УДК 338.24 ББК 65.050.22
Д 40 А.А. Джаримов
Доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59 39 53.
А.Р. Попов
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры автомобильного туризма и сервиса Московского государственного автомеханического института, г. Москва. E-mail: [email protected].
Р.А. Попов
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. E-mail: popovra51@ gmail. com.
Развитие производительных сил в условиях ужесточения конкуренции:
региональный срез проблемы
(Рецензирована)
Аннотация. В условиях ужесточения конкуренции, обусловленной углублением мирохозяйственных связей, усложняются проблемы развития и размещения производительных сил на новой экономико-технологической основе. Одной из форм консолидации усилий и средств хозяйственных организаций городов и сельских районов может выступать формирование территориально-производственных кластеров, распространяющих свою деятельность на территории в радиусе суточной миграции населения.
Ключевые слова: производительные силы, регион, муниципалитет, промышленность, территориально-производственный кластер, трудозанятость населения.
A.A. Dzharimov
Doctor of Economics, Professor of Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (8772) 59 39 53.
A.R. Popov
Candidate of Economic Sciences, Senior Teacher of Automobile Tourism and Service Department, Moscow State Automotive Institute, Moscow. E-mail: [email protected].
R.A. Popov
Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Technology, Organization, and Economy of Construction and Management of Real Estate, Kuban State University of Technology, Krasnodar. E-mail: [email protected].
Development of productive forces in the conditions of competition toughening: regional cut of a problem
Absrtract. In the conditions of the competition toughening caused by deepening of world economic communications, problems of development and placement of productive forces on a new economical and technological basis become complicated. Formation of the territorial and production clusters extending their activity to the territories within the daily migration of the
population can act as one of the forms of consolidation of efforts and means of the economic organizations in the cities and rural areas.
Keywords: productive forces, region, municipality, industry, territorial and production cluster, employment of the population.
К настоящему времени в Краснодарском крае и Республике Адыгея, как и в целом по России, сложилась ситуация, когда актуализируется проблема целенаправленного развития производительных сил на основе технологий, имманентных постиндустриальной технической цивилизации. Это обусловлено, с одной стороны, возрастающими требованиями населения к росту уровня жизни, что может быть обеспечено главным образом путем повышения эффективности его трудозанятости, с другой - исчерпанием ресурса экстенсивного экономического роста и возникновением производственных технологий, базирующихся на информационных системах и новых методах получения продукции и услуг. Поскольку одним из основных ограничителей производственного роста выступает реализация товара, то достижение конкурентных преимуществ в производственной деятельности становится в число главных требований к производственным предприятиям [1]. Современная мировая и российская практика свидетельствуют о том, что наибольших успехов в экономической конкуренции добиваются крупные хозяйственные структуры, сформированные по типу сетевых организаций.
Территориально-хозяйственный комплекс, проявляющийся в гармоничном сочетании и взаимодействии производственных структур Краснодарского края и Республики Адыгея, представляет собой одно из высокоразвитых и довольно своеобразных экономических формирований современной России. Он глубоко адаптирован в мирохозяйственные процессы как в организационно-технологическом, так и в коммерческом отношении. Высокая степень открытости экономики Краснодарского края и Республики Адыгея, с одной стороны, сообщает преимущества участника международного сотрудничества, с другой, - повышает требования к технологическим и ценовым характеристикам продукции, поставляемой на рынок различными хозяйствующими субъектами, и в случае неуспеха это может негативно отражаться на технологическом имидже и коммерческой репутации данных административных регионов.
Тем не менее, следует отметить наличие у хозяйственных комплексов как Краснодарского края, так и Республики Адыгея набора качеств, характерных для депрессивных экономических систем. К таковым относятся: несоответствие структуры занятости реальным нуждам регионального хозяйства; отсутствие в хозяйственных организациях эффективных собственников, которые были бы на деле заинтересованы в технико-экономическом прогрессе; преобладание традиционного типа управления в субрегиональных системах, подлежащих модернизации; оппортунистическое поведение значительной части менеджеров, управляющих и администраторов; разрастание территориально-хозяйственных организаций до масштабов, которые не поддаются управленческим решениям [2, с. 43-44].
Названные выше обстоятельства формируют предпосылки к активизации административно-экономического начала в целенаправленном развитии и размещении производительных сил на основе использования энергии и творчества местных сообществ в сочетании с инициативой коммерческих организаций, направляемой программными мероприятиями управленческих структур региональных администраций.
В условиях ужесточения конкуренции, вызванной глобализацией экономических процессов, вступлением России во Всемирную торговую организацию, усложняется проблема перехода от сырьевой экономики к экономике промышленно-технической. В то же время без развития производительных сил с акцентом на углубление переработки сырья трудно рассчитывать на повышение уровня трудовой занятости населения и соответствующее повышение его культуры и уровня жизни.
