УДК 339.7(470) ББК 65.9(2)26 К-14
Казанцева Елена Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и социально-политических отношений Кемеровского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; 650992, Россия, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 39, e-mail: [email protected].
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
(рецензирована)
В статье рассмотрены особенности развития олигополистических рынков в России на каждом этапе их развития, проанализированы показатели концентрации и дана оценка роли ведущих компаний в экономическом развитии страны.
Ключевые слова: олигополистические рынки, показатели концентрации, этапы развития олигополистических рынков, санкции, государственная поддержка.
Kasantseva Elena Gennadievna, Doctor of Economics, professor of the Department of Economic Theory and Social and Political relations of the Kemerovo Institute (branch) of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov"; 650992, Russia, Kemerovo, 39 Kuznetskiy avenue, e-mail: 8 (905) [email protected].
DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN OLIGOPOLISTIC MARKETS
(Reviewed)
The article considers the features of the development of oligopolistic markets in Russia at every stage of their development, concentration indicators have been analyzed, and the role of the leading companies in the economic development of the state has been evaluated.
Keywords: oligopolistic markets, concentration indicators, stages of development of oligopolistic markets, sanctions, government support.
В настоящее время для ряда российских рынков характерны конкурентные отношения, в то же время существуют монополизированные рынки и рынки с олигополистической структурой. Целью публикации является анализ развития олигополистических в России.
Становление современных российских олигополий произошло в период формирования рыночных отношений. Многие российские олигополисты являются «наследниками» крупнейших советских предприятий. Формально сохранив профиль деятельности, они качественно изменили ее социально-экономическое содержание.
Советские крупнейшие предприятия функционировали на базе государственной (общенародной) формы собственности. Для российских олигополистов характерно многообразие форм собственности: государственная, частная, смешанная.
Советские предприятия были нацелены на удовлетворение потребностей членов общества посредством выпуска необходимой обществу продукции. Предприятия реализовывали такие социальные функции, как содержание объектов социального назначения, производство планово-убыточной продукции, необходимой для общества, обеспечение стабильной занятости и пр. Современные олигополисты нацелены на максимизацию прибыли. При этом следует отметить, что они реализуют в ограниченном объеме социальные функции в отношении своих работников и жителей территорий их базирования в рамках соглашений и договоров с органами власти.
Стратегические цели и задачи развития предприятий устанавливались государством, их деятельность осуществлялась в рамках системы централизованного планирования. Предприятия работали в условиях относительно мягких бюджетных ограничений. Современные олигополисты самостоятельно формируют приоритеты развития и функционируют в рамках косвенной системы госрегулирования. Произошло увеличение степени жесткости бюджетных ограничений.
Цены на продукцию советских предприятий устанавливались государством. В настоящее время олигополисты самостоятельно формируют цены на продукцию во взаимодействии с другими компаниями. В то же время, на отдельные виды товаров и услуг цены формируются под влиянием государства (имеет место своеобразный «торг» по поводу цен и тарифов между олигополистами и органами власти).
Хозяйственные связи советских предприятий планировались вышестоящими органами, что приводило к преимущественной концентрации руководителей на производственно-технологических процессах. Олигополисты сами формируют производственно-сбытовые цепочки. Спектр реализуемых ими функций расширяется за счет маркетинговых функций, операций по финансовому планированию и пр.
В советское время на рынке практически отсутствовала продукция зарубежных производителей. Товарно-денежные отношения на мировом рынке реализовывало государство, а не предприятия. В наши дни олигополисты конкурируют на внутреннем и внешнем рынке как с отечественными, так и с зарубежными производителями.
При социализме осуществлялись плановые поставки рабочей силы, регулировалась заработная плата, происходило назначение руководителей. В современных условиях функционирует рынок труда, регулируется нижняя граница заработной платы. Олигополисты не ограничены в установлении верхней границы заработной платы.
