Научная статья на тему 'Развитие психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям в образовательном про-странстве школы'

Развитие психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям в образовательном про-странстве школы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненные трудности / жизнеспособность / психологическая устойчивость / кризисные ситуации / the rough and tumble of life / viability / psychological stability / crisis situations өмірлік қиындықтар / өміршеңдік / психологиялық тұрақтылық / дағдарысты ахуалдар

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Марченко И.С.

В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития подростков в современном казахстанском обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность несовершеннолетних к деструктивным влияниям. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя подросток при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Марченко И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The development of the adolescents’ psychological resistance to crisis situations in the educational space of the school "Мектептің білім беру кеңістігіндегі жасөспірімдердің дағдарыстық жағдайларға психологиялық тұрақтылығын дамыту

Currently, the problem of overcoming crisis situations is increasingly being developed in domestic psychology. The scientific interest in its studying is due to the extreme instability of the situation of adolescent development in modern Kazakh society. Socio-historical upheavals, the breaking of habitual stereotypes of life caused by the reassessment of values, and the increase in the flow of aggressively tuned information reduce the resistance of minors to destructive influences. Therefore, the most urgent and relevant is the study of how a teenager behaves when faced with unexpected life problems and what strategies he resorts to in order to cope with them or prevent the emotional disorders they generate. "Қазіргі уақытта дағдарыстық жағдайларды жеңу мәселесі отандық психологияда барған сайын дамып келеді. Оны зерттеуге деген ғылыми қызығушылық қазіргі қазақстандық қоғамдағы жасөспірімдердің даму жағдайының тұрақсыздығымен байланысты. Әлеуметтік-тарихи күйзелістер, құндылықтарды қайта бағалаудан туындаған өмірлік белсенділіктің әдеттегі стереотиптерінің бұзылуы және агрессивті ақпарат ағынының артуы кәмелетке толмағандардың деструктивті әсерге төзімділігін төмендетеді. Сондықтан, ең шұғыл және маңыздынәрсе-күтпеген өмірлік қиындықтарға тап болған кезде жасөспірімнің өзін қалай ұстайтындығын және олармен күресу немесе олар тудыратын эмоционалды бұзылулардың алдын алу үшін қандай стратегияларды қолданатынын зерттеу."

Текст научной работы на тему «Развитие психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям в образовательном про-странстве школы»

УДК 159.947:159.947.5 ГРНТИ 15.21.45

РАЗВИТИЕ ИСИХОЛОГИЧЕСКОИ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ К КРИЗИСНЫМ СИТУАЦИЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Андатпа

Кдарп уакытта дагдарыстык жагдайларды жену мэселеш отандьщ психологияда барган сайьш дамып келедг Оны зерттеуге деген гылыми кызыгушылык цаз1рп казакстандык когамдагы жасестр1мдердщ даму жагдайыныц тураксыздыгымен байланысты. Элеуметпк-тарихи куйзелютер, кундылыктар-ды кайта багалауцан туындаган ом1рлш белсен-дшктщ эдеттеп стереотиптершц бузылуы жэне агрессивт1 аппарат агыныныц артуы кэмелетке толмагандардыц деструктивт! эсерге тоз1мдшгш томендетедо. Сондьщтан, ец шугыл жэне манызды нэрсе-кутпеген ем1рлш киындыктарга тап болтан кезде жасестр1мнщ езш калай устайгындыгын жэне олармен куресу немесе олар тудыратын эмо-цноналды бузылулардыц алдын алу ушш кандай стратегняларды колданатынын зерттеу.

Аннотация

В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития подростков в современном казахстанском обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность несовершеннолетних к деструктивным влияниям. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя подросток при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.

Марченко И. С.,

педагог-психолог, школа-лицей № 2, г. Костанай

Нег'гзг! создер: олирлпс ци-ындыцтар, ом\ршецд\к, психо-логиялыц т\рацтылыц, дагда-рысты ахуалдар.

Ключевые слова: жизненные трудности, жизнеспособность, психологическая устойчивость, кризисные cumyaijuu.

Keywords: the rough and tumble of life, viability, psychological stability, crisis situations.

s к с

m О

го £

« О

w «

О

Он

С w s

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

1(35)72022

ш

Annotation

Currently, the problem of overcoming crisis situations is increasingly being developed in domestic psychology. The scientific interest in its studying is due to the extreme instability of the situation of adolescent development in modern Kazakh society. Socio-historical upheavals, the breaking of habitual stereotypes of life caused by the reassessment of values, and the increase in the flow of aggressively tuned information reduce the resistance of minors to destructive influences. Therefore, the most urgent and relevant is the study of how a teenager behaves when faced with unexpected life problems and what strategies he resorts to in order to cope with them or prevent the emotional disorders they generate.

Успешные и неудачные люди не сильно различаются по своим способностям. Они различаются в своем желании раскрыть свой потенциал.

