Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕГКИХ ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕГКИХ ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ЭКОНОМИКА / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАРКОМАТ ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЛЕГКИЕ ТАНКИ / САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельников Никита Николаевич

Статья посвящена изучению развития географии легкого танкостроения СССР в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны советское руководство приняло решение о резком расширении производства легких танков Т-60 на различных предприятиях страны. Простота конструкции этой машины позволила развиваться данному процессу относительно успешно. Осенью 1941 г. легкое танкостроение, как и вся танковая промышленность западной части СССР, было эвакуировано на восток. В результате в первой половине 1942 г. в целом сложилась система танкосборочных и бронекорпусных заводов, которые управлялись наркоматами танковой промышленности и среднего машиностроения. Но уже в середине года мощности предприятий Наркомата танкопрома, занятые в легком танкостроении, начали использоваться для увеличения выпуска средних танков. Отдельно рассмотрен процесс переориентации в течение 1943 г. всех оставшихся производственных площадок на изготовление легких самоходных артиллерийских установок СУ-76. Однако летом 1944 г. в системе Наркомата танкопрома перестало действовать последнее предприятие, выпускавшее легкую бронетехнику: кировский завод № 38 был переброшен в Харьков для организации выпуска новых танков Т-44. Делается вывод о том, что в течение всего периода Великой Отечественной войны наблюдался процесс использования производственных мощностей легкого танкостроения для увеличения выпуска средних танков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мельников Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF LIGHT TANKS AND SELF-PROPELLED UNITS IN THE USSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper is devoted to the study of the development of geography of light tank building in the USSR during the Great Patriotic War. In the first months of the war the Soviet leadership decided to dramatically increase the production of light tanks T-60 at various enterprises of the country. The simplicity of the design of this machine allowed this process to develop relatively successfully. In autumn 1941, the light tank building industry, as well as the whole tank industry of the western part of the USSR was evacuated to the east. As a result, in the first half of 1942 there was a system of tank assembly and armored production plants under the control of Commissariats of Tank Industry and Medium Machine Building. But already in the middle of the year capacity of enterprises of People's Commissariat of Tank Industry engaged in light tank building started to be used for increasing production of medium tanks. The process of reorientation during 1943 of all the remaining production facilities for the production of the light self-propelled artillery systems SU-76 was considered separately. However, in summer 1944 the last enterprise in the system of the People's Commissariat of Tank Industry which produced light armored vehicles ceased to operate: Kirov Plant No.38 was transferred to Kharkov to set up the production of new T-44 tanks. The conclusion is drawn that throughout the entire period of the Great Patriotic War there was a process of using the production capacities of the light tank industry to increase the output of medium tanks.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕГКИХ ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Научная статья

УДК [930:623.438.3](47+57)"1941/1945" ББК 63.3(2)622-2 М 48

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-25-33

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕГКИХ ТАНКОВ И САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(Рецензирована) Никита Николаевич Мельников

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия meln2011kit@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению развития географии легкого танкостроения СССР в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны советское руководство приняло решение о резком расширении производства легких танков Т-60 на различных предприятиях страны. Простота конструкции этой машины позволила развиваться данному процессу относительно успешно. Осенью 1941 г. легкое танкостроение, как и вся танковая промышленность западной части СССР, было эвакуировано на восток. В результате в первой половине 1942 г. в целом сложилась система танкосборочных и бронекорпусных заводов, которые управлялись наркоматами танковой промышленности и среднего машиностроения. Но уже в середине года мощности предприятий Наркомата танкопрома, занятые в легком танкостроении, начали использоваться для увеличения выпуска средних танков. Отдельно рассмотрен процесс переориентации в течение 1943 г. всех оставшихся производственных площадок на изготовление легких самоходных артиллерийских установок СУ-76. Однако летом 1944 г. в системе Наркомата танкопрома перестало действовать последнее предприятие, выпускавшее легкую бронетехнику: кировский завод № 38 был переброшен в Харьков для организации выпуска новых танков Т-44. Делается вывод о том, что в течение всего периода Великой Отечественной войны наблюдался процесс использования производственных мощностей легкого танкостроения для увеличения выпуска средних танков.

