Научная статья на тему 'Развитие региональных систем профессионального образования как условие снижения рисков избыточной трудовой миграции'

Развитие региональных систем профессионального образования как условие снижения рисков избыточной трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЫТОЧНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EXCESS LABOUR MIGRATION / SKILLED WORKERS / LABOR POTENTIAL OF THE REGION / REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюличева Лидия Дмитриевна

Исследование направлено на изучение особенностей защиты региональной экономики от избыточной миграции за счет использования трудового потенциала местного населения регионов. Проблема рассмотрена применительно к ситуации дефицита кадров квалифицированных рабочих. Проводится утверждение о разнообразных возможностях региональных систем профессионального образования актуализировать трудовые возможности местного населения. Для этого необходимо поддерживать эффективное состояние региональной системы профессионального образования, вовремя обновляя институциональную и инфраструктурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюличева Лидия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION AS A CONDITION OF REDUCING THE RISKS OF EXCESSIVE LABOUR MIGRATION

The present study aimed at studying the peculiarities of protecting the regional economy from excessive migration due to employment potential of local population. The problem considered in relation to the situation of the shortage of skilled workers. Is the statement about the diversity of regional systems of professional education to update the employment opportunities of the local population. This requires maintaining an effective regional system of professional education, time by upgrading the institutional and infrastructure environment.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных систем профессионального образования как условие снижения рисков избыточной трудовой миграции»

Тюличева Л. Д. Развитие региональных систем профессионального образования как условие снижения рисков избыточной трудовой миграции // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). C. 167-173.

Tiulicheva L. D. The development of regional systems of professional education as a condition of reducing the risks of excessive labour migration. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 167-173. (In Russ.)

УДК 331.5

Л. Д. Тюличева

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук,

Санкт-Петербург, Россия

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ИЗБЫТОЧНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Тюличева Лидия Дмитриевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития социального и экологического пространства и воспроизводства трудовых ресурсов региона.

E-mail: lid-tylicheva@yandex.ru

Исследование направлено на изучение особенностей защиты региональной экономики от избыточной миграции за счет использования трудового потенциала местного населения регионов. Проблема рассмотрена применительно к ситуации дефицита кадров квалифицированных рабочих.

Проводится утверждение о разнообразных возможностях региональных систем профессионального образования актуализировать трудовые возможности местного населения. Для этого необходимо поддерживать эффективное состояние региональной системы профессионального образования, вовремя обновляя институциональную и инфраструктурную среду.

Ключевые слова: избыточная трудовая миграция, квалифицированные рабочие, трудовой потенциал региона, региональные системы профессионального образования.

L. D. Tiulicheva

Institute of Regional Economy of the Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, Russia

THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION AS A CONDITION OF REDUCING THE RISKS OF EXCESSIVE LABOUR MIGRATION

Tiulicheva Lidiia Dmitrievna - Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher of Laboratory of the Problems of Human Development and Reproduction of Labor Resources in the Region.

Статья подготовлена по результатам исследований по теме рисков НИР: «Программа фундаментальных исследований ООН РАН «Национальная экономическая безопасность России в условиях обострения объективных и инициированных и угроз» в 2017 году (№ 0170-2015-0013).

© Тюличева Л. Д., 2017

The present study aimed at studying the peculiarities of protecting the regional economy from excessive migration due to employment potential of local population. The problem considered in relation to the situation of the shortage of skilled workers.

Is the statement about the diversity of regional systems of professional education to update the employment opportunities of the local population. This requires maintaining an effective regional system of professional education, time by upgrading the institutional and infrastructure environment.

Key words: excess labour migration, skilled workers, labor potential of the region, regional system of professional education.

Региональные рынки труда неоднородны, они разделены на профессионально-квалификационные сегменты, конъюнктура которых может сильно различаться. Сегмент «квалифицированные рабочие» практически во всех регионах характеризуется дефицитом предложения труда.

