Научная статья на тему 'ПРАВИЛА УЗБЕКСКОЙ БОРЬБЫ КУРАШ'

ПРАВИЛА УЗБЕКСКОЙ БОРЬБЫ КУРАШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КУРАШ / БОРЬБА / ИСКУССТВО БОРЬБЫ / ОЧКИ / ШТРАФНЫЕ ОЧКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярашев Жамшид Раззокович

В статье приведена обзорная информация об узбекской национальной борьбе кураш: история развития кураша, а также правила оценивания соревнований по курашу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА УЗБЕКСКОЙ БОРЬБЫ КУРАШ»

ПРАВИЛА УЗБЕКСКОЙ БОРЬБЫ КУРАШ Ярашев Ж.Р.

Ярашев Жамшид Раззокович - преподаватель, кафедра теории и методики физической культуры, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведена обзорная информация об узбекской национальной борьбе кураш: история развития кураша, а также правила оценивания соревнований по курашу.

Ключевые слова: кураш, борьба, искусство борьбы, очки, штрафные очки.

Кураш - это вид спорта, в котором два спортсмена соревнуются один на один в соответствии с установленным правилом. Искусство борьбы было известно многим народам с древних времен. Борьба особенно распространена в Греции и была регулярным элементом древних Олимпийских игр. Различные формы национальной борьбы существуют в Греции, Италии, Японии, Турции, Иране, Афганистане, России, Узбекистане, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане и других странах.

Основные правила современной спортивной борьбы были разработаны в нескольких странах Европы в конце 18 - начале 19 веков. В 1912 году была образована Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) (ныне 144 страны, Узбекистан является членом с 1993 года). На международной арене широко распространены греческая борьба, вольная борьба, дзюдо, самбо и другие виды борьбы. В последние годы узбекский кураш также получил мировое признание как отдельный вид спорта.

Кураш - одно из средств воспитания силы, ловкости, выносливости и воли человека. Курашом можно заниматься с 12 лет под наблюдением врачей. Археологические находки и исторические рукописи подтверждают, что борьба издавна является неотъемлемой частью образа жизни узбеков. Цилиндрическая керамика бронзового века, найденная в древней Бактрии (юг Узбекистана), изображает двух борцов, один из которых борется с другим. Другая археологическая находка того же периода показывает борьбу борцов. Эти уникальные находки свидетельствуют о том, что кураш еще 1,5 тысячи лет назад был частью образа жизни наших предков. По словам греческого писателя Клавдия Элиана (II-III вв.) и других исторических деятелей, дочери племени саков, жившие в этой местности, выбирали жениха, сражаясь с юношами. Пример тому - условия Барчина в узбекском народном эпосе «Алпомиш».

В IX-XVI веках в узбекском народе был распространен кураш. В этот период популярность кураша возросла у племен пахлавон махмуд и садик полвон.

Существует также вид индивидуальной борьбы узбекского народа, называемый борьбой на поясах. С ним связано множество археологических находок и исторических рукописей. Статуя, найденная в древней Месопотамии 5000 лет назад, изображает борцов, соревнующихся в борьбе на поясах. Древняя китайская рукопись «Тан-шу» гласит, что свадьбы и праздники в Ферганской долине не прошли бы без соревнований по курашу. Ахмад Полвон, Ходжа Полвон и другие прославились в этом виде Кураша (конец 19 - начало 20 века).

В 1991 году Камиль Юсупов, член династии Кураш и мастер спорта международного класса по нескольким видам кураша, разработал следующие правила узбекского кураша в соответствии с международными стандартами:

1. Борцы должны соревноваться стоя на сине-зеленом ковре кураша с маркировкой.

2. Победитель будет определен на основе использованных методов и оценки их поведения на поле.

3. Удушение в борьбе, применение болевых приемов не допускается, один из борцов одет в синюю куртку, другой - зеленую куртку (у женщин внутри куртки белая майка), пояс шириной 4-5 см.

4. Мужчины соревнуются в категории 60, 66, 73, 81, 90, 100 кг и более 100 кг, женщины - в весовых категориях 48, 52, 57, 63, 70, 78кг и свыше 78 кг, дети, подростки, пожилые люди и девушки также соревнуются в весовых категориях с учетом своего возраста.

Конгресс Международной ассоциации борьбы (IKA) в Ташкенте в 2003 году установил официальное время соревнований в 3 минуты, чтобы каждый поединок проходил энергично.

В соответствии с применяемой методикой применяются следующие виды оценок борьбы «незавершённый», «боковой», «чистый», а за противоправные действия -«предупреждение», «дакки» (строгое предупреждение), «обман». Если борец получает оценку «чистый» или если его противник наказан оценкой «обман», это означает, что он победил. Дважды получить оценку «боковой» или дважды наказать соперника оценкой «дакки» также означает победу. Принимая во внимание оценки «незавершённый», победа присуждается борцу с наибольшим количеством очков, если количество очков и штрафов у соперников одинаково, то проигравшим считается борец, получивший штрафное очко последним. Если же у борцов равное количество очков и нет штрафных очков, то победитель будет объявлен большинством голосов судей.

