Научная статья на тему 'Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры и спорта посредством нетрадиционных методик'

Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры и спорта посредством нетрадиционных методик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков А. В.

In this article an experimental researches of the biomechanical stimulation methodic are presented as factor of professional and technical quality increasing for teacher on physical culture and sport. The comprehensive analysis of influencing of activity on biomechanical stimulation simulators on specific propulsion capacities development is adduced. It is shown, that the indicated methodic application demands careful and methodically competent guard rope of the conforming exercises with allowance of effect of concrete muscle fibers stimulation. The number of pedagogical organizational and methodical conditions for effective moving qualities development is detected, to means that was reached not only technical level increasing, but also improvement of a qualitative training level of the teacher as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных качеств педагога физической культуры и спорта посредством нетрадиционных методик»

ные грамматические структуры, утверждая радость работы на занятиях. С огромным интересом учащиеся погружаются в игры типа «Хвастуша», «Фантазеры», «Подзорная труба». Ошибки в английской речи учащиеся исправляют самостоятельно, анализируя и исследуя каждую. Огромным успехом пользуются у учащихся «Picture dictations». Во время проведения такого диктанта дети вспоминают образ слова, его орфографию. Очень часто при проведении аудирования учащиеся с помощью рисунков передают понимание услышанного текста. Основное рабочее время учащихся уходит на самостоятельную работу. Каждое занятие строится таким образом, что любой ребенок выполняет почетную роль учителя, а также ученика. На занятии преподаватель

учит детей справедливо оценивать знания и успехи друг друга, анализировать ошибки, искать их причины и искоренять.

Предлагаемый интенсивный курс английского языка для начальной школы задуман как трехгодичный курс на основе словаря из 2 500 лексических единиц, включающего грамматику разговорного английского языка, усвоение артикуляционной и интонационной базы современного разговорного языка [8].

Технология основана на принципах аудиовизуального обучения. Дети самостоятельно работают с учебником, тетрадью творческих заданий и диктофоном. Дикторами аудиозаписей являются носители языка. К 2005 г. технология полностью будет обеспечена набором учебников и методических материалов.

Литература

1. Востриков A.A. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск, 1999,

2. Востриков A.A. Педагогика развития резервных возможностей лдчности. Курс продуктивного обучения для учителей начальной школы. Одесса, 1992.

3. Востриков A.A. и др. English Intensive Course for Children and Their Parents. 1-й год обучения. Томск; Новосибирск, 1999.

4. Лозанов Г., Гатева Е. Суггестопедическое практическое руководство для преподавателей иностранных языков. София, 1981.

5. Кушнир А,М. Педагогика иностранного языка II Школьные технологии. 1997.

6. Кушнир А,М. Зачем ребенок приходит в школу II Там же. 1998. № б,

7. Иценко И.А. Особенности введения грамматических структур в интенсивном курсе английского языка для первого класса. Мат-лы регион, науч.-практ. конф. 23-24 марта 1998 г. Томск, 1998.

8. Иценко И.А. Особенности преподавания интенсивного английского языка в начальной школе второго года обучения II Мат-лы Vil Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». 14-19 апр. 2003 г. Т. 3, Ч. 1. Томск, 2003.

А, В. Чес покое

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПОСРЕДСТВО! НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК

Томский государственный педагогический университет

Актуальность разработки путей совершенствования профессионального мастерства педагога обусловлена закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-професси-онада, основанной на гуманистических идеалах и принципах [1-4].

Изменение социальных и экономических устоев нашего общества затрагивает все области его материальной и духовной жизни. Не является исключением и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение проблем высшей школы, научно-методическое обеспечение непрерывного образования, повышение эффективности обучения и гражданского воспитания подрастающего поколения, создание интеллектуального потенциала обще-

ства, развитие производительных сил страны, формирование новых общественных отношений и всестороннее, гармоничное становление личности, т.е. в конечном счете в подготовку специалиста-профес-

сионала [1, 2, 5].

Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующе}»! в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки преподавателя физической культуры необходимо искать в вузовской системе [2, 6].

Специфика физкультурных вузов заключается в том, что содержанием большинства занятий является активная двигательная деятельность, т.е. процесс

обучения идет посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и. умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательно-технического потенциала [2, 4-7].

Следовательно, необходимо совершенствовать процесс развития двигательных качеств специалиста как профессионально значимых, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального мастерства становится невозможным даже теоретически. Основными задачами двигательной подготовки в настоящее время должны быть обобщение и углубление теоретических знаний в этой области, а также формирование специальных умений и навыков [5,6].

Специалист по физической культуре и спорту немыслим без отличной практической подготовки. Каждый преподаватель должен технически безукоризненно показать предусмотренные программой физические упражнения и выполнить без затруднений любые контрольные нормативы из школьной или вузовской учебной программы. Посредством профессиональной подготовки педагог завоевывает уважение и авторитет в ученической среде, в результате чего эффективность педагогического воздействия такого преподавателя-мастера повышается на порядок [2].

«Курс спортивного совершенствования» (КСС) занимает одно из центральных мест в системе профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей физической культуры и спорта. Основная задача спортивной подготовки на КСС состоит в увеличении запаса двигательного опыта, развитии двигательных качеств, повышении уровня спортивного мастерства, которое непосредственно влияет на формирование профессионализма [5, 6].

