Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА / ВЫРАВНИВАНИЕ УСЛОВИЙ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / DEVELOPMENT OF THE BORDER DEPRESSED REGION / GUARANTEEING EQUAL CONDITIONS / INDUSTRIAL PRODUCTION / INFRASTRUCTURE / EXPLORATION OF NATURAL RESOURCES / REPUBLIC OF TYVA / ECONOMIC AND POLITICAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ооржак Валерий Окпан-оолович

Статья посвящена исследованию развития промышленного комплекса Тувы, выявлению причин и факторов, наиболее существенно повлиявших на его динамику. Цель статьи выработка предложений по определению основных направлений развития, обеспечению равных с другими регионами условий для создания эффективного бизнеса в Туве. Выделены этапы развития промышленности, определены проблемы обеспечения необходимых условий для развития бизнеса в условиях рыночной системы хозяйствования. Показано что, необходимым основанием обеспечения равных условий динамичного развития бизнеса, промышленности приграничного, депрессивного региона является формирование соответствующей региональной экономической политики страны. Сформулированы основные выводы и предложения для выработки механизмов эффективного регулирования развития экономики в пользу производственных отраслей, посредством создания экономических стимулов, соответствующих законов, обеспечивающих равные с другими регионами условия для динамичного развития промышленности приграничного, депрессивного региона и ее социально-экономическую стабильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ооржак Валерий Окпан-оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TYVA: RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article covers the study of the development of the industrial complex of Tuva, identifying the causes and factors that most significantly influenced its dynamics. The aim is to develop proposals for determining the main development directions guaranteeing equal conditions with other regions in the creation of effective business in Tuva. Development stages of the industry are determined; problems of providing necessary conditions for business development within the market system of managing are defined. It is shown that the formation of the appropriate regional economic policy of the country is a necessary basis guaranteeing equal conditions for the dynamic development of business and industry in the border, depressed region. The paper formulates the main conclusions and proposals for the development of effective regulation mechanisms of economic development in favor of manufacturing industries, working out economic motivation, laws and regulations guaranteeing equal conditions with other regions for the dynamic development of industry in the border, depressed region and its socio-economic stability.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

Глава Тувы считает принципиально важным усилить интегрирующую роль Территорий опережающего развития (КЭФ-2014) // Официальный портал Республики Тыва [Электрон. ресурс]. - 03.03.2014. - Режим доступа: http://gov.tuva.ru/press center/news/economy/7165/, свободный (дата обращения: 10.10.2019).

Дятлов С.А. Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике // Изв. Санкт-Петербургского гос. ун-та. - 2014. - № 2 (86). - С. 7-11.

Первая тройка // Российская Бизнес-газета / Текст: Александр Галушка (министр по развитию Дальнего Востока) [Электрон. ресурс]. - 17.02.2015. - № 6 (985). - Режим доступа: https://rg.ru/2015/02/17/razvitie.html, свободный (дата обращения: 10.10.2019).

Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газ. : Федеральный вып. - 13.12.2013. - № 282 (6258).

Республика Тыва построит свой БАМ [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravda.ru/districts/1197172-region, свободный (дата обращения 10.10.2019).

Севек В.К., БадарчиХ.Б., СевекР.М., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе территории опережающего развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - С. 43-58.

Швецов А.Н. «Точки роста» или «Чёрные дыры»? (к вопросу об эффективности применения «зональных» инструментов госстимулирования оживления экономической динамики территорий) // Российский экономический журн. - 2016. - № 3. - С. 40-61.

Hirofumi А. New Instruments Attracting Investment into the Russian Far East: Preliminary Assessment // Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics. - 2019. - Vol. 15. - № 1. - P. 157169.

УДК 338.45

ВО. ООРЖАК

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена исследованию развития промышленного комплекса Тувы, выявлению причин и факторов, наиболее существенно повлиявших на его динамику. Цель статьи — выработка предложений по определению основных направлений развития, обеспечению равных с другими регионами условий для создания эффективного бизнеса в Туве.

