экономические науки
Безуглый Эдуард Александрович, Ткаченко Владимир Васильевич, Шапошников Виталий Леонидович РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ...
УДК 332.133.6
DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0010
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
© 2020
SPIN: 3370-6218
AuthorID: 689916
Безуглый Эдуард Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел
SPIN: 9608-5829
AuthorID: 977894
Ткаченко Владимир Васильевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел
SPIN: 4465-8793
AuthorID: 698131
Шапошников Виталий Леонидович, заместитель начальника кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Россия, Белгород, улица Горького, 71, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная статья написана на актуальную тему, поскольку в настоящее время инновации занимают особое место в развитии нашего общества и государства в целом. Целью написания данной статьи является определение механизмов и направлений совершенствования инновационной региональной экономики, с помощью внедрения в регионе совершенно новых направлений деятельности органов государственной, муниципальной власти и существующих бизнес-структур. Проведен эмпирический анализ инвестиционной привлекательности регионов России за 2019 год, который показал, что для привлечения инвестиций в регионы, немаловажное значение имеет инфраструктура региона, природные ресурсы, географические и климатические особенности, промышленный и производственный потенциал региона, финансовая стабильность и устойчивость регионального бюджета и предприятий. Предметом исследования является рассмотрение инновационных подходов в развитии региональной экономики и факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона. Теоретико-методологической основой исследования стало использование общих методов научно-теоретического анализа для углубления исследуемых явлений и направлений. Практической значимостью является то, что при изучении инновационных подходов в развитии экономики региона, власти и предпринимательские структуры определяют, что необходимо предпринять для того, чтобы модернизировать действующую экономическую систему и привести ее в соответствие с существующими экономическими инновационными реалиями. Основные положения и представленные выводы и рекомендации могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов инновационного экономического развития регионов.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие региона, инновационная политика, развитие и поддержка регионов, инвестиции, инвестиционная привлекательность.
REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT: INNOVATIVE APPROACHES
© 2020
Bezugly Eduard Alexandrovich, candidate of economics, associate professor of the management and administrative activities department Tkachenko Vladimir Vasilyevich, candidate of economics, senior lecture
of the management and administrative activities department Shaposhnikov Vitaliy Leonidovich, deputy head of the management and administrative activities department Putilin Belgorod law institute of the Ministry of Interior of Russia (308024, Russia, Belgorod, Gorkyj street, 71, e-mail: [email protected])
Abstract. This article is written on a topical topic, since at present innovations occupy a special place in the development of our society and the state as a whole. The purpose of this article is to determine the mechanisms and directions for improving the innovative regional economy by introducing completely new activities of state and municipal authorities and existing business structures in the region. An empirical analysis of the investment attractiveness of Russian regions in 2019 has been conducted. it has shown that the region's infrastructure, natural resources, geographical and climatic features, industrial and production potential of the region, financial stability and stability of the regional budget and enterprises are important for attracting investment to the regions. The subject of the research is the consideration of innovative approaches to the development of the regional economy and factors that affect the investment attractiveness of the region. The theoretical and methodological basis of the research was the use of General methods of scientific and theoretical analysis to deepen the studied phenomena and trends. The practical significance is that when studying innovative approaches to the development of the region's economy, the authorities and business structures determine what needs to be done in order to modernize the current economic system and bring it into line with the existing economic innovation realities. The main provisions and presented conclusions and recommendations can be used in scientific and pedagogical activities when considering issues of innovative economic development of regions.
Keywords: innovation, regional innovation development, innovation policy, regional development and support, investment, investment attractiveness.
ВВЕДЕНИЕ
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая разработана также на основе положений «Концепции досрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», кото-
рая направлена на обеспечение высокого уровня благосостояния населения и определении роли Российской Федерации как одного из лидеров стран, которые определяют условия функционирования мировой экономики [1, 1]. Для этого, единственным способом достижения этих целей является переход на инновационно-ориентированную модель социально-экономического развития
Bezugly Eduard Alexandrovich, Tkachenko Vladimir Vasilyevich, Shaposhnikov Vitaliy Leonidovich REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT: INNOVATIVE ...
economic sceinces
Важной составляющей для экономического развития субъектов Российской Федерации и государства в целом, имеет значение модернизация экономики региона и проведение инновационной политики, проводимой на региональном и национальном уровнях управления [2, 669].
ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ
В нашей статье мы хотим рассмотреть инновационные подходы в развитии региональной экономики и изучить факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона.
МЕТОДОЛОГИЯ
Методом изучения материала по данному вопросу, а также обобщением полученных выводов и рекомендаций, мы хотим определить основные направления инновационного развития экономики, изучить основные направления инновационного развития региональной экономики, проанализируем рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России и изучим факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными причинами медленного инновационного преобразования в регионе могут послужить такие условия, к которым можно отнести: промышленная специализация региона, природно-климатические условия, инвестиционная непривлекательность региона, уровень доходов населения и другие.
Сегодня перед Российской Федерацией, в контексте усиления нестабильности внешней среды, возникли серьезные макроэкономические проблемы, требующие формирования новой инвестиционной политики с активизацией инновационной деятельности в целях создания надежных предпосылок для восстановления устойчивого развития экономики и повышение уровня национальной безопасности [3, 4].
Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе экономики на инновационный путь развития важным станет сочетание направлений инновационного развития секторов экономики, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Направления инновационного развития экономики Российской Федерации
- повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;
Направления инновационного развития экономики Российской Федерации - разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;
- быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с горизонтальной организацией;
- технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;
- повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях.
Поэтому, социально-экономическая политика субъектов Российской Федерации должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов деятельности региональных органов власти. Данные инновационные направления экономики указаны и рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные направления (меры) инновационного развития региональной экономики
Важной составляющей инновационного развития региона и государства является развитие и поддержание инфраструктуры инноваций, проводимых в области образования, подготовки высококвалифицированных кадров, науки, экономики, государственного управления и др. [1, 77].
Если говорить об инновациях, внедряемых в области экономики, то некоторые регионы уже активно участвуют в процессах глобальной конкуренции за «инновационный капитал». Для этого, необходимо формировать на региональном уровне благоприятную институциональную и бизнес-среду для потенциальных инвесторов.
Основные направления (меры) инновационного развития региональной экономики
Инновационная политика на региональном уровне
- разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;
- проведение НИОКР, маркетинговых исследований; предоставление инжиниринговых услуг, субсидий по организации малого и среднего бизнеса; предоставление услуг в области сертификации, патентования выпускаемой инновационной продукции; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; разработка и развитие государственных программ, направленных на поддержку любого вида инновационного бизнеса; предоставления инновационных услуг и увеличение доли таких предприятий на национальном рынке; субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на поддержание различных программ поддержки малого и среднего предпринимательства;
- осуществление комплекса мер, направленных на стимулирование интереса к техническому образованию молодежи, созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров, дизайна, региональных венчурных фондов; развитие объектов инновационного обучения, инновационной инфраструктуры; предоставление имущественной и финансовой помощи в развитии инновационной деятельности;
- при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных нужд, осуществлять стимулирование производства и реализации инновационной продукции;
- реализация программ инновационного развития муниципальных унитарных предприятий, муниципальных образований, учреждений, компаний, в том числе государственных предприятий, с учетом преобладающего участия субъектов Российской Федерации;
- предоставление различных льгот в области налогообложения юридических лиц, в том числе по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций;
- развитие и поддержка кадрового потенциала инновационной деятельности, а также системы программ основного и дополнительного образования;
Инновационные кластеры
- разработка (закупка) и внедрение в производство нового современного потенциала предприятия (оборудования);
- взаимодействие и сотрудничество с производственными предприятиями, образовательными организациями; создание благоприятного климата при создании кластеров; повышение уровня профессионального образования и мастерства работников;
- формирование высо-коконкуренстных кластерных предприятий, способных конкурировать на международной арене;
- сотрудничество с международными предприятиями и коллективами, а так же стимулирование и поддержание российских инноваций, коммерциализация данных технологий;
- повышение уровня качества менеджмента управления предприятием и придание российской продукции качеств конкурентоспособности;
- привлечение прямых инвестиций в российское производство и проведение маркетинговых исследований по вопросу выпускаемых предприятиями-кластерами продукции;
- использование специфических и специальных знаний в деятельности предприятия кластера и применение на их основе современных способов и методов управления предприятием;
64
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)
экономические науки
Безуглый Эдуард Александрович, Ткаченко Владимир Васильевич, Шапошников Виталий Леонидович РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ...