В результате анализа социально-экономического содержания деятельности крупнейших предприятий и олигополистов, можно сделать вывод, что в переходный период большинство российских олигополистов было образовано вследствие трансформации в результате приватизации из элемента сложной народнохозяйственной системы, нацеленной на реализацию общественных интересов, в структуры, движущей силой которых является частный интерес. Немаловажно, что олигополистические рынки в России, помимо государственного, попали, по словам А. Бузгалина, под регулирующее воздействие, складывающееся из равнодействующей сил бюрократического, корпоративно-монополистического и криминального произвола [1, с. 258].
Выделим основные этапы развития олигополистических рынков в России (19912015 годы) и приведем их краткую характеристику. Критерием периодизации выступает уровень развития отечественных олигополистических рынков, характеризующийся составом субъектов, уровнем конкуренции между ними, наличием государственной поддержки.
Первый этап. Становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). Субъектами формирующихся олигополий в этот период являлись государственные концерны в нефтегазовом, машиностроительном секторах; приватизируемые металлургические предприятия, предприятия по добыче сырьевых ресурсов, машиностроительного комплекса и пр. Уровень конкуренции между олигополистами достаточно низкий. Начался процесс проникновения на российский рынок зарубежных олигополистов.
Второй этап. Укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). Происходит приватизация крупнейших предприятий. Осуществляется приобретение активов олигополистами для выстраивания вертикальной структуры, в которую входили обслуживающие предприятия, поставщики и покупатели. Зачастую приобретались
непрофильные активы на выгодных условиях. Наблюдается перераспределение и диффузия прав собственности на олигополистические предприятия. Происходит закрепление на российских рынках зарубежных олигополистов.
Третий этап. Структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Происходит укрепление позиций олигополистов сырьевого сектора и перерабатывающей промышленности на российских рынках. На месте рыхлых финансово-промышленных групп, концентрирующихся на «сборе» разнопрофильных активов, возникают более организованные и эффективно управляемые интегрированные олигополистические компании типа «Роснефти», ЮКОСа, «Сибнефти» и др. Продолжается укрупнение ведущих олигополистов, преодоление явлений диффузии собственности. Активизируется поглощение зарубежными олигополистами российских предприятий.
Четвертый этап. Укрепление позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежных рынках (2003-2008 годы). Российские сырьевые олигополисты укрепляют позиции на профильных зарубежных рынках. Наблюдается массовое привлечение кредитных ресурсов на мировых финансовых рынках. Характерным становится установление тесных отношений олигополистов с государством. Продолжается поглощение зарубежными олигополистами российских предприятий, их приход в фармацевтику, пищевую промышленность. Происходит фундамеот^ъньш сдает от предпринимателей □ -одиночек к сложным конфигурациям предпр^^мателеий -партнеров, одновременно владеющих, прямо или опосредованно, крупными пакетами акции □ значимой для них компании или нескольких компании □ [2, с. 9]. Происходит ужесточение конкуренции отечественных и зарубежных олигополистов.
Пятый этап. Возврат государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). Наиболее влиятельными олигополистами выступают компании с участием государственного капитала; ведущие частные компании ТЭК, машиностроения, крупные диверсифицированные корпорации; филиалы и дочерние компании зарубежных олигополистов. В условиях кризиса государственные олигополисты заставляли потребителей принимать новые уровни цен, активно использовали административный ресурс. Перед олигополистами второй группы стояла задача сохранения контроля над активами при обращении к государственной помощи. Положение третьей группы олигополистов являлось относительно благоприятным. Используя «поток компетенций», брендовую и финансовую поддержку материнской компании, они упрочили свои позиции на российском рынке. Объявляется приватизация ряда олигополистических компаний. Продолжается упрочение положения российских олигополистов на мировых рынках сырья и продуктов первичной переработки. Развитие олигополистов в период кризиса происходит при оказании государством поддержки ведущим предприятиям (199 организаций, среди которых «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Транснефть», «Мечел», «Алроса», «Русал», «Уралкалий» и др.). В то же время, в отчетах компаний и СМИ приводятся факты, свидетельствующие об увеличении доходов управленцев и владельцев ведущих компаний, несмотря на падение объемов производства и прибыли.
