Научная статья на тему 'Развитие российского рынка макаронных изделий в современных условиях'

Развитие российского рынка макаронных изделий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ / PASTA / СПРОС / DEMAND / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / SUPPLY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ЦЕНА / PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарева А.А., Колесникова О.В.

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка макаронных изделий и его динамика в последние годы. Проведен анализ таких показателей, как импорт и экспорт макаронных изделий. Определены главные лидеры на рынке и проанализированы основные показатели их деятельности. В качестве важного направления развития отрасли рассмотрена необходимость государственной поддержки производителей макаронных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF PASTA IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the main trends of pasta market and its dynamics in recent years. The article presents an analysis of such indicators as imports and exports of pasta. The authors identified the main leaders on the market and reviewed the main indicators of their operations. The article defines the necessity of state support of pasta manufacturers as an important direction of development of the industry.

Текст научной работы на тему «Развитие российского рынка макаронных изделий в современных условиях»

issledovanija: mezhdunarodnyj standart ISO 20252. Moskva: Tehnonormativ, 2007. 39 s.

4. Mezhdunarodnyj kodeks ICC/ESOMAR po praktike provedenija marketingovyh i social'nyh issledovanij [Jelektronnyj resurs] // ESOMAR. Rezhim dostupa: http://www.esomar.org/uploads/pdf/.../ICCESOMAR

_ Code_Russian_.pdf / (Data obrashhenija: 13.09.2015).

5. Nekommercheskoe partnerstvo «Gil'dija Marketologov» [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.marketologi.ru/ (Data obrashhenija: 13.09.2015).

6. Rushhickaja O.A., Galimova S.A. Osnovnye napravlenija antikrizisnogo konsaltinga dlja rossijskih predprijatij // Agrarnyj vestnik Urala. 2013. № 12(118).

7. Shaposhnikov V.A. Osobennosti realizacii sistemy standartizacii na rynke uslug marketingovyh issledovanij / V.A. Shaposhnikov, O.O.V. Obuhov // VestnikUrFU. Serijajekonomikaiupravlenie. 2012. №2. S. 58-69.

Контактная информация / Contact links

8 (922) 223-16-23

astratova@yahoo.com

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF PASTA IN MODERN CONDITIONS

А. А. БАХАРЕВА, студент

О. В. КОЛЕСНИКОВА, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

A. A. BAKHAREVA, student

O. V. KOLESNIKOVA, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка макаронных изделий и его динамика в последние годы. Проведен анализ таких показателей, как импорт и экспорт макаронных изделий. Определены главные лидеры на рынке и проанализированы основные показатели их деятельности. В качестве важного направления развития отрасли рассмотрена

необходимость государственной поддержки производителей макаронных изделий.

Abstract

The article discusses the main trends of pasta market and its dynamics in recent years. The article presents an analysis of such indicators as imports and exports of pasta. The authors identified the main leaders on the market and reviewed the main indicators of their operations. The article defines the necessity of state support of pasta manufacturers as an important direction of development of the industry.

Ключевые слова: макаронные изделия, спрос, предложение, производство, цена.

Keywords: pasta, demand, supply, production, price.

Развитие рынка макаронных изделий, начиная с 2008 года, происходит весьма динамично. Так, в 2014 году происходили небольшие колебания в динамике производства. С января по апрель был зафиксирован рост объема выпуска макарон на 23170 тонн: в январе объем производства составил 71792 тонн, а в мае - 94962 тонн. Однако в мае произошло снижение выпуска макаронных изделий на 9781 тонн. В целом же в 2014 году произошел рост в динамике розничной продажи макаронных изделий. По сравнению с предыдущим годом прирост составил 4,2 %. Если сравнить этот показатель с изменением потребления остальных продуктов, стоит отметить, что произошел заметный рост. С большими темпами, увеличились только продажи мяса домашней птицы (прирост на 6,9 %) и растительного масла (6,5 %) [1]. Тенденция увеличения потребления макаронных изделий в последнее время обусловлена кризисной ситуацией в стране, введением санкций и продовольственного эмбарго. Постановлением Д. А. Медведева запрет на ввоз в Россию определенных видов продукции был продлен до 5 августа 2016 года. Одним из существенных последствий введения продовольственного эмбарго стало повышение цен на продукты. В 2013 году произошло повышение цен на макаронные изделия на 12 %, однако в условиях общего повышения цен при подорожании гречки, риса и других гарниров, все большее число потребителей стало отдавать предпочтение данному продукту.

Что касается импорта и экспорта макаронных изделий, в 2011-2013 гг. доля готовых макаронных изделий, импортируемых в Россию сокращалась. Однако в 2013 г. импорт макаронных изделий увеличился на 18,3 %, что связано со вступлением России в ВТО и сокращением внутренней поддержки агропромышленного комплекса [2]. Экспорт макаронных изделий в 2013 году снизился на 5,4 % [3]. Объем экспортируемых макаронных изделий в январе-мае 2013 года составил 19,2 млн. долларов США, а объем экспорта - 49,2 млн. долларов. Среди самых популярных импортируемых изделий можно

выделить спагетти и пасту. По оценкам известной консалтинговой компании Intesco Research Group, объем ввезенных в страну макаронных изделий без начинки в 2013 году составил 67 ООО тонн. В 2014 году рост импорта по оценкам данной компании составил 9% (70 ООО тонн в натуральном измерении). В стоимостном выражении прирост составил и вовсе 11 % по сравнению с 2013 годом [4]. В процессе проведения исследования рынка макаронных изделий был проведен опрос с целью сопоставления полученных результатов с общероссийскими данными. Результаты исследования представлены в статье «Обзор российского рынка макаронных изделий» [5]. На данный момент на рынке макаронных изделий представлено примерно 150 производителей, выпускающих преимущественно продукцию в среднем ценовом сегменте. Основные лидеры на рынке макаронных изделий -Челябинская фабрика «Макфа» и Московская «Экстра М», которым по разным оценкам принадлежит от 18 до 25% на рынке. «Экстра М» производит более 30 различных наименований и выпускает приблизительно 60 тыс. тонн макаронных изделий каждый год, причем на Московском рынке она занимает свыше 30%. Объемы производства изделий «Макфа» превышают 70 тыс. тонн в год. Данные торговые марки конкурируют как на столичном рынке и рынках крупных городов, так и в регионах.

