9. Statistics Denmark. Big Data Strategy 2018- 10. Federal Data Strategy. Principles for
2020. URL: https://www.dst.dk/Site/Dst/Udgivels- Leveraging Data as a Strategic Asset. URL:
er/GetPubFile.aspx?id=31416&sid=bigdatastratuk https://strategy.data.gov/assets/docs (Accessed
2020 (Accessed 18.05.2020). 17.05.2020).
ВЛАДИМИРОВ Даниил Германович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации; руководитель цифровых продуктов АО ИК «АСЭ». Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»; советник губернатора Владимирской области по вопросам цифрового развития. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
VLADIMIROV, Daniil Germanovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation; Head of Digital Products, ASE IC JSC. Engineering Division of Rosatom State Corporation; Adviser to the Governor of the Vladimir region on Digital Development. Russia. Moscow. E-mail:[email protected].
GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 332.8
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Б.Б. Доскалиева, Ж.Н. Матенова
В статье представлен анализ текущего состояния жилищных программ, которые действуют в Республике Казахстан, а также их влияние и значение для улучшения качества жизни населения. Жилищные программы прежде всего направлены на поддержку казахстанцев, с их помощью возможно приобрести собственную квартиру или снять арендное жилье у государства на специальных, зачастую индивидуальных условиях, которые являются крайне выгодными. В настоящее время государство нацелено на комплексное и полное решение жилищных вопросов различных социальных слоев населения Казахстана, уделяет большое внимание благополучию своих граждан. Авторы делают акцент на условиях предоставления жилищных кредитов в рамках той или иной программы, а также на статистических данных, численных показателях и промежуточных итогах, демонстрирующих уровень внедрения и действенности программ. На основе изученных данных рассмотрены перспективы развития жилищных программ, которые, как оказалось, переплетаются не только с общенациональными, но и всемирными целями и задачами.
Ключевые слова, жилищная программа; доступное жилье; жилищные кредиты; аренда жилья; качество жизни; государственная поддержка; жилищная политика Республики Казахстан.
B.B. Doskaliyeva, Zh.N. Matenova. ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF HOUSING PROGRAMS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The article presents an analysis of the current state of housing programs that operate in the Republic of Kazakhstan, as well as their impact and importance for improving the quality of life of the population. Housing programs are primarily aimed at supporting Kazakhstanis; with their help, people can purchase their own apartment or rent rental housing from the state on special, often individual, conditions that are extremely beneficial. Currently, the state is aimed at a comprehensive and complete solution of housing issues of various social strata of the population of Kazakhstan, and pays great attention to the well-being of its citizens. The authors focus on the conditions for providing housing loans in the framework of a particular program, as well as on statistical data, numerical indicators and subtotals that demonstrate the level of implementation and effectiveness of the programs. On the basis of the data studied, the prospects
for the development of housing programs, which, as it turned out, are intertwined not only with national but also with global goals and objectives, are considered.
Keywords: housing program; affordable housing; housing loans; rental of property; the quality of life; governmental support; housing policy of the Republic of Kazakhstan.
Жилищная политика независимого Казахстана берет начало в 2005 г. со слов первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В своем послании народу Казахстана в феврале 2005 г. Елбасы отметил, что одной из ключевых задач должно стать ускоренное решение жилищной проблемы: без крыши над головой сложно создавать семьи, растить детей. Н.А. Назарбаев сказал: «Правительство, акимы всех уровней ответственны и должны показать казахстанцам, на что они способны. Жилищное строительство - новый локомотив нашей экономики» [1]. Именно это стало отправной точкой в развитии современных жилищных программ, которые с течением времени сыграют значительную роль в улучшении качества жизни казахстанского общества.
На сегодняшний день в Республике Казахстан работают несколько программ, которые помогают приобрести собственное жилье на достойных условиях или снять жилье в аренду у государства на специальных условиях. Это «Нрлы жер», которая объединяет в себе новейшие механизмы поддержки строительства жилья, а также программы ипотеки «7-20-25», ипотека для многодетных «Бакытты отбасы» и жилье для военнослужащих «Эскери баспана». Помимо общенациональных государственных программ существуют отдельные программы отдельных организаций. Например, Жилстрой-сбербанк, который является ведущим банком республики в области жилищного кредитования, предлагает собственную программу «Свой дом». Это особая программа Жилстройсбер-банка, которая нацелена на предоставление жилья в новостройках по цене ниже рыночной. Согласно статистике банка, к 2020 г. у них открыто 1 605 935 жилищных депозитов, они выдали 160 476 займов, приняли 5 213 заявлений по программе «Бакытты отбасы». Банк является специализированным в области кредитования жилья и однозначно является главным посредником при реализации государственных жилищных программ.
