Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
волейбол / развитие прыгучести / физическая подготовка / возрастные особенности / методика совершенствования / volleyball / development of jumping ability / physical training / age characteristics / improvement methods

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуборева О.В.

В статье рассматриваются методы развития прыгучести волейболистов 16-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуборева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF JUMPING ABILITY OF VOLLEYBALL PLAYERS 16-17 YEARS OLD

The article discusses methods for developing the jumping ability of volleyball players aged 16-17 years.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ»

УДК 796

Зуборева О.В.

студент 2 курс, факультет физической культуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16 - 17 ЛЕТ

Аннотация: в статье рассматриваются методы развития прыгучести волейболистов 16-17 лет.

Ключевые слова: волейбол, развитие прыгучести, физическая подготовка, возрастные особенности, методика совершенствования.

Актуальной проблемой в волейболе в настоящее время является развитие прыгучести. Высокий уровень прыжка дает возможность волейболисту эффективно выполнять такие технические приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке.

Прыгучесть представляет собой комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений [2,3].

Исследования И.Я. Мисиньша показали, что волейболистки, например, в одной игре из пяти партий совершают около 170 прыжков. Нападающие в течение одной партии прыгают в среднем 35 раз, из них 64,3% - с места и 35,7% - с разбега. На одной тренировке волейболистки выполняют до 100 прыжков, из них 60% - с разбега, 40% - с места.

Таким образом, проблема совершенствования прыгучести у юных волейболистов имеет существенное теоретическое и практическое значение для подготовки высококвалифицированных спортсменов и ее разработке были посвящены наши исследования.

В связи с вышесказанным, целью нашей работы явилось совершенствование методики тренировки прыгучести у юных волейболистов.

Цель исследования была конкретизирована следующими задачами:

1)Изучить особенности проявления и развития прыгучести в волейболе.

2)Разработать методику тренировки прыгучести у волейболистов 16-17

лет.

3)Экспериментально изучить разработанную методику тренировки прыгучести у юных волейболистов.

4)Разработать практические рекомендации по совершенствованию прыгучести в волейболе.

Педагогический эксперимент заключался в сравнении изменения прыгучести у юных волейболистов контрольной группы и экспериментальной группы при применении различных методик, методов и средств ее тренировки и выявлении их эффективности.

Для формирования однородных групп, что является необходимым для организации педагогического исследования, нами проводилось первое тестирование. По его результатам были определены контрольная и экспериментальная группы. Определение контрольной и экспериментальной групп проводилось методом попарного отбора, при котором определялись пары волейболистов с примерно равными показателями прыгучести. Каждая из волейболистов, включенных в пары, зачислялась в противоположные группы.

В процессе педагогического эксперимента вычислялось выполнение волейболистами динамики высоты выпрыгивания.

В педагогическом эксперименте участвовало 14 спортсменов учебно-тренировочной группы третьего года обучения в возрасте 14-15 лет, занимающихся под руководством тренера-преподавателя высшей квалификационной категории Алимаскина В.А. Исследование организовано на базе ДЮСШ № 2 г. Белгорода.

Юные волейболисты в ходе педагогического исследования были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Все спортсмены

выполняли тренировочные задания в соответствии с поурочной программой для детско-юношеских спортивных школ. Причем во время тренировочных занятий спортсмены экспериментальной группы использовали разработанную нами методику, направленную на совершенствование высоты выпрыгивания.

Эффективность применения в тренировочном процессе юных волейболистов предложенной методики совершенствования высоты выпрыгивания оценивалась по величине прироста.

Тренировки на совершенствование прыгучести у юных волейболистов проводились 3 раза в неделю по 10 минут самим под его непосредственным наблюдением.

После окончания педагогического эксперимента были получены данные по изменению высоты выпрыгивания у юных волейболистов экспериментальной и контрольной групп по различным тестам. Результаты представлены в таблицах и на рисунках.

В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты педагогического эксперимента по тесту «прыжок вверх с места».

Таблица 1. Динамика высоты выпрыгивания с места у юных волейболистов в ходе педагогического эксперимента, (см).

Название Время проведения Достоверность

группы Начало Окончание

Экспериментальная 51,2+0,86 54,1±0,45 <0,01

Контрольная 1,7±0,57 52,4±0,61 >0,05

Из результатов тестирования следует, что изменение прыжка в высоту, выполняемого с места у юных волейболистов, в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе улучшилось с 51,2 до 54,1 см. Увеличение высоты прыжка являлось статистически достоверным (Р<0,01) и

составило 5,57%. В контрольной группе у юных волейболистов высота выпрыгивания увеличилась к окончанию эксперимента с 51,5 до 52,4 см (1,66%). Однако в контрольной группе нами не выявлено статистически достоверного (Р>0,05) пророста.

В таблице 2 и на рисунке 2 представлены результаты педагогического эксперимента по тесту «прыжок вверх после разбега».

Таблица 2. Динамика высоты выпрыгивания после разбега у юных волейболистов в ходе педагогического эксперимента, (см).

Название Время проведения Достоверность

группы Начало Окончание

Экспериментальная 57,2±0,52 61,2±0,77 <0,01

Контрольная 7,4±0,89 58,5±0,89 >0,05

Из результатов тестирования следует, что изменение прыжка в высоту, выполняемого после разбега у юных волейболистов, в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе улучшилось с 57,2 до 61,2 см. Увеличение высоты прыжка являлось статистически достоверным (Р<0,01) и составило 8,98%. В контрольной группе у юных волейболисток высота выпрыгивания увеличилась к окончанию эксперимента с 57,4 до 58,5 см (1,99%). Однако в контрольной группе нами не выявлено статистически достоверного (Р>0,05) пророста.

В таблице 3 и на рисунке 3 представлены результаты педагогического эксперимента по тесту «прыжковая выносливость».

Таблица 3. Динамика прыжковой выносливости у юных волейболистов в ходе педагогического эксперимента, (к-во раз).

Название Время проведения Достоверность

группы Начало Окончание

Экспериментальная 19,2±1,24 20,0± 1,27 <0,01

Контрольная 0,1 ±1,29 20,5±1,39 >0,05

Из результатов тестирования следует, что изменение прыжковой выносливости у юных волейболистов, в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе улучшилось с 19,2 до 20,0 прыжков. Увеличение высоты прыжка являлось статистически достоверным (Р<0,05) и составило 3,70%. В контрольной группе у юных волейболистов высота выпрыгивания увеличилась к окончанию эксперимента с 20,1 до 20,5 прыжков (2,13%). Однако в контрольной группе нами не выявлено статистически достоверного (Р>0,05) пророста.

Результаты исследования позволяют утверждать, что разработанная нами методика является более эффективной, чем общепринятые.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мисиньш И.Я. Исследование динамики развития прыгучести у волейболисток: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Тарту, 1973. — 30 с.;

2. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.;

3. Фурманов А.Г. Объективный метод изучения некоторых сторон двигательной деятельности волейболистов. Физиологические проблемы развития тренированности. — М.: ВНИИФК, 1970. — С. 95—100.

Zuboreva O.V.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

DEVELOPMENT OF JUMPING ABILITY OF VOLLEYBALL PLAYERS 16 - 17 YEARS OLD

Abstract: the article discusses methods for developing the jumping ability of volleyball players aged 16-17 years.

Keywords: volleyball, development of jumping ability, physical training, age characteristics, improvement methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.