Выделены этапы развития промышленности, определены проблемы обеспечения необходимых условий для развития бизнеса в условиях рыночной системы хозяйствования.

Показано что, необходимым основанием обеспечения равных условий динамичного развития бизнеса, промышленности приграничного, депрессивного региона является формирование соответствующей региональной экономической политики страны.

Сформулированы основные выводы и предложения для выработки механизмов эффективного регулирования развития экономики в пользу производственных отраслей, посредством создания экономических стимулов, соответствующих законов, обеспечивающих равные с другими регионами условия для динамичного развития промышленности приграничного, депрессивного региона и её социально-экономическую стабильность.

Ключевые слова: развитие приграничного депрессивного региона, выравнивание условий, промышленное производство, инфраструктура, освоение природных ресурсов, Республика Тыва, экономико-политические преференции. Рис. 2. Табл. 5. Библ. 13 назв. С. 39-48.

Статья подготовлена в рамках базового проекта по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН № 0384-2016-0012

V.O. OORZHAK

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TYVA: RETROSPECTIVE ANALYSIS

The article covers the study of the development of the industrial complex of Tuva, identifying the causes and factors that most significantly influenced its dynamics. The aim is to develop proposals for determining the main development directions guaranteeing equal conditions with other regions in the creation of effective business in Tuva.

Development stages of the industry are determined; problems of providing necessary conditions for business development within the market system of managing are defined.

It is shown that the formation of the appropriate regional economic policy of the country is a necessary basis guaranteeing equal conditions for the dynamic development of business and industry in the border, depressed region.

The paper formulates the main conclusions and proposals for the development of effective regulation mechanisms of economic development in favor of manufacturing industries, working out economic motivation, laws and regulations guaranteeing equal conditions with other regions for the dynamic development of industry in the border, depressed region and its socio-economic stability.

Keywords: development of the border depressed region, guaranteeing equal conditions, industrial production, infrastructure, exploration of natural resources, Republic of Tyva, economic and political preferences,

Figures 2. Tables 5. References 13. P. 39-48.

Введение. Экономика приграничных регионов, как и в целом нашей страны, в очередной раз оказалась перед системными вызовами, в т. ч. экономических санкций. Президент России ставит глобальные задачи не только по преодолению трудностей, связанных с экономическими санкциями, но и по обеспечению дальнейшего подъёма социально-экономического развития страны, по обеспечению равных условий для развития бизнеса во всех регионах, по продвижению российских товаров в экспорт и др.1.

Другими словами, поиск путей преодоления проблем обеспечения равных условий для развития промышленности и бизнеса во всех регионах страны становится одним из наиболее актуальных вопросов современности.

Исследованиям проблем развития промышленности регионов при рыночных условиях и санкционных давлениях западных стран посвящены работы таких учёных экономистов, как А.В. Аносов, В.Е. Новиков, М.С. Оборин, А.Е. Мельников, О.Ю. Сергеева, А.А. Каримова и др. В данных и в других исследованиях перспективы развития промышленности регионов чаще всего рассматриваются с позиций дальнейшего развития и совершенствования региональной экономической политики страны, необходимой для преодоления существующих проблем, осуществления существенных изменений производственного и технологического базиса экономики регионов, создания новых производств и отраслей (Аганбегян, 2010 а, б; Атанов, Мункодугарова, 2014; Оборин, 2018).

Данные обстоятельства связаны ещё и с тем, что переход к рыночной экономике осуществлялся в ситуации значительной территориальной дифференциации стартовых условий регионов. Различия в инфраструктурном развитии, природных условиях и ресурсах, демографической базе, экономическом потенциале и в этнокультурных традициях населения определяют региональные возможности по развития бизнеса, воспроизводства трудовых ресурсов и формирования рынка труда. Следовательно, обеспечение равных условий для развития экономически эффективного производства в различных регионах страны неосуществимо в случае

'Создание благоприятной деловой среды — ключевое условие для развития малого и среднего бизнеса: Выступление Президента РФ на заседании Госсовета 7 апреля 2015 г. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/49214. свободный.

