УДК 332.144 МАГРУПОВА ЗУЛЬФИЯ МАЗГАРОВНА
д.э.н., доцент, Карагандинский технический университет
г.Караганда, Казахстан, e-mail: [email protected]
АБЗАЛБЕК ГУЛЬНАРА АМАНЖОЛКЫЗЫ
магистр, старший преподаватель, Карагандинский технический университет, г.Караганда, Казахстан e-mail: [email protected]
ГАРЦУЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА
магистр, старший преподаватель, Карагандинский технический университет, г.Караганда, Казахстан
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2021 -9-54-61 РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации Государственной программы развития регионов Республики Казахстан на 2020—2025 гг., в которой сформулирована главная цель — повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения через управляемую урбанизацию. Рассмотрены причины невыполнения отдельных, поставленных в программе, индикаторов и задач. Проведенный анализ полученных результатов по итогам 2020 г. способствует определению проблемных зон и выявлению негативных тенденций в комплексе решаемых задач. Рассмотрены вопросы по созданию оптимальной городской среды с доведением до соответствующих параметров системы региональных стандартов, представлены направления цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, безопасности и другие направления в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан». В связи с ограниченностью бюджетных средств в отчетном периоде предложены меры по выполнению отдельных мероприятий на последующие годы для обеспечения полноты и качества их реализации.
Ключевые слова: программа развития, регионы, индикаторы, результаты, конкурентоспособность, качество жизни
MAGRUPOVA ZULFIYA MAZGAROVNA
Dr.Sc of Economics, Associate Professor, Karaganda Technical University,Karaganda, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
ABZALBEK GULNARA AMANZHOLKYZY
Master, Senior lecturer, Karaganda Technical University, Karaganda, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
GARTSUEVA EKATERINA VLADIMIROVNA
Master, Senior Lecturer, Karaganda Technical University,
Karaganda, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN'S REGIONS: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS
Abstract. The article deals with the implementation of the State Program for the development of the regions of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025, in which the main goal is formulated - to increase the economic competitiveness of the regions and improve the quality of life of the
population through managed urbanization. The reasons for non-fulfillment of individual indicators and tasks set in the program are considered. The analysis of the results obtained by the end of 2020 contributes to the identification of problem areas and the identification of negative trends in the complex of tasks to be solved. The issues of creating an optimal urban environment with bringing up to the appropriate parameters of the system of regional standards are considered, the directions of digitalization in the field of housing and communal services, transport, education, health, security and other directions within the framework of the State program "Digital Kazakhstan" are presented. Due to the limited budget resources in the reporting period, measures were proposed to implement certain measures for subsequent years to ensure the completeness and quality of their implementation.
Keywords: development program, regions, indicators, results, competitiveness, quality of life
Введение. В рамках поручений президента Республики Казахстан, озвученных в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий», в настоящее время выработаны и закреплены в Плане территориального развития страны до 2025 г. новые подходы к территориально-пространственному развитию [1]. В целом План территориального развития страны станет системой рационального размещения производительных сил, производственной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны. Согласно новой Системы государственного планирования, в реализацию Плана территориального развития страны будет принят Национальный проект по развитию регионов, который предусматривает комплексное развитие городов и сельских населенных пунктов.
Государственная программа развития регионов на 2020-2025 гг. (далее — Госпрограмма) утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.12.2019 г. № 990. Начальный этап реализации Государственной программы развития регионов на 2020-2025 годы уже пройден. В ходе реализации программы достигнуты определенные результаты, анализ которых позволит выявить проблемы и определить пути их устранения. В этом состоит актуальность исследования, проведенного авторами.
Целью Госпрограммы является повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения через управляемую урбанизацию [2].
Основная часть. Теоретической базой научного исследования послужили теоретические концепции и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития, и, кроме того, были использованы общенаучные методы, в т. ч. системный подход, теория сетей, метод экспертных оценок, классификация видов, метод сравнения, методы количественного анализа и некоторые другие.
