тем самым, 1,32 по сравнению с 1,28 в прошлом году. Период 2000-2009 гг. характеризовался в Красноярском крае относительно устойчивым ростом общего коэффициента рождаемости, который в 2008 г. превысил уровень 2000 года на 3,6 %% (рис. 1). Начавшийся в 2000 г. рост рождаемости сменился одногодичным спадом в 2005 г., но после чего рост данного показателя вновь принял устойчивый характер (рис. 2).
Повышение рождаемости в последние годы частично объясняется временным увеличением доли женщин репродуктивного возраста. На начало 2009 года их в крае проживало 781,3 тысяч человек, или 52,3 % от общей численности женщин региона [2].
Как известно, семьи планируют рождение детей исходя из своего материального положения. Средние доходы на душу населения в Красноярском крае продолжают уверенно расти и составили 16 549,5 руб. в 2009 г., что на 945 руб. больше показателя предыдущего года. Правда, по последним данным за сентябрь 2010 г., денежные доходы незначительно уменьшились до 16 340,5 руб. [1].
Также на рождаемость оказывает влияние устойчивость семейных отношений. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. люди стали чаще вступать в брак и разводиться, но при этом количество разводов на 1000 браков уменьшилось и составило 656 - это самый маленький показатель, начиная с 2003 г. (тогда он равнялся 873) [1].
В Красноярском крае отмечается снижение количества абортов. Это стало результатом реализации проекта «Ты не одна». Врачам и психологам удаётся отговорить от аборта примерно 18 % пришедших на консультацию женщин [6]. Количество искусственных прерываний беременности в крае упало в два с лишним раза всего за 10 лет.
Немаловажным фактором в повышении уровня рождаемости стала реализация программы «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае на 2007-2009 годы». Проект общей стоимостью в 4,6 млрд руб. стартовал 1 января этого года [5].