функционирования исключительно по принципам «Одно государство — одно правовое поле», или «Рынок сам всё отрегулирует».

Следовательно, государственная политика в области регулирования экономики, особенно развития промышленности, будучи целостной по своей сути, должна вместе с тем быть объективно адаптированной к условиям конкретных субъектов Российской Федерации.

Такие приграничные, депрессивные и трудоизбыточные регионы, как Республика Тыва, для которых основными проблемами развития, помимо природно-климатических, экономико-географических условий становится ещё и отсутствие соответствующей транспортной, энергетической и др. инфраструктур, нуждаются в индивидуальном подходе. В этих условиях оценка возможных направлений развития промышленности и её перспектив, выработка предложений по преодолению существующих в регионе проблем особенно актуальны. При этом необходимо исследовать, анализировать и учесть опыт и результаты предыдущих этапов развития региона и реформ, чтобы извлечь эффективные и результативные примеры обеспечения опережающего развития промышленности региона.

Эмпирические материалы. Анализ этапов развития промышленности Республики Тыва показывает, что в период времени, прошедший после вхождения в состав СССР (с 1944 года), Тува получила невиданное ранее социально-экономическое развитие и разительно изменилась: к 1990 году численность населения выросла более чем в три раза, объём промышленного производства — более чем в 80 раз (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели работы промышленности в Республике Тыва в 1945-1990 гг.

Показатели Годы

1945 1950 1960 1970 1980 1990

Количество действующих организаций, ед. 50 647 805 629 518 554

в т. ч.: электроэнергетика 6 26 158 106 29 33

топливная промышленность 1 1 1 1 1 1

цветная металлургия 6 8 1 2 1 1

машиностроение и металлообработка 1 101 57 87 85 88

лесная и деревообрабатывающая промышленность 2 229 263 223 209 241

промышленность строительных материалов 35 84 83 53 24

лёгкая промышленность 5 60 35 15 19 24

пищевая промышленность 23 128 131 70 49 75

прочие организации 6 59 75 42 72 67

Объём промышл. продукции (в факт. действоваших ценах), тыс. р. 338 1268 27400 78230 133419 210499

в т. ч.: электроэнергетика 5 18 1703 1411 2117 7653

топливная промышленность 7 21 642 5659 9146 14570

цветная металлургия 17 70 746 736 4350 8222

машиностроение и металлообработка 1 206 2090 7841 11820 17280

лесная и деревообрабатывающая промышленность 86 322 6128 12025 20430 29805

промышленность строительных материалов - 26 2129 15664 31604 46746

лёгкая промышленность. 79 161 3113 4259 9852 16137

пищевая промышленность 102 297 9594 26924 29167 54469

прочие 41 147 1255 3711 14933 15617

Производство промышл. продукции на душу насел. р| 3,3 9,7 147,4 333,3 492,9 691,5

Темп роста объёма промышл. продукции (1945 г. = 1) 1 3,8 15,0 36,9 62,6 87,8

Среднегодовая числ. работников, тыс. чел. 0,9 2,7 4,8 11,2 16,8 16,5

Среднемесячная начисленная заработная плата, р. 47 56 81 146 181 292

Примечание. Составлено автором по данным Тывастата.

На вышеуказанном этапе развития динамичный рост основных показателей социально-экономического положения был достигнут в результате

протекционистской национальной политики СССР, выражавшейся в предоставлении определённых преференций отсталым приграничным регионам. В частности, такие меры как установление доплаты в виде районных коэффициентов способствовали притоку высококвалифицированных работников; отнесение некоторых районов республики к крайнему Северу способствовало решению многих социальных вопросов, а принятие многочисленных решений и постановлений Правительства РСФСР и СССР по обеспечению социально-экономического развития Тувинской АССР и их неукоснительное выполнение — динамичному развитию экономики республики. Благодаря вышеперечисленным мерам были обеспечены не только социально-экономическая стабильность, но и межнациональное согласие.