Ключевые слова: война, экономика, военное производство, Наркомат танковой промышленности, легкие танки, самоходные установки.

Для цитирования: Н.Н. Мельников/ Развитие производства легких танков и самоходных установок в СССР в годы Великой Отечественной войны// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 25-33. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-25-33

Original Research Paper

DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF LIGHT TANKS AND SELF-PROPELLED UNITS IN THE USSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Nikita N. Melnikov

Institute of History and Archaeology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences,

Ekaterinburg, Russia, meln2011kit@gmail.com

Abstract. The paper is devoted to the study of the development of geography of light tank building in the USSR during the Great Patriotic War. In the first months of the war the Soviet leadership decided to dramatically increase the production of light tanks T-60 at various enterprises of the country. The simplicity of the design of this machine allowed this process to develop relatively successfully. In autumn 1941, the light tank building industry, as well as the whole tank industry of the western part of the USSR was evacuated to the east. As a result, in the first half of 1942 there was a system of tank assembly and armored production plants under the control of Commissariats of Tank Industry and Medium Machine Building. But already in the middle of the year capacity of enterprises of People's Commissariat of Tank Industry engaged in light tank building started to be used for increasing production of medium tanks. The process of reorientation during 1943 of all the remaining production facilities for the production of the light self-propelled artillery systems SU-76 was considered separately. However, in summer 1944 the last enterprise in the system of the People's Commissariat of Tank Industry which produced light armored vehicles ceased to operate: Kirov Plant No.38 was transferred to Kharkov to set up the production of new T-44 tanks. The conclusion is drawn that throughout the entire period of the Great Patriotic War there was a process of using the production capacities of the light tank industry to increase the output of medium tanks.

Keywords: war, economy, military production, People's Commissariat of the Tank Industry, light tanks, self-propelled artillery systems

For citation: Melnikov N.N. Development of production of light tanks and self-propelled units in the USSR during the Great Patriotic War//Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. 4 (289). P. 25 - 33 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-25-33

Начало Великой Отечественной войны кардинальным образом изменило структуру советской промышленности, в том числе и танковой. В годы первых пятилеток в Советском Союзе создается совершенно новая для страны отрасль военпрома - танкостроение. Все предприятия, занятые в изготовлении танков, в 1930-е годы концентрировались в трех производственных центрах. Первый находился в Ленинграде. Здесь размещались Кировский завод и Ленинградский машиностроительный завод № 174

им. Ворошилова. Броневые корпуса и башни изготавливались на Ижор-ском заводе. Второй центр танковой промышленности - Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна № 183 и моторостроительный завод № 75. Бронекорпуса изготавливал Мариупольский завод им. Ильича. Третий располагался в районе Москвы: сборочный завод № 37 им. С. Орджоникидзе выпускал легкие плавающие танки Т-40, вооруженные крупнокалиберным пулеметом, а Подольский машиностроительный завод им. С.

Орджоникидзе - танковые броневые корпуса.

В ходе перевооружения в течение

1940 г. началась организация производства среднего танка Т-34 на Сталинградском (СТЗ) и тяжелого танка КВ на Челябинском (ЧТЗ) тракторных заводах. Так стало развиваться расширение географии советской танковой промышленности, которое с началом Великой Отечественной войны приобрело гораздо более широкий размах.

18 июля 1941 г. нарком среднего машиностроения В.А. Малышев приказал заводу № 37 прекратить выпуск легких плавающих танков Т-40 и с августа производить только Т-601. План до конца года был установлен в 1,6 тыс. машин [1, л. 183]. Но уже через несколько дней - 20 июля - ГКО приняло новое решение

- организовать до конца года выпуск 10 тыс. танков Т-60. В рамках этой программы московский завод № 37 должен был до конца декабря изготовить уже 3,5 тыс. легких танков. Харьковский тракторный (ХТЗ) и Горьковский автомобильный (ГАЗ) заводы должны были немедленно начать организацию производства Т-60 у себя и выпустить до конца года по 3 тыс. Т-60. Расширялась и бронекорпусная база. Для завода № 37 корпуса Т-60 помимо Подольского начал делать Коломенский паровозостроительный завод. Для ХТЗ