Шестой этап. Функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкций (2014 год - настоящее время). Введение санкций, инициированных США и поддержанных рядом государств, против ряда крупнейших российских компаний. В июле 2014 года введены санкции против банков: «ВТБ», «Газпромбанк», «Сбербанк России», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк». В сентябре 2014 года санкции применены в отношении компаний «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», «Уралвагонзавод» и др.; ужесточены условия предоставления займов и инвестиционных услуг для ведущих
российских банков; в санкционный список включены девять ведущих оборонных концернов. Наблюдается высокий уровень влияния государства на олигополистов, продолжается их государственная поддержка. Усложняется доступ олигополистов к мировым финансовым ресурсам. Происходит поиск олигополистами новых рынков сбыта и партнеров по бизнесу, поставщиков высокотехнологичной продукции. Появляется потенциальная возможность роста возможностей для российских олигополистов в связи с проводимой российским правительством активной политикой импортозамещения и ответными мерами на вводимые в отношении России санкции.
Характеристикой олигополизации выступает оценка состояния конкуренции на соответствующих рынках и уровень концентрации. Состояние конкуренции оценивается с использованием системы показателей, характеризующей структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции [3]. К структурным признакам относится количество покупателей и продавцов и наличие искусственных барьеров входа на рынок. К поведенческим признакам относятся независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков выделяют отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов.
В данной работе использована характеристика структурных признаков конкуренции. Следует принимать во внимание, что в результате усложнения схем корпоративного контроля показатели концентрации компаний в России значительно выше показателей концентрации предприятий, что усложняет процесс оценки концентрации. Приведем пример. Для расчета доли вертикально интегрированных нефтяных компаний, осуществляющих добычу нефти и газового конденсата, ФАС России учитывает доли хозяйствующих субъектов, входящих в их состав (см. таблицу 1). С учетом хозяйствующих субъектов, входящих в состав «ЛУКОЙЛ», «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», их доля в добыче нефти и газового конденсата в 2013 году составила 77,6% [3].
С целью определения доли товаров, производимых российскими олигополистами, использована Центральная база статистических данных Росстата [4]. При анализе показателей концентрации использованы подходы к оценке уровня концентрации товарного рынка по CRз, представленные в пункте 7.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России №220 от 28.04.2010: высокий - при 70%<=CR3<=100%; умеренный - при 45%<= CR3<=70%; низкий - при CR3<45%.
Таблица 1 - Доли хозяйствующих субъектов осуществляющих добычу нефти и входящих в
соответствующую группу лиц
Группа Хозяйствующие субъекты
ОАО «ЛУКОЙЛ» ООО «Лукойл-Западная Сибирь», ООО СП «Волгодеминойл», ОАО «Битран», ЗАО «КАМА-ойл», ЗАО «ЛУКОЙЛ-АИК», ООО «НМНГ-МНА», ЗАО «ПермТОТИнефть», ЗАО «Турсунт», ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ЗАО «Самара-Нафта», ООО «Нарьянмарнефтегаз» и ОАО «РИТЭК»
ОАО «НК «Роснефть» ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «Роснефть-Дагнефть», ОАО «Дагнефтегаз», ОАО «Грознефтегаз», ООО «Роснефть-Маланинская группа», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ООО «РН-Ставропольнефтегаз», ОАО «Востсибнефтегаз», ОАО «РН Ингушнефть», ООО «РН-Краснодарнефтегаз», ООО СП «Ваньеганнефть», ОАО «Варьеганнефтегаз», ОАО «ВЧНГ», ОАО «Ермаковское», ОАО «Кальчинское», ОАО «Малосикторское», ОАО «ННП», ООО «Компания Полярное Сияние», ООО «РН-Пурнефтегаз», ЗАО «Рослан Интернешнл», ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Самотлорнефтегаз», ООО «РН-Северная нефть», ОАО «Сузун», ООО «Таас-Юрях Нефтегаздобыча», ОАО «РН-Нижневартовск», ОАО «РН-Нягань-нефтегаз», ООО «РН-Уватнефтегаз», ОАО «Тюменнефтегаз», ОАО «Удмуртнефть», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «Юпитер-А», ОАО «Корпорация Югранефть», ОАО «НГК «Славнефть»(50%)
