РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК 332.12
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЦЧР В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Коды JEL: O38, R58
Бирюков Н. А., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: отсутствует
Поступила в редакцию 09.11.2021. Прията к публикации 19.11.2021 Аннотация
Предмет. Цифровая трансформация российских регионов
Тема. Развитие регионов ЦЧР в контексте стратегических задач цифровой трансформации. Цели. Оценка основных направлений развития регионов ЦЧР в контексте стратегических задач цифровой трансформации
Методология. Анализ динамики индекса цифрового развития российских городов, количественный анализ стратегий цифровой трансформации российских регионов, метод сравнения.
Результаты. Выявлены динамические характеристики цифрового развития региональных столиц ЦЧР, показана его неравномерность, определена связь между стартовым уровнем цифрового развития региона и основными направлениями региональных стратегий цифровой трансформации, проведено сопоставление региональных стратегий цифровой трансформации.
Область применения. Планирование цифрового развития х регионов ЦЧР Выводы. Проведенное исследование показывает, что регионы ЦЧР демонстрируют различный уровень цифровой зрелости и различную динамику цифрового развития. Тем не менее, принятые в регионах стратегии цифровой трансформации во многом следуют предложенному шаблону и не в полной мере учитывают региональную специфику. В процессе реализации они будут нуждаться в уточнении и актуализации.
Ключевые слова: умный город, цифровизация, региональные стратегии цифровой трансформации
UDK332.12
CENTRAL BLACK EARTH REGION'S DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE STRATEGIC GOALS OF DIGITAL
TRANSFORMATION
JEL Codes: O38, R58
Biryukov N. A., post-graduate student of the Department of Political Science and Political Management of the Voronezh Branch of the RANEPA E-mail: [email protected] SPIN code: none
Annotation
Subject. Digital transformation of Russian regions.
Topic. Central Black Earth Region's development in the context of the strategic goals of digital transformation.
Goals. Assessment of development in the context of strategic tasks of digital transformation.
Methodology. Analysis of the dynamics of the digital development index of Russian cities, quantitative analysis of digital transformation strategies of Russian regions, comparative method.
Results. The dynamic characteristics of the digital development of the regional capitals of the CBR are revealed, the dependence between the initial level of digital development and the main strategic paths of regional digital transformation is determined.
Scope of application. Planning of digital development in the Central Black Earth Region Conclusions. The conducted research allows us to conclude that the regions of the Central Black Earth Region demonstrate different levels of digital maturity and different dynamics of digital development. Nevertheless, the digital transformation strategies adopted in the regions largely follow the proposed template and do not fully take into account regional specifics. In the process of implementation, they will need to be clarified and updated.
Keywords: smart city, digitalization, regional digital transformation strategies.
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-47-53
Введение
В настоящее время актуальной задачей развития регионов России является цифровая трансформация основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, соответствующая национальной цели цифровой трансформации. При этом в силу сложившейся неравномерности развития регионов уровень их цифровой зрелости порой драматически различается. Внедряемые на региональном уровне стратегии цифровой трансформации призваны способствовать сглаживанию этих диспропорций и повышению уровня жизни с учетом имеющихся проблем, достижений, имеющихся ресурсов и накопленного опыта, в том числе лучших региональных практик.
Цифровое развитие регионов ЦЧР также отличается неравномерностью, как в региональном, так и в отраслевом отношении. Это определяет актуальность темы исследования, целью которого является оценка основных направлений развития регионов ЦЧР в контексте стратегических задач цифровой трансформации. Исходя из этого, задачи исследования можно определить следующим образом:
— сопоставить достигнутые уровни цифрового развития региональных столиц ЦЧР на основании индекса цифровизации городского хозяйства;
— выявить динамические характеристики цифрового развития региональных столиц и определить его основные проблемы;
— сравнить избранные регионами ЦЧР стратегические направления цифровой трансформации.
Развитие регионов ЦЧР в контексте стратегических задач цифровой трансформации
Одним из важнейших показателей цифрового развития регионов является индекс циф-ровизации городского хозяйства «Щ горо-
дов». Он был разработан Минстроем России в 2019 г. совместно с МГУ в рамках курируемого министерством проекта «Умный город», относящегося одновременно к двум национальным проектам — «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Индекс рассчитывается на основе сорока семи показателей, объединенных в десять направлений [1]. При этом ключевое значение имеет динамика индекса, отражающая результативность внедрения решений «Умного города», перспективность избранных направлений развития и эффективность использования ресурсов. Таким образом, рассматриваемый индекс показывает, что динамика цифрового развития города зависит от того, насколько грамотно определена его стратегия.