- таганрогский «Красный котельщик» и Ворошиловградский завод. Для ГАЗа - Выксунский завод дро-бильно-размольного оборудования (ДРО), Муромский и Новокраматорский паровозоремонтные заводы [1, л. 158-162]. Кроме того, 4 октября

1941 г. Коломенский завод получил новое задание - параллельно с выпуском бронекорпусов Т-60 организовать производство этих танков [2, л. 25].

Таким образом, летом 1941 г. начала оформляться новая

1 Т-60 - легкий танк, вооруженный 20-мм

автоматической пушкой и созданный на основе плавающего Т-40.

производственная база легкого танкостроения СССР, которая основывалась на металлургических и машиностроительных мощностях промышленных предприятий Восточной Украины, Московского района и Горьковской области. Однако уже осенью этого же года география производства Т-60 оказалась серьезным образом изменена. В сентябре началась полномасштабная эвакуация западных промышленных предприятий СССР, после которой центр танковой промышленности страны был сдвинут на восток. В этот же период был создан Наркомат танковой промышленности (НКТП) СССР, возглавивший советское танкостроение.

16 сентября ГКО принял решение об эвакуации ХТЗ. Основные мощности завода были направлены на СТЗ, а производство Т-60 - на сталинградский завод № 264 НКТП [3, л. 24-26], который изготавливал броневые корпуса Т-34 для СТЗ.

9 октября стартовали эвакуационные мероприятия на Коломенском заводе. Он переезжал в Киров на площадку завода им. Первого Мая [2, л. 25-26]. По планам ГКО эвакуация должна была закончиться к 20 октября, но реально она продолжалась вплоть до декабря. Новое кировское предприятие стало называться заводом № 38 НКТП.

10 октября была санкционирована эвакуация танкового производства московского завода № 37, завода им. КИМ и Подольского завода. Первоначально эти предприятия были отправлены в Ташкент на местный завод сельхозмашиностроения. Но уже 19 октября, когда эшелоны ехали на восток, эвакуируемые мощности были переправлены на свердловские заводы им. Воеводина и «Металлист» [4, л. 78]. Так появился свердловский завод № 37 НКТП.

В результате этих перемещений к весне 1942 г. в СССР действовало четыре предприятия, выпускавшие легкие танки: три находились

в управлении Наркомата танкостроения (заводы № 37, 38 и 264) и один - Наркомата средмаша (ГАЗ). Броневые корпуса для своих нужд в системе НКТП изготавливали заводы № 37 и № 38. Сталинградский завод № 264 самостоятельно корпуса Т-60 не производил, а получал с кулебакского завода № 178 НКТП и саратовского завода № 180 НКТП2. В свою очередь на ГАЗ бронекорпу-са поставляли муромский завод № 176 (бывший паровозоремонтный) и выксунский завод № 177 (бывший завод ДРО) [5, л. 180-184.]. Единственным производителем моторов ГАЗ-202 для легких машин во все годы войны оставался Горьковский автомобильный завод.

В начале марта 1942 г. ГКО принял на вооружение новый легкий танк Т-70. Это была дальнейшая модернизация Т-60. Новая машина получила усиленную до 35-45 мм броню башни и лобовой части корпуса, а вместо мелкокалиберной авиапушки - 45-миллиметровое орудие. Выпуск нового танка уже в апреле должны были начать свердловский завод № 37 и кировский завод № 38. До конца мая изготовление Т-60 и Т-70 должно было идти параллельно, а с июня - только Т-70: в июне - 125 танков на заводе № 37 и 120 танков на заводе № 38, в июле - 175 и 150 танков соответственно [6, л. 16-17]. В то же время сталинградский завод № 264 продолжил выпускать только Т-60 и получал бронекорпуса с заводов № 178 и № 180.