Этот дефицит обусловлен рядом причин, среди которых:

• неблагоприятная демографическая ситуация, приводящая к сокращению трудоспособного населения, в том числе к сокращению численности профессиональных групп рабочих и специалистов;

• деструкции в сфере профессионального образования, обусловившие необоснованно высокий приток на региональные рынки труда выпускников системы высшего профессионального образования (к тому же в значительной доле обладающих мало востребованными на рынке труда профессиями);

• отток в другие регионы трудоспособного населения, в числе которого - профессиональные группы рабочих и специалистов;

• появление новых потребностей работодателей в работниках таких профессий и специальностей, подготовка по которым пока не осуществляется в регионе;

• несоответствие компетенций, приобретаемых в ходе профессионального обучения и профессиональной подготовки, специфике рабочих мест на предприятиях региона (в том числе из-за того, что при обучении используется оборудование, не отвечающее современному уровню развития производств, применяются устаревшие образовательные технологии);

• технологическая сложность работ в отраслях экономики региона выше, чем тарифный разряд выпускников, заданный государственным образовательным стандартом подготовки квалифицированных рабочих;

• повышенный спрос на отдельные профессии и специальности только в определенные периоды производственного процесса;

• недостаточная эффективность системы непрерывного образования взрослого населения;

• недостаточная эффективность системы переподготовки безработного населения.

Как видим, некоторые причины кадрового дефицита имеют демографическую природу, но большая их часть так или иначе связана с системой профессионального образования.

Одним из важнейших (и вполне эффективным) способов восполнения недостатка рабочих в среде жителей конкретного региона еще недавно рассматривалось приглашение на работу граждан из-за рубежа. Этот вариант решения кадровой проблемы поддерживали в первую очередь работодатели, получившие возможность снизить издержки производства.

Однако выгоды общества в целом оказались весьма незначительны по сравнению с издержками. Потери понесла экономическая безопасность регионов, принимающих тру-

довых мигрантов, во-первых, в силу низкого профессионального качества миграционного притока (при высоком спросе на квалифицированные кадры), во-вторых, из-за значительных расходов на адаптацию и интеграцию приезжающих в регион иностранных рабочих, в-третьих, по причине технико-технологической стагнации производств (легкость заполнения низкотехнологичных рабочих мест согласными на любые условия труда гастарбай-терами уничтожала стимул совершенствования производства, что подрывало конкурентоспособность региональных экономик в долгосрочной перспективе).

Но еще более остро население ощутило ослабление социальной безопасности региональной жизни. Оказалось, что трудовая миграция может быть фактором:

• межэтнической напряженности;

• криминогенных рисков;

• ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки;

• повышенной нагрузки на социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение и т. д.).

Это показало, что миграцию следует делить на обоснованную и избыточную.

Избыточную миграцию можно определять по-разному в зависимости от исследуемой проблемы. В самом общем плане ее можно трактовать как миграцию, подрывающую экономическое и социальное благополучие принимающего региона, наносящую урон его безопасности. Наряду с общим определением, видимо, существует набор более частных дефиниций, раскрывающих риски плохо управляемой миграции в различных сферах.

Исследуя сферу занятости, термином «избыточная трудовая миграция» следует характеризовать, на наш взгляд, привлечение иностранных граждан на региональные рынки труда, протекающее на фоне недоиспользования трудового потенциала населения региона.

Как известно, потребность в привлечении иностранных работников определяется на основании предложений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Именно они должны уметь определять обоснованность заявок работодателей, корректировать их в том случае, если существует какая-либо возможность удовлетворить часть потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (в том числе путем подготовки, переподготовки безработных граждан).

Поскольку избыточная трудовая миграция призвана скорректировать неэффективность региональных систем профессионального образования, совершенствование данной системы (в первую очередь ее институциональных и инфраструктурных характеристик) способно само по себе резко снизить потребность в привлечении иностранной рабочей силы.

Современная региональная система профессионального образования состоит из трех основных подсистем:

1) подсистема уровневого образования (в нее входят профессиональные образовательные организации, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена);

2) подсистема дополнительного профессионального образования;

3) подсистема обучения граждан, официально зарегистрированных в качестве безработных.

Существуют ключевые точки анализа функционирования региональной подсистемы профессионального образования, которые позволяют уловить возникновение рисков избыточной трудовой миграции, призванной заполнить вакансии по рабочим профессиям и специальностям.

Таблица 1

Целевой показатель «доля выпускников 9 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации» на 2016 г.