- формирование, развитие и поддержание внешнеэкономических связей в области высоких технологий, а также создание условий по привлечению иностранных инвесторов; - привлечение новых источников инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры кластера, осуществление целевых инвестиций в деятельность инновационных предприятий;
- повышение имиджевой составляющей инновационной деятельности; формирование и использование культуры инноваций. - с учетом развития инновационной экономики в стране, в соответствии с действующим законодательством снижение административных барьеров и предоставление различного рода субсидий и льгот в области налогообложения.
Красноярский край IC4 Подтвержден
Мурманская область IC4 Повышен
Курская область IC4 Повышен
Астраханская область IC4 Повышен
Челябинская область IC4 Повышен
Камчатский край IC4 Повышен
Приморский край IC4 Подтвержден
Вологодская область IC4 Повышен
Томская область IC4 Подтвержден
Республика Саха (Якутия) IC5 Понижен
Иркутская область IC5 Подтвержден
Амурская область IC5 Понижен
Владимирская область IC5 Подтвержден
Ульяновская область IC5 Подтвержден
Новгородская область IC5 Повышен
Удмуртская Республика IC5 Повышен
Ярославская область IC5 Подтвержден
Архангельская область IC5 Повышен
Оренбургская область IC5 Подтвержден
Чукотский АО IC5 Понижен
Севастополь IC5 Повышен
Тамбовская область IC5 Подтвержден
Рязанская область IC5 Повышен
Ставропольский край IC6 Подтвержден
Смоленская область IC6 Подтвержден
Республика Карелия IC6 Подтвержден
Пензенская область IC6 Подтвержден
Тверская область IC6 Повышен
Саратовская область IC6 Подтвержден
Кемеровская область IC6 Повышен
Республика Адыгея IC6 Подтвержден
Волгоградская область IC6 Подтвержден
Чувашская Республика IC6 Подтвержден
Орловская область IC7 Подтвержден
Омская область IC7 Понижен
Республика Коми IC7 Понижен
Псковская область IC7 Повышен
Брянская область IC7 Подтвержден
Костромская область IC7 Подтвержден
Алтайский край IC7 Подтвержден
Ивановская область IC7 Повышен
Республика Мордовия IC8 Понижен
Кировская область IC8 Подтвержден
Республика Хакасия IC8 Подтвержден
Республика Крым IC8 Подтвержден
Чеченская Республика IC8 Повышен
Республика Алтай IC8 Понижен
Республика Марий Эл IC8 Повышен
Еврейская АО IC8 Подтвержден
Забайкальский край IC8 Повышен
Республика Дагестан IC9 Подтвержден
Республика Бурятия IC9 Понижен
Курганская область IC9 Подтвержден
Республика Ингушетия IC9 Подтвержден
Республика Северная Осетия - Алания IC9 Подтвержден
Кабардино-Балкарская Республика IC9 Подтвержден
Карачаево-Черкесская Республика IC9 Подтвержден
Республика Калмыкия IC9 Подтвержден
Республика Тыва IC9 Подтвержден
Наличие в субъекте Российской Федерации наукоградов, техноградов, инновационных кластеров создают возможность создания благоприятных предпосылок для развития региональной экономики, которые позволяют внедрить и обеспечить на территории субъекта определенный уровень научно-технического потенциала и привлекательности инвестиций. В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров [4, 11].
Региональные власти обязаны осуществлять работу по привлечению инвестиций в регион, развивать экономику региона, совершенствовать механизмы работы с потенциальными инвесторами и создавать благоприятный инвестиционный климат. Для того, чтобы в регионе открывались высокотехнологические производства, также необходимо проводить работу по привлечению в регион иностранных партнеров и инвесторов [5, 139].
Федеральные и региональные власти для привлечения инвестиций в государство и регионы создают множество частных и государственных структур, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации.