Основным изготовителем легких танков стал Горьковский автозавод, который в течение 1942 г. выпустил 5 288 Т-60 и Т-70. Это составило

2 Завод № 180 НКТП был организован осенью 1941 г. на базе Саратовского вагоноремонтного завода и части эвакуированных мощностей

ленинградского танкового завода № 174. До января 1942 г. завод № 180 выпускал бронекорпуса танков Т-50 для чкаловского завода № 174 НКТП. После снятия с производства Т-50 в январе 1942 г. завод № 180 перешел на изготовление корпусов Т-60.

55,3% от всех изготовленных легких машин в 1942 г. [подсчитано по: 7, л. 162-164]. Изготовление броне-корпусов для нового танка продолжилось на заводах № 176 и № 177 [8, л. 201]. Двигатели по-прежнему поставлял ГАЗ для всех легких танков. Но поскольку новая машина в значительной степени стала более тяжелой3, в Т-70 стали устанавливать сдвоенную моторную установку из двух 70-сильных двигателей ГАЗ-202 [9; 123].

Летом 1942 г. в структуре и географии легкого танкостроения последовательно произошли изменения, в результате которых в системе НКТП перестало существовать два танкосборочных завода из трех. 4 июля новый нарком танковой промышленности И.М. Зальцман4 издал приказ на основе постановления ГКО от 3 июля № 1958 сс, по которому завод № 264 должен был в срочном порядке прекратить выпуск Т-60 и перейти на изготовление (помимо бронекорпусов Т-34) «узлов и деталей для завода СТЗ по производству танков Т-34 и дизелей». Этим же приказом И.М. Зальцман предписал заводу № 37 прекратить выпуск Т-60 и завершить отладку выпуска Т-70, а челябинскому Кировскому заводу - сократить выпуск тяжелых танков КВ до 150 машин в месяц и с августа параллельно начать производить Т-34 [10, л. 210-211].

Приказ наркома, составленный на основании решения ГКО (следовательно, это была воля высшего советского руководства), хорошо показывает, что летом 1942 г. была

3 Т-60 весил около 6 т, тогда как вес Т-70 составил почти 10 т.

4 Исаак Моисеевич Зальцман - директор челябинского Кировского завода. В феврале

1942 г. был назначен на пост директора нижнетагильского Уральского танкового завода, а с 1 июля 1942 года по 28 июня

1943 года занимал должность народного комиссара НКТП вместо В.А. Малышева. В конце июня 1943 г. И.М. Зальцман был возвращен на должность директора Кировского завода, а В.А. Малышев вновь стал наркомом танковой промышленности.

поставлена задача перераспределения производственных ресурсов советского танкостроения в пользу увеличения выпуска средних танков Т-34. Для этого был использован сталинградский завод легких танков № 264 НКТП, который был полностью переориентирован на изготовление узлов и агрегатов Т-34 для сталинградского тракторного завода. Другой важный момент - сокращение среднемесячного уровня производства танков КВ на челябинском кировском заводе в два раза (с 300 штук до 150), который в тот момент был единственным в стране изготовителем тяжелых машин.

Однако на этом процесс перераспределения производственных ресурсов танкопрома в пользу средних танков не завершился. Буквально через три с небольшим недели перестало существовать производство легких танков на Урале. Свердловский завод № 37 с большим трудом отлаживал изготовление модернизированного варианта Т-60. Переход на серийный выпуск Т-70, который должен был завершиться летом 1942 г., так и не состоялся. По данным исследователя А.А. Антуфьева, вплоть до конца июля свердловский завод легких танков выпустил лишь около десяти Т-70 [11; 166]. Сложная ситуация на заводе № 37 оказалась радикально разрешена к августу 1942 г., когда 28 июля 1942 г. вышло постановление ГКО за № 2120 сс «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе № 37 Наркомтанкопрома». Завод № 37 должен был прекратить производство легких танков к 1 августа 1942 г. и войти в состав УЗТМ в качестве филиала для совместного производства танка Т-34 [12, л. 644].

