Научная статья на тему 'Развитие региональной социальной инфраструктуры на основе малого бизнеса'

Развитие региональной социальной инфраструктуры на основе малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SOCIAL INFRASTRUCTURE / THE REGION / A SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грошихин М. А.

В статье рассмотрены особенности регионального развития социальной инфраструктуры на основе стратегий, используемых предприятиями малого бизнеса в кризисный период, и даны рекомендации по стимулированию их деятельности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of regional social infrastructure based on small business

In the article the peculiarities of the regional development of the social infrastructure are analyzed on the basis of strategies, used by small business enterprises in the crisis period. The recommendations on this activity encouragement in the given sphere are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной социальной инфраструктуры на основе малого бизнеса»

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

ГРОШИХИН М.А.,

аспирант,

Волгоградский государственный университет, е-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности регионального развития социальной инфраструктуры на основе стратегий, используемых предприятиями малого бизнеса в кризисный период, и даны рекомендации по стимулированию их деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; регион; малый бизнес.

In the article the peculiarities of the regional development of the social infrastructure are analyzed on the basis of strategies, used by small business enterprises in the crisis period. The recommendations on this activity encouragement in the given sphere are offered.

Keywords: social infrastructure; the region; a small business.

Коды классификатора JEL: O18, R11, R58.

Реформирование и развитие отраслей социальной инфраструктуры является важнейшим направлением экономических преобразований в современной России. Сектор социальной инфраструктуры охватывает все многообразие сторон жизнедеятельности населения и жизнеобеспечения производства региона, так как призван создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Хозяйствующими субъектами, участвующими в формировании, развитии и эксплуатации объектов инфраструктуры могут быть государственные организации, крупные, средние и малые предприятия. При этом, развиваясь в различных сферах инфраструктуры, малый бизнес может стать как основной формой ведения конкретных видов хозяйственной деятельности, так и выступать в качестве катализатора, ускорителя определенных социально-экономических процессов. Программы развития и поддержки деятельности малого бизнеса должны быть направлены на привлечение ресурсов малого бизнеса в сектор социальной инфраструктуры и, в свою очередь, повышение уровня и качества жизни населения.

С 2001 г. на федеральном уровне началась реформа, направленная на снижение административных барьеров и формирование благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиций. В ходе реформы в действие вступили законы, предусматривающие упрощение процедур регистрации, лицензирования и проверок малых и средних предприятий. Существенные изменения, внесенные в законы о лицензировании, проведении контрольнонадзорных мероприятий и регистрации предприятий упростили процедуры государственного регулирования малых и средних предприятий. Данная реформа идет постепенно, ежегодно вводятся новые законы, направленные на снижение административных барьеров и развитие малого предпринимательства. Практика введения новых законодательных норм отличается между регионами РФ, поэтому ситуация с развитием малого бизнеса сильно различается по регионам и степень развития малого бизнеса существенно зависит от политики региональных властей.

Однако государственная и региональная поддержка не учитывает стратегии развития бизнеса малых и средних предприятий, которые различаются в зависимости от отрасли, в которой действуют предприятия, от специфических проблем, которые они испытывают, а также от формы собственности предприятий.

Меры, предпринимаемые для минимизации негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса малыми предприятиями следующие: сокращение штата сотрудников; предоставление части сотрудников неоплачиваемых отпусков; сокращение заработных плат; сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет пересмотра контрактов с поставщиками; сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков; сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров; сокращение инвестиционных затрат; отказ от инвестиционных затрат; сокращение затрат на аренду (смена помещений, отказ от отдельных арендуемых объектов недвижимости); сокращение прочих издержек (избавление от низкоэффективных затрат); сокращение объемов производства / торговли; оптимизация налогообложения; закрытие бизнеса; интенсификация рекламы и маркетинга; стимулирование спроса на продукцию за счет предоставления скидок; поиск заемных финансовых ресурсов; поиск стратегических инвесторов; поиск покупателей бизнеса.