Максимальное значение индекса, рассчитываемого сегодня для 203 городов, разделенных на группы по численности населения, составляет 120 баллов. По итогам 2020 года его среднее значение достигло 44,17 баллов, а это на 8 % выше, чем по итогам 2019 г. и на 33 % выше стартового значения, полученного по итогам 2018 г. В настоящее время стобалльный рубеж удалось преодолеть лишь Москве, демонстрирующей значение Индекса равное 103,25. Среди городов ЦЧР все региональные центры входят в категорию крупных городов (кроме Воронежа, конкурирующего с другими миллионниками). При этом можно отметить, что конкуренция достаточно высока во всех категориях. Так, региональным столицам ЦЧР приходится соперничать с городами Подмосковья, промышленными центрами Сибири. За три года существенно подняться в рейтинге удалось Воронежу и Белгороду. Успехи других региональных центров ЦЧР более скромны, но достаточно устойчивы. По -скольку методика оценки одинакова для всех групп, сопоставим динамику Индекса в Центральном Черноземье.
Рис. 1. Значения Индекса «К^ городов» в ЦЧР, 2018—2020
75,75
63,38 352,39
= 51,96
12020 Ш 2019 ■ 2018
46 44,75 43 27 _40,53 '40,52
33,27
43,3541,35 41 40,9739 09
25
Воронеж Белгород Тамбов Курск Липецк Орел
По итогам 2020 года среди городов ЦЧР бесспорно лидерство Белгорода, набирающего более 75 баллов [2]. При этом он, как и другие города-лидеры из этой группы, такие как Химки (74,6) и Тюмень (67,01) по абсолютным значениям Индекса обгоняют лидирующие среди крупнейших городов России Воронеж (63,38) и Казань (60,93). Стоит отметить, что Белгород, наряду со Старым Осколом вошел в число 83-х городов, подписавших соглашение по пилотной реализации рассматриваемого проекта, что предполагает обязательства по досрочному выполнению минимума мероприятий и дополнительные обязательства в области цифровиза-ции, поддерживаемые, в том числе, с помощью механизмов государственно-частного партнерства. Также среди регионов ЦЧР Белгородская область стала единственным регионом, представленным в рейтинге не только областным центром.
Значения Индекса для Белгорода и Воронежа превышают средний по России уровень, тогда как в других региональных центрах ЦЧР они приблизительно соответствуют среднему. Отметим, что базовое значение Индекса для Воронежа было самым низким из всех городов ЦЧР. При этом в своей категории он занимал 13-е место из 15, отставая от Москвы на 60 баллов. Белгород отличал более высокий стартовый уровень цифрового развития — в 2018 г. он занимал восьмое место в своей категории, отставая от лидирующих подмосковных Химок на 20 баллов. Липецк входил в топ-15 в данной категории (из 63 городов), значение Индекса для Тамбова также было относительно высоким [3].
Результаты 2018 года показали сильные и слабые стороны цифрового развития российских городов. Наилучшие результаты были продемонстрированы по направлению «инфраструктура сетей связи», достаточно высокие — в областях инвестиционного климата и интеллектуальных систем социальных ус-
луг; интеллектуальные системы общественной безопасности, умный городской транспорт можно было определить как умеренно развитые направления; городское управление, туризм и сервис, умное ЖКХ, инновации для городской среды и интеллектуальные системы экологической безопасности — как нуждающиеся в развитии.
В 2019 г. наибольшее развитие получило направление «городское управление», средний балл по нему вырос на 22,29 %, самым развитым по-прежнему осталось направление «инфраструктура сетей связи», тогда как самое слаборазвитое — «интеллектуальные системы экологической безопасности» — осталось на том же уровне с нулевой динамикой и наименьшим количеством городов, получивших оценку выше среднего. Также стагнировало направление развития «умное ЖКХ», тогда как остальные направления демонстрировали рост в пределах от 1 до 7 %.