Для анализа текущего состояния жилищной политики в Республике Казахстан необходимо рассмотреть эти программы подробнее: условия предоставления, статистические данные и промежуточные итоги. Для рассмотрения выбраны программы «Нрлы жер», «7-20-25», «Бакытты отбасы», «Эскери баспана».
Государственная программа строительства жилья «Нрлы жер» нацелена на комплексное и полное решение жилищных вопросов различных социальных слоев населения Казахстана. Как только Национальный банк запустил новую программу «7-20-25», в 2018 г. в «Нрлы жер» были пересмотрены и актуализированы направления. После актуализации программа включает:
- строительство жилья в аренду без выкупа;
- развитие индивидуального жилищного строительства;
- строительство кредитного жилья;
- стимулирование строительства жилья частными строительными организациями.
Для покупки жилья в кредит, которое построено местными организациями, необходимо:
- иметь счет в Жилстройсбербанке;
- иметь накопления или внести первоначальный взнос (не менее 20 % от стоимости приобретаемого жилья);
- быть гражданином Республики Казахстан или иметь статус оралмана;
- подтвердить отсутствие жилья;
- подтвердить платежеспособность.
По итогам девяти месяцев программы «Н^р-лы жер», по линии кредитного жилья построено более 4,3 тыс. квартир, или 258 тыс. м2, по линии арендного жилья - более 2,3 тыс. квартир, или 138 тыс. м2. Лидирующие позиции по вводу жилья занимают Нур-Султан и Алматы [3].
Если заявитель соответствует требованиям программы, он получает заем по ставке 5 % годовых на срок до 25 лет. Первоначальный взнос для получения предварительного жилищного займа составляет не менее 20 % от общей стоимости приобретаемого жилья. Чтобы получить промежуточный жилищный займ, необходимо внести не менее 50 % от стоимости приобретаемого жилья.
Параметры цен строительства и реализации жилья местных органов за 1 м2 в чистовой отделке составляют до 180 тыс. тенге в Алматы, Нур-Султане и их пригородных зонах, Атырау, Шымкенте, Туркестане, Актау, до 140 тыс. тенге в остальных регионах.
Ипотечная программа «7-20-25» - это относительно новая программа, которая была утверждена в мае 2018 г. и запущена в июле того же года. Ее особенностью является низкая процентная ставка в сравнении с другими программами:
- 7 % - ставка вознаграждения по займам;
- 20 % - размер первоначального взноса от стоимости жилья;
- срок погашения займа составляет до 25 лет.
Определена максимальная стоимость покупного жилья - 25 млн тенге для Нур-Султа-на, Алматы, Атырау, Актау, Шымкент и 15 млн тенге для других регионов [4].
Для оформления ипотечного кредита существует ряд требований:
- ипотека предназначена только для лиц, которые имеют гражданство Республики Казахстан;
- заявитель не должен иметь в собственности жилье на территории страны;
- у человека не должно быть других оформленных ипотечных кредитов;
- необходимо подтверждение постоянного дохода от трудовой или предпринимательской деятельности.
По данным Нацбанка, от казахстанцев принято более 20 тыс. заявок на сумму 227 млрд тенге, из них одобрено почти 12 тыс. на 136 млрд тенге. Наибольшее число одобренных заявок - в Нур-Султане (3 790), Алматы (2 469) и Актюбинской области (693).
Для поддержки корпуса квалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в области здравоохранения, образования, культуры и спорта, департамента полиции, оказывающих специальные социальные услуги, акиматом Нур-Султана покрывается часть первоначального взноса в виде жилищного сертификата номиналом 1 млн тенге для приобретения жилья. В настоящее время по линии указанных сфер деятельности из бюджета Нур-Султана выдано 397 жилищных сертификатов на сумму 397 млн тенге.
Для многодетных граждан, имеющих четырех и более детей, с июля 2019 г. запущена программа льготного ипотечного кредитования «Ба-кытты отбасы» под 2 % годовых. Всего в стране около 350 тыс. многодетных семей, из них официально в очереди в акиматах как нуждающиеся в жилье состоит почти 32 тыс. семей.
Получить кредит на жилье по программе «Бакытты отбасы» могут:
- многодетные семьи;
- неполные семьи;
- семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов.
Первоначальный взнос составляет от 10 % с возможностью использования жилищных сертификатов от акиматов. При этом стоимость жилья не должна превышать 15 млн тенге в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау, Ак-тау и до 10 млн - в остальных регионах.
