Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЛАДИВОСТОКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА. ВГУЭС И ПСИХОЛОГИЯ - 25 ЛЕТ ВМЕСТЕ'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЛАДИВОСТОКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА. ВГУЭС И ПСИХОЛОГИЯ - 25 ЛЕТ ВМЕСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / УНИВЕРСИТЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЛАДИВОСТОК / НАУЧНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИ / ВЫПУСКНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна

Автором статьи предпринята попытка описать историю развития психологического образования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Рассмотрены исторические аспекты развития психологии во Владивостоке, в Приморском крае. Раскрываются варианты актуализации научных специальностей на кафедре: диссертационные исследования, выпускные квалификационные работы по психологии. Дан количественный анализ выпускников-психологов по годам и направлениям исследований, представлены мнения преподавателей о работе кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION AT VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVICE. VVSU AND PSYCHOLOGY - 25 YEARS TOGETHER

The author of the article attempts to describe the history of the development of psychological education at the Vladivostok State University of Economics and Service. The historical aspects of the development of psychology in Vladivostok, in the Primorsky Territory are considered. The variants of actualization of scientific specialties at the department are revealed: dissertation research, final qualifying works in psychology. A quantitative analysis of psychology graduates by years and research directions is given, aspects of the experience of teachers' work at the department are highlighted.Keywords: history of psychology, university, psychological education in Primorsky Krai, scientific specialties, psychologists graduates.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЛАДИВОСТОКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА. ВГУЭС И ПСИХОЛОГИЯ - 25 ЛЕТ ВМЕСТЕ»

Современное образование

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 3. С. 178-188 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 3. Р. 178-188

Научная статья УДК 159.9

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/178-188 Развитие психологического образования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. ВГУЭС и психология - 25 лет вместе Чернявская Валентина Станиславовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. Автором статьи предпринята попытка описать историю развития психологического образования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Рассмотрены исторические аспекты развития психологии во Владивостоке, в Приморском крае. Раскрываются варианты актуализации научных специальностей на кафедре: диссертационные исследования, выпускные квалификационные работы по психологии. Дан количественный анализ выпускников-психологов по годам и направлениям исследований, представлены мнения преподавателей о работе кафедры.

Ключевые слова: история психологии, университет, психологическое образование, Владивосток, научные специальности, психологи, выпускники.

Для цитирования: Чернявская В. С. Развитие психологического образования во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. ВГУЭС и психология - 25 лет вместе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 3. С. 178-188. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/178-188.

Modern education

Original article

Development of psychological education at Vladivostok State University of Economics and Service. VVSU and psychology - 25 years together

Valentina S. Chernyavskaya

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract. The author of the article attempts to describe the history of the development of psychological education at the Vladivostok State University of Economics and Service. The historical aspects of the development of psychology in Vladivostok, in the Primorsky Territory are considered. The variants of actualization of scientific specialties at the department are

© Чернявская В. С., 2022 178

revealed: dissertation research, final qualifying works in psychology. A quantitative analysis of psychology graduates by years and research directions is given, aspects of the experience of teachers' work at the department are highlighted.Keywords: history of psychology, university, psychological education in Primorsky Krai, scientific specialties, psychologists graduates.

Keywords: history of psychology, university, psychological education, Vladivostok, scientific specialties, psychologists, graduates.

For citation: Chernyavskaya V.S. Development ofpsychological education at Vladivostok State University of Economics and Service. VVSU and psychology - 25 years together // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 3. P. 178-188. DOI: https://doi. org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/178-188.

Введение

Ситуация в современной психологии требует решения множества задач, которые формулируются для решения новых проблем: вихревого роста изменений, цифровизации, которая меняет не только социум, научные методы, но и определенные аспекты личности. Требуют решения и фундаментальные проблемы психологии как науки, консультативной практики и образовательной области: а) академик Д.В. Ушаков указывает на сложность организации структуры психологических теорий и научно-психологического сообщества, на эмпирическую многоаспектность психологии, что формирует психологию «фасеточного типа» [1]; б) Ф.Е. Василюк сформулировал проблему психологии как схизис между научной и практической психологией [2]; в) А.В. Юревич доказал необходимость разработки макропсихологических вариантов исследования состояния общества [3]. Тем не менее важнейшей остается проблема реального современного человека, а значит, и проблема подготовки профессионала-психолога, способного ему помогать.

Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса исполняется 55 лет. Факторы и компоненты его развития необходимо изучать с разных научных и социальных позиций, в том числе с точки зрения социальной психологии; в частности, взаимосвязи этапов развития университета с развитием общества, образовательных систем, динамики развития ценностей и характеристик человека.

Статус университета подразумевает не просто учреждение высшего образования, но и широту спектра фундаментальных и прикладных специальностей в нем, а значит, воспроизводство групп образованных людей.

Однако современные образовательные практики не обеспечивают «личного присутствия» и ответственности студента, в то время как жизнь человека их настоятельно требует [4]. Г. Н. Прозументова характеризует это явление как коллизию современного образования в антропологическом контексте [4].

Вклад в методологию развития и ее реализацию в образовании дает наиболее существенные результаты для развития духовного потенциала общества. Возможности такого развития, с точки зрения автора статьи, открываются, если учитывать, что образовательное пространство вуза - это организация определенного жизненного мира, который создается на основе согласованных принципов. Реализация в системе образования стратегии, основанной на принципах, отражающих экзистенциально-гуманистическую методологию, способствует

179

«воплощению человека» с его способностями и возможностями в таком пространстве.

В 1997 г. психологическое образование стало частью ВГУЭС. Еще 30 лет назад общество в нашей стране не различало психологию и психиатрию. Сегодня такое смешение встречается существенно реже. Психология как наука и образование прошла определенный этап и стала более востребованной современным человеком.

Цель исследования - проанализировать историю психологии в университете, описать путь развития психологического образования во ВГУЭС. Формальный анализ для реализации данной цели затруднен. Ее достижение разворачивается в рамках отражения ряда задач, таких как: описание социально-исторического контекста развития психологии в Приморском крае; организация научной и практической работы с молодыми психологами на кафедре психологии; выяснение характеристик студенческих исследований; описание мнений преподавателей о кафедре психологии.

Основная часть

Экскурс в историю психологического образования в Приморском крае

Варианты «размещения» психологических служб и практик в течение тридцати лет еще нуждаются в изучении, но, на взгляд автора, в Приморском крае в 90-е гг. психологи работали в системе образования гораздо чаще, чем сегодня. В силовых же структурах психологов было крайне мало. Сейчас эта ситуация стала принципиально другой, хотя подготовка психологов идет в одних и тех же вузах.

Активный старт психологического образования в Приморском крае связан с именем Эдуарда Ивановича Киршбаума, который в 1990 г. открыл факультет психологии в Морской государственной академии им. адм. Г. И. Невельского (ДВГМА им. Г. И. Невельского, в настоящее время МГУ им. Г. И. Невельского).

Факультет был особой, уникальной образовательной системой: деиерархи-зированной и пропитанной идеями гуманизма и ключевой регулятивной роли самосознания человека. Это подтверждают все выпускники того периода. Достаточно сказать, что все преподаватели и студенты общались друг с другом на «ты». Такая образовательная среда существовала благодаря безусловному личному и научному авторитету ее основателей. С их отъездом в Германию эта уникальная среда постепенно унифицировалась. Вместе с тем каждая образовательная среда в чем-то уникальна. Ученики Эдуарда Ивановича и Алины Ильиничны Киршбаум (Еремеевой) привнесли дух этой среды в свою деятельность, включились в новую образовательную среду (систему), часть из них стала преподавателями. В 1997 г. и во ВГУЭС открылась кафедра психологии, где преподавали, прежде всего, ученики Алины Ильиничны и Эдуарда Ивановича Киршбаум.

В 2010 г. Э.И. Киршбаум посетил ВГУЭС в рамках межрегиональной конференции «Инновационный потенциал психологии в развитии человека XXI века» (грант РГНФ, проект № 09 - 06 - 14213г, научный руководитель -В. С. Чернявская).

180

В 2015 г. в ДВФУ состоялась онлайн-встреча основателей психологического образования в Приморском крае со студентами и преподавателями кафедр психологии приморских вузов. Встреча была посвящена 25-летию психологического образования в Приморском крае, в ней приняли участие первые психологи-исследователи и практики - Эдуард Иванович и Алина Ильинична Киршбаум (Еремеева), Александр Давидович Резник. Уехав из страны, они сохраняют связи со своими учениками, интерес к Владивостоку и психологическому образованию в нашем городе.

