Научная статья на тему 'Развитие региональных рынков Российской Федерации посредством внешнеэкономической деятельности'

Развитие региональных рынков Российской Федерации посредством внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / INNOVATION / REGION / REGIONAL MARKET / TRADE / KALUGA REGION / INNOVATIVE SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Александр Сергеевич, Круглов Владимир Николаевич

В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт развития региональных рынков в Российской Федерации. Оценивается влияние процессов глобализации на развитие региональных рынков, а также роль органов государственной и муниципальной власти в диверсификации региональных экономик. Уточняются особенности формирования региональных рынков за счет развития инновационных производств с учетом территориальной специфики. Предлагается формирование единого механизма эффективного содействия и продвижения региональных предприятий на зарубежные рынки на основе опыта центра экспортного развития Калужской области. Рассматривается инновационный путь развития региональных рынков в аспекте внешнеэкономической деятельности. Анализируется нормативная правовая база поддержки и развития региональных инновационных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of Russian regional markets by means of foreign economic activity

The article describes the national and foreign experience in the development of regional markets in the Russian Federation. It is spoken in details the influence of globalization on the development of regional markets, as well as the role of the public and municipal authorities in the diversification of regional economies. It is reported that improves the features of the formation of regional markets through the development of innovative industries, taking into account the territorial specificities. It proposed the formation of a unified scheme for the effective promotion and advancement of regional enterprises to foreign markets based on the experience of the export center of the Kaluga region. It is considered the innovative way of development of regional markets in the context of international economic activity. It is analyzed the normative legal base of promotion local innovative markets.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных рынков Российской Федерации посредством внешнеэкономической деятельности»

T H E D E V E L O P M E N T O F R U S S I A N R E G I O N A L M A R K E T S B Y M E A N S O F F O R E I G N E C O N O M I C A C T I V I T Y

Voronov, Aleksandr S.

PhD, Senior Lecturer of the Department of innovation development of economy, school of Public Administration of the MGU. Address: Lomonosov Moscow State University, 27/4 Lomonosov pr., Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: mravoronov@ya.ru

Kruglov, Vladimir N.

Doctor of Economics, Assistant Professor, Professor of the Department of Economics of the Institute of Management, Business and Technology. Address: Institute of Management, Business and Technology, 1 Gagarin st., Kaluga, 248000, Russian Federation. E-mail: vladkaluga@yandex.ru

The article describes the national and foreign experience in the development of regional markets in the Russian Federation. It is spoken in details the influence of globalization on the development of regional markets, as well as the role of the public and municipal authorities in the diversification of regional economies. It is reported that improves the features of the formation of regional markets through the development of innovative industries, taking into account the territorial specificities. It proposed the formation of a unified scheme for the effective promotion and advancement of regional enterprises to foreign markets based on the experience of the export center of the Kaluga region. It is considered the innovative way of development of regional markets in the context of international economic activity. It is analyzed the normative legal base of promotion local innovative markets.

Keywords: innovation, the region, the regional market, trade, Kaluga region, innovative sustainability.

Российские рейтинги подтверждают общее правило: распределение инновационной активности между региональными рынками характеризуется фундаментальной неравномерностью. И это необходимо воспринимать как данность. Например, в США исследовательская и инновационная деятельность сосредоточивается на северовосточном и западном побережьях. Две трети расходов на НИОКР в

промышленном секторе США приходится на 10 штатов. Исследование, проведенное в странах ОЭСР, выявило похожую картину: 13% регионов аккумулируют половину всех расходов на НИОКР [8].

Процессы глобализации и интеграции, которые идут с переменным успехом со второй половины XX в., как это ни парадоксально, только усиливают тенденцию децентрализации управления инновационным развитием региональных рынков и делегирования больших полномочий на соответствующий уровень. И здесь нет противоречия.

Глобализация, стирая границы между государствами, вскрывая «монолит» национальной экономики, тем самым открывает разнообразный мир регионов и их рынков сбыта, которые в этих новых условиях вынуждены самостоятельно выстраивать свое взаимодействие с зарубежными компаниями, властями и университетами. Глобализация объективно выводит конкуренцию за инвесторов, предпринимателей и таланты между регионами и городами за рамки национальных границ. Это ведет к росту регионального самосознания, важности поиска конкурентных возможностей, уникальных не только в масштабах отрасли или одной страны, но и мира.