© М.А. Грошихин, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

142

М.А. ГРОшИХИН

Таблица 1

Стратегии, используемые для решения проблем, возникших в результате экономического кризиса

№ пп Стратегические проблемы Виды стратегий

Падение спроса Минимизация издержек Дифференциация

Рост издержек Минимизация издержек

Снижение доступности кредита Минимизация издержек Диверсификация

Снижение возможностей в области логистики Диверсификация

Составлено по: Стратегии развития малого бизнеса в кризисный период: Экономический атлас / П.Ю. Быков, Н.А. Гайнутдинов, Е.С. Каравай, О.А. Леонов, С.Н. Матрусов, М.А. Смирнов и др.

Так как особенностью малых предприятий в секторе социальной инфраструктуры является нахождение их «в шаговой доступности», то наиболее редко встречающимися проблемами являются сложности с доставкой товара потребителю. В связи с этим, наиболее распространенными стратегиями можно назвать стратегию минимизации издержек, а затем стратегии дифференциации и диверсификации.

Практически все стратегии предполагают расширение различных неденежных форм поддержания спроса. Например, отказ от денежных скидок и либо предоставление товарных бонусов или дополнительных услуг, либо переключение на более дешевый ассортимент, удлинение сроков исполнения заказа. Ключевыми факторами выживания предприятий малого и среднего бизнеса становятся возможность получить доступ к товарному кредиту и добиться увеличения отсрочек платежа. Ресурсы стратегии сокращения издержек и экономии на масштабе наталкиваются на серьезные препятствия — резкое сокращение спроса и оборота. Нарушение денежных потоков представляет собой важную проблему предприятий малого и среднего бизнеса, который не имеет больших запасов наличных средств и в условиях кризиса практически потерял доступ к кредиту (даже краткосрочному — на расширение оборотных средств). Поскольку у компаний малого бизнеса размер основных фондов небольшой, для многих предпринимателей становится актуальной стратегия «временного выхода», когда дешевле закрыть бизнес, чтобы не нести текущие издержки, и возобновить деятельность, лишь дождавшись оживления рынка.

Требуются специальные меры по увеличению кредитования малого и среднего бизнеса. В совокупности антикризисное поведение предприятий малого и среднего бизнеса оказывает прокризисное воздействие на экономику страны в целом. Компании изыскивают возможности, чтобы оптимизировать текущие бизнес-процессы: сокращают товарные запасы и ассортимент товаров и услуг, переходят исключительно на сдельную оплату, отказываются от закупки определенных позиций импортных товаров и комплектующих (из-за увеличения цен), что ведет к снижению совокупного спроса. В отдельных сегментах данные процессы уже привели к нарушению традиционных логистических цепочек.

Стратегии специализации и сокращения издержек преобладают над стратегиями диверсификации (интеграции). Это означает, что экономический кризис пока ведет лишь к упрощению форм предприятий малого бизнеса в секторе социальной инфраструктуры.

Практически во всех видах деятельности малых предприятий имеются проблемы с приобретением активов и владением ими. Сами предприниматели указывают на то, что упрощение оборота активов (прежде всего недвижимости) может и должно сопровождаться усилением контроля над этим оборотом. Даже если не повышать налоги, бюджеты окажутся куда более обеспеченными из этого источника, чем сейчас, за счет разовых санкций.

Каждое направление деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в секторе социальной инфраструктуры требует адаптации различных инструментов механизма управления и их функционированием. Система управления развитием малых и средних предприятий носит дифференцированный характер, обусловленный региональными и местными особенностями и материальными возможностями самих предприятий.