ОАО «Газпром нефть» ЗАО «Арчинское», ООО «Газпромнефть-Восток», ООО «Живой исток», ОАО «НК «Магма», ЗАО «Газпром нефть Оренбург», ОАО «ЮУНГ», ООО «Заполярнефть», ОАО «Газпром нефть», ООО «Газпром Нефть Новый Порт», ОАО «Газпромнефть-ННГ», ООО «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Меретояханефтегаз», ЗАО «ЦНТ», ОАО «НК «Сибнефть-Югра», ООО «Газпромнефть-Ангара», ООО «Газпром нефть шельф», ОАО «НГК «Славнефть»(50%) и ОАО «Газпром» (ООО «Сервиснефтегаз», ОАО «Камчатгазпром», ООО «Газпром добыча Краснодар», ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Иркутск», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ОАО «Томскгазпром», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Шельф», ООО «Газпром добыча Ямбург»
ОАО «Сургутнефтегаз» ОАО «Сургутнефтегаз» (УФО) и ОАО «Сургутнефтегаз» (Якутия)
К высококонцентрированным (имеющим коэффициент концентрации свыше 70%) относились в 2010 году 65,86% из 1066 анализируемых товаров, в 2011 году 69,8% из 1378 товаров, в 2012 году 69,56% из 1380 товаров, в 2013 году 70,81% из 1384 товаров, в 2014 году 70,72% из 1349 товаров.
Показатели свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне концентрации отечественных производителей. Если принять за границу олигополии значение коэффициента концентрации выше 60%, то к продукции, производимой олигополистами, будут отнесены в 2010 году 72,61% продукции, в 2011 году -75,75%, в 2012 году -76,66%, в 2013 году - 77,1%, в 2014 году -76,28%.
Обратим внимание, что по экспертным оценкам, относящимся к середине первого десятилетия XXI века, коэффициент покрытия по отношению к выпуску российской промышленности составлял 40-50% [5, с. 223]. Исходя из этого, показатели, характеризующие рыночную олигополию, будут отличаться от представленных здесь в меньшую сторону.
Высокая доля трех отечественных крупнейших производителей вызывает обеспокоенность. В случае банкротства данных предприятий рынок будет захвачен зарубежными конкурентами, что негативно отразится на экономической безопасности страны. К росту уровня олигополизации может привести слияние и поглощение
российских компаний, что увеличит их экономическую власть.
Крупнейшие российские компании играют определяющую роль в развитии страны. На рисунках 1 -4 представлена информация об организациях, суммарная величина добавленной стоимости которых составляет определенную долю в ВВП (в текущих основных ценах) [3]. При расчете ФАС России учитывалось каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, без учета их финансовых и организационных связей, и не включались предприятия, по которым обработка данных осуществлялась с учетом требований по защите государственной тайны.
Из данных рисунка 1 следует, что в 2005-2009 годы число крупнейших компаний, создающих 10% добавленной стоимости, увеличивалось (с 10 до 32), а за 2010-2013 годы оно сократилось до 12. Аналогичная ситуация характерна и для динамики количества предприятий, производящих 20%, 30% и 40% добавленной стоимости. Число крупнейших компаний, создающих 20% добавленной стоимости в 2005-2009 годы возрастало с 69 до 329, сократившись к 2013 году до 98 предприятий (см. рисунок 2). Число крупнейших компаний, создающих 30% добавленной стоимости, в 2005-2009 годы увеличилось с 474 до 3273, сократившись к 2013 году до 665 предприятий (см. рисунок 3). Наиболее значительные отличия наблюдаются в количестве крупнейших предприятий, создающих 40% добавленной стоимости (см. рисунок 4). В 2005 году таких предприятий было 4320. К
2009 году их число возросло в 19 раз и составило 82708. К 2013 году их число сократилось до 4907 (сокращение почти в 17 раз).
Результаты анализа показывают, что все группы предприятий, создающих 10, 20, 30 и 40% добавленной стоимости в ВВП в 2005-2009 годах имели тенденцию к количественному росту, что свидетельствует о снижении показателей концентрации. С
2010 года по всем группам предприятий наблюдается сокращение, что говорит о росте концентрации производства добавленной стоимости в руках крупнейших компаний.