Историческая практика и современные примеры свидетельствуют о том, что крупные
технологические сдвиги могут осуществляться лишь крупными промышленнопроизводственными формированиями. Это обусловлено потребностями в значительных капиталовложениях, наличии определенного производственно-технического опыта, а также высокой технической культуры работников, на достижение которой требуется значительное время. Как в Краснодарском крае, так и в Республике Адыгея промышленнопроизводственные мощности распылены на значительной территории, что не позволяет многим из них в одиночку решать задачи технической модернизации. Если в административно-распределительной экономике развитием таких предприятий занимались отраслевые министерства и ведомства, то в современной системе хозяйства они оказались в одиночестве. У муниципалитетов на них нет ни времени, ни средств, и в то же время как бы интересно расширение производства в части повышения занятости населения. Региональные администрации в целом заинтересованы в развитии производства, но заниматься отдельными предприятиями непосредственно у них не хватает управленческих ресурсов [3].
В такой ситуации дальнейшее развитие производительных сил может оказаться эффективным по линии выделения многоотраслевых территориально-производственных комплексов с радиусом действия в пределе суточной миграции населения (30-40 км), организационно упорядоченных посредством кластерной структуризации. При таком подходе на территории каждой группы сопредельных муниципальных образований на договорно-экономической основе может создаваться единый территориальнопроизводственный кластер (ТПК) с соответствующей дирекций, подотчетной собранию учредителей и президиуму из представителей муниципалитетов.
В числе основных функций дирекции предлагаемого ТПК могли бы быть следующие:
- мониторинг состояния производительных сил на определенной в зоне её влияния территории и разработка мероприятий инициирования и поддержки развития производительных сил;
- подготовка совместно с заинтересованными организациями инвестиционных предложений по созданию и обновлению производственных мощностей и поиск инвесторов;
- непосредственное взаимодействие с муниципалитетами в вопросах производственного освоения территорий и патронирование соответствующих инвестиционных проектов;
- взаимодействие с заинтересованными министерствами и департаментами Краснодарского края и Республики Адыгея в вопросах развития и размещения производительных сил территории функционирования кластера;
- разработка программ развития предприятий, входящих в ТПК, и осуществление их постоянной организационной поддержки;
- координация хозяйственной практики входящих в ТПК организаций в направлении обеспечения эффективной трудозанятости на территории и развития конкурентоспособного производства (объединенные планы развития производства, новой техники; развитие объединенной инфраструктуры; энергообеспеченность; утилизация отходов; экология; организация сбыта и т.п.).
С учетом современной территориально-хозяйственной специфики в ракурсе интенсификации развития производительных сил можно бы выделить в территориальнохозяйственном комплексе Краснодарского края и Республики Адыгея следующие многоотраслевые территориально-производственные кластеры:
- Абинский ТПК (Абинский и Северский районы);
- Армавирский ТПК (г. Армавир, Курганинский, Лабинский, Отрадненский, Новокубанский и Г иагинский районы);
- Гулькевичский (Гулькевичский и Кавказский районы, г. Кропоткин);
- Краснодарский (г. Краснодар, Динской, Красноармейский и Тахтамукайский районы);
- Майкопский (г. Майкоп, Майкопский, Мостовской и Белореченский районы);
- Новороссийский (г. Новороссийск, Анапа, Геленджик, Крымский район)
- Сочинский (Сочи, Туапсе);
- Темрюкский (Темрюкский и Славянский районы);
- Тихорецкий (Тихорецкий, Крыловский, Кущевский и Павловский районы).
Предлагаемые территориальные группировки хозяйствующих организаций в форме
ТПК в сочетании с объединительными усилиями соответствующих муниципальных образований могут создать благоприятные предпосылки к комплексному развитию производительных сил территорий с использованием общей производственной и социальной инфраструктуры, технологических наработок и организационно-управленческих механизмов.
В качестве объединительных центров в ТПК могли бы выступить наиболее крупные строительно-монтажные организации, промышленные предприятия, транспортные конторы.
Отличается определенной спецификой формирование укрупненных производственных структур в агропромышленной сфере. Развитие перспективных инновационных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в АПК мезо-уровня заключается в создании новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности [4, с. 105].