В качестве информационных ресурсов была использована периодическая, статистическая, аналитическая и переводная литература по направлению исследования
Реализация этой цели предусматривает решение ряда задач, каждая из которых предполагает осуществление комплекса мероприятий. Госпрограммой предусмотрено достижение 3 целевых индикаторов.
1. Уровень урбанизации в разрезе областей, %.
На 1 января 2021 г. уровень урбанизации составил 59,1% при плане 59,5%. В сравнении с 2019 г. уровень урбанизации увеличился на 0,9%, или прирост городского населения составил 451,5 тыс.человек. Целевой индикатор на сегодняшний день не достигнут. Причины недостижения целевого индикатора по урбанизации заключаются в негативном влиянии пандемии на процессы внешней и внутренней миграции населения. Если провести анализ по регионам, то значение индикатора выше республиканского уровня в Карагандинской (79,9%), Павлодарской (70,6%), Актюбинской (71,7%), Восточно-Казахстанской (62,4%), низкий уровень отмечается в Жамбылской (39,9%) и Мангистауской (40,0%) областях [3].
2. Разрыв развития по ВРП на душу населения между регионами, разы.
Разрыв развития по ВРП на душу населения между регионами по итогам 9 месяцев 2020 г. составил 2,5 раза при плане 3,1 раза, что на 0,4 раза меньше чем в 2019 г. (3,1 раза). Целевой индикатор находится на исполнении.
3. Темпы роста реальных денежных доходов населения (к уровню 2016 г.), %
По итогам января-сентября 2020 г. темп роста реальных денежных доходов населения к уровню 2016 г. составил 16,6% при плане 12,0%, что является положительной тенденцией [4].
Всего на реализацию мероприятий Госпрограммы в 2020 г. выделены средства в сумме 157,2 млрд тенге, в т. ч.:
- за счет республиканского бюджета 142,3 млрд тенге;
- за счет местных бюджетов 14,9 млрд тенге;
- за счет внебюджетных средств (средства предприятий) - 15 млн тенге.
Освоение составило 154,5 млрд тенге, или 98,3%. Основными причинами неосвоения средств являются:
- экономия средств по итогам государственных закупок;
- невыполнение договорных обязательств;
- другие причины (несвоевременное представление актов выполненных работ, корректировка проектов и плана производства работ, судебные процессы из-за невыполнения договорных обязательств подрядными организациями) и другие.
В рамках Госпрограммы определено решение 5 задач.
По одной из задач «Развитие функциональных городских районов - агломераций с центра-
Наименование Базовое значение План Факт Выполнение, %
Всего по агломерациям 7069,3 7069,3 7122,8 100,7
Столичная 1 379,7 1379,7 1341,7 97,2
Алматинская 3 020,3 3 020,3 3016,5 99,9
Шымкентская 2 001,2 2 001,2 2082,2 104,0
Актюбинская 668,1 668,1 682,4 102,1
Однако выполнение плана по численности не способствовало активному привлечению инвестиций в эти регионы. Объем привлечения инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент составил 2,0 трлн тенге, или 96,5% к плану (табл. 2). Но в сравнении с 2019 г. отмечается прирост объема инвестиций в центрах агломераций на 150,9 млрд тенге, или 108,4%. При этом причиной неисполнения плановых показателей стало сокращение инвестиций по г. Шымкент вследствие учета при планировании показателя 2018 г.: в 2018 г. в город Шымкент было привлечено 588 млрд тенге инвестиций в результате проведения модернизации на нефтеперерабатывающем заводе ТОО «ПКОП», доля инвестиций которой составила более 65% от общего объема инвестиций за 2018 г. [5].
Таблица 2
Увеличение объемов привлечения инвестиций в основной капитал
Наименование Базовое значение План Факт Выполнение, %
Итого 2 070 439 2 070 439 1 998 015 96,5
г. Нур-Султан 700 000 700 000 870 832 124,4
г. Алматы 655 674 655 674 767 868 117,1
г. Шымкент 584 312 584 312 170 070 29,1
г. Актобе 130 453 130 453 189 245 145,0
Создание оптимальной городской среды с доведением до соответствующих параметров системы региональных стандартов заслуживает особого внимания. И здесь следует отметить, что Система региональных стандартов предусматривает обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг (благ) населению, причем только в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах [6].