Онако среднедушевые доходы населения отставали на 25 % от среднероссийского уровня, а валовой региональный продукт в расчёте на душу населения составлял около 33 % (в 1995 г.) (Стратегия..., 2012).

В период реформ 1990-2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация.

Динамика основных показателей республики в 1990-1999 гг. приведена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика основных показателей Республики Тыва (в % к 1990 г.)

Показатели Годы

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Продукция промышленности 100 88,0 71,3 69,1 56,0 50,7 39,1 33,8 32,5 36,0

в т. ч.электроэнергетика 100 128,2 143,8 175,1 154,3 141,3 108,7 132,2 113,7 111,4

цветная металлургия 100 95,4 230 360 350 400 450 370 350 370

топливная 100 87,2 80,7 64,6 60,4 55,0 42,5 43,5 38,3 43

машиностр. и металлообработка 100 80,7 74,2 72,6 52,1 32,0 22,3 15,6 12,4 9,5

лесная и деревообрабатывающая 100 92,0 72,8 41,6 27,9 20,9 15,8 9,5 7,6 5,9

строительные материалы 100 91,4 58,6 33,8 15,6 12,1 7,7 7,1 6,1 5,4

лёгкая 100 91,0 64,9 61,6 45,6 23,5 12,6 12,3 9,3 8,6

пищевая 100 81,4 51,8 44,5 34,8 30,7 20,7 13,3 14,3 15,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая 100 96,8 83,4 71,2 68,1 76,6 52,7 20,6 15,8 23,5

сельское хозяйство 100 98,0 72,5 77,6 71,4 62,8 55,3 53,7 48,7 45,9

растениеводство 100 138,2 103,0 99,9 89,9 50,4 28,7 33,3 27,6 24,1

животноводство 100 92,3 70,6 67,1 61,7 58,6 58,0 54,0 47,0 45,1

Ввод в действие основных фондов 100 97,0 48,5 26,7 23,7 15,2 12,9 6,7 6,6 12,9

Капитальные вложения 100 95,3 55,0 35,2 21,1 14,0 7,4 10,8 11,1 12,5

Отправление пассажиров транспортом общего пользования 100 76,5 79,9 60,8 44,3 32,0 30,3 23,7 18,9 15,5

Розничный товарооборот во всех каналах 100 72,6 49,8 38,1 29,3 26,9 22,5 22,0 21,3 17,4

реализации

Платные услуги населению 100 72,8 58,5 27,4 24,0 22,5 16,4 15,5 13,8 12,3

Примечание. Составлено автором по данным Тывастата.

Проблемы и потери. Одной из основных причин такого резкого снижения показателей отраслей промышленности республики, на взгляд автора, была непродуманная региональная политика в начале экономических реформ, точнее её отсутствие. При разработке новых экономических законов, особенно налоговых, не были учтены особенности депрессивных, труднодоступных, приграничных регионов, в результате чего начался спад промышленного производства, резко усилившийся в 1992 г. под влиянием ужесточения финансовой политики центра по отношению к депрессивным регионам, в т. ч. регионам с особо сложными условиями хозяйствования для производственной деятельности (Балакина, 2010). Вновь введенные многочисленные налоги и отчисления в различные обязательные фонды с непосильно большими ставками стали непреодолимой проблемой и

основной причиной прекращения деятельности и ликвидации многих предприятий и организаций производственной сферы (Ооржак, 1997).

По данным республиканской налоговой инспекции, в начале экономических реформ в республике действовало более 30 различных налогов, сборов и отчислений в многочисленные фонды федерального, республиканского, местного и отраслевого уровня. Их суммарное выражение для предприятий (юридических и физических лиц), занимающихся производственной деятельностью не только «перекрывало» всю прибыль, но и катастрофически снижало, покупательную способность товаров, поскольку закладывалось в отпускную стоимость продукции и приводило к чрезмерному её увеличению. Весь доход товаропроизводителей изымался на покрытие многочисленных налогов, сборов и разных отчислений, оставляя их без оборотных, а иногда и без основных средств. Положение дел с налогами наглядно иллюстрируется на примере нескольких предприятий, представляющих различные отрасли и формы собственности (табл. 3).

