Научная статья на тему 'Развитие психомоторики у детей с различным состоянием здоровья'

Развитие психомоторики у детей с различным состоянием здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2427
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие психомоторики у детей с различным состоянием здоровья»

членов семьи и знакомых, только 16% молодых людей обращается с этим вопросом к медицинским работникам.

Таким образом, студенты, изначально имеющие достаточный уровень интеллекта и получающие высшее образование, мотивированные на обретение высокого уровня профессиональных знаний, не имеют ни привычки, ни мотивации для соблюдения правил оптимального питания, а значит и для поддержания своего здоровья.

Л.А.Боярская

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Психомоторика - это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью (В.П.Озеров, 2002). Развитие психомоторики является важным показателем физического и психического здоровья ребенка. Кроме того, необходимость целенаправленной работы по развитию психомоторных способностей детей разного возраста с нормальным и нарушенным развитием требует от участников образовательного процесса обширных знаний и сформированности представлений о двигательной функциональной системе, психофизиологических механизмах ее становления и функционирования, о закономерностях развития психомоторики в нормальном и нарушенном онтогенезе, о причинах и характере возможных отклонений в моторном развитии, средствах коррекции и мерах профилактики двигательных нарушений.

Одним из проявлений психомоторики является способность выполнять точные и мелкие движения руками. Как отмечает В.П. Дудьев (2008), любые поведенческие проявления человека: от тонких моторных координаций в процессах письма и предметной деятельности до сложных ручных операций на производстве, исполнительской техники музыканта - это точные произвольные движения, то есть психомоторика.

Вместе с тем, особенности развития моторной функции рук в возрастном аспекте у детей с различным состоянием здоровья изучены недостаточно. Практически отсутствуют педагогические программы, направленные на развитие мануальной (ручной) моторики в системе адаптивной физической культуры. Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических программ, направленных на развитие моторной функции рук у детей с

различным состоянием здоровья. Задачи исследования:

1. Изучить возрастную динамику и выявить сенситивные периоды развития моторики рук у детей с различным состоянием здоровья в период от 4 до 15 лет.

2. Провести анализ уровня развития мануальной моторики у детей различных нозологических групп (с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта) в сравнении с практически здоровыми сверстниками.

3. Выявить эффективность разработанных педагогических программ, направленных на развитие моторики рук у детей с различным состоянием здоровья. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня развития мануальной моторики (предметно-манипулятивной деятельности, быстроты движений рук, способности к управлению силовыми и пространственными параметрами движения руки, способностей к выполнению графо-моторных и бытовых действий), поисковый и основной педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе научно-исследовательского института деятельности в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры, массовых и специальных (коррекционных) дошкольных учреждений и школ г. Омска и Екатеринбурга. Было обследовано более 2000 детей здоровых, а также с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта в возрасте от 4 до 15 лет

Выявлено, что уровень развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями по большинству изучаемых показателей ниже в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Так, самый высокий уровень развития способности к выполнению предметно-манипулятивных действий выявлен у здоровых детей, самый низкий - у умственно-отсталых. У детей с нарушением зрения отмечены самые низкие показатели, отражающие уровень развития способности к управлению пространственными параметрами движения руки.

Известно, что тяжелое поражение какой-либо из анализаторных систем или отделов центральной нервной системы в различной форме и степени ведет к нарушению процессов восприятия и переработки информации об окружающем мире, затрудняет формирование ассоциативных связей между различными отделами коры головного мозга и подкорковыми структурами, изменяет нормальное протекание нервных процессов и т.д. Наличие подобных лимитирующих факторов способствует формированию вторичных двигательных нарушений, в том числе и отклонений в развитии мануальной моторики. Результаты исследования показали, что возрастная динамика развития моторики рук у детей с ограниченными возможностями соответствует динамике здоровых детей, но сенситивные периоды сдвигаются на 1 -3 года. Так, в дошкольном возрасте у здоровых детей сенситивные периоды развития мануальной мо-

торики отмечены в возрасте от 4 до 6 лет, у детей с ограниченными возможностями - в возрастном диапазоне от 6 до 8 лет. В школьном возрасте сенситивные периоды развития моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются от 8 до 11-12 лет, в то время как у их нормально развивающихся сверстников - с 7 до 10 лет [1]. Данные результаты соответствуют одному из положений адаптивной физической культуры о единстве генетического хода развития: ребенок с ограниченными возможностями проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребенок. Но различия отмечаются в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения [2]. Наибольшие отличия показателей детей с ограниченными возможностями здоровья отмечены в дошкольном и младшем школьном возрасте. В старшем школьном возрасте эти отличия менее выражены, что связано, на наш взгляд, с развитием компенсаторных механизмов. По результатам проведенного тестирования нами разработаны шкалы дифференцированной оценки уровня развития мануальной моторики у детей 4-15 лет с учетом возраста, пола, дефекта. Шкалы содержат словесную и бальную оценку всех исследуемых показателей.

