Развитие региональной санаторно-курортной деятельности как механизма реализации социально-экономических функций государства
М.С. Оборин, к.г.н., Пермский филиал ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова
В настоящее время население крупных мегаполисов ежедневно подвергается пагубному воздействию загрязнённой окружающей среды, постоянным стрессам. В результате увеличения ритма жизни многие люди переутомляются, неправильно питаются, страдают бессонницей, что неблагоприятно сказывается на их организме. В связи с этим возникает большая необходимость восстановления утраченных в ходе трудовых будней сил в естественных природных условиях на территориях, которые не сильно отличаются по погоде от обычного места проживания. В решении данной проблемы важную роль играют местные санатории и курорты.
Санаторно-курортная отрасль выполняет важные социальные функции: оздоровление населения в целях профилактики, лечение определённых заболеваний, реабилитация после перенесённых тяжёлых болезней и операций, организация до-суговой деятельности, улучшение нравственного и духовного здоровья.
Здоровье важно в жизни каждого человека, поддерживать и заботиться о нём необходимо в любом возрасте, поэтому в каждом регионе должны быть санатории, курорты, где можно восстановить здоровье. В этом заключается актуальность развития санаторно-курортной отрасли в России.
В конце 2012 г. в Пермском крае был разработан и принят очень важный региональный закон № 140-ПК «Программа социально-экономического развития Пермского края на 2012—2016 годы» [1], который определил стратегическое направление и тактические механизмы формирования благоприятных социальных и экономических условий для населения региона. В рамках данной программы большая роль отводится санаторно-курортному комплексу края в снижении детской смертности (сохранение беременности), а также лечении, реабилитации и оздоровлении детей и взрослых.
Социально-экономический эффект санаторно-курортного лечения значительный, и его сложно переоценить (повышение общего состояния здоровья и трудоспособности, снижение количества больничных листов и т.д.).
Для развития лечебно-оздоровительного туризма Пермский край обладает всем спектром природных лечебных ресурсов и необходимым перспективным запасом. Ограничивающим фактором в развитии курортной отрасли в регионе является недостаточное количество санаторно-курортных организаций по сравнению с другими регионами России и слабое развитие курортной инфраструктуры.
В таблице представлены результаты рейтинга регионов Приволжского федерального округа по количеству коллективных средств размещения для оздоровления людей. Пермский край занимает 6-е место и в туристско-рекреационной деятельности по количеству средств размещения отстаёт от лидера — Республики Башкортостан в 2,5 раза, а по количеству размещённых лиц — в 2,1 раза. Санаторно-курортные учреждения Пермского края ежегодно заполняются в среднем на 50—60%, тогда как заполняемость аналогичных организаций в Башкортостане составляет 80—85%.
Общая тенденция по снижению санаторно-курортных организаций наблюдается на всей территории России, но в некоторых регионах при разработке региональных мер поддержки санаторно-курортного комплекса и развития курортного дела разработаны целевые программы. Всё это позволило предотвратить существенное снижение количества санаториев и курортов или приостановить его полностью. Региональные программы развития курортного дела и туризма есть в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Башкортостан и Алтай и т.д.
Среди причин снижения развития организаций санаторно-курортного комплекса можно выделить следующие [3, 4]:
Обеспеченность населения специализированными средствами размещения для лечения в Приволжском федеральном округе [2]
Регион Специализированные Количество Рейтинг
средства размещения, ед. размещенных, чел.