Таблица 3. Выпуск валовой продукции и налоговое бремя в 1999 г.

Наименование предприятий Объём продукции, млн. р. Налоги и отчисления, млн. р. Налоговое бремя, %

Комбинат Туваасбест 9556,0 4214,0 44,1

Кызылская ТЭЦ 42670,0 15 149,0 35,5

КааХемский угольный разрез 35 269,0 24 688,0

АО АТП--2 (доходы) 9800,0 4845,0 47,4

Пассажирское АТП (доходы) 13 300,0 4323,0 32,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рестопсбыт (доходы) 16 146,0 8283,0 51,3

Итого: 126 741,0 61 302,0 48,4

Примечание. Расчитано автором по отчётам предприятий в Министерство промышленности РТ.

В результате такой налоговой политики прекратили производственную деятельность многие крупные, в т. ч. градообразующие предприятия республики: ГОК «Тувакобальт», районные кирпичные заводы, промышленные комбинаты в гг. Туране, Чадане, Каа-Хемском и Тес-Хемском районах, завод шлакоблочных изделий в г. Ак-Довураке, Кызыл-Мажалыкский мясокомбинат, Улуг-Хемский, Тоджинский леспромхозы, Усть-Элегестинский кирпичный завод, Кызылский домостроительный комбинат, мясокомбинаты, и многие другие промышленные предприятия.

Создаваемые в то время новые предприятия, в т. ч. инновационные, сразу после начала производственной деятельности становились неконкурентоспособными. В т. ч. и по сравнению с подобными предприятиями, создаваемыми в других регионах — нерентабельными не только из-за большого количества налогов, но и из-за дополнительных производственных издержек, связанных с особо сложными условиями территории для ведения хозяйственной (промышленной) деятельности. Имеется в виду суровые природно-климатические (резко континентальные) условия, географическое (труднодоступное) расположение и отсутствие соответствующей инфраструктуры. Предприятия закрывались одно за другим, и как следствие, происходил отток капитала, в т. ч. человеческого, инвестиций в другие регионы и страны. А это было чревато негативными социально-экономическими последствиями, в т. ч. в области межнациональных отношений.

В этот период деятельность аграрного комплекса республики характеризовалась резким сокращением производимой продукции — ежегодное падение составляло около 8-10 %. Даже в кризисном 1998 году, когда в стране в целом наметился рост аграрного сектора экономики, в Туве продолжилось падение, которое удалось

остановить только в 2000 году. Динамика сельскохозяйственной продукции приведена на рис. 1.

индекса производства

Рисунок 1. Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства в % к уровню 1990 г. в

сопоставимых ценах

Республика Тыва с её животноводческой специализацией в 1990-2000 гг. потеряла более половины своего потенциала в сельскохозяйственном комплексе. Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2000 г. к уровню 1990 г. составил 45,9 %, при среднем по России — 63,4 %. Посевные площади всех сельскохозяйственных культур сократились более чем в шесть раз, в т. ч. зерновых культур в пять раз, валовой сбор зерна снизился в 2,3 раза. Поголовье крупного рогатого скота сократилось вдвое, свиней — в шесть раз, овец и коз — в 1,9 раза.

После финансового кризиса в августе 1998 г., в 1999 г. появились первые признаки оживления промышленности республики — за 1998-2000 гг. рост к уровню 1998 г. составил 122 %, что всего на 2 % меньше, чем в среднем по России за тот же период. Динамика индекса промышленного производства в период 1990-2005 гг. приведена на рисунке 2.

Положительная динамика развития республики восстановилась в начале этого столетия -по ряду показателей развитие экономики даже опережало среднероссийский уровень. Рост промышленного производства за 2000-2005 гг. составил 135,6 %, в то время как в среднем по России этот рост составил 128,4 %. Резко снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — за пять лет с 78 до 44 %, размер заработной платы вырос до 82,5 % от среднероссийского значения.