Условия кредитования в Нур-Султане по данной программе следующие:
- ставка по займу - 2 % годовых;
- первоначальный взнос для получения предварительного жилищного займа - не менее 10 % от стоимости приобретаемого жилья. Для получения промежуточного жилищного займа - не менее 50 % от стоимости приобретаемого жилья;
- срок займа - до 20 лет;
- целевое назначение займа - приобретение жилья на первичном и вторичном рынках;
- залоговое обеспечение - приобретаемое жилье либо иное имущество, соответствующее требованиям ЖССБК.
«Эскери баспана» - льготное кредитование для военнослужащих под 8 % годовых через Жилстройсбербанк. Жилье можно приобрести на первичном и вторичном рынках.
Для получателей жилищных выплат кредит на покупку жилья предоставляется по ставке 8 % годовых при наличии минимального первоначального взноса в размере 15 % от суммы займа:
- первоначальный взнос - от 15 до 50 %;
- ставка по кредиту - 8 %;
- срок кредитования - до 25 лет;
- накопления на счете ЖССБ - не менее 50 % от стоимости жилья.
На сегодня военнослужащими открыто 86,4 тыс. спецсчетов с общей суммой поступлений 149,3 млрд тенге, ЖССБК выдано 6,5 тыс. займов на 99 млрд тенге.
С 2020 по 2023 гг. ежегодный план выдачи кредитов по данным программам составит не менее 10 тыс. заявок в год или порядка 100 млрд тенге.
Говоря о жилищных вопросах, нельзя не упомянуть цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций, которые в свою очередь включают в себя задачи, связанные с обеспечением жильем людей по всему миру. Так, стоит задача к 2030 г. обеспечить всеобщий доступ к достаточному, безопасному и относительно не дорогому жилью и основным жилищно-коммунальным услугам. Помимо жилья также говорится об обеспечении доступными, безопасными и открытыми для большинства зелеными зонами и общественными местами, главным образом для социальных групп, которые в этом особо остро нуждаются: женщины и дети, пожилые люди и инвалиды. Жилищные программы также соответствуют еще одной задаче в рамках устойчивого развития ООН. Это поддержание позитивных социальных, экономических и экологических связей между городскими, сельскими и приго-
родными районами, которые бы базировались на повышении качества планирования национального и регионального развития [5].
Учитывая принятые стратегии по реализации жилищных программ в Казахстане, а также их соответствие глобальным целям устойчивого развития, можно сказать, что данное направление является крайне перспективным с возможностью стать тем самым «новым локомотивом» экономики, о котором говорил Н.А. Назарбаев при анонсировании первых жилищных программ времен Независимости.
Помимо названных целей жилищные программы решают ряд скрытых второстепенных задач:
- привлечение различных источников финансирования жилищного строительства, а также увеличение негосударственной доли инвестиций в данную сферу;
- повышение доступности ипотечного жилищного кредитования для разных слоев населения, в том числе с невысоким уровнем доходов;
- повышение мотивационной составляющей у граждан к долгосрочным сбережениям;
- создание и формирование кредитных историй у широких слоев населения.
Проблемы уровня и качества жизни являются одними из самых актуальных в стране. Благосостояние населения прямым образом связано с правильно выстроенной социальной политикой государства, которая зависит от того, достаточно ли предоставляется информации и насколько полно она отражает проблемы в современном казахстанском обществе. Приоритетность политики по обеспечению населения жильем в социальной инфраструктуре обусловлена тем, что актуальной необходимостью населения является потребность в жилье, воспроизводство которого стимулирует развитие других инфраструктурных элементов, способствует образованию соответствующего уровня качества жизни.
Важнейшей потребностью населения является потребность в крыше над головой, и пока эта потребность будет существовать, жилищные программы будут актуальны и востребованы. Одновременно с этим обеспеченность жильем является одним из условий развития человеческого потенциала, об улучшении которого очень часто упоминается в выступлениях высокопоставленных чиновников. Если у человека отсутствуют адекватные условия жизнедеятельности, то он не сможет успешно работать, самореализовываться, достигать успехов в своей деятельности и жизни. Без нормальных жилищных условий нельзя достичь
таких показателей, как долголетие, здоровье, образование и т.п. Обеспеченность жильем в свете концепции повышения уровня и качества жизни населения должна учитывать следующие факторы: фактическую обеспеченность жильем, возможность выбора различных способов получения жилья, доступность жилья.
В Казахстане создаются все условия по обеспечению населения доступным жильем, которые удовлетворяли бы потребностям и платежеспособному спросу населения, так как не у каждого гражданина страны есть возможность покупать дорогостоящее место для своего проживания. Проведение целенаправленной и последовательной социальной политики государства является одной из основных инициатив Республики Казахстан, направленных на социальную модернизацию.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2005 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru.