Республика Башкортостан 160 397167 1
Республика Татарстан 103 230834 2
Самарская область 106 240481 3
Нижегородская область 82 177532 4
Саратовская область 80 101588 5
Пермский край 63 158936 6
Оренбургская область 46 79798 7
— полное прекращение (после распада СССР) государственной поддержки санаторно-курортного комплекса;
— долгое время санатории и курорты принадлежали государственным структурам и профсоюзам, а сейчас большинство из них перешло в частную собственность;
— увеличение конкурентной среды между санаторно-курортными организациями;
— снижение доходов населения, что связано с общим снижением производства в стране и влиянием кризисных явлений в мировой экономике и финансовой системе;
— снижение популярности лечения и отдыха на российских курортах, вызванное их низким качеством и неэффективностью;
— отсутствие единой системы подготовки в регионах страны специалистов в области курортологии и менеджмента курортного дела как в рамках основного высшего, так и дополнительного образования;
— не всегда обоснованная модернизация и реконструкция курортной и рекреационной инфраструктуры, которая в знаменитых курортных территориях России была создана ещё в 30—40-е годы XX века, а не формирование новой инфраструктуры;
— отсутствие национальной и региональных программ поддержки развития санаторно-курортной отрасли (только в незначительном количестве регионов разрабатываются конкретные документы по развитию курортной отрасли).
В последнее десятилетие в Пермском крае наблюдалась устойчивая тенденция к снижению абсолютного количества санаториев и курортов. Среди регионов-соседей Пермский край занимает 3-е место по количеству санаторно-курортных организаций, но отстаёт от таких территорий, как Республика Башкортостан, Свердловская и Челябинская области. После Пермского края в этом рейтинге находятся Удмуртия, Кировская область и Республика Коми. В настоящее время в Пермском крае работает 46 санаториев, из которых 2 курорта, а, например, у ближайшего соседа Прикамья — Башкирии количество санаториев и курортов достигает 76 [2, 3, 5].
В Башкирии и Свердловской области большую роль в развитии санаторно-курортных комплексов играет региональная поддержка:
— создание благоприятных финансово-экономических условий предпринимательской деятельности (сниженная налоговая ставка);
— формирование определённых квот социального лечения и реабилитации на курортах и в санаториях;
— разработка региональных программ по поддержке развития санаторно-курортной отрасли.
Кроме изучения изменений абсолютного числа учреждений санаторно-курортного комплекса боль-
шой интерес представляет анализ относительных величин. Можно сказать, что положительные темпы прироста санаторно-курортных организаций характерны только для Республики Удмуртии (0,41%), а отрицательные темпы наблюдаются в Республике Башкортостан (-0,14%), Республике Коми (-2,27%), Пермском крае (-4,99), Свердловской (-5,34%) и Кировской областях (-5,69%). Данное снижение связано с постоянным уменьшением количества санаторно-курортных организаций во многих регионах нашей страны [5].
Актуально и изучение курортно-рекреационного потенциала конкретной территории. В общем виде курортно-рекреационный потенциал представляет собой систему, которая состоит из трёх взаимосвязанных частей — природных лечебных ресурсов (природный базис), рекреационных объектов и условий, организационно-инфраструктурной базы [3, 4, 6].
Многие природные лечебные объекты расположены на севере края, доступ к ним затруднён из-за недостаточно развитой транспортной инфраструктуры. В связи с планами по развитию севера края появляется возможность использования этих ресурсов и строительства новых курортных объектов. Примером служит региональный проект «Белкамур».
Среди неосвоенных ресурсов особый интерес вызывают месторождения уникальных радоновых вод (Ныробский район), хлоридно-натриевых ио-добромных рассолов с повышенным содержанием брома и иода (Красновишерский, Кизеловский, Кишертский районы), питьевых минеральных вод, обогащённых органическими веществами (Октябрьский, Суксунский районы), нафталана (Сивинский район). В некоторых районах края (Кунгурский, Кишертский, Суксунский, Октябрьский и Чернушинский и др.) складываются благоприятные микроклиматические и ландшафтные условия для развития местного климатолечения и ландшафтотерапии.
