РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Ярашев Ж.Р.
Ярашев Жамшид Раззокович - преподаватель, кафедра теории и методики физической культуры, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается аксиологический подход, необходимый для развития педагогических компетенций будущих тренеров по курашу. Кураш набирает популярность и известность во всем мире. Борьба, очаровавшая миллионы людей, также имеет глубокие исторические корни как одна из высших духовных ценностей в мире.
Ключевые слова: аксиология, борьба, кураш, ценность, национальная идея.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE WRESTLING TRAINERS BASED ON AXIOLOGICAL APPROACH Yarashev Zh.R.
Yarashev Zhamshid Razzokovich - Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PHYSICAL CULTURE, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the axiological approach necessary for the development ofpedagogical competencies of future kurash coaches. Kurash is gaining popularity and fame all over the world. The struggle, which has captivated millions ofpeople, also has deep historical roots as one of the highest spiritual values in the world. Keywords: axiology, wrestling, kurash, value, national idea.
Идеи аксиологии разрабатывались на протяжении многих десятилетий в исследованиях представителей различных философских школ. В основе педагогической аксиологии как науки о ценностях образования лежит конкретная педагогическая интерпретация важнейших функций, которые осуществляют ценности в жизни человека и общества.
Во-первых, по мнению В.А. Нечаева, ценность служит основой и фундаментом всякой человеческой культуры, в том числе и культуры педагогической, задавая ее основополагающие социальные и индивидуально-личностные ориентиры, придавая устойчивость личности педагога и воспитанника, определяя принципы их поведения, направляя интересы и потребности, регулируя мотивационную сферу в системе образования.
Во-вторых, это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом более универсальной деятельности. Так, знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, утрачивает свою воспитательную функцию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Это, в свою очередь, опустошает самого человека, лишает его перспективы, закрывает путь к обогащению его внутреннего мира.
Н.А. Кулаковская выделяет следующие ценностные приоритеты воспитательного компонента образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов:
- ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности;
- демократизм и толерантность;
- сочетание космизма и национальной идеи;
- раскрытие сущностных креативных способностей личности;
- региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой родины.
Кураш набирает популярность и известность во всем мире. Борьба, очаровавшая миллионы людей, также имеет глубокие исторические корни как одна из высших духовных ценностей в мире.
Историческими, археологическими, элитарными и философскими исследованиями, археологическими исследованиями, материальными свидетельствами установлено, что возраст Кураша не менее 2,5-3 тысяч лет.
Об этом свидетельствуют уникальные находки, образцы наскального искусства, найденные в Сурхандарьинском, Зарафшанском оазисах и ряде древних поселений Ферганской долины.
Например, найденная в Пенджикенте фреска с изображением двух борющихся героев - уникальный памятник согдийской государственности, то есть средневековья.
Одним из таких предметов является цилиндрическая керамика, найденная в древней Бактрии (Южный Узбекистан). На одном из предметов изображены два борца, а один из них бьет своего соперника по ноге.
Это блюдо относится к эпохе бронзы, что свидетельствует о том, что история борьбы еще длиннее, то есть 3,5 тысячи лет.
Борьба кураш является интересной и нужной для молодого поколения, так как борьба является важной в умственном и физическом состоянии человека, то же самое отмечается в произведении Авицены «Законы медицины».
Узбеки, мужественно прошедшие испытание веками, были признаны настоящими борцами-героями соперничества во время олимпийских игр. Борьба снова привлекла внимание народа, стала важной работой на национальном уровне. За несколько лет она завоевала восхищение мировой общественности нашла свое место на мировой спортивной арене.
Этика борьбы. Углубленное изучение многотысячелетней истории Кураша подтверждает, что Кураш действительно почитался и ценился как образец физической и духовной силы борцов. Благодаря тренировкам у борцов есть физическая сила, подвижность, ловкость, хорошие манеры, нравственность, нравственный имидж, отношение к противникам, отношение к обществу, бизнесу, окружающей среде и патриотизм.
Борьба - это не только средство для достижения цели, но и средство достижения физической и духовной зрелости. Великие предки называли борьбу школой обучения. Эта школа описывает своих учеников и тех, кто ее видел, следующим образом:
«Борцы не ругаются, но никогда не изменяют своим принципам».
«Борцы держатся подальше от грязи, прелюбодеяния, обмана, наркотиков и борются с таким злом». «Борцы - люди волевые, и им все равно, что и о чём кто-то говорит».
«Борцы благородные, гуманные, выделяется на фоне остальных глубоким уважением к своему противнику».
Из приведенных выше объяснений борцам ясно, что философия борьбы, сформированная веками, воплощена в жизнь. Это есть:
- формирование независимого мировоззрения и свободного мышления;
- воспитание сильного духа, свободного от равнодушия и трусости, живущего с уверенностью в своих знаниях и силе;
- укрепление воли народа, особенно молодежи, создание духовной среды, служащей вере;
- самообладание, сохранение священных ценностей, развивать чувство сострадания;
- развитие таких качеств как вера, честность, щедрость, доброта, присущих благородным людям. Можно с уверенностью сказать, что кураш вырабатывает волю, мотивирует человека стремиться к
честности. Кураш, служащий формированию в сердце чувства уверенности, гордости, учит преодолевать трудности с выдержкой и настойчивостью, вносит неоценимый вклад в гармоничное развитие творческой молодежи, тем, кто может откликнуться на суровые испытания жизни. Итак, борьба - это способ достижения цели честным образом!»
Поскольку борьба требует от борцов таких высоких качеств, как храбрость, отвага, решительность, честность, порядочность, отвага и чистота, это, в свою очередь, налагает большую ответственность на компетенции тренеров по курашу. Ведь тем, кто принадлежит к этой категории, необходимо подавать пример другим, в первую очередь, улучшать свою личность физически и духовно, постоянно стремиться к зрелости и совершенству.
Список литературы /References
1. Kurash haiqaro qoidalari, texnikasi va taktlkasi. K.Yusupov G'ofur G'ulom nomidagi nashriyot. T., 2005 y.
2. Муниров Н.А., Раджабов Э.Н. Учебные технологии, применяемые в обучении видам национальной борьбы кураш // Научный журнал, 2019. № 6 (40).
3. Муниров Н.А. Роль физической культуры и спорта в развитии учащихся // Проблемы науки, 2021. С. 47.
4. Тураев М.М., Баймурадов Р.С., Файзиев Я.З. Интерактивные методы физического воспитания в вузах // Педагогическое образование и наука, 2020. №. 3. С. 132-135.
5. Файзиев Я.З., Зиёев Д.Я.У. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА //Academy, 2020. № 9 (60).
6. Файзиев Я.З., Кузиева Ф. Эффективности использования национальных средств физического воспитания в учебном процессе // Вестник магистратуры, 2020. № 3-1. С. 95.
7. Bozorova S., Fayziev Y. The development of motor memory of students in physical education classes // Student science: research works, 2019. С. 47-48.
8. Джураева М.З. Healthy lifestyle in perfect generation's upbrining / Scientific researches for development future December 20. 2019. New York, USA. Р. 75-77.