Согласно данным рейтинга Эксперт-РА [7], суммарная выручка 600 крупнейших компаний RAEX-600 в 2014 году достигла 60 трлн. руб. (85,6% ВВП). Эти компании играют важную роль в формировании доходной части бюджета. Так, в 2014 «Роснефть» перечислила в бюджет 3,096 трлн. руб. [8] (доходная часть федерального бюджета составила 14,063 трлн. руб.).
Рис. 1. Количество органпзацгш с суммарной долей добавленного стоимости в ВВП 10%
Рис. 2. Количество организаций с суммарной долей добавленного стоимости в ВВП 20%
90000
« 80000
н ЕЕ 70000
=
а. в 60000
и
ш а. 50000
а
о Ё 40000
н и V 30000
в-
ч 20000
О
а 10000
0
82708
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Годы
Крупнейшие российские компании по масштабам сопоставимы с ведущими ТНК. В рейтинг Fortune Global 500 [6] по итогам 2014 года попали: «Газпром» (26-е место в FG-500 и 1-е место в RAEX-600), «ЛУКОЙЛ» (43-е и 2-е), «Роснефть» (51-е и 3-е), Сбербанк (177-е и 4-е) и ВТБ (404-е и 7-е).
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать вывод, что олигополистические рынки России прошли стадию становления и в настоящий момент приспосабливаются к условиям затянувшегося экономического кризиса, осложненного введением санкций. По наблюдаемым Росстатом группам товаров наблюдается рост доли производства крупнейших компаний. Происходит усиление власти крупнейших компаний, формирующих существенную часть ВВП и налоговых поступлений. Государство играет активную роль в поддержке российских крупнейших компаний, создает условия для их развития в условиях действия санкций и стимулирует импортозамещение.
Литература:
1. Бузгалин А.В. Трансформационный характер российской экономики: историческое место и закономерности развития // Философия хозяйства. 2005. №4/5(40/41).
2. Антоненко Н.С., Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Основные тенденции развития российского крупного бизнеса в 2000-е гг. // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. №1(17).
3. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: http://fas.gov.ru (дата обращения 09.12.2015).
4. Центральная база статистических данных (ЦБСД) [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru (дата обращения 09.12.2015).
5. Авдашева С.Б. Тенденции и факторы изменения концентрации производства в российской промышленности // Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: материалы международной конференции (Москва, 23-25 апреля 2008 г.). М.: МАКС Пресс, 2008.
6. Fortune Global 500, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://fortune.com/global500/ (дата обращения 04.01.2016).
7. Рейтинг крупнейших компаний России [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/ratings/expert400/2015/ (дата обращения 01.11.2015).
8. «Роснефть» - крупнейший в России налогоплательщик [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/61352 (дата обращения 04.01.2016).
References:
1. Buzgalin A.V. The transformational nature of the Russian economy: a historical place and the laws of development //Philosophy of Economy. 2005. № 4-5 (40-41).
2. Antonenko N.S., Galukhina Y.S., Pappe Y.S. The main trends in the development of Russian big business in the 2000-s // Journal of the New Economic Association. Number 1, 2013. (17).
3. Report on the state of competition in the Russian Federation. Moscow, 2015. URL: http://fas.gov.ru (reference date 12/09/2015).
4. The central statistical database (TSBSD). URL: http://cbsd.gks.ru (reference date 12/09/2015).
5. Avdasheva S.B. Trends and factors of change of concentration of production in the Russian industry // Innovative development of Russian economy: national goals and global trends: Intern. Conference (Moscow, 23-25 April, 2008). M. : MAKS Press, 2008.
6. Fortune Global 500, 2015. URL: http://fortune.com/global500/ (reference date 04/01/2016).
7. Rating of the largest Russian companies. URL: http://raexpert.ru/ratings/expert400/2015/ (reference date 11/01/2015).
8. "Rosneft" - the largest tax payer in Russia. URL: http://www.vestifmance.ru/articles/61352 (reference date 01/04/2016).