Процветание региональных рынков все в большей степени начинает зависеть не только от особенностей национальной государственной политики (промышленной, научно-технической, оборонной и социальной), на которую он с трудом может повлиять, но и от квалификации и активности региональных органов власти во взаимодействии с экономическими агентами.

Центральные правительства стали целенаправленно передавать часть функций, связанных со стимулированием инновационной активности, на уровень регионов. Например, начиная с 1995 г. Европейский союз профинансировал разработку более сотни региональных инновационных стратегий. Одновременно с этим ЕС переориентировал часть своих фондов для поддержки региональных инициатив.

Если в период с 2000 по 2006 г. из Структурного фонда ЕС было выделено на исследования и инновации в регионах около 19,5 млрд евро (порядка 11% от общего объема средств), то с 2007 по 2013 г. - уже 69 млрд евро (около 20%) [8]. Эти меры привели к тому, что даже правительства наиболее централизованных стран Европы стали передавать часть полномочий на региональный или местный уровень и создавать соответствующие органы управления.

Какие выводы можно сделать из существующих сегодня российских рейтингов? Прежде всего, то, что российские регионы изначально находятся в разных условиях и обладают различным потенциалом инновационного развития и диверсификации своих рынков. И как мы уже установили, это полностью соответствует мировой практике. Но есть и хорошая новость: инновационная деятельность - это не один

лишь хайтек, научные исследования и технологическое предпринимательство. Инновационная активность проявляет себя крайне многообразно не только в форме разработки новых продуктов или производственных процессов, но и в форме маркетинговых и организационных инноваций.

Источниками инноваций выступают как профессиональная наука, так и ремесла и искусство (особенно в так называемых творческих индустриях). Можно согласиться с американским экономистом профессором Майклом Портером, который утверждал, что не бывает неинновационных отраслей, но бывают неинновационные компании. Важно содействовать постоянному совершенствованию предпринимательских структур во всех видах деятельности, а не замыкаться на традиционном хайтеке. В противном случае возникает риск так называемой технологической близорукости. А это означает, что у каждого региона может быть свой путь.

Вследствие многообразия видов инновационной активности практически в каждом региональном рынке присутствуют те или иные ее формы, связанные с позитивными изменениями продуктов, процессов, организации производства или маркетинга, направленные на развитие конкурентных преимуществ. И если научное лидерство не является одинаково актуальной для всех регионов стратегией, то инновационная политика может быть эффективна на любой территории или рынке.

Ни одинаковая по объемам и формам поддержка всех регионов, ни сугубая поддержка наиболее сильных региональных рынков, не могут быть достаточными для экономического роста. Компромиссом является дифференциация инновационной политики по целям и инструментам исходя из специфики каждого региона или группы регионов. Это естественным образом ведет к тому, чтобы лица, реализующие инновационную политику государства, все в большей степени принимали во внимание региональный контекст. Вот почему одно из приоритетных направлений правительства Калужской области - поддержка инновационных предприятий, создающих конкурентоспособную продукцию, в том числе поставляемую на экспорт, вносящих свою лепту в развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России.

Для формирования механизма эффективного содействия и продвижения калужских предприятий на зарубежные рынки на базе Государственного фонда поддержки предпринимательства Калужской области в октябре 2011 г. создан Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (Центр экспортного развития Калужской области).

Его главная цель - создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и повышение уровня кон-

курентоспособности малых и средних предприятий, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Тем самым Центр помогает расширить экспортный сектор экономики области, увеличить объемы экспорта готовой продукции (товаров, работ и услуг), производимой малыми и средними предприятиями, найти новые рынки сбыта. За четыре года более 250 субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно получают информационно-консультационную поддержку по вопросам ВЭД, проведены семинары по актуальным вопросам ВЭД. На русском и английском языках издан каталог экспортеров «Инвестиционные и экспортные возможности Калужской области. Малый и средний бизнес», распространяемый на всех международных мероприятиях, в которых участвует Центр. В рамках промоутерских мероприятий на международных выставках и бизнес-миссиях калужские предприятия представили свой экспортный потенциал в таких странах, как Германия, Нидерланды, Австрия, Франция, Италия, Швейцария, Казахстан, Чехия, Украина, в 2014 г. -

Индия, Азербайджан, Китай и Узбекистан, в 2015 г. - Армения и Беларусь.

