VМеждународная научно-практическая конференция
УДК 80
Назметдинова Ирина Сайрановна, Nazmetdinova Irina Sayranovna,
кандидат педагогических наук, candidate of pedagogical sciences, доцент кафедры русского языка и межкультурных коммуникаций, associate professor of the department russian language and cross-cultural communications ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»,
«Moscow State Humanities and Economics University»
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРИ
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ
DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS IN CLASSES ON DISCIPLINES OF THE PHILOLOGICAL CYCLE WITH INCLUSIVE
EDUCATION
Аннотация: Умение вступать в коммуникацию - это необходимая составляющая всего обучения. Однако процесс вступления в межличностное общение в инклюзивных группах непосредственно в учебном процессе неоднозначен и иногда сложен. Мы разработали систему упражнений и заданий для погружения обучающихся с ОВЗ в учебное речевое взаимодействие на дисциплинах филологического цикла. Предлагаемые виды работы носили индивидуальный и коллективный характер.
Abstract: The ability to engage in communication is a necessary component of all training. However, the process of entering into interpersonal communication in inclusive groups directly in the educational process is ambiguous and sometimes difficult. We have developed a system of exercises and tasks to immerse students with disabilities in educational speech interaction in the disciplines of the philological cycle. The proposed types of work were individual and collective in nature.
Ключевые слова: Умение вступать в коммуникацию, общение в инклюзивных группах, разработали систему упражнений и заданий, учебное речевое взаимодействие на дисциплинах филологического цикла
Key words: The ability to engage in communication, communication in inclusive groups, developed a system of exercises and tasks, educational speech interaction in the disciplines of the philological cycle.
«Научные исследования и инновации»
В настоящее время сочетания «инклюзивное образование», «инклюзивное обучение» никого не удивляют и стали привычными. Но достаточно ли изучен процесс такого образования и методика в аспекте речевой подготовки. Как известно, одной из актуальных задач высшего образования является ориентированность на подготовку выпускника, на повышение его конкурентоспособности. Он должен не только владеть системой знаний по специальности или направлению подготовки, но и быть способным «творить» речь, вступать в межличностное общение и быстро ориентироваться в ходе речевого взаимодействия, что так необходимо для успешной профессиональной деятельности. Однако процесс погружения в межличностное общение в учебном процессе в инклюзивных группах неоднозначен и иногда сложен. Осмелимся предложить свой опыт работы по данному направлению.
«Всякий акт речевой коммуникации является частью комплексного деятельного акта, — пишет А.А. Леонтьев. — Все, что мы говорим в обыденной жизни, мы говорим почему-то (мотив) и зачем-то (цель)»....И если мы хотим, чтобы обучающиеся «продуцировали в условиях учебного процесса то или иное высказывание», необходимо «задать им такие внешние и внутренние обстоятельства, в которых они будут вынуждены употреблять желательные для нас речевые высказывания» [1,с. 155].
Нас интересует процесс развития, совершенствования, использования устной речи, для которого первостепенное значение имеет дальнейшее совершенствование методики, допускающей разработку учебных речевых ситуаций, заданий, различных вариантов вопросов, поставленных преподавателем или самими обучающимися в ходе занятия, обеспечивающих неоспоримую связь между элементарным диалогом и порождением связных высказываний различных степеней для лучшего овладения учебным материалом.
В вузе умение вступать в коммуникацию - это необходимая составляющая всего обучения: возможность аргументировать, отстаивать свою точку зрения в «мозговом штурме», способность апеллировать к авторитетам, оппонировать
VМеждународная научно-практическая конференция однокурсникам и многое другое. Можно представить насколько сложно это
даётся обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
имеющим различные двигательные патологии, отягощённые нарушениями в
речевой сфере, здесь в совокупности и физическая и речевая адаптация к новой
форме обучения. На занятиях мы сталкиваемся с проблемой зажатости этих
обучающихся при вступлении в учебное диалогическое общение,
заторможенностью в речевой деятельности. Поэтому они не сразу начинают
отвечать на занятиях и теряются в ходе учебного взаимодействия.
Мы разработали систему погружения обучающихся с ОВЗ в учебное речевое взаимодействие на дисциплинах филологического цикла. Эффективность работы во многом зависит от того, как: 1) сочетаются и сочетаются ли отдельные задания, упражнения, вопросы, 2) в какой последовательности они предлагаются, 3) обеспечено ли постепенное усложнение деятельности обучающихся. Вполне понятно, что «о системе упражнений можно говорить только в том случае, если каждая из проводимых работ выполняет свою роль в формировании определенного коммуникативного умения, последующие опираются на предыдущие и поднимают на новый учебный уровень овладевания умениями» [1, с.125].
На первом этапе нашей работы мы используем различные учебные ситуации, способные подтолкнуть к общению на учебном занятии, с первичным условием работать в парах. Как отмечается, «учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично -запоминают» [1, с. 87]. Вполне понятно, что именно изучаемый учебный материал является основой для создания учебной ситуации, в которой обучающийся осваивает характерные для русского языка и литературы способы действия, т.е. приобретает определённые способности. Практически каждое из предложенных упражнений, заданий на первых занятиях рекомендовалось
«Научные исследования и инновации» выполнять с предварительным попарным обсуждением, в ходе диалога —
обсуждения, диалога-спора найти правильный вариант решения упражнения —
ловушки, творческой задачи, речевой ситуации
То, что трудно сделать одному, становится возможным сделать вместе. Каждое задание является трудными, если обучающийся с речевыми проблемами один на один с учебным материалом, но когда есть возможность с кем-то посоветоваться, то задания выглядят не такими уж сложными. Позднее, оказываясь в ситуации самостоятельной работы над заданиями, они сами выдвигают варианты, приводят доказательства, выбирают правильное, с их точки зрения, решение, вступают в диалог. Такая работа дает возможность концентрировать внимание, думать, вникать в суть вещей, формировать свои мысли, облекать их в слова, вступать в диалогическое общение.