Э. И. Киршбаум, описывая ключевые ценности психологического факультета, отметил: «Последовательное внедрение философских текстов в обучение психологов было призвано сместить взгляд психолога на человека, встроить ему «третий глаз», позволяющий видеть человека в ином измерении, отрефлексиро-вать необходимость установки, что человек не просто биологическое, социальное, психологическое (носитель, пусть даже высших, психических функций, отличающих его от других психических существ), что он - существо метафизическое, способное к трансцендированию, что он - существо не только эксцентричное, отличающееся от других живых существ, но и существо экзистенциальное» [5, с. 11]. Такой подход в образовании психологов важен и нужен, но сейчас, когда содержание образования во многом диктует стандарт, это становится все менее реалистичным.

А. И. Киршбаум открыла интересный взгляд на степень «психологизации» городов России как дробь, в числителе которой - количество психологов-выпускников государственных вузов, в знаменателе - количество жителей города. Исходя из этого Алина Ильинична сделала вывод о том, что в 90-е гг., да и сейчас, Владивосток является самым «психологизированным» городом в России. Если принять за среднюю величину 30 выпускников в каждом из четырех вузов Владивостока, выпускающих психологов сегодня, то за 30 лет их количество достигает 3600 человек. Число выпускников-психологов при делении на число жителей города составило 0,006. Существенное число наших выпускников транслируют психологические ценности в свой микросоциум, в консультативную практику. Около трети выпускников имеют достаточно широкий круг влияния на социум в рамках консультативной практики, активности в качестве блогеров.

Развитие психологии во ВГУЭС: наука и работа с молодыми психологами

Кафедра психологии во ВГУЭС была открыта доктором медицинских наук Ю. Н. Казаковым. Большую помощь оказывал факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в частности доктор психологических наук, профессор А. Н. Гусев, который приезжал во Владивосток для помощи молодой кафедре, устанавливал программы по психодиагностике. На этапе становления кафедра ориентировалась на подготовку психологов-консультантов в рамках специали-тета. Первым заведующим кафедры был А. Л. Коробкин, который в 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию «Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности» по специальности 19.00.01 в г. Хабаровске.

181

Известный психолог Вера Гавриловна Сахарова, которая входила в число основателей психологической школы Приморского края, защитила диссертацию кандидата наук «Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики», работая на кафедре психологии ВГУЭС. В 2004 г. в Красноярске защитили диссертации старшие преподаватели кафедры Е. Б. Агафонова (по теме «Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа» по специальности 19.00.13) и А. С. Бондаренко (по теме «Личностные доминанты у лиц с суицидальными тенденциями» по специальности 19.00.01). В Красноярске в 2006 г. Е. В. Фадеев защитил диссертацию кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 и диссертацию по теме «Развитие компетентности в обратной связи в процессе коммуникации муниципальных служащих». На кафедре выполнила свою диссертацию по теме «Социально-психологические детерминанты потребительских предпочтений женщин» Р. М. Гимаева и в 2012 г. защитила ее по специальности 19.00.05 в РГСУ (г. Москва). В 2021 г. В. С. Шибаев защитил диссертацию по теме «Культурная специфика когнитивных процессов в дифференциальном функционировании заданий теста спм+ на материале исследования русского и якутского этносов» по специальности 19.00.01 (г. Москва, Институт психологии РАН). На рисунке 1 представлены количественные данные защит на кафедре по научным специальностям психологии.

Научные специальности

■ 19.00.01 ■ 19.0013 ■ 19.00.05 ■

Рис. 1. Защиты диссертаций на кафедре по научным специальностям: 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история психологии»; 19.00.13 - «Психология развития, акмеология»; 19.00.05 - «Социальная психология»

182

Несмотря на ограниченность научных специальностей (см. рис. 1), спектр научных интересов преподавателей кафедры психологии всегда оставался достаточно широк; они транслируют полученные в исследованиях новые знания студентам и магистрантам, интегрируя их в образовательный процесс.

Кафедра реализовывала научные проекты, выигрывала гранты. С 2011 г. реализованы 8 проектов в рамках фондов РГНФ, РФФИ, Министерства образования и науки, «Росмолодежь». Сегодня здесь действует научная школа «Психология и педагогика способностей» (научный руководитель - автор статьи), которую поддерживает руководство университета.