Создан и регулярно пополняется региональный электронный информационный ресурс в Интернете по ВЭД на русском и английском языках. 60 калужских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, имеют на этом ресурсе свое постоянное электронное представительство.

Индивидуальный бизнес-аудит прошли 11 предприятий Калужской области. По трем странам проведены маркетинговые исследования для калужских предприятий.

В настоящее время Центр уделяет особое внимание развитию сотрудничества малых и средних предприятий Калужской области со странами АТЭС. Осенью 2015 г. был организован семинар по вопросам выхода на рынки Юго-Восточной Азии, а в декабре того же года организовано участие калужских экспортеров в выставке во Вьетнаме.

Мероприятия Центра финансируются за счет федеральных средств в рамках региональной программы «Развитие предпринимательства и инноваций Калужской области» управлением инноваций и предпринимательства Министерства промышленности и малого предпринимательства Калужской области.

Можно признать тот факт, что именно экспорт является сегодня тем мотором, который вносит наибольший вклад в развитие мировой и региональной экономики. При этом основой экспорта являются инновационные решения и продукты, конкурентоспособные технологии, востребованные как на глобальных, так и на региональных рынках. В сегодняшней российской экономической реальности заниматься экс-

портом достаточно выгодно и из-за высокой курсовой разницы валюты. Однако предприятия малого и среднего предпринимательства Калужской области пока еще довольно незначительно вовлечены во внешнеэкономическую деятельность (менее 1% от общего количества малых и средних предприятий области), что вполне соответствует общероссийским тенденциям [9]. Тем не менее малые и средние предприятия Калужской области больше готовы к конкурентной борьбе на внешних рынках по сравнению с другими регионами. Здесь работает множество иностранных компаний, имеющих больший доступ (по сравнению с другими субъектами Российской Федерации) к различным ресурсам (материальным, научным, финансовым, инфраструктурным).

Довольно высоко можно оценить инновационный потенциал в фармацевтике, электронике, в сфере высоких технологий, но общий уровень технологического и инновационного развития по сравнению с международными конкурентами ниже. Исключение - отдельные компании, которые уже вышли на глобальные рынки и ведут там свою деятельность, имея уникальные продукты.

Современная институциональная экономика значительно расширяет используемые инструменты и сферы исследований. Применительно к пространственному и региональному развитию использование методов традиционного институционализма становится все более проблемным. Можно сослаться на лидера революционной экономической теории Джеффри Ходжсона [7], который одним из первых вывел институциональные исследования за рамки рыночного хозяйствования и предложил использовать их применительно к экономике глобальных проблем. В нашем случае такой глобальной проблемой является обеспечение инновационной устойчивости развития региональных рынков и региональных экономических систем. Во многом тормозящим фактором является отсутствие устойчивой контрактной системы между государством и бизнесом на макро- и мезоуровне, которая бы стимулировала внедрение радикальных изменений.

На уровне регионов контрактная парадигма может реализоваться как извне (на уровне принятия решений федеральными органами власти о реальной поддержке региональных рынков, добивающихся значительного объема внедрения инноваций), так и изнутри региона, т. е. через отношения хозяйствующих субъектов, от которых зависит инновационное развитие (предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, организаций инфраструктуры, поддерживающих инновационную деятельность, ресурсных центров, обеспечивающих финансовую и технологическую поддержку инноваций). В первом случае формируется институциональная среда региона, т. е. те социальные, юридические, политические правила игры, в

качестве которых могут выступать конституционное, административное и имущественное право. Как правило, для нормативного оформления стратегии инновационного развития региональных рынков используется такая правовая форма, как постановления руководителей органов исполнительной власти, определяющие рамочную концепцию инновационного развития региона. Например, Постановление администрации Магаданской области от 15 января 2009 г. № 2-па «Об утверждении областной целевой программы «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы» (в ред. от 22 октября 2012 г.).