Субъект Российской Федерации Доля выпускников 9 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации, %

Алтайский край 40,0

Архангельская область 40,0

Астраханская область 45,0

Владимирская область 35,0

Вологодская область 48,0

Воронежская область 40,0

Еврейская автономная область 40,0

Ивановская область 50,0

Кабардино-Балкарская Республика 32,0

Карачаево-Черкесская Республика 35,0

Кемеровская область 40,0

Курганская область 57,0

Ленинградская область 55,0

Магаданская область 41,0

Мурманская область 50,0

Нижегородская область 40,0

Новгородская область 70,0

Оренбургская область 42,0

Псковская область 40,0

Республика Адыгея 45,0

Республика Алтай 40,0

Республика Башкортостан 40,0

Республика Ингушетия 35,0

Республика Калмыкия 15,0

Республика Крым 30,0

Республика Мордовия 40,0

Республика Татарстан 55,0

Республика Тыва 20,0

Республика Хакасия 45,0

Республики Коми 43,0

Самарская область 49,5

Саратовская область 42,0

Свердловская область 30,0

Смоленская область 40,0

Ставропольский край 43,0

Тамбовская область 45,0

Тульская область 30,0

Ярославская область 40,0

Примечание. Составлено по [5].

Во-первых, следует отслеживать достаточность притока в систему среднего профессионального образования учащихся, желающих получить рабочую профессию, поскольку риск избыточной миграции создается отсутствием притока новых рабочих кадров из числа местного населения. Дисбаланс на рынке образовательных услуг в пользу высше-

го образования, приводящий в итоге к разбалансированности спроса и предложения на региональных и локальных рынках труда, в настоящее время пытаются целенаправленно преодолеть. Эта задача попадает в число приоритетных у многих региональных департаментов образования (см. табл. 1).

Во-вторых, следует обращать внимание на эффективность профессионального образования в регионе. Образовательные организации должны быть в состоянии проводить обучение необходимого количества жителей региона по востребованным профессиям (специальностям) на должном уровне, в принципе снимая риск избыточной миграции.

Эффективное состояние системы профессионального образования подразумевает достаточность методического, кадрового, управленческого, материально-технического обеспечения учебного процесса. Это состояние региональных систем профессионального образования не может быть достигнуто раз и навсегда в условиях динамичных процессов в региональных экономиках, необходимо постоянное их совершенствование.

К управлению региональными системами профессионального образования требуется привлечение всех заинтересованных общественных сил, должна быть сформирована эффективная система государственно-общественного управления системой профессионального образования [3].

Особенную роль необходимо отвести работодателям, которые по возможности должны прогнозировать потребности в кадровом обеспечении своих производств, доводить эту информацию до системы профессионального образования.

В регионе должна быть развита система государственно-частного партнерства, позволяющая реализовывать совместные проекты разного типа, способствующие обеспечению производства квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена [1]. При этом практика государственно-частного партнерства должна развиваться в том направлении, при котором в роли частного партнера выступают не только крупные предприятия, но и ассоциации работодателей, торгово-промышленные палаты [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьих, следует держать в поле зрения эффективность профессионального обучения безработных граждан по направлениям центров занятости населения. Данная подсистема региональных систем профессионального образования берет на себя профессиональное обучение населения в относительно небольших объемах. Так, доля граждан, приступивших к профессиональному обучению, в общей численности безработных граждан в 2014 г. составила 7,6 %, в 2016 г. - 5,8 %. Региональные различия в доле приступивших к профессиональному обучению граждан в общей численности безработных довольно значительны (см. табл. 2).

Основными профессиями для профессионального обучения и дополнительного про -фессионального образования безработных в 2016 г. были: электрогазосварщик, камен -щик, штукатур, стропальщик, плотник, частный охранник, бухгалтер, воспитатель, па -рикмахер, водитель, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, повар, токарь, швея, автомеханик, ландшафтный дизайнер, менеджер по персоналу. Рабочие места по большей части названных профессий привлекательны для трудовых мигрантов.

Главным критерием оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан является показатель трудоустройства по завершении профессионального обучения. Он также колеблется в зависимости от региона, но в большинстве субъектов Федерации отсутствует трудоустройство всех безработных, прошедших обучение. Это говорит о том, что данный сегмент региональных систем профессионального образования недостаточно эффективно выполняет свою функцию по устранению выявленных диспропорций между фактической и требуемой профессионально-квалификационной структурой предложения на региональных рынках труда.

Таблица 2

Рейтинг субъектов Российской Федерации по значению показателя «доля приступивших к профессиональному обучению граждан в общей численности безработных граждан» в 2016 г.

