Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФАКТОР / ЭЛЕМЕНТ / TOURISM / REGION / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / FACTOR / ELEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Садуллаева А.А.

Данной статье рассматривается современная индустрия туризма и развитие регионального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM

This article discusses the modern tourism industry and the development of regional tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

УДК 08.00.05

Садуллаева А. А. независимый научный соискатель кафедра «Экономическая теория» экономический факультет Национального университета Узбекистана

имени Мирзо Улугбека

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация: Данной статье рассматривается современная индустрия туризма и развитие регионального туризма.

Ключевые слова: туризм, регион, социально-экономическая система, фактор, элемент.

Sadullaeva A.A. independent scientific applicant Department of Economic Theory Department of Economics National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM

Annotation: This article discusses the modern tourism industry and the development of regional tourism.

Key words: tourism, region, socio-economic system, factor, element.

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%, количество прибытий туристов в мире составляет около 900 млн. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей -10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Удовлетворить сегодня быстро меняющиеся потребности туристов становится возможным за счет усиления интеграционных процессов как внутри системы туризма, так и с внешней средой.

Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности наиболее полного удовлетворения растущего

спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма.

Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Под современным туризмом обычно понимается «... деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями . без занятия оплачиваемой трудовой деятельностью».

Туризм в регионе тоже очень важно. Региональном туризме можно определить как большую открытую социально -экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов, таких как: туристы, инфраструктура туризма, региональная среда, туристские организации и иные структурные образования и элементы, деятельность которых направлена на предоставление услуг туристам в соответствии с их потребностями и возможностями на основе действующих норм и правил.

Основу туризма, его движущую силу составляют объекты привлекательности для туристов: уникальные природные объекты (каньоны, скалы, водопады), национальные парки, моря, общенациональные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, музеи, ярмарки, казино, красивые города и т. д. Одним из новых и перспективных объектов притягательности стал космос: там побывало уже три туриста. Такие объекты привлекательности можно назвать аттракторами.

Туризм функционирует и развивается преимущественно за счет средств туристов, которых притягивают аттракторы. При этом важная роль принадлежит инфраструктуре обслуживания туристов. Под инфраструктурой туризма в регионе понимается система, которая включает в себя как объекты, характерные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру региона.

Туризм является составной частью региональной социально -экономической системы, т.е. имманентен ей. Развиваясь, туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику региона. При прямом влиянии расходы туристов непосредственно формируют доходы предприятий сферы туризма, а при косвенном - прямое воздействие туризма генерирует рост спроса в сопряженных отраслях.

Прямое воздействие туризма в основном проявляется на национальном уровне через госбюджет, платежный баланс и характеризуется такими показателями, как доля туристских расходов и доля налоговых поступлений от туризма в ВВП. На региональном уровне больше заметен косвенный эффект, который, как правило, оценивается посредством мультипликатора.

В зависимости от видов и характера имеющихся туристских ресурсов осуществляется зонирование территории региона.

Туризм подвержен влиянию со стороны многих факторов (рис.1), выявление, учет, анализ и использование которых в планировании и прогнозировании является важнейшей задачей обеспечения устойчивого развития туризма в регионе.

Факторы, влияющие на устойчивое развитие туризма в регионе

ТУРИСТЫ

Внешние (экзогенчые) факторы: природно-климатические и

географические; территориальная среда; ?кологические; культурно -исторические; экономические и финансовые; социальные;

демографические; политике -правовые; техника

технологические, в т.ч. адаптация общества к прогрессу НТП; мировые, в т.ч. глооализационные процессы; другие

Ф акт ор вр емени (сез онн о егь)

Внутренние (эндоген-ые) факторы: материально-технические (развитие средств размещения, транспорта, предприятий

питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д.); инф ормир ов анн о егь потребителей и изменение их предпочтений;

координация деятельности в сфере туризма и процессы интеграции;

обеспечение сферы туризма кадрами;

развитие частного туристского

бизнеса;

развитие средств массовой

информации;

другие

1 1 •

Экстенсивные Интенсивные

Позитивные

Негативные

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие

туризма

Согласно принятому в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро определению, устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным.

Под устойчивым развитием туризма следует понимать создание условий с учетом воздействия внешних и внутренних факторов,

обеспечивающих улучшение характеристик системы туризма при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых пределов роста (ограничений: экономических, экологических, иных).

В последние годы количество факторов, оказывающих влияние на создание туристского спроса, относительно возросло. Спрос резко дифференцировался: граждане с высоким уровнем доходов имеют высокую избирательность и повышенные требования к качеству услуг. Новое качественное состояние спроса стало сказываться на туристских технологиях, а значит, на объеме и структуре предложения на рынке услуг.

Использованные источники:

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Учеб. пособие. М., 1996

2. Афанасенко И. Д. Туризм и реформирование экономики// Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб. ,1995

3. Жихаревич Б. С. Современная экономическая политика городских и региональных властей,- СПб., 1995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.