Появление решения о передаче свердловского завода легкой бронетехники Уралмашу завершило на этапе 1942 г. процесс перевода производственных мощностей легкого танкостроения на выпуск средних машин. В течение июля сначала завод № 264, а потом и завод № 37 (но

уже не как самостоятельное предприятие, а как филиал УЗТМ) начали организацию изготовления отдельных узлов и агрегатов Т-34. Нужно отметить, что этот процесс совпал с ходом битвы за Сталинград, которая началась 17 июля 1942 года. Однако в основе обоих решений ГКО (от 3 и от 28 июля) лежало прежде всего общее разочарование в легких и тяжелых танках, а не желание советского руководства сохранить общий выпуск Т-34 в свете угрозы потери сталинградского промышленного района. И, как следствие, переориентация советской танковой промышленности на выпуск более успешного Т-34. Неслучайно именно 1 июля, накануне принятия постановления ГКО № 1958, советское руководство приняло еще одно важное решение - о назначении И.М. Зальцмана наркомом танкопрома вместо В.А. Малышева [13; 274]. Именно Исаак Зальцман воспринимался (на тот момент) как наиболее успешный организатор выпуска танков.

В своих исследованиях автор до сих пор утверждал, что начало производства Т-34 на Кировском заводе, а также слияние УЗТМ и завода № 37 были связаны прежде всего с потенциальной потерей Сталинграда летом-осенью 1942 г., что неминуемо приводило к резкому сокращению выпуска средних танков. И действительно, СТЗ занимал существенное место в советском танкостроении и был вторым производителем Т-34 по уровню ежемесячного выпуска после нижнетагильского Уральского танкового завода № 183. С начала 1942 г. и до эвакуации в сентябре СТЗ успел выпустить 2 520 танков Т-34 (из них на сентябрьский выпуск пришлось около 200 машин), а УТЗ с I по III квартал 1942 г. -3 594 [7, л. 162-164; 14, л. 14]. Более того, анализ планов выпуска бронетехники на III квартал 1942 г. (данный приказ по НКТП был датирован 13 июля) показывает, что советское руководство совершенно не ожидало потери сталинградского

промышленного района. Наоборот, ГКО и Наркомат танкопрома требовали от СТЗ дальнейшего наращивания выпуска Т-34 (с 420 машин в июле до 500 в сентябре) [8, л. 203]. Необходимо признать, что процесс сокращения производства легких танков и организации выпуска танков Т-34 в Свердловске и Челябинске лишь хронологически совпал с оборонительным этапом битвы за Сталинград, но имел важное положительное последствие - советской танковой промышленности удалось сохранить общий уровень производства среднего танка.

Следующее важное изменение в структуре заводов НКТП произошло в конце 1942 г., когда завод легкого танкостроения № 38 начал переходить к изготовлению легких артиллерийских самоходных установок (САУ) и появился проект нового легкого танка Т-80.

В октябре 1942 г. завод № 38 разработал САУ на базе Т-70, которая была принята на вооружение под индексом СУ-12 [15, л. 189]. Параллельно в сентябре 1942 г. московский филиал бывшего завода № 37 был выделен в самостоятельное номерное предприятие «завод № 37 НКТП» [16, л. 1011]. А в январе 1943 г. этот завод получил приказ разработать к концу февраля и в марте подготовить производство САУ СУ-76 на базе трофейных танков и самоходных установок, вооруженных советской пушкой Ф-34 [17, л. 409]. Выпуск этих машин продолжался до конца осени 1943 г., после чего московский завод № 37 занимался в основном ремонтом дизельных двигателей для танков.

3 апреля 1943 г. приказом наркома танкопрома САУ СУ-12 и СУ-76 были переименованы в СУ-76 и СУ-76И соответственно [18, л. 224]. И именно под индексом СУ-76 в годы войны стала хорошо известна самоходная установка на базе танка Т-70. Производство новой легкой машины началось в Кирове. Завод № 38 прекратил выпуск Т-70 в конце 1942 г. и

с января 1943 г. начал производить только новые САУ [19; 28].