Проведенный «Национальным рейтинговым агентством» анализ рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2019 год, показал, что рост инвестиций в России существенно замедлился, при этом в половине регионов отмечается снижение инвестиционной активности (таблица 3) [6, 7].
Таблица 3 - Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России за 2019 год
*Примечание: ICI, IC2, 1C3 - Высокая инвестиционная привлекательность; IC4, IC5, IC6 - Средняя инвестиционная привлекательность; IC7, IC8, IC9 -Умеренная инвестиционная привлекательность.
Инвестиционным климатом региона является институциональная подсистема, входящая в структуру региона, предназначенная посредством использования механизмов инвестиционной политики создавать предпосылки для научно-технического обновления производственных сил общества, региона в целом и развития общественно-экономических отношений [7, 170].
К группе факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона в экономической системе относятся условия, характеризующиеся с учетом уровня риска вложенных инвестиций в заданный регион, а также их эффективность и целесообразность. К данным факторам относятся:
- Инфраструктура региона: совокупность жилищной, транспортной, телекоммуникационной, финансовой и энергетической региональной составляющей, способствующей инвестиционному климату.
Регион Рейтинг 2019 Действие 2019
Москва IC1 Подтвержден
Санкт-Петербург IC2 Понижен
Ямало-Ненецкий АО IC2 Подтвержден
Республика Татарстан IC2 Подтвержден
Московская область IC2 Подтвержден
Тюменская область IC2 Подтвержден
Ленинградская область IC2 Подтвержден
Сахалинская область IC2 Подтвержден
Белгородская область IC2 Подтвержден
Калининградская область IC2 Повышен
Ханты-Мансийский АО IC3 Подтвержден
Калужская область IC3 Подтвержден
Магаданская область IC3 Подтвержден
Тульская область IC3 Подтвержден
Свердловская область IC3 Подтвержден
Воронежская область IC3 Подтвержден
Нижегородская область IC3 Подтвержден
Самарская область IC3 Подтвержден
Ненецкий АО IC3 Подтвержден
Республика Башкортостан IC3 Подтвержден
Краснодарский край IC3 Подтвержден
Липецкая область IC3 Подтвержден
Пермский край IC3 Повышен
Хабаровский край IC3 Подтвержден
Новосибирская область IC4 Подтвержден
Ростовская область IC4 Подтвержден
Bezugly Eduard Alexandrovich, Tkachenko Vladimir Vasilyevich, Shaposhnikov Vitaliy Leonidovich economic
REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT: INNOVATIVE ... sceinces
- Финансовая стабильность и устойчивость региональных предприятий и бюджета: учитывается наличие инвестиционных ресурсов в регионе, наличие дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, сумма налоговых поступлений в бюджет, сумма регионального долга перед бюджетом, сбалансированность бюджета).
- Трудоспособное население региона: уровень безработицы в регионе, производительность труда, количество экономически активного населения, характеристика и специализация трудовых ресурсов региона, уровень занятости населения в различных отраслях экономики, спрос и предложение на квалифицированную рабочую силу.
- Промышленный и производственный потенциал региона: наличие покупательной способности населения, уровень доходов населения, наличие предприятий и секторов экономики, оказывающих спектр платных услуг населению, наличие предприятий оптовой и розничной торговли, наличие кластеров в экономике региона.
- Социально-политическая стабильность и институциональная среда региона: уровень криминогенной обстановки в регионе, взаимодействие органов власти и местного самоуправления с представителями бизнес-структур, наличие налоговых льгот, субсидий, уровень социального развития, эффективность регионального законодательства, инвестиционная привлекательность, поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны региональных властей.
- Природные ресурсы и географическое положение региона: наличие в регионе добывающих и перерабатывающих предприятий, возможность очистки стоков, уровень загрязнения окружающей среды, переработка отходов производства, удобство географического положения региона и взаимодействие в другими регионами, энергоемкость региональной экономики.
- Внутренний региональный рынок: покупательная способность населения региона, внутренние потребности в оказании и предоставлении различных видов платных услуг населению и предпринимателям, уровень развития внутреннего рынка, располагаемые доходы населения [6, 23].