Пермский край обладает большим курортно-рекреационным потенциалом для отраслевого развития лечебно-оздоровительного отдыха и туризма. На территории региона эффективно работают 2 крупных курорта бальнеоклинического и бальнеогрязевого профиля (Усть-Качка и Ключи), а также более 44 региональных, муниципальных или ведомственных санаториев и профилакториев, в основном муниципальных, из которых 6 для лечения взрослых, для детей — 3, для детей с родителями — 1, круглогодичный санаторно-оздоровительный детский лагерь — 1, санатории и профилактории — 31, бальнеологическая лечебница — 1 [3, 4].
По официальным данным, в 2005 г. общее количество людей, посетивших учреждения санаторно-курортного комплекса с целью лечения, оздоровления и отдыха, составило более 137 тыс. чел., в
2006 г. — более 148 тыс. чел., в 2007 г. — более 143 тыс. чел., в 2008 г. — более 149 тыс. чел., в 2009 г. — более 135 тыс. чел., в 2010 г. — более 124 тыс. чел., в 2011 г. — более 130 тыс. чел., в 2012 г. — более 138 тыс. чел. [2, 4, 5].
Наибольшее снижение поездок людей с целью лечения и отдыха приходится на 2007—2009 гг., что было обусловлено влиянием мирового финансового кризиса на доходы и спрос граждан России.
Услуги досуга, рекреации и отдыха в основном оказывают дома и базы отдыха, кемпинги, детские оздоровительные лагеря, санатории, в которых расположены специальные комнаты отдыха, бассейны, бильярд, рестораны, фитнес-залы и многое другое. Эта сфера услуг занимает 2-е место после курортно-санаторного оздоровления. Если рассмотреть весь турпоток Пермского края, который формируется за счёт услуг, оказываемых гостиницами и специализированными средствами размещения, то он составляет более 430—450 тыс. чел., из них более 26% совершают поездки с целью лечения и профилактики, 19,5% — с целью отдыха и рекреации.
В настоящее время происходит постепенная стабилизация и увеличение ежегодной численности отдыхающих, которые получили эффективное лечение и полноценный отдых на курортах и в санаториях региона. Учитывая тот факт, что санаторно-курортный комплекс региона выполняет важные социальные функции общества (формирование рабочих мест, повышение качества здоровья, развитие территории), необходимо грамотно организовать его работу, обеспечить успешное взаимодействие между научным сообществом, курортным бизнесом
и органами власти, укрепить санаторно-курортное лечение и отдых как отдельную отрасль региональной экономики.
Развитие этой отрасли нуждается в решении многих проблем и на федеральном, и на региональном уровне, таких, как:
1) снижение спроса населения на лечение и оздоровление в российских санаториях и курортах;
2) значительный износ основных средств санаторно-курортных учреждений;
3) высокий уровень цен на санаторно-курортное лечение и большая его себестоимость.
Нужно повышать качество санаторно-курортных услуг до европейских стандартов, создать единую систему подготовки и управления персоналом санаторно-курортных организаций путём корпоративного обучения, подготовки и переподготовки персонала.
Литература
1. Закон Пермского края № 140-ПК «Программа социально-экономического развития Пермского края на 2012—2016 годы». Пермь, 2012. 179 с.
2. Коллективные средства размещения Пермского края. Статистический сборник / Пермьстат. Пермь, 2002—2013 гг. 41 с.
3. Оборин М.С. Перспективы развития центрального рек-реационно-курортного кластера Пермского края // Экологические проблемы природопользования: матер. всеросс. науч.-практич. конф. Томск: изд-во ТГПУ, 2012. С. 97—102.
4. Оборин М.С., Девяткова Т.П., Владимирский Е.В. и др. Современные технологии курортного дела. Пермь, 2012. 114 с.
5. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Число санаторно-курортных организаций. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data. do?id=42106&referrerType= 0&referrerId =1292880) (дата обращения 2.06.2014).
6. Оборин М.С. Характеристика курортной инфраструктуры Пермского края // Устойчивое развитие социоэкономики регионов: матер. всеросс. науч.-практич. конф. / отв. ред. В.А. Столбов. Пермь: ПГНИУ, 2012. С. 147-150.