Рисунок 2. Динамика индекса промышленного производства в % к уровню 1990 г. в сопоставимых ценах

Однако интенсивный рост экономики республики не обеспечил достижения утерянного уровня развития — индекс промышленного производства к уровню 1990 года в 2005 г. составил 54 %, а среднедушевые доходы населения — 52 % от среднероссийского уровня. Исследования показывают, что основными сдерживающими фактороми развития отраслей, производящих товары, в очередной раз стало не только отсутствие инвестиций и рынков сбыта продукции, но также ограниченная транспортная, энергетическая инфраструктура, вследствие чего до настоящего времени сохраняется низкий уровень освоения богатых природных ресурсов и развития промышленного производства (Ойдуп и др., 2007).

Период 2005-2010 гг. характерен тенденцией улучшения экономического и социального положения республики, при этом мировой финансовый кризис 2008 г. замедлил процесс активного вливания инвестиций открупных инвесторов в экономику республики. Общий объём инвестиций в 2010 г. составил 6,4 млрд р.

С 2010 г. отмечается незначительный рост объёмов отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, индекса промышленного производства, среднемесячной начисленной заработной платы и других основных показателей работы отраслей промышленности республики (табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели работы добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Республике Тыва в 2010—2013

Показатели Годы

2012 2013 2014 2015

Количество действующих организаций по видам экон. деятельности, ед. 322 368 376 346

в т. ч. добыча полезных ископаемых 15 20 23 21

обрабатывающие производства 225 262 262 246

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 82 86 91 79

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг (в факт. действ. ценах), млн р. 6639,9 6757,8 7234,1 7738,9

в т. ч. добыча полезных ископаемых 3010,7 3375,6 3640,2 3624,4

обрабатывающие производства 768,8 514,4 680,9 894,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2860,4 2867,8 2913,0 3220,0

Индекс промышл. производства, в % к предыд. году 110,3 96,4 105,7 103,8

Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 6409 6521 6221 5759

Среднемесячная начисленная заработная плата, р. 24638 29654 33417 33248

Примечание. Составлено автором по данным Тывастата.

Тем не менее, и в настоящее время Республика Тыва по многим показателям социально-экономического развития всё ещё остаётся в числе аутсайдеров (табл. 5).

Таблица 5. Основные характеристики (социально-экономические показатели) Республики Тыва

в 2017 г. и занимаемое место в РФ

Социально-экономические показатели Российская Федерация Сибирский Фед. округ Республика Тыва Занимаемое место в РФ

Валовой региональный продукт в 2012 г., млн р. 49919959 5147403 37653 -

Инвестиции в основной капитал, млн р. 32555371 1377696 12651 -

Объём инвестиций в основной капитал на душу населения - 7 место 74 место 74

Среднедушевые денежные доходы в мес., р. 25928 28994 13472 82

Основные фонды в экономике, млн р. 133521531 12328640 64172 83

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, р. 29792 34735 25087

Примечание. Составлено автором по данным: Регионы России..., 2017.

По данным агентства «РИАРЕЙТИНГ», в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ в 2017 г. Республика Тыва имеет интегральный рейтинг 14136, и занимает одно из последних мест, так же как и в 2016 г.2.

2Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2014 года [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://www.riarating.ru/, свободный.

Перспективы и возможности. В то же время, анализ имеющихся ресурсов, возможностей и факторов показывает, что регион имеет огромный потенциал развития.