В рамках Системы региональных стандартов местные исполнительные органы решают вопросы по обеспеченности городов объектами и услугами (благами) по принципу «20-
минутной шаговой доступности» населения к ним. В разрезе городов средняя обеспеченность объектами и услугами составляет 85,8%. Наименее обеспечен объектами и услугами (благами) г. Нур-Султан 65,4%. По г. Шымкент данный показатель составил 80,8% [7].
Рассматривая внедрение технологий «SmartCity» в соответствии с Эталонным стандартом «умных» городов, исходя из информации представленной в МНЭ, реализация осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах. В рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» реализуются направления цифровизации (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, безопасность) и другие направления. Так, в Актюбинской области внедряются системы контроля управления «Безопасная школа», цифровизации сферы образования (установка Wi-Fi, турникетов с фиксацией в базе данных и SMS оповещения родителей и др.), внедрение информационно-образовательной системы для введения учета успеваемости учеников и перевода всей базы данных в электронный формат. В сфере здравоохранения планируется создать единую медицинскую карту жителя города и внедрена система электронной очереди к врачу.
В целях снижения преступности и обеспечения общественной безопасности в городе Акто-бе установлены камеры видеонаблюдения в жилых дворах и на автодорогах. Также заменена и установлена система умного уличного освещения, электронного билетирования пассажиров в общественном транспорте города Актобе в целях обеспечения прозрачности и повышения комфорта, установка умных остановок для отслеживания передвижения общественного транспорта г. Актобе. В г. Шымкент в сфере ЖКХ реализовано 3 проекта по цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В транспортной отрасли в 2020 г. за счет средств частного инвестора реализован проект «электронное билетирование», на общественном транспорте установлены валидаторы, оборудованные системой «Tolem».
Широко внедряются автоматизированные услуги в сфере образования и в сфере здравоохранения:
1. Постановка детей в очередь в детские сады - «indigo24.kz».
2. Прием документов и детей в детский сад - «indigo24.kz».
3. Зачисление детей школьного возраста в 1 класс -«school.shymkent.edu.kz»;
4. 8 государственных услуг в сфере технического и профессионального образования -«college.snation.kz».
5. Прием документов и зачисление в учреждения дополнительного образования - «Mindal».
6. 8 государственных услуг, оказываемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, через портал Egov (Е-акимат).
7. Прием на работу педагогов - «HR-Process».
В настоящее время в здравоохранении в 32 медицинских организациях (13 поликлиник, 19 больниц) внедрена и функционирует информационная система «ДамуМед». К проектам заслуживающим особого вниманияя можно отнести:
1. Проект «Модернизация службы скорой медицинской помощи-103». Проект предусматривает своевременное и качественное оказание скорой помощи жителям города, создан Call-центр для обеспечения бесперебойного вызова, а также модернизацию системы информатизации и автоматизации станции скорой помощи. На сегодняшний день по проекту в службу скорой помощи доставлено и работает 100 единиц специального автотранспорта.
2. Проект «Внедрение комплексной медицинской информационной системы». Проект предусматривает оснащение медицинских учреждений комплексной медицинской информационной системой, компьютерной техникой и обеспечение доступа в Интернет. На сегодняшний день в качестве пилотного проекта два учреждения (Городская поликлиника № 5 и № 3) с 2021 г. перейдут на систему «Умная поликлиника».
По сфере безопасности внедрение автоматизированных услуг включало установку камер наружного видеонаблюдения: по состоянию на 2020 г. количество таких камер составляет 479 (в т. ч. неподвижных - 81, передвижных - 398), на перекрестках - 179, в общественных местах - 151, во дворах - 149 и на 21 перекрестке города функционируют 212 интеллектуальных камер автоматической фиксации «Интегра-С». Все 479 камер видеонаблюдения и 212 интеллектуальных камер интегрированы в ЦОУ ДП г. Шымкент и ситуационный центр МВД РК.