Другим видом нормативного правового обеспечения устойчивого инновационного развития региональных рынков является законодательное закрепление в составе стратегии социально-экономического развития России раздела об инновационном развитии региона. Такой раздел должен обязательно включать концептуальный план поддержания и развития тех хозяйствующих субъектов, которые в условиях меняющейся экономической конъюнктуры способны осуществлять те или иные виды инновационной деятельности на разных фазах полного инновационного цикла, что позволит разработать так называемые проектные контракты, устанавливающие нормы, правила и регулирующие отношения между участниками инновационных проектов на конкретном региональном рынке, т. е. конкретные механизмы осуществления региональных концепций по сохранению инновационного тренда в кризисных условиях. Подобные корректировки на практике, к сожалению, в большинстве регионов пока отсутствуют, так как это связано с необходимостью интеграции антикризисных планов в уже существующие региональные долгосрочные программы по инновационному развитию.

Кроме специальных нормативных актов, включающих правовую семантику, связанную с понятиями «инновации», «инновационная деятельность», «инновационное развитие», в большинстве субъектов Российской Федерации существуют региональные законодательные акты, в составе которых существуют новеллы, прямо или косвенно направленные на формирование позитивной правовой среды по поддержке устойчивого инновационного развития. Однако большинство регионов пока не разработало антикризисных мер по сохранению инновационного тренда хозяйствующими субъектами.

Как правило, в комплексную систему нормативной поддержки инновационного развития регионов, наиболее продвинутых и перспективных в этом направлении, относятся региональные рынки следующих субъектов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Белгородская, Липецкая, Калининградская, Московская, Свердловская, Тюменская области, Краснодарский край. Для развития региональных рынков указанных субъектов сформирована

нормативная база, включающая законы о промышленной политике, региональные законодательные акты и постановления органов исполнительной власти, направленные на предоставление особых (льготных) условий, распоряжение ресурсами, находящимися в юрисдикции субъекта Российской Федерации (земельные, имущественные, финансовые, информационные и пр.).

Анализируя нормативную правовую базу регионов России, обеспечивающую внедрение инноваций в экономику региона, нужно обратить внимание на индивидуальный подход каждого регионального рынка к развитию инновационной деятельности. Следует отметить, что в России фактически отсутствует системность в проведении инновационной политики на местах.

Региональные нормотворческие инициативы, направленные на устойчивое инновационное развитие соответствующих рынков, могут быть развиты на федеральном уровне в виде соответствующих поправок в кодексы Российской Федерации, что позволит снять целый ряд социально-экономических барьеров и обеспечить определенную степень стабильности инновационного развития региональных рынков в перспективе. Примерами таких поправок могут быть перевод части земель федерального подчинения в региональное, уточнение позиций интеллектуальной собственности и ее дополнительной защиты на региональном и муниципальном уровне, трансформация налогового законодательства в части налогов на имущество инновационных предприятий, расширение прав регионов по бюджетной поддержке стар-тапов, укрепление административных норм за правонарушения в отношении проведения проверок инновационных предприятий в течении трех первых лет развития.

При анализе регионального законодательства важно отметить, что недостаточно конкретизированы формы институтов поддержки инновационных процессов, региональные инвестиционные фонды, поскольку они формируются за счет региональных бюджетов. Это связано с тем, что снижение уровня региональных доходов и повышение доли социальных трансфертов в доходах населения практически нивелируют финансовую возможность самих регионов по поддержанию устойчивого инновационного развития производственных рынков субъектов Федерации.

Таким образом, главная задача каждого региона сегодня - усиливать работу по поиску, подготовке, продвижению и сопровождению наиболее перспективных экспортных проектов. Особое внимание при этом должно уделяться подготовке необходимого кадрового потенциала в сфере экспортной деятельности и производства конкурентоспособной продукции. Именно этот путь является для любого региона наиболее экономически перспективным и оправданным.

Список литературы

1. Белова Е. Л., Пирогова Т. Э. Нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации / / Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях : материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга, 2014.

2. Витютина Т. А., Пирогова Т. Э. Привлечение иностранных инвестиций в автомобильную промышленность России / / Финансовый журнал. - 2011. - № 3. - С. 57-68.