По итогам 2019 г. из всех рассматриваемых городов ЦЧР Воронеж продемонстрировал самый значительный прогресс — значение индекса возросло почти на 30 баллов, и по уровню цифрового развития он сравнялся с Белгородом [4]. По итогам года средняя по стране динамика Индекса составила 18,68 % по отношению к 2018 году. Рост Воронежа за этот период составил 133 %, что можно обозначить как качественный прорыв. Можно также отметить довольно ощутимый прогресс Орла — 14,1 балла (56 %). Значение индекса для Липецка осталось неизменным (рост — 0 %), а остальные города ЦЧР показывали умеренный прогресс, продемонстрировав близкую к средней динамику. Такой прорыв позволил Воронежу переместиться на пятую строку в рейтинге среди городов-ми-лионников, при этом Белгород также поднялся в рейтинге, оказавшись на шестом месте среди крупных городов, Тамбов вошел в двадцатку (19-е место), а Липецк, Курск и Орел заняли 30-е, 32-е и 35-е места.
за 2018 ^^^ за 2019 средний прирост,%
Рис. 2. Динамика Индекса «Т0> городов» в ЦЧР
По итогам 2020 года самый значительный рост относительно предшествующего периода показал Белгород — 23,79 баллов Темпы циф-ровизации Воронежа снизились, но остались весьма значительными — 10,99 баллов, тогда как остальные города ЦЧР перешли в категорию городов с низкими темпами роста, в пределах двух баллов.
Если же говорить об итогах трехлетнего периода оценки «Щ городов», то безусловным лидером по темпам роста стал Воронеж со средним приростом 20,45 баллов, что составляет 181 % по отношению к базовому значению Индекса по итогам 2018 г. Значение Индекса для Белгорода выросло на 71 %, аутсайдер рейтинга — Орел, тем не менее, продемонстрировал существенный рост — на 63 % от базового значения, заметный рост показал Курск — 30 %, менее существенный — Тамбов — 13 %, тогда как цифровизация Липецка, который по абсолютному значению Индекса незначительно опережает Курск, практически стагнирует, демонстрируя пятипроцентный рост. Таким образом рост Воронежа, Белгорода и Орла существенно превышает среднее по стране значение, рост Курска соответствует ему, а рост Тамбова и Липецка существенно отстает. На данном этапе можно отметить, что темпы роста Индекса цифровиза-ции городского хозяйства «Щ городов» в среднем по стране уже опережают плановые [5], при этом актуальными задачами реализации проекта «Умный город» является планирование и реализация мероприятий по повышению уровня цифровой грамотности муниципальных служащих , что предполагает как организацию повышения квалификации, так и внесение изменений в образовательные стандарты по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Показательно, что еще до старта проекта в российской экспертной среде сформировалось мнение о том, что успех реализации проекта «умного города» зависит от выработки стратегического подхода к цифровой трансформации, учитывающего и необходимость централизованного руководства и регулирования, и региональную специфику, и потребности различных уровней власти.[6] Необходимость стратегического планирования развития цифровизации регионов обусловлена и тем, что на этом уровне достижимо как более сбалансированное планирование бюджетных средств, так и аккумулирование массивов разнообразных данных [7]. И в 2021 г. в регионах были приняты стратегии цифрового развития (далее РСЦТ), разработанные в соответствии с Поручением Президента от 31 декабря 2020 г. [8].
На федеральном уровне было определено, что в региональная стратегия должна быть нацелена на достижение цифровой зрелости по показателям ключевых отраслей экономики и социальной сферы. В качестве минимума направлений были определены государственное управление, образование и наука, транспорт и логистика, здравоохранение и развитие городской среды. Сопоставление индикаторов, использующихся для расчета индекса Щ городов с показателями оценки цифровой зрелости, рекомендованными для разработки региональных стратегий цифрового развития, показывает ряд пересечений. Например, в «умном городе» учитывается такой индикатор как «проведение общих собраний собственников помещений в МКД (не менее 50 %) посредством электронного голосования», в региональной стратегии — «доля общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных посредством электронно-
го голосования, от общего количества проведенных общих собраний собственников»; в «умном городе» — «доля медицинских учреждений в черте города, предоставляющих услуги по электронной записи и ведению цифровых карточек пациентов», в региональной стратегии — «доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно» и «доля граждан, у которых сформированы интегрированные электронные медицинские карты». При этом индикативный характер оценки циф-ровизации городов, безусловно, отличается от комплексного подходка к оценке цифровой зрелости в региональных стратегиях. Реализация региональных стратегий и ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства спланирована до конца 2024 г., что подчеркивает их взаимосвязь, а отдельные мероприятия ведомственной программы «умный город» уже интегрированы в РСЦТ, как и такие решения в области государственного управления как
Платформа обратной связи и Центры управления регионами.