Также акиматом города Шымкент в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) установлен на 14 объектах АБК «Сергек», что составляет 56 камер в комплексе. Кроме того, на сегодняшний день со стороны АО «Казахтелеком» установлено 2 472 камеры в подъездах, 1 152 - в жилых домах.
Реализуется проект интерактивных панелей в сфере туризма. На сегодняшний день Управлением туризма приобретено 5 интерактивных колонн и 2 табло. С помощью интерактивной колонки и табло каждый житель или турист получает для себя всю информацию о туризме города Шымкент с навигационной панели.
По итогам 2020 г. 2 города вошли в рейтинг European Smart Cities (Нур-Султан - 460-е место из 500 городов, Алматы - 400-е место из 500 городов).
Помимо перечисленных выше двух мероприятий, для повышения экономической КСП регионов необходимо обеспечение разработки, внедрения и мониторинга национального рейтинга качества жизни городов-центров, функциональных городских районов (ФГР). Работа проводилась в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете. Периодический национальный рейтинг качества жизни городов, проведенный в 2020 г., позволил оценить сильные и слабые стороны в развитии 18 городов-центров функциональных городских районов (ФГР) по 6 субфакторам. Показатели, включенные в рейтинг, затрагивают различные сферы городского развития: экономическую базу города, бизнес-среду, развитие социальной сферы и социальную активность, состояние городской инфраструктуры и городской среды.
По результатам рейтинга наивысшим баллом по 10-балльной шкале является отметка в 6,3 балла, набранная г. Нур-Султан. Из 18 городов отметку в 6 баллов смогли преодолеть только 3 города. Таким образом, можно сделать вывод, что у городов Казахстана имеется большой потенциал для повышения качества жизни.
Городами с самым высоким качеством жизни стали занявшие верхние строчки рейтинга 2 города республиканского значения - столица республики г. Нур-Султан и г. Алматы. Третье место занял город Актау, набравший высокие баллы по субфакторам «Экономика», «Бизнес-среда» и «Городская инфраструктура». Еще один город республиканского значения - г. Шымкент занял 10-е место. Результаты рейтинга показали, что слабыми сторонами развития городов являются низкие позиции по субфакторам «Экономика», «Городская инфраструктура» и «Качество городской среды».
Нижние строчки рейтинга занимают города Уральск, Семей, Тараз. Так, слабыми сторонами развития города Тараз по результатам рейтинга являются «Социальная сфера» (низкий уровень среднедушевых доходов, миграция и др.) и «Городская инфраструктура» (город отстает от других областных центров по состоянию транспортной инфраструктуры). По субфактору «Экономика» лидируют города Нур-Султан, Алматы и Актау. Нижние позиции по данному субфактору у г. Шымкент, Туркестан и Талдыкорган. По развитости бизнес-среды лидируют также г. Нур-Султан, Алматы и Актау, наихудшие результаты показывают г. Актобе, Семей и Талдыкорган. По состоянию городской инфраструктуры лидируют г. Нур-Султан, Ак-тау и Атырау. Наихудшие показатели городской инфраструктуры в г. Шымкенте, Таразе и Туркестане. Высокие показатели качества городской среды демонстрируют Талдыкорган, Петропавловск и Павлодар, низкие - Уральск, Нур-Султан и Актобе [9].
По результатам анализа итогов рейтинга выработаны рекомендации по каждому городу-центру функционального городского района, для решения системных проблем по каждому субфактору. Мониторинг хода реализации стратегий развития крупных городов до 2050 г. показал, что Стратегии утверждены по всем 18 крупным городам соответствующими решениями маслихатов. При этом дополнительные источники финансирования не требуются.
В настоящее время местными исполнительными органами ведется работа по утверждению новых ПРТ на 2021-2025 гг., в которую синхронизированы основные положения Стратегий. Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках новой системы государственного планирования ведется работа по пересмотру программ развития территорий.
Инновационной составляющей Госпрограммы развития регионов является разработка и принятие мастер-планов центров ФГР. В пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах, разработаны мастер-планы государственными и местными исполнительными органами: МИИР, МИО Актюбинской области, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента. По го-
роду Нур-Султан в рамках мастер-плана поставлены 3 конкретные цели:
1. Комфортный город для людей.