Кафедра психологии отличается от аналогичных кафедр других вузов тем, что в течение семи лет ее сотрудниками организовывались и проводились региональные и всероссийские олимпиады для развития профессиональных и над-профессиональных ресурсов студентов-психологов. Они включали интенсивные практики, конкурсные задания, разработку и презентацию программ, проектов, новые тренинги, исследования, публикации. В них участвовали команды из вузов Владивостока, Хабаровска, Читы, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре, Смоленска, Москвы, Новокузнецка, Благовещенска и других городов. Каждая олимпиада позволила актуализировать особые способности и умения студентов как будущих профессионалов-психологов, о чем свидетельствует тематика:

1. Дальневосточная региональная студенческая олимпиада по психологическому образованию «Метакомпетенции в профессиональной деятельности психолога» (15-17 апреля 2015 г.).

2. Дальневосточная региональная студенческая олимпиада по психологическому образованию «Стратегический ресурс психологии в творчестве и проектировании социума» (18-21 апреля 2016 г.).

3. Всероссийская олимпиада студентов-психологов «Психологические ресурсы самораскрытия способностей личности» (14-16 апреля 2017 г.).

4. Всероссийская олимпиада студентов-психологов «Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации» (12-14 апреля 2018 г).

5. Олимпиада «Измерения в психологии» в рамках одноименного Фестиваля студентов-психологов (18-21 сентября 2019 г.).

Студенты и их результаты - выпускные квалификационные работы

Главным результатом («продуктом») работы кафедры являются образованные психологи-выпускники. В течение 25 лет 702 выпускника ВГУЭС получили профессию психолога. Заметные колебания численности студентов (рис. 2) могут объясняться открытием новых программ: с 2003 г. очно-заочной формы обучения на базе высшего образования, с 2018 г. магистерских программ очного и заочного обучения. В среднем за год получили образование во ВГУЭС 33 выпускника-психолога.

183

- 41

- 48

- 40

- ib

- :ю

- 14

- 32

- 34

- 31

- 27

- 30

■ 26 - 26

- 2'J

- 26

- 31

- 40

- 41

- 28

0 10 20 30 10 50 60

Рис. 2. Количество выпускников-психологов с 2002 по 2022 г.: специалисты, бакалавры,

магистранты

С 2018 г. открылась магистратура по психологии по специальности «Психологическое консультирование», а с 2021 г. - «Юридическая психология». Наибольшее количество психологов (см. рис. 2) кафедра выпустила в 2021 г. Стали квалифицированными психологами группы бакалавров дневной и заочной формы обучения, магистров дневной и заочной форм обучения.

Качество исследований наших выпускников неуклонно растет. Это связано, на взгляд автора, прежде всего, с изменением квалификации научных руководителей: с 2017 г. ВКР руководят только преподаватели, имеющие научную степень, в то время как в предыдущие периоды студенты заочной формы обучения выполняли исследования под руководством старших преподавателей без достаточной научной квалификации.

Охарактеризовать психологические исследования непросто - остаются проблемными области методологии, в частности конкретизация объекта и предмета исследования в психологии зачастую становится предметом договоренности. Кафедра психологии ВГУЭС - не исключение: по аналогии с другими представителями научного сообщества она ориентируется на конвенциональные нормы относительно объекта исследования.

Психика как объект изучения является нематериальным объектом. Целостную, живую психику зарегистрировать невозможно; реалистичными остаются лишь «следы» ее активности. Познание психических явлений непосредственно возможно лишь в самонаблюдении. Выбор естественно-научной методологии в психологическом исследовании с необходимостью апеллирует к регистрации объективных признаков, критериев и показателей, что требует использования специальных приборов и устройств, которые способствуют росту качества исследовательских работ.

2022 2021 2020 2019 2018 2017 201 С, 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 ¿00/ ¿006 200.ri 2004 2003 2002

184

С развитием инструментальной, аппаратурной базы кафедра получила бы новый импульс для объективизации и роста объективной, естественно-научной составляющей психологического образования и качества научных результатов. Так, например, автор статьи и Л. Л. Панченко объяснили необходимость приобретения для кафедры айтрекеров [6].