К факторам, способствующим промышленному развитию Тувы, можно отнести:

- значительные объёмы ресурсов минерального сырья, пока слабо вовлечённых в хозяйственный оборот. Процесс освоения ресурсного потенциала региона с 2015 г. идёт достаточно активно: по итогам аукционов на получение права разработки месторождений редких и цветных металлов ежегодно выдаётся 5-8 лицензий на право пользования недрами;

- наличие незанятого населения в трудоспособном возрасте при достаточно низкой стоимости рабочей силы;

- приграничное положение региона, при котором соседние регионы зарубежных государств выступают как инвесторы и поставщики сырья, а также как потребители товаров и услуг, увеличивая ёмкость рынка сбыта для региона (Балакина и др., 2015);

- существование удобных площадок, обеспеченных водными ресурсами, для создания новых предприятий;

- динамичный рост инвестиций, особенно частных;

- сохранение у коренного населения навыков животноводства создаёт стабильную базу для развития мясопереработки, консервной промышленности, переработки шерсти и шкур (Ооржак, 1999);

- возможность производить экологически чистую продукцию как следствие слабой индустриализации региона.

Специфической особенностью Республики Тыва является уникальное сочетание горнорудных ресурсов (месторождения рудного и россыпного золота, кобальта, урана, ртути, полиметаллов и редких металлов, коксующихся углей, сырья для производства цемента, кирпича и др. строительных металлов), промышленное освоение которых в настоящее время затруднено в силу сложных природно-климатических условий и отсутствия соответствующих инфраструктур (Дабиев, Ягольницер, 2012).

В Республике Тыва разведаны месторождения цветных, редких и благородных металлов, железных руд, пресных и минеральных вод, что позволяет создать комплекс высокорентабельных горно-металлургических производств продукции с высокой добавленной стоимостью; осуществлять добычу и переработку руд Тарданского золоторудного месторождения, Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого, Терлигхаинского ртутного, Тастыгского литиевого, Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового, Кара-Сугского месторождения флюорит-барит-седеритовых руд и др. месторождений.

Ресурсный потенциал развития топливно-энергетического комплекса представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей. Наличие месторождений нерудных строительных материалов позволяют обеспечить ежегодный выпуск 115-120 тыс. т асбестового волокна высокого качества. На территории республики эксплуатируется крупнейшее Ак-Довуракское месторождение хризотил-асбеста. Разведаны и подготовлены к освоению более 20 месторождений различных строительных материалов.

Значительную часть территории республики покрывают леса с преобладанием сибирской лиственницы, кедра, сосны, ели с запасом древесины 1 млрд м3, расчётной лесосекой — 2,5 млн м3в год3.

Выводы и предложения. На основе исследования и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы: наиболее перспективными направлениями регулирования промышленного развития Республики Тыва являются формирование

3О проекте стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. Постановление Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442.

благоприятного законодательно-правового инвестиционного климата для создания минерально--сырьевых центров экономического роста; модернизация действующих предприятий на инновационной основе; создание малых инновационных предприятий. Аналогичные условия необходимы также и для организации выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью: возобновления производства мебели, пиломатериалов высокого качества, строительных материалов, консервов, предприятий по глубокой переработке местного сырья: выпуска углеродных материалов, сорбентов, моторного топлива, полимеров и др.

При этом для развития промышленности в таких депрессивных регионах с особо сложными условиями производственной деятельности, как Республика Тыва, имеющих огромный потенциал для динамичного наращивания объёмов выпуска промышленной продукции за счёт освоения имеющихся природных минерально -сырьевых ресурсов, следует разрабатывать и реализовать отдельные экономико-политические преференции на переходной период.

Основная цель разработки и принятия таких экономико-политических преференций для Республики Тыва — это выравнивание условий путём создания более выгодных экономических законодательно-правовых основ для начального формирования и динамичного развития промышленности региона, крупного промышленного кластера, в т. ч' на основе принципов государственно-частного партнёрства. Одним из примеров наиболее успешной реализации таких экономико -политических преференций является Республика Татарстан (Веселова, 2015).

Целесообразно сосредоточить усилия органов управления, науки и бизнеса на совершенствование нормативно-законодательной базы взаимодействия для привлечения инвестиций, формирования и применения новых инструментов регулирования промышленного развития: создания специальных экономических зон; повышения использования потенциала целевых программ; кластеров; государственно-частного партнёрства.

Статья подготовлена в рамках базового проекта по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН№ 0384-2016-0012.