№ п/п Субъект Российской Федерации Доля, % № п/п Субъект Российской Федерации Доля, %

1. Севастополь 16,5 40. Орловская область 6,5

2. Сахалинская область 16,1 41. Камчатский край 6,3

3. Республика Татарстан 14,7 42. Алтайский край 6,3

4. Липецкая область 13,6 43. Рязанская область 6,2

5. Республика Бурятия 12,1 44. Карачаево-Черкесская Республика 6,1

6. Тюменская область (без автономных округов) 10,9 45. Республика Карелия 6,1

7. Республика Адыгея 10,5 46. Магаданская область 6,1

8. Ленинградская область 9,8 47. Нижегородская область 6,0

9. Чувашская Республика 9,8 48. Кабардино-Балкарская Республика 5,9

10. Республика Алтай 9,6 49. Самарская область 5,9

11. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9,6 50. Ямало-Ненецкий автономный округ 5,9

12. Красноярский край 9,5 51. Москва 5,8

13. Тамбовская область 9,0 52. Новгородская область 5,8

14. Приморский край 8,5 53. Ростовская область 5,5

15. Омская область 8,4 54. Мурманская область 5,5

16. Республика Мордовия 8,3 55. Оренбургская область 5,5

17. Белгородская область 8,0 56. Республика Башкортостан 5,5

18. Краснодарский край 7,9 57. Республика Коми 5,4

19. Пермский край 7,9 58. Республика Саха (Якутия) 5,4

20. Ульяновская область 7,8 59. Челябинская область 5,4

21. Новосибирская область 7,7 60. Калужская область 5,3

22. Санкт-Петербург 7,7 61. Волгоградская область 5,0

23. Курская область 7,7 62. Байконур 5,0

24. Республика Крым 7,7 63. Республика Калмыкия 4,9

25. Иркутская область 7,4 64. Пензенская область 4,8

26. Тверская область 7,3 65. Псковская область 4,7

27. Саратовская область 7,2 66. Курганская область 4,2

28. Удмуртская Республика 7,2 67. Еврейская автономная область 4,2

29. Кировская область 7,1 68. Ненецкий автономный округ 4,0

30. Томская область 7,1 69. Ставропольский край 3,9

31. Архангельская область 7,1 70. Республика Тыва 3,5

32. Воронежская область 7,1 71. Хабаровский край 3,5

33. Свердловская область 6,8 72. Ярославская область 3,4

34. Смоленская область 6,7 73. Брянская область 3,3

35. Владимирская область 6,7 74. Республика Хакасия 3,3

36. Тульская область 6,7 75. Ивановская область 3,2

37. Калининградская область 6,6 76. Республика Северная Осетия - Алания 2,9

38. Костромская область 6,5 77. Кемеровская область 2,5

39. Московская область 6,5 78. Республика Ингушетия 2,3

№ п/п Субъект Российской Федерации Доля, % № п/п Субъект Российской Федерации Доля, %

79. Республика Марий Эл 2,2 83. Забайкальский край 1,6

80. Вологодская область 2,1 84. Амурская область 0,6

81. Астраханская область 1,9 85. Чеченская Республика 0,1

82. Чукотский автономный округ 1,7 86. Республика Дагестан 0,0

Российская Федерация 5,8

Примечание 1. Составлено по [4, с. 49].

Примечание 2. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды комплекса «Байконур». В отношениях с РФ г. Байконур наделен особым статусом, соответствующим городу федерального значения РФ, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г.

В этой части региональных систем профессионального образования, так же как в уровневой системе, очень важен контакт с работодателями, особенно следующие его направления:

• организация профессионального обучения безработных под их гарантированное трудоустройство;

• активное участие работодателей в софинансировании учебного процесса под гарантированное трудоустройство.

Таким образом, риск избыточной трудовой миграции следует принимать во внимание при управлении сферой занятости региона. Любую ситуацию кадрового дефицита следует разрешать с максимально возможным использованием трудового потенциала населения региона.

Для того чтобы ориентация на трудовой потенциал местного населения была экономически оправдана, следует поддерживать эффективное состояние всех трех составляющих региональной системы профессионального образования (уровневого образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения безработных). Все это вместе взятое позволит снизить риски избыточной трудовой миграции.

Библиографический список

1. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 3. С.53-58.

2. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Роль торгово-промышленных палат в развитии региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 6. С. 36-39.

3. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Становление государственно-общественного управления развитием региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 2. С. 67-72.

4. Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2016 году) // Министерство труда Российской Федерации: офиц. сайт. 2017. 22 февр. URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/migration/104 (дата обращения: 06.03.2017).

5. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016 год // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://минобрнауки.рф/открытое_министерство/публичная-декларация (дата обращения: 14.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.