Рассмотрим результаты исследовательской деятельности студентов. Особенно заметна динамика публикационной активности студентов: еще 10 лет назад публиковались не более 5 % студенческих работ, в настоящее время публикуются работы 18 % студентов бакалавриата и 80 % магистрантов, которые к защите своей выпускной квалификационной работы имеют порой несколько научных публикаций. Во многом это связано с организацией в университете научных конференций и форумов. Устойчивая тенденция в работе над исследованием у студентов кафедры состоит в практикоориентиро-ванности их исследований. Это, безусловно, связано не только с установками кафедры, но и со стратегиями университета. Система психологической службы МВД предоставляет места для практики с начала развития кафедры - с 2002 г. В настоящее время среди психологов системы МВД работает большое число выпускников ВГУЭС. Некоторые из них имеют звания полковника и майора, ученую степень кандидата наук.

Распределение ВКР по отраслям психологии носит ориентировочный характер, поскольку объект и предмет исследования в работах не всегда ясно выделены по причинам, указанным выше. Тем не менее анализ выпускных работ студентов позволил определить направления исследований, которые ранее были связаны с местами возможной преддипломной практики. В настоящее время количество мест практики увеличилось по ряду причин: психологические исследования чаще стали запрашиваться работодателями; студенты стали более заинтересованы в выборе тем исследований и приступают к их разработке часто со второго курса в рамках курсовой работы.

Распределение выпускных квалификационных работ по направлениям представлено на рис. 3.

Наибольшее количество ВКР на кафедре выполняется по социальной психологии. К этому направлению относятся исследования, в которых описана разработка социально-психологических программ, изучены их результаты, а также социальные закономерности развития групп, социальные девиации. Несколько меньше представлено работ по психологии труда.

Если сравнить рис. 1 и 3, то можно заметить некоторое несоответствие количества диссертаций, выполненных на кафедре, и студенческих ВКР по соответствующим научным направлениям. Причины этого кроются в широте интересов педагогов и студентов, а также в том, что преподаватели, защитившие диссертации, не всегда остаются на кафедре (по разным причинам они уходят). Новые преподаватели раскрывают студентам другие области исследований. К ним относятся: психология труда, социальная психология. К тому же сейчас многие студенты в исследовании реализуют интересы, связанные с личным опытом.

185

Научные специальности исследований ез рамках

ЗКР

200

Общая Психология Педагогическая и Социальная Психология

психология труда возрастная психология семьи

психология

Рис. 3. Количество ВКР, выполненных на кафедре психологии

Примечание: 1) «Общая психология, психология личности» соответствует научной специальности 19.00.01 (в настоящее время 5.3.1); 2) «Психология труда» - 19.00.03 (с 2022 г. 5.3.3); 3) «Педагогическая психология и психология развития, возрастная психология» - 19.00.07, 19.0013 (в настоящее время 5.3.4, 5.3.7 соответственно); 4) «Социальная психология» - 19.00.05 (в настоящее время 5.3.5). В это направление также были включены «Психология отклоняющегося поведения», «Психология спорта»; 5) «Психология семьи. Гендерные особенности личности» - 19.00.01 (см. п. 1).

Мнения преподавателей о кафедре

Для анализа развития кафедры важным этапом были интервью с некоторыми преподавателями, имеющими научные степени, которые работали или недавно работают на кафедре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные компоненты интервью состояли в выделении важного события, связанного с кафедрой, переживаний, динамики личностной и профессиональной зрелости студентов.

Рита Маснавиевна Гимаева (работала на кафедре с 2000 по 2016 г.): «Сравнение с предыдущим местом работы было, скорее, в пользу кафедры психологии ВГУЭС. Многое в восприятии кафедры и личных переживаний зависело от ее руководителей - вклад лучших из них представлял заботу о деле, способность его двигать, умение вести переговоры, культуру, интеллигентность. Защита диссертации стала основным событием, хотя и крайне непростым. Она потребовала большого напряжения, сохранения мотивации. Успех, радость от результата почувствовались существенно позже самой защиты. Наиболее сильные впечатления произвела работа со студентами, с которыми довелось вести занятия начиная с третьего курса. Они были в основном зрелыми, с ними всегда было интересно работать, обсуждать подходы к исследованию и психологической практике».