На территории ЮФО и в Волгоградской области реализуется значительное количество инвестиционных проектов: строительство научно-промышленной гелио-аэробарической теплоэлектростанции (ГАБ ТЭС в Волгоградской области); завод по переработке твердых бытовых и приравненных к ним отходов; модернизация производственных мощностей ОАО «Волгоградский речной порт» в рамках МТК «Север — Юг»; создание терминально-логистического комплекса в Волгоградской области; строительство завода по производству биоэтанола и кормовых добавок; строительство межрегионального бизнес-центра на территории Волжского интермодального терминала и др. Дополнительные возможности развития деятельности малых предприятий в регионе предоставляет заключение контрактов жизненного цикла. Чрезмерная коммерциализация публичных функций, воспринимаемых значительной частью населения как государственные социальные гарантии, введение платы за публичные услуги, ранее предоставлявшиеся бесплатно, может создать нежелательную социальную напряженность. В этих случаях эффективна такая форма государственно-частного партнерства, как контракты жизненного цикла.

В соответствии с условиями контракта жизненного цикла одна сторона — девелопер инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание,

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ.

143

а другая сторона — государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений), либо непосредственно сами предоставляемые с помощью такого объекта публичные услуги (обучение в школе, вузе; лечение в медицинском учреждении).

Сервисные контракты заключаются для обслуживания, поддержания находящихся в собственности государства объектов и подразумевают работы по текущему ремонту, уборке, проведению других плановых мероприятий по поддержанию объекта в пригодном для эксплуатации состоянии. Сервисные контракты близки по своей природе к контрактам жизненного цикла и функционально являются одной из их разновидностей, однако, как правило, они заключаются не на весь жизненный цикл объекта, а на периоды между плановыми капитальными ремонтами.

В практике стран, активно применяющих контракты жизненного цикла, реализация проектов с использованием этого инструмента осуществляется через механизмы проектного финансирования. Для выполнения каждого отдельного контракта создается проектная (управляющая) компания, которая становится исполнителем по госконтракту, генподрядчиком для компаний, выполняющих строительные работы или оказывающих услуги по эксплуатации объекта, а главное — центром управления проектом и координации действий всех партнеров по проекту.

Основные преимущества контракта жизненного цикла:

1. Условия контракта жизненного цикла таковы, что исполнитель по такому контракту получает деньги только с момента, когда объект предоставлен для публичного использования.

2. Стандартные условия контракта жизненного цикла не только приостанавливают платежи в тех случаях, когда объект не может использоваться по назначению (например, из-за того, что там необходимо сделать ремонт и/или устранить строительный брак), но и налагают штрафы на исполнителя за низкие потребительские качества объекта. Грамотно сформулированные условия контракта жизненного цикла позволяют проводить плановые мероприятия по содержанию объекта максимально эффективно для пользователей.

Государство на уровне региональных властей должно обеспечить поддержку малого бизнеса, действующего в секторе социальной инфраструктуры, именно в рамках реализуемых региональных стратегий, что приведет к восстановлению докризисного уровня секторов социальной инфраструктуры, испытавших влияние экономического кризиса; увеличению количества объектов социальной инфраструктуры в регионе, в том числе на душу населения, способствующего приоритетному направлению развития социальной инфраструктуры — повышению качества и доступности оказываемых населению услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. БыковП.Ю., ГайнутдиновН.А., Каравай Е.С., Леонов О.А., Матрусов С.Н., СмирновМ.А. Стратегии развития малого бизнеса в кризисный период: Экономический атлас. М.: Куна, 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rosbr.ru/files// block_final.pdf (дата обращения: 17.04.2010).

2. Инфраструктурные проекты в условиях бюджетного дефицита // Анализ возможностей инструментов государственночастного партнерства. [Электронный ресурс] URL: http://www.vegaslex.ru/text/32430 (дата обращения: 24.01.2011).

3. Цлаф В.М. Стратегии в маркетинге. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tslaf.htm (дата обращения: 24.08.2010).

4. Шестоперов О.М. Жизненный цикл малого предприятия: раунд 2 // АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия», октябрь 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1154.html (дата обращения: 15.01.10).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.