3. Ерохина Е. В. Региональные инновационные подсистемы: проблемы формирования и развития. - Калуга : ООО «Ваш Домъ», 2014.

4. Критская С. С., Молчанова Е. В., Клочков В. В. Моделирование инновационных процессов в регионах / / Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики : материалы Шестнадцатых Друкеровских чтений, 18-20 ноября 2013 г. / под ред. P. M. Нижегородцева. - Новочеркасск : ЮРГПУ (НПИ), 2013. -С. 214-218.

5. Макаров А. И. Экспорт локализованной продукции: новая стратегия иностранных предпринимателей в России // Международная торговля и торговая политика. - 2016. - №2 (6). - С. 28-36.

6. Черкасова В. А. Связь политики финансирования с инвестиционными решениями компании / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 36-44.

7. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории. - М. : Дело, 2003.

8. Региональный контекст. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ // Klerk.ru. - URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/ 396873/ (дата обращения: 21.09.2016).

9. Бизнес на экспорт // Бизнес журнал. - URL: http://b-mag.ru/ 2015/bm-12-2015/biznes-na-eksport/ (дата обращения: 21.09.2016).

References

1. Belova E. L., Pirogova T. E. Normativno-pravovoe regulirova-nie vedeniya bukhgalterskogo ucheta finansovykh rezul'tatov deyatel'nosti organizatsii [Standard and Legal Regulation of Conducting Accounting of Financial Results of Activity of the Organization] Teoriya i praktika razvitiya ekonomiki na mezhdunarodnom, natsionaVnom, regionaVnom urovnyakh : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [The Theory and Practice of Development of Economy at the International, National,

Regional Levels : Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Kaluga, 2014, pp. 144-149. (In Russ.).

2. Vityutina T. A., Pirogova T. E. Privlechenie inostrannykh investitsiy v avtomobil'nuyu promyshlennost' Rossii [Attraction of Foreign Investments into Automotive Industry of Russia], Finansovyy zhurnal Financial magazine, 2011, No. 3, pp. 57-68. (In Russ.).

3. Erokhina E. V. Regional'nye innovatsionnye podsistemy: problemy formirovaniya i razvitiya [Regional Innovative Subsystems: Problems of Formation and Development]. Kaluga, OOO «Vash Dom#», 2014. (In Russ.).

4. Kritskaya S. S., Molchanova E. V., Klochkov V. V. Modelirovanie innovatsionnykh protsessov v regionakh [Modeling of Innovative Processes in Regions] RegionaVnye innovatsionnye sistemy: analiz i prognozirovanie dinamiki : materialy Shestnadtsatykh Drukerovskikh chteniy, 18-20 noyabrya 2013 g. [Regional Innovative Systems: Analysis and Forecasting of Dynamics : Materials of the Sixteenth Drucker Readings], editor by P. M. Nizhegorodtsev. Novocherkassk, YuRGPU (NPI), 2013, pp. 214-218. (In Russ.).

5. Makarov A. I. Eksport lokalizovannoy produktsii: novaya strategiya inostrannykh predprinimateley v Rossii [Exports of Localized Goods: a New Strategy of Foreign Businessmen in Russia], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2016, No. 2 (6), pp. 28-36. (In Russ.).

6. Cherkasova V. A. Svyaz' politiki finansirovaniya s investitsionnymi resheniyami kompanii [Communication of Policy of Financing With Investment Decisions of the Company] Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 2014, No. 4, pp. 36-44. (In Russ.).

7. Khodzhson D. Ekonomicheskaya teoriya i instituty. Manifest sovremennoy institutsional'noy ekonomicheskoy teorii [Economic Theory and Institutes. Manifesto of the Modern Institutional Economic Theory]. Moscow, Delo, 2003. (In Russ.).

8. Regional'nyy kontekst. Reyting innovatsionnogo razvitiya sub#ektov RF [Regional Context. Rating of Innovative Development of Territorial Subjects of the Russian Federation] Klerk.ru. (In Russ.), Available at: http://www.klerk.ru/boss/articles/ 396873/ (accessed 21.09.2016).

9. Biznes na eksport [Business for export] Biznes zhurnal. (In Russ.), Available at: http://b-mag.ru/2015/bm-12-2015/biznes-na-eksport/ (accessed 21.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.