Джон Максвелл

Проблема обучения подростков преодолению кризисных ситуаций является одной из наиболее актуальных для школьной психологической службы. Известно, что противоречия между естественными процессами взросления детей и отсутствием у них реальных навыков и умений "встраивания" в социальную жизнь порождают межличност-^ ные конфликты среди подростков, поиск и "легких путей" (в том числе асоциальных) о вхождения во взрослую жизнь. Практика

го

<: показывает, что подростки, не имея опыта

о решения возникающих проблем, как правило, не могут самостоятельно выйти из той

^ или иной сложной ситуации. Более того, они

о часто не обладают важными жизненными

„ компетенциями, которые помогают в реше-

^ нии проблем. Из-за этого подростки наибо-

^ лее подвержены разрушительным внешним

^ воздействиям. Эта проблема и необходи-

^ мость ее изучения и решения обусловлены,

^ с одной стороны, резким увеличением числа

м кризисных ситуаций в жизни подростков, а

£1 с другой стороны, отсутствием практичес-

§ ких методов и программ целенаправленной

и психологической профилактики девиантно-

о го поведения подростков и развития их пси-

§ хологической устойчивости.

^ -.—г

© Психологическая стабильность подра-

зумевает устойчивость в стрессовых ситуациях. Основные характеристики стрес-соустойчивости: контроль, самооценка и критичность. В этом случае контроль определяется как локус контроля. Экстерналы -люди, которые видят большинство событий как результат [1, с.10] случайности, не связывая их с личным участием, более склонны к стрессу. Интерналы, с другой стороны, обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессом. Самоуважение - это ощущение собственной судьбы и собственных возможностей. Трудности со снятием стресса у людей с низкой самооценкой возникают из-за двух типов негативного самовосприятия. Во - первых, люди с низкой самооценкой характеризуются повышенным уровнем страха или тревоги. Во-вторых, они считают себя недостаточно способными противостоять угрозе и, соответственно, менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, так как убеждены, что не справятся с ними.

Если несовершеннолетние оценивают себя достаточно высоко, маловероятно, что они будут реагировать или интерпретировать многие события как эмоционально сложные или стрессовые. Кроме того, если стресс все-таки возникает, они проявляют больше инициативы, а значит, справляются с ним более успешно. Следующее необходимое качество - критичность. Это отражает; насколько важны для человека безопасность, стабильность и предсказуемость жизненных

Ш

событий. Одним из важнейших условий формирования психологической устойчивости является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию. Как говорит В. Франкл, современное общество в ситуации благополучия испытывает недостаток напряженности. Как следствие, у многих людей развивается глубокая апатия, появляется новый тип невроза, отличительной чертой которого является отсутствие инициативы и интереса. Другие люди начинают искусственно создавать для себя необходимое напряжение, добровольно отказываясь от чего-то или намеренно создавая ситуацию нужды. Таким образом, абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие людей не способствуют формированию психологической устойчивости, а наоборот, могут привести к развитию вялой, неинициативной, нежизнеспособной личности [3, с. 96]. Однако, говоря о необходимости напряжения, мы должны помнить, что оно не должно быть бесконечным и чередоваться с состояниями расслабления. Расслабление должно подразумевать не простое изменение условий деятельности, а ее почти полное прекращение или замену другой. Также важно обратить внимание на сам переход от напряжения к расслаблению. Резкий переход, т. е. субъективно резкое снижение напряжения, может переживаться как апатия, скука, меланхолия, т. е. это тоже не совсем желательно. Следующим важным условием формирования психологической устойчивости подростка является наличие положительного фона настроения. Говоря о позитивном фоне настроения, нельзя не затронуть такие характеристики, как способность быть счастливым и оптимизм, которые напрямую связаны с проблемами психологической устойчивости. Потребность психологически здорового человека в таком качестве, как оптимизм, подразумевает способ адекватно объяснить и описать неудачу [2, с.13], заключающийся в отсутствии самообвинений и незаконности

ее обобщения (например, на всю оставшуюся жизнь). Я, Макдермотт, Дж. О'Коннор, считаю, что оптимизм напрямую связан с физическим здоровьем, и в этой связи они приводят данные исследования состояния здоровья людей 40-45 лет. Оказывается, те испытуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в юности, оказались значительно здоровее в зрелом возрасте.

Таким образом, наличие трудных ситуаций, решаемых несовершеннолетним самостоятельно, позитивный фон настроения и фиксация на прогрессе с анализом причин этого прогресса можно рассматривать как основные условия формирования психологической устойчивости подростков в среде школы. В целом можно сделать вывод, что психологическая устойчивость формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов, и не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут изменять внешние воздействия. Поэтому процесс адаптации подростка в большей степени зависит от его мотивационной структуры, эмоциональных характеристик, интегративных личностных образований.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. -№1. - Т. 15 - С.3-16.

2.Горшенин Л. Подросток, характер, проблемы. Акцентуация характера и их реализация в учебно-воспитательном процес-се//Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.12-16.

3.Исаев Д.И. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний) / Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. - М., Институт практ. психологии, 1996. - С.88-103.

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1 £ [—I

О Ч

О «

о н м

£

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.