2. Устойчивый город с чистой экологией.
3. Здоровый город с активным образом жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Городская структура. Создание уличного урбанизма соразмерно человеческому масштабу, проектирование улиц для обеспечения комфорта перемещения людей в любое время года.
2. Мобильность. Создание смешанных типов улиц, где можно свободно и безопасно передвигаться на любом виде транспорта, будь то автобус или велосипед.
3. Инфраструктура экологии. Уменьшение потребления энергии (модернизация старых зданий) и инвестирование в возобновляемые источники, увеличение доли переработки мусора и отходов [12].
В рамках реализации мастер-плана «Нур-Султан - комфортный город» Центром урбанистики ведется работа по проектированию общественных пространств, дворов и реконструкции улиц столицы. Важная позиция развития города - это придерживаться границ некомпактной застройки. В рамках этой концепции определены 3 центра города, в которых будет сосредоточена экономическая активность - исторический центр города, район Евразия и бульвар Нур-Жол. Стратегия развития центров заключается в укреплении и уплотнении существующих застроенных территорий, а также создании дополнительных связей между ними [10].
Учитывая высокий темп роста численности населения г. Нур-Султан и соблюдения границ компактной застройки, на примере успешных мировых аналогов предлагается провести регенерацию старых районов города, например, Технопарк и Шубар, где можно создать новые рабочие места и доступное жилье. Согласно мастер-плану «Нур-Султан - комфортный город», разрабатываются проекты по реконструкции городских улиц на правом берегу: Богенбая, Бей-битшилик; (7,1км) - Косшыгулова, Сейфуллина; (2,5 км) - Абая (старая площадь перед Аки-матом); (3 км) - квадрат улиц района ТД «Евразия» (Кажымукана, Тауельсиздик, Момышулы, Жумабаева, Сатпаева, Петрова, Куйшидина, Майлина, Жирентаева). (14,3 км). Во время разработки проектов учитывается концепция «Безбарьерного города» для удобства передвижения пешеходов, велосипедистов и маломобильных групп. При проектировании каждого проекта проводятся общественные обсуждения, куда приглашаются, городские активисты и жители прилегающих районов, где каждый из них может предложить новые идеи для улучшения нашего города. Общая протяженность первого этапа составила 27 км.
В программу входят:
- благоустройство новых общественных пространств;
- реорганизация активных фасадов, учитывая дизайн код;
- организация правильной улично-дорожной сети, включая устройство новых велодорожек, автобусных полос, расширение пешеходной зоны и т. д.;
- посадка многолетних деревьев кустарников;
- установка урн, скамеек, автомобильных ограничителей (биллиардов), наружного освещения и арт-объектов. Основные принципы проектирования - это возможность передвигаться пешком или на велосипеде в своей повседневной жизни, чистый воздух и пространства, где люди могут отдохнуть и расслабиться. Комплексный подход к проектированию образуют физические условия, которые необходимы для создания комфортного для людей города. Основная сложность реализации мастер-плана - это нормативно-правовые акты, устаревшие СНи-Пы, которые являются барьером в осуществлении задач.
По городам Алматы, Шымкенте и Актобе акиматами на сегодняшний день продолжаются работы по разработке мастер-планов.
Второй задачей Госпрограммы является развитие функциональных городских районов (ФГР), сосредоточенных в областных центрах. По итогам 2020 г. численность населения областных центров и г. Семей составила 3,9 млн человек, или 104,7% к плану. В сравнении с уровнем 2019 г. отмечено сокращение количества проживающих в областных центрах и г. Семей на 98,4 тыс. человек (97,6%), что объясняется влиянием карантинных мероприятий. Еще один показатель результатов не достигнут. Речь идет об объеме привлеченных инвестиций. По итогам 2020 г. объем привлеченных инвестиций в основной капитал (за исключением бюджет-
ных средств) составил 1,6 трлн тенге, или 88,4%. Недостижение плановых показателей связано с сокращением инвестиций в период пандемии. Не достигнут показатель результатов 3 «Степень износа инженерной и транспортной инфраструктуры моно- и малых городов, входящих в состав функциональных городских районов». Из 4 показателей обеспечено исполнение плана по 3: доля автомобильных дорог в удовлетлетворительном состоянии (59,3%), износ канализационных сетей (66,2%), износ водопроводных сетей (55,7%). Неисполнение плана по износу тепловых сетей (47,6% при плане 46,8%) связано с высокой капиталоемкостью строительства и ремонта теплосетей при высоком уровне ежегодного износа [11].