В январе 1943 г. был принят на вооружение новый легкий Т-80, ставший дальнейшей, более глубокой модернизацией Т-70. Его производство намечалось на вновь созданном заводе № 40 НКТП, основой для которого стал Мытищинский вагоностроительный завод. Первые серийные танки должны были появиться в апреле, а к августу завод должен был выйти на уровень 400 машин в месяц [17, л. 18]. Но уже в начале июля 1943 г. ГКО передал завод № 40 в состав Наркомата среднего машиностроения (НКСМ) СССР [20, л. 68]. После чего в составе НКТП вновь оказался только один завод, выпускавший легкую бронетехнику. Однако серийное продолжение нового Т-80 так и не состоялось. На этапе первой половины 1943 г. мытищинский завод № 40 постоянно задерживал его выпуск. А уже в августе 1943 г. легкие танки Т-70 и Т-80 были полностью сняты с производства. Отныне все заводы легкой бронетехники (№ 38 НКТП; ГАЗ и № 40 НКСМ) должны были выпускать только самоходные установки СУ-76. Броневые корпуса самоходок для заводов НКСМ изготавливали заводы № 176 и № 177 НКТП [21, л. 29-30]. После прекращения выпуска легких танков в Сталинграде летом 1942 г. начали менять номенклатуру своего производства кулебакский завод № 178 и саратовский завод № 180. В 1943 г. первый был переориентирован на изготовление броневого проката и элементов бронекорпуса танков и САУ, а второй - на изготовление броневых рубок для тяжелых САУ челябинского Кировского завода и ремонт бронекорпусов Т-34 [7, л.

5].

Летом 1944 г. произошли последние за годы войны изменения в структуре советского легкого танкостроения, приведшие к полному прекращению выпуска СУ-76 в системе НКТП. 22 июля нарком танковой промышленности В.М. Малышев

на основании решения ГКО составил подробную программу развития танкостроения на освобожденных территориях Восточной Украины и Сталинграда. Здесь должно было появиться комплексное производство нового среднего танка Т-44. Сварка бронекорпусов и сборочное производство организовывались на территории объединенного завода № 75 НКТП5. Мариупольский металлургический завод им. Ильича сначала поставлял литые башни, а потом - и катанные броневые листы. Воссозданный сталинградский завод № 264 изготавливал броневые детали Т-44 из броневого проката. Специально для нового среднего танка был разработан дизельный двигатель В-44. Его производство было поручено Сталинградскому тракторному заводу [22, л. 45].

Для скорейшего завершения процесса становления производства нового Т-44 советское руководство приняло решение закрыть завод № 38 в Кирове, оставшийся последним в системе НКТП производителем легкой бронетехники, и перевести мощности этого предприятия в Харьков на площадку завода № 75 [23, л. 224-230]. Вновь, как и в середине 1942 г., мощности завода легкого танкостроения были использованы для организации выпуска средних танков.

В начале Великой Отечественной войны в системе танковой промышленности СССР возникли, помимо существующего с 1920-х гг. завода № 37, сразу несколько новых предприятий, выпускавших легкие танки Т-60. Это были машины, созданные на основе автомобильных агрегатов и имевшие в основе конструкцию

5 Создан на основе промышленных площадок эвакуированных осенью 1941 г. Харьковского паровозостроительного завода и моторного завода № 75.

плавающего танка Т-40. Она обладала рядом существенных недостатков - только два члена экипажа, слабые вооружение и бронезащита. Но особенности конструкции Т-60 позволяли относительно быстро наладить выпуск такой продукции на заводах, ранее не выпускавших бронетехнику. Что и было сделано летом 1941 г. Однако в дальнейшем модернизация и развитие легких танков не привели к радикальному изменению обозначенных недостатков. Уже летом 1942 г. половина действующих заводов, выпускавших легкие танки, перешли на изготовление узлов и агрегатов для среднего танка Т-34.