Среди ключевых факторов успеха инвестиционно-инновационного развития российских регионов, является проведение последовательной и грамотной экономической стратегии, направленной на создание эффективных систем государственных инициатив в инновационной сфере. Чтобы сегодня инициировать уникальные проекты регионального, национального или международного масштаба, а тем более привлечь к ним инвесторов, необходимо сформировать яркую, системную, инновационную и экономически прозрачную социокультурную стратегию развития региона [8, 130].
ВЫВОДЫ
Для достижения запланированных целей эффективного развития и управления регионом, местным властям необходимо проводить политику инновационного развития экономики региона. Инновационная система представляет собой механизм функционирования региональной инновационной экономической системой, в которую входят как властные, так и предпринимательские структуры. Для формирования и внедрения данной системы, необходимо на уровне региона провести ряд мероприятий:
- провести мониторинг уровня текущего состояния сильных и слабых сторон потенциального экономического развития региона;
- разработать механизм и последовательность взаимодействия органов власти с предпринимательскими структурами региона (финансовые институты, кластеры, вузы, учреждения и предприятия);
- определить преимущества региона (географическое положение, кластеры, инновационные предприятия, инвестиции и др.);
- разработать механизм устранения недостатков и слабых сторон инновационной системы; 66
- создать рабочую группу, в целях мониторинга эффективности и результативности проведенной работы, направленной на развитие и внедрение инноваций в области экономики [9, 46].
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое сообщество погрузилось в «эпоху инноваций», которой предшествовал ряд событий в экономической, политической и других областях, сформировавшие модели инновационного развития не только отдельных регионов, развитых стран, но и всего мирового сообщества в целом. Перед Россией стоит колоссальная задача модернизации экономики, которую необходимо решать в ближайшее время [1, 2]. Для этого необходимо проведение существенных реформ, влияющих на механизмы привлечения в регионы государственных и частных средств (инвестиций), без которых дальнейший экономический рост будет невозможен.
Региональные органы государственной и муниципальной власти должны быть заинтересованы и вовлечены в процесс формирования и развития в своем регионе инновационной экономической системы [10, 36].
Также, в целях развития экономического регионального потенциала, необходимо тесное взаимодействие региональных властей, бизнес-структур, учебных заведений и исследовательских институтов, направленных на развитие инноваций. В рамках проводимой работы, необходимо создать условия:
- совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности в регионе;
- внедрение системы грантов на уровне научных организаций, малого и среднего бизнеса по приоритетным направлениям инновационной деятельности в области экономики;
- поиск потенциальных инвесторов (в том числе и международных) и содействие региональных властей в области международного сотрудничества по продвижению инновационной продукции, выпущенной в регионе на экспорт;
- развитие и стимулирование условий по созданию инновационных предприятий, технопарков, кластеров, бизнес-инкубаторов и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Ленчук Е.Б., Власкин ГА. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // Модернизация. Инновация. Развитие. 2017. Т.8. №4. С. 667-681.
3. Белоусова Е.В., Тяховеев Д.Г. Особенности развития инновационной инфраструктуры Белгородской области // В сборнике: Актуальные вопросы науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 3-5.
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
5. Денисова Е.Д., Куприянов С.В. Региональное развитие, базирующееся на принципах устойчивости // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. №7. С. 136-142.
6. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019.
7. Дорошенко Ю.А., Малыхина И.О., Глаголев С.Н. Конвергенция научных подходов к формированию и развитию инновационно-инвестиционных источников экономического роста // В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития. Сбор докладов IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 168-174.
8. Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Технологии и актуальные модели инвестиционного развития регионов и городов Российской Федерации // Вестник Белгородского технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. №1. С. 128-132.
9. Щетинина Е.Д., Старикова М.С., Козлова Н.В., Пономарева Т.Н., Петимко А.М., Дубино Н.В., Дадалова М.В., Дубровина Т.А., Щетина Е.А., Соловьева Н.Е., Растопчина Ю.Л., Мельникова Н.С. Креативная экономика и маркетинг // Монография. Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Е.Д. Щетининой. Белгород. 2019. 195 с.
10. Старикова М.С., Овусу-Донкор П. Сбалансированное развитие региона: подходы к определению //Вектор экономики. 2019. № 1 (31). С. 36.
Статья поступила в редакцию 27.03.2020
Статья принята к публикации 27.08.2020
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)