Однако в настоящее время обостряется конкуренция отечественных макаронных изделий с иностранными производителями. В сложившихся условиях весьма актуальным направлением становится обеспечение государственной поддержки производителей макаронных изделий и развитие государственно-частного партнерства органов власти и субъектов бизнеса в данной отрасли для повышения конкурентоспособности продукции [6]. Государственную поддержку производителей можно обеспечить за счет развития инфраструктуры (строительства дорог, обеспечение надежным и дешевым снабжением газом, электроэнергией, связью), обеспечения производителям свободного доступа к сбыту и т.д. Необходимо осуществлять государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, так как данная отрасль обеспечивает сырьем производителей макаронных изделий. Данная задача осложняется вступлением России в ВТО, так как по условиям Соглашения по сельскому хозяйству Россия взяла на себя обязательства сократить внутреннюю поддержку агропромышленной отрасли с 9 млрд. долл. Важно отметить, что при грамотной поддержке производителей макаронных изделий и сельскохозяйственного производства можно обеспечить динамичное развитие данной сферы, производство конкурентоспособной продукции и обеспечить население качественными макаронными изделиями.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник. 2015: стат. сборник / Росстат. Федеральная служба государственной статистики,- Официальный

сайт // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 09.10.2015)

2. Социальное партнерство как фактор развития инфраструктурных отраслей экономики России : материалы Международной научно- практической конференции / Новосиб. гос. архитект.-строит, ун-т (Сибстрин). - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2013. - 320с.

3. Жуковский В. Год в ВТО: Россия все больше зависит от импорта продовольствия [Электронный ресурс] - Режим доступа.: http://wto-inform.ru/experts/god_v_vto_rossiya_vse_bolshe_zavisit_ot_importa_prodovolstvi уа/ (датаобращения: 09.10.2015)

4. Сункина В., Жаворонкова И. Какие продукты подорожают вне зависимости от санкций и слабеющего рубля II РБК II [электронный ресурс] -Режим доступа: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20 fd22f8c995e#xtor=AL-[internal_traffic (датаобращения 10.10.2015).

5. Бахарева A.A. ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИИ II Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» II [электронный ресурс] - Режим доступа.: href="http://www.scienceforum.ru /2015/825/7226 (датаобращения: 10.10.2015).

6. Колесникова О. В., Ребрикова Н.В. Стратегические аспекты формирования имиджа на рынке II Экономика и управление в машиностроении. - 2015. - №2,- С. 46-48.

Bibliographical list

1. 1. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2015: stat. sbornik / Rosstat. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki.- Oficial'nyj sajt // [jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: http://www.gks.ru (data obrashhenija: 09.10.2015)

2. Social'noe partnerstvo kak faktor razvitija infrastrukturnyh otraslej jekonomiki Rossii : materialy Mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii / Novosib. gos. arhitekt.-stroit. un-t (Sibstrin). - Novosibirsk : NGASU (Sibstrin), 2013. - 320s.

3. Zhukovskij V. God v VTO: Rossija vse bol'she zavisit ot importa prodovol'stvija [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa.: http://wto-inform.ru/experts/god_v_vto_rossiya_vse_bolshe_zavisit_ot_importa_prodovolstvi ya/ (data obrashhenija: 09.10.2015)

4. Sunkina V., Zhavoronkova I. Kakie produkty podorozhajut vne zavisimosti ot sankcij i slabejushhego rublja // RBK // [jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20

fd22f8c995e#xtor=AL-[internal_traffic (data obrashhenija 10.10.2015).

5. Bahareva A.A. OBZOR ROSSIJSKOGO RYNKA MAKARONNYH IZDELIJ // Materialy VI Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» II [jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa.: href="http://www.scienceforum.ru

/2015/825/7226 (data obrashhenija: 10.10.2015).

6. Kolesnikova O. V., Rebrikova N.V. Strategicheskie aspekty formirovanija imidzha na rynke // Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii. -2015. - №2,- S. 46-48.

Контактная информация / Contact links

8 (915) 464-60-35 kolesnikova17@mail.ru

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ8

THE PRINCIPLES AND FEATURES OF FORMATION OF THE MODERN INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE OF ENGINEERING ENTERPRISES

P.C. ГОЛОВ, директор Института менеджмента, экономики и социальных технологий, д.э.н., профессор

М.Б. ПУШКАРЕВА, к.э.н., доцент

А.В. МЫЛЬНИК, к.э.н., доцент

«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

А.П. АГАРКОВ, д.э.н., профессор, директор

Московский институт государственного и корпоративного управления, Подольское представительство

R.S. GOLOV, doctor of economics sciences, full professor, Director of the Institute of Management, Economics and Social Technologies

M.B. PUSHKAREVA, Ph.D, associate professor

A.V. MYLNIK, Ph.D, associate professor

Moscow Aviation Institute (National Research University)

A.P. AGARKOV, doctor of economics sciences, full professor, Director Moscow Institute of State and Corporate Management, Podolsky branch

8 Статья содержит результаты исследования, проведенного в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-02-00243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.