По данным Департамента труда и занятости Краснодарского края, проведенное в 2012 году обследование 11,6 тысячи хозяйствующих субъектов с числом работающих 851,4 тысячи человек (58,8% от числа занятых по полному кругу организаций по данным Краснодарстата) показало на предстоящие 6 лет потребность в квалифицированных кадрах около 50 тыс. человек ежегодно; к этому добавляются 7-8 тыс. неквалифицированных рабочих. С учетом аналогичных процессов в Республике Адыгея потребность в кадрах в разрезе выше названных ТПК может составить ежегодно примерно следующее: Абинский ТПК - 1,5 тыс. чел; Армавирский ТПК - 4,1 тыс. чел.; Гулькевичский ТПК - 1,5 тыс. чел.; Краснодарский ТПК - 17,3 тыс. чел.; Майкопский - 2 тыс. чел.; Новороссийский ТПК - 5,2 тыс. чел.; Сочинский ТПК -11,1 тыс. чел.; Темрюкский ТПК - 2,2 тыс. чел.; Тихорецкий ТПК - 2,9 тыс. чел.
Целям изучения инициативы снизу в развитии производства могло бы способствовать проведение на уровне поселений опроса из расчета осуществления двухлетней программы развития и размещения производительных сил по следующей форме:_______________________
Посе- ление Дей- ствую- щее пред- приятие Основная продукция, услуги Число работ- ников Объем реализ. про- дук- ции, услуг План развития производства
Число новых рабоч. мест % роста объема реализ. прод. Новые мощности (цеха, участ.) Необ- ходи- мые капвло- жения
1 2 3 4 5 6 7 8 9
По результатам такого опроса и соответствующего технико-экономического анализа можно выстроить приоритеты в развитии производственных мощностей, определить источники финансирования с акцентом на субсидиарные формы инвестиционных проектов с участием региональных и федеральных властей, а также местного населения.
В системе ТПК представляется удобным решать вопросы профессиональной учебы, управления кадровыми процессами, осуществления технологических новаций. На такие ТПК можно бы возложить и реализацию крупных межрайонных проектов (мелиорация; межхозяйственные откормочники, комбикормовые заводы, маслозаводы; энергетические объекты; коммуникации и т.п.).
Применительно к задачам комплексного развития сельских территорий представляется перспективным формирование агрокластеров. При этом важно учитывать, что кластер представляет собой определенную группу объектов, обладающих свойствами
плотности, дисперсией, отделимостью от других кластеров формой и размером. Для их создания необходимо наличие предпринимательских структур, заинтересованных в кооперации для улучшения доступа к инвестиционным ресурсам [5, с. 163].
Организация системы территориально-производственных кластеров улучшит управляемость процессом развития производительных сил в региональном масштабе, поскольку позволит соответствующим региональным администрациям управлять соответствующими процессами посредством взаимодействия с руководством таких кластеров на договорно-экономической основе в форме государственно-частного партнерства.
Примечания:
1. Жуков Б.М., Осин А.А. Регулятивные функции государства в обеспечении интегральной конкурентоспособности регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 2. С. 78-89.
2. Задоя А.А. Новейшая экономика и депрессивные экономические системы // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: материалы междунар. науч.-практ. конф. по экономике / под ред. Я.С. Ядгарова и др. Краснодар: Изд-во НИИ экономики Южного федерального округа, 2013.
3. Жуков Б.М., Булатова О.В. Формирование системы эффективного управления субрегиональными экономическими локалитетами // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3. С. 59-66.
4. Керашев А.А., Шекультирова М.М. Перспективные формы взаимодействия малых форм агробизнеса с корпоративными структурами в АПК мезо-уровня // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 1 (96).
5. Захарова Е.Н., Бровкина Л.И. Формирование агрокластеров как перспективный инструмент инвестиционного развития региональнеого АПК // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3 (83).
References:
1. Zhukov B.M., Osin A.A. Regulating functions of the state in ensuring integrated competitiveness of regions // Bull. Adyghe State University. Economics. 2012. No. 2. P. 78-89.
2. Zadoya A.A. New economy and depressive economic systems // Phenomenon of a Market Economy: from sources up to now: materials of Intern. Sci. Conf. on Economy / Eds. Ya.S.Yadgarov, etc. Krasnodar: Publishing House of Scientific Research Institute of Economy of the Southern Federal District, 2013.
3. Zhukov B.M., Bulatova O.V Formation of system of effective management by subregional economic localities // Bull. Adyghe State University. Economics. 2011 . No. 3. P. 59-66.
4. Kerashev A.A., Shekultirova M.M. Promising forms of interaction of small forms of agrobusiness with corporate structures in the agrarian and industrial complex of meso - level // Bull. Adyghe State University. Economics. 2012 . Iss. 1 (96).
5. Zakharova E.N., Brovkina L.I. Formation of agroclusters as a promising tool in investment development of the regional agrarian and industrial complex // Bull. Adyghe State University. Economics. 2011 . Iss. 3 (83).