При работе над региональными стратегиями цифровой трансформации была учтена неравномерность цифрового развития и экономического развития в целом. Во-первых, по каждой из отраслей регионам предложен ряд федеральных решений, реализация которых будет осуществляться за счет федерального бюджета [9]. Такой подход ориентирован на выравнивание отстающих регионов, не располагающих достаточными средствами для форсированной цифровизации. Регионам-лидерам, обладающим необходимыми кадровыми, технологическими и финансовыми ресурсами представляется возможность реализовать собственные проекты, которые могут быть как альтернативой имеющемуся федеральному решению, так и принципиально новыми. Таким образом предполагается задействовать инновационный потенциал лидирующих регионов, тиражируя их опыт в масштабах всей страны.
83
15
65
55 54
45
12
10
9
9
33
7
Курск Воронеж Белгород Липецк Тамбов Орел
■М охвачено отраслей предложено проектов
Рис. 3. Отраслевой охват и общее количество проектов в РСЦТ регионов ЦЧР
Рис. 4. Доля проектов, предполагающих доработку существующих или разработку новых региональных решений в общем количестве проектов, представленных в РСЦТ регионов ЦЧР, %
Различия в прогрессе цифровизации, выявленные на уровне региональных центров проявляются и в утвержденных недавно стратегиях цифрового развития регионов ЦЧР. Так, в стратегиях Белгородской и Воронежской областей доля проектов, предполагающих доработку существующих региональных решений, или разработку новых довольно велика: 20 % в воронежской РСЦТ и 31 % — в белгородской. Но при этом по доле проектов, основанных на региональных практиках, лидирует Курская область, что отчасти может быть вызвано тем, что регионы-лидеры не обозначили в стратегии уже реализованные проекты, как например, белгородские порталы «спорт Белогорья» и «Народная экспертиза». В РСЦТ Курской области также самое большое в ЦЧР количество отраслевых направлений и проектов.
Выводы
Оценка цифрового развития региональных столиц ЦЧР по методике, разработанной Минстроем России в рамках проекта «Умный город» выявила значительную неравномерность. Лидерами в этой области являются Белгород и Воронеж. Причем если Белгород отличался высоким стартовым уровнем цифрового развития, то Воронеж попал в группу лидеров благодаря достигнутому за короткий период качественному прорыву. Региональные стратегии цифровой трансформации Воронежской и Белгородской областей отражают имеющиеся достижения, являются сбалансированными с точки зрения избранных направлений, количества планируемых проектов и использования федеральных и собственных решений.
Перед другими регионами стоит задача наращивания темпов цифрового развития. При этом к ее решению они подходят по-разному. Стратегии Курской области во-многом ориентирована на развитие имеющихся региональных решений и затрагивает самое большое количество направлений, тогда как стратегии Липецкой, Тамбовской и Орловской областей следуют более осторожному и консервативному сценарию.