Для развития мануальной моторики разработаны коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе апробирования этих программ решались задачи, направленные на развитие: предметно-манипулятивной деятельности; зрительно-моторной координации, тактильного гнозиса; согласованной деятельности артикуляционной (речевой) и мануальной моторики; способности к выполнению симметричных и асимметричных движений рук; силы и выносливости мышц предплечий и кисти; подвижности и быстроты движений кистей и пальцев рук.

Для развития моторной функции рук использовались следующие средства: пальчиковые упражнения и игры, самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения и игры с предметами, дактилология и жестовая речь, йога пальцев, упражнения в парах, упражнения на расслабление (таблица).

В зависимости от вида нарушений использовались разные методы и методические подходы. Так, например, у детей с нарушениями интеллекта акцентировалось внимание на развитие предметно - манипулятивных действий и способности к управлению силовыми параметрами движения руки; у детей с нарушениями зрения - на формирование схемы тела и совершенствование способности к управлению пространственными параметрами движения руки; у детей с нарушениями речи - на развитие способности к согласованной деятельности артикуляционной (речевой) и мануальной моторики; у детей с нарушениями слуха - на развитие способности к расслаблению, так как общение с использованием дактилологии (пальчиковой азбуки) и жестовой речи вызывает значительное утомление мышц рук.

Таблица

Средства коррекции и развития координации движений рук

Средства

Коррекционная направленность

Двигательные действия

1

2

3

Пальчиковые упражнения и игры

Развитие координации, быстроты движений пальцев рук и кисти, подвижности в суставах, силы и выносливости мышц предплечий и кисти. Развитие дифференцированных движений пальцев, зрительно-моторной координации, согласованности симметричных и асимметричных движений рук.

Сгибание и разгибание кисти и пальцев, круговые вращения кисти и пальцев, супинация и пронация кисти, отведение и приведение.

Самомассаж кистей и пальцев рук (с предметами и без предметов)_

Развитие тактильного гнозиса, координации движений кисти и пальцев рук.

Поглаживание, растирание, разминание кисти и пальцев, надавливание на кончики пальцев, вращения предметов между ладонями. _

Упражнения и игры с предметами

Совершенствование предмет-но-манипулятивных действий, формирование различных видов захвата. Развитие тактильного гнозиса и зрительно-моторной координации _

Бросание, ловля, держание, хватание, перекладывание, вращения предметов пальцами.

Дактилология

(пальчиковая

азбука)

Развитие координации движений пальцев рук и кисти, дифференцированных движений пальцев рук._

Движениями и положениями пальцев изображаются буквы (дакти-лы)._

Йога пальцев

Развитие координации движений пальцев рук и кисти, дифференцированных движений пальцев рук, подвижности в суставах кисти и пальцев._

Удержание статических положений кистей и пальцев рук.

Жестовая речь

Развитие схемы тела

Смена положения рук в пространственном поле (по типу проб Хеда)._

Продол. табл.

1 2 3

Упражнения на расслабление Совершенствование способности к расслаблению Расслабление мышц плеча, предплечий, кисти.

Упражнения в парах Развитие зрительно-моторной координации, тактильного гно-зиса, способности к переключению двигательных действий. Совместные игры с партнером по типу «Ладошки». Повторение положений кистей и пальцев, заданных партнером, без зрительного контроля. Отгадывание на ощупь предметов различных по форме, текстуре.

Программы развития мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья основаны на принципах адаптивной физической культуры: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей и компенсаторной направленности, учета возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности [2].

Результаты педагогических экспериментов показали, что применение специальных программ в сенситивные периоды способствует эффективному совершенствованию моторики рук, когнитивных процессов, развитию речи, бытовых действий как у здоровых детей, так и с ограниченными возможностями.

Литература

1.Горская И.Ю., Суянгулова (Боярская Л.А.) Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография /И.Ю. Горская, Л.А Суянгулова - Омск: СибГАФК, 2000. -212 с.

2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. - С. 198 - 200.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М.М. Кольцова. М.: Просвещение, 1973. -144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.