2. Все о программах доступного жилья. Жил-стройсбербанк. URL: https://hcsbk.kz/ru/affordable-housing/all-about-affordable-housing-programs.
3. Государственная программа жилищно-коммунального развития «Н^рлы жер» на 2020-2025 годы. URL: https://www.baiterek.gov.kz/ru.
4. Наиболее часто задаваемые вопросы по программе «7-20-25» // Национальный банк Казахстана: офиц. сайт. URL: https://www.national-bank.kz.
5. 17 целей для преобразования нашего мира. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sus-tainable- development-goals.
References
1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan N.A. Nazarbaeva narodu Kazakhstana. Fevral' 2005 g. // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazakhstan. URL: http://www.akorda.kz/ru.
2. Vse o programmax dostupnogo zhil'ya. Zhilstroj -sberbank. URL: https://hcsbk.kz/ru/affordable-hous-ing/all-about-affordable-housing-programs.
3. Gosudarstvennaya programma zhilishchno-kommunal'nogo razvitiya «N^rly zher» na 20202025 gody. URL: https://www.baiterek.gov.kz/ru.
4. Naibolee chasto zadavaemye voprosy po programme «7-20-25» // Natsional'nyj bank Kazakhstana: ofits. sajt. URL: https://www.nationalbank.kz.
5. 17 tselej dlya preobrazovaniya nashego mira. Tseli v oblasti ustojchivogo razvitiya. URL: https:// www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustain-able-development-goals.
42
вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2(40)
ДОСКАЛИЕВА Баян Биккаировна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. Казахстан. Караганда. E-mail: doskalievab@mail. ru.
МАТЕНОВА Жанна Нурлановна - докторант кафедры экономической теории и государственного, местного управления. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. Казахстан. Караганда. E-mail: [email protected].
DOSKALIYEVA, Bayan Bikkairovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Economics and Management. Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz. Kazakhstan. Karaganda. E-mail: [email protected].
MATENOVA, Zhanna Nurlanovna - PhD Student of the Department of Economic Theory and State, Local Government. Karaganda Economic University of Kazpotrebsouyz. Kazakhstan. Karaganda. E-mail: [email protected].
УДК 631.145: 657.6
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК РОССИИ - ИТОГИ 2019 ГОДА (на примере Чувашской Республики) Е.А. Иванов, А.Е. Макушев, С.П. Яковлев, Т.Ю. Серебрякова
В статье представлен статистический анализ агропромышленного комплекса Чувашской Республики за период с 2016 по 2019 г. Отмечено, что мониторинг сельскохозяйственной отрасли по ключевым показателям в региональном разрезе позволяет выработать общую концепцию развития агропромышленного комплекса страны для эффективного использования природных, трудовых, финансовых ресурсов территорий в области сельскохозяйственного производства с учетом исторически сложившейся их специализации и создания так называемого зеленого бренда. Это в конечном итоге должно способствовать обеспечению населения экологически чистой, качественной сельскохозяйственной продукцией и продукцией ее переработки.
В целом по результатам проведенной оценки отмечается, что сельскохозяйственная отрасль Чувашской Республики находится в динамичном развитии. Из года в год улучшаются производственно-финансовые показатели в тренде общего развития региона, Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом. Однако еще имеется целый ряд вопросов в области нормативно-правового регулирования, финансово-кредитного обеспечения, выстраивания концептуальной стратегии сельского хозяйства региона, которые поднимаются в данной статье.
Ключевые слова: отраслевой анализ; агропромышленный комплекс; продовольственная безопасность; экономический анализ АПК; развитие сельскохозяйственных территорий; АПК Чувашской Республики.
E.A. Ivanov, A.E. Makushev, S.P. Yakovlev, T.Yu. Serebryakova. REGIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX-RESULTS OF 2019 (on the example of the Chuvash Republic)
The article presents a statistical analysis of the agro-industrial complex of the Chuvash Republic for the period from 2016 to 2019. It is noted that monitoring the agricultural sector by key indicators in the regional context allows us to develop a General concept for the development of the country's agro-industrial complex for the effective use of natural, labor, and financial resources of territories in the field of agricultural production, taking into account their historical specialization and the creation of the so-called green brand. This should ultimately contribute to providing the population with environmentally friendly, high-quality agricultural products and products of its processing.
In General, according to the results of the assessment, it is noted that the agricultural sector of the Chuvash Republic is in dynamic development. From year to year, production and financial indicators are improving in the General development trend of the region, the Volga Federal district and the Russian Federation as a whole. However, there are still a number of issues in the field of legal regulation, financial and credit support, and the development of a conceptual strategy for agriculture in the region, which are raised in this article.