Исходя из различий в уровне цифровой зрелости, можно было предполагать, что стратегические задачи также будут различаться, но проведенный анализ показал, что настоящее разработанные РСЦТ не в полной мере отражают региональную специфику как с точки зрения вызовов и проблем, так и с точки зрения подходов к их решению. В процессе реализации стратегии будут неизбежно уточняться и актуализироваться, поскольку именно они призваны объединить различные направления цифровой трансформации регионов в рамках целостного, ориентированного на перспективу плана.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об утверждении методики оценки хода и эффективности цифрового трансформации городского хозяйства в Российской федерации (Щ городов) : Приказ Минстроя России от 31 декабря 2019 года № 924/пр [Электронный ресурс] // Министерство строительства РФ. Официальный сайт. — Режим доступа: Ьй^:// minstroyrf.gov.ru/docs/120502/ (дата обращения 26.10.2021)
2. Минстрой России представил результаты третьего Индекса «Щ городов» [Электронный ресурс] // Министерство строительства РФ. Официальный сайт. — Режим доступа: https://www. minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/ (дата обращения 26.10.2021)
3. Индекс Щ городов по итогам 2018 года результаты оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации (1<3 городов) [Электронный ресурс] // D-russia.ru. Ежедневное онлайн-из-дание. — Режим доступа: prezentatsiya.-indeks-iq-gorodov.pdf (d-russia.ru) (дата обращения 26.10.2021)
4. Результаты Индекса цифровизации городского хозяйства в городах страны — «1<3 городов» по итогам 2019 года [Электронный ресурс] // Министерство строительства РФ. Официальный сайт. — Режим доступа: https://www. minstroyrf.gov.ru/docs/80944/ (дата обращения 26.10.2021)
5. О внесении изменений в паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 695/пр : Приказ Минстроя России от 16 сентября 2020 года № 518/пр [Электронный ресурс] // Министерство строительства РФ. Официальный сайт. — Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/ docs/120503/ (дата обращения 26.10.2021)
6. Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах : экспертно-аналитический доклад Центра Стратегических разработок [Электронный ресурс]. — Москва, 2018. — 173 с. — Режим доступа: bdc711b002e9651fb2763d98c7f7daa6.pdf ^г. т) (дата обращения 26.10.2021)
7. Эксперты обсудили проблемы «Умного города» в регионах: дело не только в деньгах [Электронный ресурс] // D-russia.ru. Ежедневное онлайн-издание. — 30.03.2021. — Режим доступа: http s://d-russia.ru/jeksp erty-obsudili-problemy-umnogo-goroda-v-regionah.html (дата обращения 26.10.2021)
8. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту : Поручение Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 [Электронный ресурс] // Гарант. — Режим доступа: https://base.garant.ru/400165194/ (дата обращения 26.10.2021)
9. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. — Москва : РАНХиГС, 2021. — 184 с.
LIST OF LITERATURE
1. On approval of the methodology for assessing the progress and effectiveness of the digital transformation of urban economy in the Russian Federation (IQ of cities) : Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation No. 924/pr dated December 31, 2019 [Electronic resource] // Ministry of Construction of the Russian Federation. Official website. — Access mode: https://minstroyrf.gov.ru/docs/120502 / (accessed 26.10.2021)
2. The Ministry of Construction of Russia presented the results of the third Index «IQ of cities» // Ministry of Construction of the Russian Federation. Official website. — [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov / (accessed 26.10.2021)
3. IQ index of cities according to the results of 2018, the results of assessing the progress and effectiveness of the digital transformation of urban economy in the Russian Federation (IQ of cities) [Electronic resource] // D-russia.ru. Daily online edition. — Access mode: prezentatsiya.-
indeks-iq-gorodov.pdf (d-russia.ru ) (accessed 26.10.2021)
4. Results of the Index of digitalization of urban economy in the cities of the country — «IQ of cities» according to the results of 2019 [Electronic resource] // Ministry of Construction of the Russian Federation. Official website. — Access mode: https:// www.minstroyrf.gov.ru/docs/80944 / (accessed 26.10.2021)
5. On Amendments to the Passport of the Departmental Digitalization Project of the Urban economy «Smart City», approved by Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation No. 695/pr dated October 31, 2018 : Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation No. 518/pr dated September 16, 2020 [Electronic resource] // Ministry of Construction of the Russian Federation. Official website. — Access mode: https:// www.minstroyrf.gov.ru/docs/120503 / (accessed 26.10.2021)
6. Priority directions for the introduction of smart city technologies in Russian cities: expert and analytical report of the Center for Strategic Developments [Electronic resource]. — Moscow, 2018. — 173 p. — Access mode: bdc711b002e9 651fb2763d98c7f7daa6.pdf (csr.ru ) (accessed 26.10.2021)
7. Experts discussed the problems of the «Smart city» in the regions: it's not just about money [Electronic resource] // D-russia.ru. Daily online edition. — 30.03.2021. — Access mode: https://d-russia.ru/jeksperty-obsudili-problemy-umnogo-goroda-v-regionah.html (accessed 26.10.2021)
8. List of instructions on the results of the conference on artificial intelligence : Order of the President of the Russian Federation dated December 31, 2020 № Pr-2242 [Electronic resource] // Garant. — Access mode: https://base. garant.ru/400165194 / (accessed 10/26/2021)
9. Digital transformation strategy: write to execute / edited by E. G. Potapova, P. M. Poteeva, M. S. Shklyaruk. — Moscow : RANEPA, 2021. — 184 p.