В 1992 году в Узбекистане была создана Федерация кураша, а в 2001 году в Узбекистане была создана Федерация пояса кураш. В сентябре 1998 года представители 28 стран (США, Боливия, Великобритания, Нидерланды, Россия, Узбекистан, Япония и др.) Стали учредителями Международной ассоциации кураша (IKA) в Ташкенте. В 1999 году в Ташкенте прошел первый чемпионат мира по узбекскому курашу, а в Брянске (Россия) - международный женский турнир.

Список литературы

1. Файзиев Я.З., Зиёев Д.Я. Краткий исторический обзор развития физического воспитания и спорта// Academy. № 9 (60), 2020. С. 32-35.

2. Абитова Ж.Р. Десять причин, почему физическая культура так важна в школах // Academy. № 10 (61), 2020. С. 39-41.

3. Абытова Ж.Р. Механизмы интеллектуального развития дошкольников с помощью физических занятий // Проблемы педагогики. № 3 (48), 2020. С. 79-81.

4. Арслонов К.П., Джураев Ж.Р. Роль физкультуры и спорта в содействии личностному и социальному развитию учащихся // Academy. № 10 (61), 2020. С. 44-47.

5. Акрамова Г.М. Как физическая культура в школах приносит пользу учащимся // Academy. № 10 (61), 2020. С. 41-44.

6. Мухитдинова Н.М., Абитова Ж.Р. Механизмы интеллектуального развития дошкольников с помощыю физических занятий // Проблемы педагогики. № 3 (48), 2020. С. 79-81.

7. Мухитдинова Н.М. Методология физических упражнений и игр в дошкольних образовательных организациях // Проблемы науки. № 9 (57), 2020. C. 81-83.

8. Мухитдинова Н.М., Эшов Э. Improvement of psychology and pedagogical process on physical training // Intellectual Archive, 2018. С. 93-96.

9. Мухитдинова Н.М. Механизм инеллектуального развития у детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр // Academy, 2019. C. 92-93.

10. Мухитдинова Н.М., Джураева М.З. Национальные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы // Вестник интегративной психологии, 2018. С. 49-50.

11.Афраимов А.А. Место уроков физического воспитания в физическом развитии молодёжи // УЧЕНЫЙ XXI ВЕКА, апрель, 2019. С. 89-90.

58

12.Джураева М.З. К вопросу о занятиях по физическому воспитанию школьниц // Инноватика физической культуры и спорта. Москва, 11 декабря 2019. С. 70-71.

13.Джураева М.З. Healthy lifestyle in perfect generation's upbrining // Scientific researches for development future. December 20, 2019 NewYork. USA. 75-77 рр.

14. Джураева М.З. Роль физкультуры в формировании здоровых привычек молодых привычек у молодых людей // Academy. № 10 (61), 2020. С. 47-48.

15. Кузиева Ф.И. Роль физической культуры в формировании личности // Вестник науки и образования. 2021. №. 4(129). С 14-17.

16. Arslanov K.P., Azimov L.A. Interactive methods of the didactic process applied in teachingthe discipline «National martial arts and technologies of its teaching» // Педагогическое образование и наука. № 3, 2020. 40 р.

17. Музафарова Ф.Б. Влияние применения команд и соревнований при изучении мотивации и моторики новыков в физическом воспитаним // Проблемы науки. № 9(57), 2020. С. 78-8.

18. Тошев А.Т. Влияние мультимедийного обучения на поведение и знания учащихся на уроках физического воспитания Пример из занписи баскетболных игр // Проблемы науки. № 9 (57), 2020. С. 84-87.

19. Юсупова З.Ш. Методы организации физической подготовки в дошкольных образовательных организациях // Проблемы науки. № 9 (54), 2020. С. 46-48.

20. Yusupova Z.Sh., Shukurov R.S., Akramova G.Sh. (scopus) The features of the psychological preparation process of turon figrtersto competitions // International Journal of psychosocial, 2020. Vol 24. 3076-3083 рр.

21. Yusupova Z.,Rakhimova L. Methods for determining the degree of physical fitnessUSA International Conference SCIENTIFIC RESEARCHESFOR DEVELOPMENT FUTURE. March 28, 2020. New York. 76-79 рр.

22.Атаева Г.И., Минич Л.С. Создание вывода скрипта Python // Вестник науки и образования. № 1 (104). Часть 2. 2021. С. 12-15.

23. Атамурадов Ж.Ж. Роль преподавателя в проектировании этапов построения дистанционного обучения// Academy. № 10 (61), 2020. С.35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.