Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / РИСК / ДЕРИВАТИВЫ / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ / ОБЛИГАЦИОННЫЙ РЫНОК / КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье исследованы тенденции российского финансового рынка и условия интеграции в мировую финансовую систему. Выделены основные направления интеграции финансового рынка России в мировую финансовую систему, даётся оценка развитию современной российской экономики и финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ»

услуг. Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 23-25.

3. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков. В сборнике: Современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 25

4. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков. В сборнике: Современные аспекты глобализации экономических процессов Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 26

Казова З. М., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ Аннотация: В статье исследованы тенденции российского финансового рынка и условия интеграции в мировую финансовую систему. Выделены основные направления интеграции финансового рынка России в мировую финансовую систему, даётся оценка развитию современной российской экономики и финансового рынка.

Ключевые слова: финансовый рынок, риск, деривативы, секьюритизация, облигационный рынок, конвертируемость, инвестиции.

Тенденции развития российского финансового рынка связаны с возникновением достаточно противоречивой ситуации. Колебания котировок отражают, как это складывается на протяжении многих лет на российском финансовом рынке, изменение конъюнктуры мировых финансовых рынков, при этом иностранные деньги играют основную роль на российском рынке. Тем не менее, масштаб роста/падения становится ассиметричным - падение происходило более быстрыми темпами, чем рост.[2]

Для модели российского финансового рынка в среднесрочной перспективе будут характерны две тенденции: динамичное развитие и подверженность высоким уровням риска. К отличительным чертам российского финансового рынка можно отнести следующие:

- Относительная ограниченность облигационного рынка. Если в США, например, объем рынка государственных и муниципальных облигаций достигает 190% ВВП, а в Германии — 115%, то в России он не превышает на сегодняшний день 8%. Рынок корпоративных облигаций также не столь широк, как в западных странах (около 40% ВВП в США, от 25 до 35% — в странах зоны евро и 14% — в России). В значительной степени такая ситуация компенсируется масштабом фондового рынка.

- Завышенная оценка стоимости компаний относительно показателей развития самой экономики. В частности, накануне кризиса 2008 г. капитализация российского фондового рынка превышала 120% ВВП (в Германии на тот же период она составляла несколько менее 70%), а «Газпром» оценивался в сумму, эквивалентную 27,7% ВВП России, тогда как самые крупные компании США и Германии в последние годы не стоили более 3-3,5% их ВВП.

- Неполная конвертируемость рубля, несмотря на то, что его курс устанавливается в результате действия свободных рыночных сил. Сегодня все операции с российским рублем сосредоточены внутри России, а его использование даже на постсоветском пространстве весьма ограниченно (в 2010 г. Беларусь отказалась получать стабилизационный кредит в российских рублях). По данным Банка международных расчетов, доля рубля в глобальных операциях на Forex не превышает 0,2%.

Реализация на практике положительного потенциала воздействия финансового рынка на экономическое развитие представляется одной из главных целей экономической политики России. Требуется направить свободные денежные ресурсы на цели внутри страны, и в особенности в инновационные отрасли. Необходима более эффективная мобилизация средств для инвестирования в национальную экономику. В условиях ограниченного предложения дешевых заемных средств должна быть сформирована другая модель экономики, основанная на несырьевом экспорте или на внутреннем спросе, с большим соответствием производительности труда и уровня заработной платы возросшей конкуренции.

В связи с этим представляется целесообразным выделить несколько концептуальных моментов по улучшению функционирования финансовых рынков. Речь идет о необходимости перемен на международном уровне в глобальной торговой и финансовой сфере. Финансовые институты должны работать на опережение, стратегически мыслить, в большей степени соответствовать современной мировой архитектуре.

Правильное и стабильное функционирование финансового рынка способно обеспечить экономический рост, который, в свою очередь, в современных условиях гармонизирует систему общественных отношений. Поскольку одной из составляющих финансового рынка является система пенсионных фондов и социального страхования, то ситуация на финансовом рынке непосредственно оказывает влияние на систему социальной защиты. Стремление улучшить работу этого механизма должно приводить не только к материальному благополучию населения и повышению экономической эффективности, но и к внедрению новейших информационных и коммуникационных технологий.[3]

Нынешнее состояние российского финансового рынка характеризуется недостаточной развитостью многих его сегментов. Под влиянием мирового кризиса со стороны российских эмитентов заметно уменьшились объемы

первоначального публичного предложения акций. Фондовый рынок недостаточно диверсифицирован. Он отличается низкой долей свободно обращающихся акций, доминированием компаний и банков с государственным участием .

В то же время российский финансовый рынок сохраняет хороший потенциал противостояния неутихающему финансовому кризису. Отмечается рост использования деривативов и секьюритизации банковских финансовых ресурсов, улучшилась структура долговых заимствований, золотовалютных резервов, снизился внешний долг.

Состояние финансового рынка России создает ощущение временного равновесия на фоне всех перечисленных выше проблем. Однако оперативных мер, принимаемых правительством и Центробанком и направленных на устранение последствий кризиса, недостаточно. Требуется принятие стратегических решений для ликвидации недостатков регулирования финансовой сферы. Государство в качестве главного оператора финансового рынка должно осуществлять мониторинг его состояния и активно содействовать его развитию.

Для повышения эффективности регулирования финансового рынка Правительство РФ ставит задачу унификации требований и стандартов деятельности профессиональных участников рынка, особенно в сфере управления рисками. В настоящий момент общепринятые методики и стандарты по управлению рисками отсутствуют [4], и профессиональные участники разрабатывают и применяют процедуры риск-менеджмента, полагаясь на собственный опыт.

Государство предлагает систематизировать подходы к управлению рисками на основе базельских принципов [1] и внедрить передовые методики оценки рисков, основанные на принятых в мире моделях и рейтинговых оценках. Также предусматривается возможность индивидуального подхода к оценке рисков участников рынка или их активов, что позволит снизить риски чрезмерной концентрации капитала и выявить высокорискованные позиции.

Таким образом, в финансовой системе, особенно на финансовом рынке, до сих пор продолжают существовать сложные ситуации, порождаемые факторами объективного и субъективного характера, которые противодействуют экономической устойчивости в этой сфере. Поэтому здесь важным является разработка мероприятий стратегического характера и макроэкономического целостного, интегрального подхода к этой весьма важной проблеме.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Система оценки финансового состояния кредитных организаций банком России. В сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 52-54

2. Аброкова Л.С. Методы управления качеством банковских (продуктов)

услуг. Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 23-25.

3. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков. В сборнике: Современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 25

4. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования.// Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

Казова З. М.,

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТОВ

СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье раскрываются особенности управления расходами бюджетов субъектов федерации, его основные цели, задачи, тенденции развития, а также возможности оптимизации расходов региональных бюджетов в зависимости от конкретных социально-экономических условии.

Ключевые слова: бюджетные средства, расходные обязательства, эффективность, оптимизация расходов, рейтинг расходов, оперативность.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и расходы региональных бюджетов в любой стране, активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств. Это обусловливает необходимость создания такой системы управления расходами региональных бюджетов, которая позволяла бы принимать взвешенные и обоснованные решения на основе оценки их последствий не только для субъектов Российской Федерации, но и для социально-экономического развития любой страны.

Современные тенденции развития Российской Федерации свидетельствуют, с одной стороны, о расширении круга задач, решаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с другой - об усилении неоднородности экономического пространства страны. Существенное замедление темпов роста экономики Российской Федерации, корректировка налогового законодательства с целью стимулирования деловой активности сократили возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию доходов, адекватных существующим расходным обязательствам. В этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.