ЛИТЕРАТУРА

Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика

// ЭКО. - 2010 а. - № 1. - С. 34-60. АганбегянА.Г. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства. - М.: АСТ, 2010 б. - 379 с.

Атанов Н.И., Мункодугарова А.Б. Экономическая динамика Забайкальской России и Монголии: приграничные сравнения трансформационного периода // ЭКО.- 2014. - № 12. -С. 86-98.

Балакина Г. Ф. Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 40 (175). - С. 14-22.

Балакина Г.Ф., Поподько Г.И., Нагаева О.С. Модель организации зоны особого социо-экологического режима природопользования для развития депрессивных регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 10 (385). - С. 37-46. Веселова Э.Ш. Что делает Татарстан успешным регионом // ЭКО. - 2015. - № 1. - С. 5-25.

ДабиевД.Ф., ЯгольницерМ.А. Экономическая оценка эффективности освоения минеральных ресурсов Тувы. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2012. - 130 с.

ОборинМ.С. Антикризисное управление промышленным производством регионов России в условиях санкций // Вестн. Дагестанского гос. техн. ун-та [Электрон. ресурс]. - 2018. -№ 45 (2). - С. 220-231. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antikrizisnoe-upravlenie-promyshlennym-proizvodstvom-regionov-rossii-v-usloviyah-sanktsiy, свободный (дата обращения: 07.08.2019).

Ойдуп Т.М., Полулях Ю.Г., Ададимова Л.Ю. Промышленный комплекс Республики Тыва // ЭКО. - 2007. - № 11. - С. 60-72.

Ооржак В.О. Концепция реструктуризации промышленности в регионе (на материалах Республики Тыва) // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса / Под общ. ред. С.В. Пирогова. - М.: РАГС, 1999. - С. 99-111.

Ооржак В.О. О механизмах реализации мероприятий по укреплению промышленного потенциала Республики Тыва // О концепции промышленного развития Республики Тыва. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 1997. - С. 23-36.

Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 // Федеральная служба гос. статистики [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b17 14p/Main.htm, свободный.

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года (новая редакция). Одобрена пост. Правительства Республики Тыва 30 января 2012 г. № 28 // Официальный портал РТ [Электрон. ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://gov.tuva.ru/content/2031/, свободный.

УДК 94(47).084.9

М.М.-Б. ХАРУНОВА

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ СОВЕТСКОЙ ТУВЫ КАК ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассматриваются результаты социально-экономического развития Тувы к середине 1960-1970-х гг., за которые республика награждена высокими государственными наградами: Орденом Ленина и Орденом Дружбы народов. Значительные достижения в области образования, здравоохранения, культуры, развития сельского хозяйства и промышленности способствовали становлению современной инфраструктуры, обусловили положительную динамику демографических процессов, повлияли на изменения социальной структуры общества, в целом улучшив качество жизни населения.

Ключевые слова: СССР, государственная награда, Тувинская Народная Республика, Тувинская автономная область, Тувинская АССР, социальная политика, экономическое развитие, промышленность, население. Рис. 2. Табл. 2. Библ. 14 назв. С. 48-53.

M.M.-B. KHARUNOVA Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) STATE HONORS OF SOVIET TUVA AS APPRECIATION OF SOCIAL-ECONOMIC ADVANCEMENT OF THE REPUBLIC

For social and economic advancement by the mid-1960s-70s, Tuva was decorated with the highest state honors: the Order of Lenin and Order of Friendship. The advances of the USSR, state honor, the Tuvan People's Republic, Tuvan Autonomous Region, the Tuvan ASSR, social policy, economic advancement, industry, population, social policy (education, public health, culture) and development of agricultural and industrial sectors contributed to the formation of an up-to-date infrastructure, resulted in positive dynamics of demographic processes and led to changes in structure of Tuvan society, which, altogether, made it possible to improve living standards of population. Keywords: USSR, state award, Tuvan People's Republic, Tuvan Autonomous Oblast, Tuvan Autonomous Soviet Socialist Republic, social policy, economic development, industry, population.

Figures 2. Tables 2. References 14. P. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.