Одной из реализуемых задач бюджетной подпрограммы является повышение качества жизни населения путем развития социально инженерно-коммуникационной инфраструктуры (развитие инфраструктуры жизнеобеспечения - энерго- и теплоисточники, системы газо-, тепло-, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения) и в целом развитие экономического потенциала функциональных городских районов (ФГР).
Источником финансирования явился республиканский бюджет в размере 5769,0 млн тенге при запланированном объеме финансирования 5821,3 млн тенге. В 2020 г. на реализацию 13 бюджетных инвестиционных проектов в г. Кокшетау, Актобе, Уральск, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, и Восточно-Казахстанской области по развитию инженерной инфраструктуры было выделено 5 821,3 млн тенге.
Таким образом, создано порядка 460 новых рабочих мест, модернизировано более 45 км автомобильных дорог и инженерных сетей городов и увеличены доходы местного бюджета за счет налоговых поступлений около 1,0 млрд тенге.
При реализации Госпрограммы развития регионов предусмотрены ряд мероприятий интеграционного характера. Речь идет о мероприятиях в рамках межрегиональной конкуренции и кооперации, которые в 2020 г. включали в себя заключение меморандумов на поставку продукции, проведение ярмарок, торговое сотрудничество.
В целях закрепления межрегионального сотрудничества акиматами Карагандинской, Ко-станайской, Павлодарской областей проведена работа по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмену информацией. В целях устойчивого развития Алматинской агломерации как многофункционального региона с конкурентоспособной экономикой, высоким качеством жизни и окружающей среды постановлением Правительства РК от 28 февраля 2020 г. № 88 утвержден Межрегиональный план мероприятий по развитию Алматинской агломерации.
Результатом реализации Межрегионального плана будет создание условий для привлечения прямых инвестиций и индустриально-инновационного развития, создание единого комплекса транспортно-коммуникационной, торгово-логистической, инженерно-коммунальной и социальной инфраструктуры, опорного каркаса (градостроительный, транспортный и эколого-природный с соблюдением подходов по переходу к «зеленой экономике» по секторам) агломерации, сформированы системы обеспечения безопасности и в целом управления развитием Алматинской агломерации.
Анализ межведомственного взаимодействия показал причины недостижения плановых показателей и необходимости принятия дополнительных мер для их выполнения. Для выполнения показателя «Увеличение объемов привлечения инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в центрах агломерации» а также в разрезе областных центров и г. Семей местным исполнительным органам необходимо комплексно принимать меры по улучшению инвестиционного климата и развитию конкурентной среды для привлечения прямых инвестиций.
Заключение. В целом в отчетном периоде в рамках Госпрограммы проведена работа по развитию центров экономического роста и улучшению качества жизни населения.
В 2020 г. продолжена работа по реализации мероприятий в рамках проекта «Ауыл - Ел бест», направленных на повышение качества жизни на селе, а также проведен комплекс мероприятий по развитию окраин г. Нур-Султана, Алматы и Шымкента, инженерной инфраструктуры городов.
В целях дальнейшей качественной реализации Госпрограммы (до принятия Национальных проектов) предлагается заинтересованным государственным органам и акиматам областей, г.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana- 1-sentyabrya-2020-g.
2. Государственная программа развития регионов на 2020-2025 гu. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.12.2019 г. № 990 [Электронный ресурс]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1900000990.
S. Рейтинг конкурентоспособности 16 регионов Казахстана - Forbes Kazakhstan. 02.04.2014 [Электронный ресурс]. - URL : https://forbes.kz/process/probing/partii_regionov.