До середины 1943 г. все заводы легкого танкостроения СССР перешли на выпуск самоходной установки на базе Т-70 - СУ-76. Финальное изменение в структуре танкопрома в плане выпуска легких машин произошло летом 1944 г., когда в системе НКТП перестал действовать последний завод, выпускавший легкие САУ. Мощности кировского завода № 38 были переведены в Харьков для организации производства нового среднего танка Т-44. Начиная с 1942 г. и во все последующие годы войны общее количество заводов легких танков постоянно сокращалось. Наркомат танковой промышленности, получив их в свое управление, последовательно переводил эти предприятия на производство средней бронетехники. И уже в 1944 г. управление оставшимися заводами - производителями легких самоходных установок (ГАЗ и № 40) находилось в руках исключительно Наркомата среднего машиностроения. Следовательно, в течение всего периода Великой Отечественной войны продолжался процесс использования производственных мощностей легкого танкостроения для увеличения выпуска средних танков.

Примечания:

1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8115. Оп. 8. Д. 84.

2. Государственный архив Российской Федерации. Р-6822. Оп. 1. Д. 178.

3. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 2.

4. Там же. Д. 3.

5. Там же. Д. 87.

6. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 85.

7. Там же. Д. 728.

8. Там же. Д. 92.

9. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г. Отечественные бронированные машины. XX век: в 4 т. Т. 2: 1941-1945 гг. Москва: Экспринт, 2005. 448 с.

10. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 91.

11. Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии, 1992. 336 с.

12. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-262. Оп. 1. Д.

25.

13. Федоров А.Н. Деятельность Исаака Моисеевича Зальцмана на Южном Урале // Южный Урал. Век двадцатый / И.В. Сибиряков [и др.] // История Южного Урала: в 8 т. Т. 8. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 432 с.

14. История танкостроения на Уральском танковом заводе № 183. Рукопись. 1946. Т. 2. Кн. 2. // Материалы музея Уралвагонзавода.

15. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 96.

16. ГАСО. Ф. Р-262. Оп. 1. Д. 26.

17. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 295.

18. Там же. Д. 298.

19. Сергомасов М.Ю. Вклад промышленных предприятий и учреждений Коломны в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2020. № 5. С. 5-70.

20. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 302.

21. Там же. Д. 305.

22. Там же. Д. 451.

23. Там же. Д. 450

References:

1. Russian State Archive of Economy (RGAE). F. 8115. Op. 8. D. 84.

2. State Archive of the Russian Federation. R-6822. Op. 1. D. 178.

3. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 2.

4. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 3.

5. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 87.

6. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 85.

7. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 728.

8. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 92.

9. Solyankin A.G., Pavlov M.V., Pavlov I.V., Zheltov I.G. Domestic armored vehicles. 20th century. In 4 vols. Vol. 2. 1941-1945. М.: Exprint., 2005. 448 pp.

10. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Antufiev A.A. Urals industry before and during the Great Patriotic War. Yekaterinburg: Institute of History and Archaeology, 1992. 336 pp.

12. State Archives of Sverdlovsk Region (GASO). F. R-262. Op. 1. D. 25.

13. Fedorov A.N. Activity of Isaac Moiseevich Salzman in the South Urals // The South Urals. The 20th century / I.V. Sibiryakov et al // History of the South Urals: in 8 vol. Vol. 8. Chelyabinsk: YuUrGU Publishing Center, 2019. 432 pp.

14.History of tank building at the Ural Tank Plant No. 183. A manuscript. 1946. Vol. 2. Book 2 // Proceedings of the Museum of Uralvagonzavod.

15. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 96.

16. GASO. F. R-262. Op. 1. D. 26.

17. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 295.

18. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 298.

19. Sergomasov M.Yu. Contribution of industrial enterprises and institutions of Kolomna to the victory in the Great Patriotic War // Bulletin of Kolomna Institute (branch) of Moscow Polytechnic University. Series: Socio-Humanitarian Sciences. 2020. No 5. P. 5-70.

20. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 302.

21. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 305.

22. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 451.

23. RGAE. F. 8752. Op. 4. D. 450.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 05.11.2021; принята к публикации 19.11.2021.

The paper was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 05.11.2021; accepted for publication 19.11.2021.

© Н.Н. Мельников, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.