186

Вера Гавриловна Сахарова (работала на кафедре с 2000 по 2002 г.) отметила, что для ее профессиональной жизни работа на кафедре была значимой, несмотря на то, что она работала и в ДВГМА, и в университете Санкт-Петербурга. В качестве важных событий она выделила предложение защитить диссертацию, активное поощрение научной работы в университете. Особую роль в этом Вера Гавриловна отвела У. Г. Хабибуллину - руководителю одного из научных отделов университета, который внес большой вклад в подготовку научных кадров. Студентов она всегда считала интересными и разумными.

Владислав Иванович Екинцев (работает на кафедре с 2019 г.) рассказал, что наиболее сильное впечатление на него произвела международная конференция «Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метаког-нитивные и экзистенциальные ресурсы человека», которая состоялась в 2020 г. Образовательный процесс, его содержание, считает он, отражают контекст кафедры. Необычное сочетание философии и психологии представляется В. И. Екинцеву интересным.

Ирина Юрьевна Махова (работает на кафедре с 2021 г.) отмечает в качестве наиболее значимого события на кафедре участие в фестивале «Измерения в психологии» и олимпиаде студентов-психологов, где участники имели возможность проявлять свои способности и профессиональные умения. Количество искренне заинтересованных в знаниях студентов на кафедре, считает Ирина Юрьевна, больше, чем в группах других вузов, где она преподавала.

Заключение

Кафедра - основное звено высшего образования. Никакие стратегии, транслируемые другими структурами, не могут быть реализованы, если кафедра их не принимает. Это относится и к кафедре психологии ВГУЭС. В настоящее время название кафедры лишь косвенно отражает ее суть. Вероятно, в ближайшее время оно будет восстановлено, поскольку в основе кафедры лежит 25-летняя деятельность по образованию в области психологии, которую изучают студенты, любят, исследуют и практикуют педагоги кафедры. В этом состоит ценностно-ориентационное единство преподавателей, что характеризует кафедру как коллектив единомышленников, у которого большие перспективы. Примечательно, что в 2021 г. председатель правления Приморской профессиональной ассоциации психологов автор статьи получила поздравление с Днем психолога от политика В.В. Жириновского. Вероятно, это явилось свидетельством консоли-дированности сообщества психологов Приморского края.

Список источников

1. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека. Психология // Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 4. С. 617-629.

2. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.

3. Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Т. А. Нестик, А.В. Селезнева, Е.Б. Шестопал, А.В. Юревич // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 5. С. 3-14.

187

4. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. 412 с.

5. Киршбаум Э.И. О философской и филологической компонентах психологического образования / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса // Инновационный потенциал психологии в развитии человека XXI века: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (25-27 июня 2009 г.). Изд. 2-е, испр., доп. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. С. 11-17.

6. Чернявская В.С., Панченко Л.Л. Психодиагностические возможности айтрекинга и перспективы использования метода окулографии в обучении психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 400-402.

References

1. Ushakov D.V. On the way to a holistic vision of man. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; 4 (17): 617-629.

2. Vasilyuk F.E. Methodological meaning of psychological schism. Questions of psychology. 1996; (6): 25-40.

3. The problem of the psychological state of society and political processes in modern Russia / T.A. Nestik, A.V. Selezneva, E.B. Shestopal, A.V. Yurevich. Questions of psychology. 2020; 67 (5): 3-14.

4. Prozumentova G.N. Educational innovations: the phenomenon of "personal presence" and the potential of management (experience of humanitarian research). Tomsk: Publishing House Vol. Un-ta; 2016. 412 p.

5. Kirshbaum E.I. On the philosophical and philological components of psychological education / Vladivostok State University of Economics and Service. Innovative potential of psychology in human development of the XXI century: collection of materials of the interregional scientific and practical conference with international participation / (June 25—27, 2009). Vladivostok: Ed.in VSSU; 2010. 11-17 p.

6. Chernyavskaya V.S., Panchenko L.L. Psychodiagnostic possibilities of eytracking and prospects for using the method of oculography in the training of psychologists. Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2019; 8 (2): 400-402.

Информация об авторе:

Чернявская Валентина Станиславовна, д-р пед. наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: valstan13@mail.ru.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6634-6305

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/178-188

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

18.08.2022 24.08.2022 27.08.2022

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.