4. Ахметжанов, Б. А., Тажибекова, К. Б., Хашауева, Ж.Т. Стратегическое планирование регионального развития Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL : https://articlekz.com/article/1S028.
5. Ювица, Н. В. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование. Астана [Электронный ресурс]. - URL :https://www.irbis.kazeu.kz.
6. Мониторинг уровня жизни населения в Республике Казахстан / Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. - Астана : Экспресс-информация № 41-08/533 от 26 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.group-global.org.
7. Стратегический план Министерства регионального развития Республики Казахстан на 2013-2017 гг. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2013 г. № 442 [Электронный ресурс]. -URL : https://www.online.zakon.kz.
8. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» : новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс]. - URL : https://www.online.zakon.kz.
9. Единая программа развития регионов. - Астана, 2014 [Электронный ресурс]. - URL : https:// www. online.zakon. kz.
10. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 11.11.2014 г. «Н¥РЛЫЖОЛ- ПУТЬ В БУДУЩЕЕ» [Электронный ресурс]. - URL : https://online.zakon.kz.
11. Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нурлыжер» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 08.06.2020 № 357; от 18.08.2020 № 520; от 15.12.2020 № 849) : Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 г. №1054 [Электронный ресурс]. - URL : https://https://www.baiterek.gov.kz/ru/programs/gosudarstvennaya-programma-zhilischno-kommunalnogo-razvitiya-nurly-zher-na-2020-2025-gody.
12. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 г. : Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2019 года № 625 [Электронный ресурс]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000625.
References:
1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan Kasym-ZHomarta Tokaeva narodu Kazahstana ot 1 sentyabrya 2020 g. «Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslanie-glayy-gosudarstva-ka.sym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g.
2. Gosudarstvennaya programma razvitiya regionov na 2020-2025 gu. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 27.12.2019 g. M 990 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000990.
S. Rejting konkurentosposobnosti 16 regionov Kazahstana - Forbes Kazakhstan. 02.04.2014 [Elektronnyj resurs]. -URL : https://forbes.kz/process/probing/partii_regionov.
4. Ahmetzhanov, B. A., Tazhibekova, K. B., Hashaueva, ZH.T. Strategicheskoe planirovanie regional'nogo razvitiya Respubliki Kazahstan [Elektronnyj resurs]. - URL : https://articlekz.com/article/1S028.
5. YUvica, N. V. Gosudarstvennoe strategicheskoe planirovanie i prognozirovanie. Astana [Elektronnyj resurs]. -URL :https://www. irbis.kazeu.kz.
6. Monitoring urovnya zhizni naseleniya v Respublike Kazahstan / Komitet po statistike Ministerstva nacional'noj ekonomiki Respubliki Kazahstan. - Astana : Ekspress-informaciya M 41-08/5SS ot 26 dek. 2014 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.group-global.org.
7. Strategicheskij plan Ministerstva regional'nogo razvitiya Respubliki Kazahstan na 201S-2017 gg. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot S0 aprelya 201S g. M 442 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.online.zakon.kz.
8. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - Lidera nacii N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana «Strategiya «Kazahstan - 2050» : novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva» [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www. online.zakon. kz.
9. Edinaya programma razvitiya regionov. - Astana, 2014 [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www. online.zakon. kz.
10. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan Nursultana Nazarbaeva narodu Kazahstana ot 11.11.2014 g. «N¥RLY ZHOL - PUT' VBUDUSHCHEE» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://online.zakon.kz.
11. Gosudarstvennaya programma zhilishchno-kommunal'nogo razvitiya «Nyrlyzher» (s izmeneniyami, vnesennymi postanovleniem Pravitel'stvaRKot 08.06.2020 M S57; ot 18.08.2020 M 520; ot 15.12.2020M 849) : Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot S1 dekabrya 2019 g. Nq1054 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://https:// www.baiterek.gov.kz/ru/programs/gosudarstvennaya-programma-zhilischno-kommunalnogo-razvitiya-nurly-zher-na-2020-2025-gody.
12. Prognoznaya skhema territorial'no-prostranstvennogo razvitiya strany do 20S0 g. : Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 2S avgusta 2019 goda M 625 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1900000625.