УДК 376
Садовой Н.Г. студент
3 курса, факультет «Психологии и педагогического образования»
ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова»
Россия, г. Симферополь Научный руководитель: Андрусёва И.В. доцент кафедры специального (дефектологического) образования РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ АССОЦИАЦИЙ Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования метода ассоциаций в работе по развитию речи с младшими школьниками с задержкой психического развития. Раскрываются приемы метода ассоциаций в контексте развития речи, представленные в игровой манере, что соответствует ведущей деятельности возраста младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются этапы использования метода ассоциаций в работе по развитию речи у младших школьников с задержкой психического развития. Рассматривается, как метод ассоциаций положительно влияет на речевую, познавательную и мотивационную сферу младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: младшие школьники с задержкой психического развития, метод ассоциаций, ассоциативная цепочка, ассоциативное поле, словостимул.
Sadovoy N. G. student
3 courses, faculty of "Psychology and pedagogical education» GBOWO RK ""STACK name Fevzi Yakubov»
Russia, Simferopol Supervisor: Andreeva I. V. associate Professor of the Department of special (defectological) education SPEECH DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY ASSOCIATION Abstract: the article discusses the features of the use of the Association method in the work on the development of speech with younger students with mental retardation. The author reveals the methods ofAssociation in the context of speech development, presented in a playful manner, which corresponds to the leading activity of the age of younger students with mental retardation. The stages of using the Association method in the work on the development of speech in younger students with mental retardation are analyzed. It is considered how the method of associations positively affects the speech, cognitive and motivational sphere of younger students with mental retardation.
Развитие речи младшего школьника с задержкой психического развития влияет на формирование всех его высших психических функций, на качество
общения с окружающими, ясность выражения мыслей, общую коммуникативную компетентность [2].
В связи с постоянным увеличением числа младших школьников с задержкой психического развития, испытывающих трудности в общении со сверстниками и с взрослыми, из-за речевого недоразвития, развитие речи эффективными способами и методами остается одной из самых актуальных проблем. Одним их таких эффективных методов является метод ассоциаций.
Отметим, что ассоциация - это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству. В соответствии с общей концепцией разработанной модели определим сущность необходимых нам понятий, таким образом, расширив содержание обучения. Ассоциативное поле слова представляет собой совокупность реакций на словостимул, является опорой в первичной словарной деятельности и раскрывает взаимосвязи слов. Сочинение ассоциативного характера определяется нами как творческая работа младших школьников с ЗПР, в которой в качестве опорных слов используются ассоциативные ряды, стимулированные ключевым словом-стимулом. Ассоциативные ряды представляют собой цепочку словесных ассоциатов на ключевые словостимулы, отражающие сущность формирования данных отношений [5].
Работа на ассоциативной основе имеет разнообразные формы: коллективную, парную, групповую, индивидуальную работу.
Используя метод ассоциаций необходимо применять принцип системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода ассоциаций является эмоциональность учителя: выразительность речи, мимики, жестов [4].
Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:
1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.
2. Ассоциативная связь может быть по различным признакам: цвету, форме, действию.
3. Творческая основа данного метода, создание ассоциативного образа с соблюдением общей заданной темы и связи.
Реализация на практике метода ассоциаций осуществляется через систему упражнений. Так существует упражнение «ассоциативная цепочка». На уроках используется тематическая ассоциативная цепочка. Учащиеся формируют цепочку ассоциаций по заданной теме или восполняют недостачу в тематической цепочке.
Для более успешного запоминания словарных слов используется прием ассоциативного запоминания.
Учитывая особенности учащихся с ЗПР, правило или орфограмма более качественно запоминается, если связанна с личным опытом ребенка. Используется ассоциативная пантомимика для создания коротких рассказов или сказок.
Также для детей существуют наглядные опорные карты со словарными словами, где орфограмма представлена определенным ярким образом и соответственно ребенок лучше запоминает ее [3].
Результатами работы в развитии речи методом ассоциаций у младших школьников с задержкой психического развития являются: развитие творчества детей, раскрытие личности ребёнка, создание ситуации успеха, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, улучшение памяти учащихся, приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно, усиление мотивации в обучении [1].
Использованные источники:
1. Безменова Л. А. Ассоциативный словарь школьников. Томск: Издво ТГПУ, 2008.36 с.
2. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития: метод. пособие. Москва, 1994. 256 с.
3. Мартинович Г. А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте / Г. А. Мартинович. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 72 с.
4. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 96 с.
5. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 320 с.