Преподаватель должен научиться разрабатывать способы перевода учебного материала в учебную ситуацию, т.е. создавать учебные ситуации, которые провоцируют обучающихся на активное речевое действие, создают мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения, и тем самым позволяют формировать у каждого индивидуальные средства и способы действий (компетенции) [2,3,4]
Мы предлагаем упражнения-ситуации, представляющие:
1) придумывание вопросов/реплик-стимулов прочитанных произведений/предложенных фрагментов текстов в зависимости от ситуаций общения; например, работа по составлению вопросов «К» тексту (прямых ответов в тексте нет) и «ПО» тексту (ответы можно найти в тексте),
2) озвучивание по выбору преподавателя/обучающихся текстового фрагмента/иллюстрации с придумыванием диалога, например, по текстовым отрывкам, где не предусмотрено автором общение между героями, но предположить необходимо для более яркой характеристики или для отражения языковых особенностей;
3) знакомство с секретами языка, речи, художественной литературы; например, не произнося ни слова, кроме цифрового ряда от 1 до 30, пользуясь
VМеждународная научно-практическая конференция мимикой, интонацией, жестами, «расскажите сказку»/«представьте
официальный документ/произнесите эпидейктическую речь» и т.д., т.п.;
4) разыгрывание сценических диалогов по заданным параметрам; например, «О чём могли бы говорить Бьянка и Петруччо» (У. Шекспир «Укрощение строптивой»)
На втором этапе добавляются специальные задания и упражнения как специальная структурированная или частично структурированная деятельность, направленная на речевое взаимодействие при личных или групповых контактах. Предлагаем:
1) провоцирующие вопросы, исподволь вызывающие диалог-обсуждение, диалог-рассуждение, т. е направленные на совершенствование критического мышления и т.д., например, У. Шекспир 1. «Укрощение строптивой»: «Взаимоотношения Бьянки и Петруччо», «Петруччо глазами Бьянки» (именно Бьянки, не Катарины); 2. «Король Лир»: «Король Лир в современном мире»;
2) упражнения-провокаторы, имеющие несколько правильных вариантов выполнения; например, исправить ошибки, предложить свой вариант: 1.«Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными»; 2. «Особенно много полководцев попало под расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об этом свидетельствуют документы тех годов»;
На третьем включаются самостоятельно сформулированные на основе предложенных текстов темы для обсуждений, варианты текстов для обсуждений, дискуссионные/спорные примеры и тексты. Исходя из того, что понятие «текст» - явление многогранное и многоаспектное, мы используем тексты (от пословично-поговорочных вариантов до фрагментов собственно текстов) как основное дидактическое средство при преподавании лингвистических дисциплин для организации речевой практики.
Нами было предложено
1) придумывание («вытаскивание») тем, и вариантов их реализации из предложенных отрывков для последующего обсуждения или тем для дискуссии; написание своего текста по заданиям на основе нестандартного данного текста.
«Научные исследования и инновации» Например, 1. Прочитайте, определите темы для дискуссии на основе текстовой
информации. «Вчера зацвела черемуха, и весь город тащил себе из лесу ветки с
белыми цветами. Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою
жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих...» (Тащил, а не нёс.
Потребительское отношение к природе. Борьба за жизнь.
Весна!весна?весна...Мой город, моя страна. И т.д.); 2. Прочитайте текст. «Показ
Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска
в море значительный выкуп, не использованный стариком, имеет важное
значение». а) Охарактеризуйте данный текст: лексика, синтаксис, стилевая
направленность, общее смысловое значение. б) Переделайте текст в варианты
публицистического стиля (информационный, аналитический, художественно-
публицистический). в) Представьте этот текст в научном стиле (собственно-
научный, учебно-научный, научно-информативный, научно-справочный,
научно-популярный). г) Обсудите точность представленной вами текстовой
информации;
2) собственно дискуссия, обсуждение, например, 1. Дж. Боккаччо «Декамерон»: «Современные тенденции.в «Декамероне»; 2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»: «Мастерство делового взаимодействия»; 3. Разыграйте диалоги применительно к разным ситуациям общения. Ситуации разработайте совместно на основе любого литературного произведения.
Предлагаемые виды работы носили индивидуальный и коллективный характер, были разными по степени творческой активности, связаны друг с другом целями и подчинены общей задаче развития учебного речевого взаимодействия обучающихся.
Библиографический список:
1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211, [2] с.
2. Назметдинова И.С., Столярова С.С. и др. К вопросу о повышении интереса обучающихся к занятиям по русскому языку.// EUROPEAN
VМеждународная научно-практическая конференция SCIENTIFIC CONFERENCE. V Международная научно-практическая
конференция. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017.
3. Назметдинова И.С., Столярова С.С. Организация учебного процесса на уроках в школе в соответствии с требованиями ФГОС // Problems of modern education: materials of the VII international scientific conference on September 1011, 2016. Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016.
4. Назметдинова И.С., Столярова С.С. Учебный диалог в образовательном процессе как основа обучения //The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge: materials of the VI international scientific conference on April 25-26, 2016. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016.
© И.С. Назметдинова, 2021