Однако объем часов, предусмотренных учебным планом на КСС, не позволяет приобрести весь перечень профессионально важных знаний, умений и навыков в необходимом объеме. Становится очевидным, что ныне существующая вузовская практика не дает должного эффекта в качественной подготовке будущих преподавателей физической культуры и спорта даже в рамках школьной программы, где игры и гимнастика являются основными средствами физического развития. Следовательно, необходимы существенно новые подходы к решению проблемы профессионального двигательного совершенствования специалиста, так как двигательные способности являются основными компонентами в структуре профессиональной подготовленности педагога физической культуры и спорта [4, 8-11].

Цель исследования - обоснование и экспериментальное подтверждение влияния нетрадиционной методики биомеханической стимуляции (ВМС) на повышение уровня двигательно-технической подготов-

ленности как основы профессионализма педагога физической культуры и спорта.

В экспериментальной работе на последних двух этапах было задействовано 85 студентов (юношей) факультета физической культуры (ФФК) ТТТТУ в возрасте от 17 до 21 года (НУ курс) и имеющие 1-Ш спортивные разряды по спортивной гимнастике и И-Ш разряды в игровых видах спорта (волейбол, баскетбол). Испытуемые комплектовались в группы в зависимости от спортивной специализации (гимнасты и игровики). Обработка полученных данных велась посредством методов, применяемых в педагогических исследованиях в области физичесой культуры и спорта [12, 13].

Обобщая результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной работы по изучению эффективности разработанной нами методики применения БМ-стимуляции в повышении профессионального уровня педагога физической культуры и спорта (его двигательно-технической подготовленности), можно констатировать актуальность и востребованность проведенного исследования, а также оценить перспективы дальнейшей разработки данной темы.

Выявлена совокупность педагогических организационно-методических условий эффективного развития исследуемых двигательных качеств, посредством которого достигалось не только повышение технической подготовленности, но и улучшение качественного уровня подготовки педагога в целом. Составляющие данной методики были найдены и уточнены нами в результате проведения данного экспериментального исследования.

Данная работа не может претендовать на полное решение поднятой проблемы. На наш взгляд, существует несколько наиболее вероятных направлений ее дальнейшего развития. Во-первых, настоящее исследование выполнено на материале факультета физической культуры. Между тем многие выявленные закономерности, как нам представляется, характерны для многих спортивных специализаций, а если смотреть шире и выйти за рамки студенческой физической культуры и спорта, то для всех лиц, практикующих данный вид деятельности. Во-вторых, предполагается и уже в некоторых случаях доказано положительное влияние данной методики не только на силовые способности, но и на такие физические качества, как гибкость и быстрота (это в какой-то мере также доказано проведенным исследованием). В-третьих, результаты работы показали, что есть значительный резерв повышения уровня профессиональной подготовки преподавателя физической культуры и спорта благодаря внедрению в тренировочный процесс новых, более эффективных методов и методических приемов.

Для продолжения исследований по данной проблеме выделяются следующие направления: поиск оптимального диапазона соответствующих парамет-

ров стимуляции в ходе развития не только иных, не изучавшихся нами видов силовых способностей с присущими им режимами работы мышц, но и применительно к конкретной мышце и мышечной группе; нахождение оптимальной последовательности стимуляции (отдельные мышечные группы, виды и режимы двигательных способностей); комбинация различных частот и способов воздействия; возрастные особенности действия методики биомеханической стимуляции; сочетание стимуляции с другими средствами восстановления; время воздействия, его место в тренировке, микро- и макроцикле; половые особенности данного вида воздействий; состояние нервно-мышечной системы и эффект БМ-стимуляции, а также оптимальное сочетание и комбинирование указанных выше параметров, характеристик и переменных ВМС. Вот далеко не полный перечень возможных направлений разработки данной методики.

Таким образом, теоретический анализ и изучение результатов экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ научной литературы и изучение практического опыта свидетельствуют о том, что традиционные методики не в полной мере решают задачи двигательно-технической подготовки студента - будущего педагога физической культуры и спорта. Это побудило нас к поиску новых, более действенных подходов к решению данной проблемы посредством экспериментального изучения новой нетрадиционной методики БМ-стимуляции.

2. В результате исследования целесообразности применения различных параметров и способов БМС мы пришли к заключению о том, что из всех изучаемых частот воздействия (15, 25, 35 Гц) наиболее эффективным оказалось влияние частоты 15 Гц - прирост максимальной статической силы мышц плечевого пояса составил 12 % (Р<0.05), максимальной динамической 21 % (Р<0.05). Более действенной оказалась непосредственная работа на аппаратах БМС -прирост максимальной статической силы составил 11 % (Р<0.05), динамической 18 % (Р<0.05).

3. Разработанная нами экспериментальная методика использования аппаратов БМ стимуляции оказалась значительно эффективнее традиционной методики развития силы, что подтверждено результатами прироста максимальной статической силы на

13.5 % (Р<0.05), максимальной динамической - на

15.5 % (Р<0.05). Наряду с приростом силовых качеств произошло достоверное (Р<0.05) увеличение степени подвижности в плечевых суставах (в первой части основного педагогического эксперимента на 5.1 %, во второй - на 4.6 %). У студентов контрольных групп данной зависимости не обнаружено.

4. В экспериментальных группах, использовавших методику БМС, обнаружено улучшение спортивного результата (Р<0.05). Так, средняя сумма баллов отдельного испытуемого экспериментальной группы

улучшилась: в первой части эксперимента на 2.7 (?<0.05), во второй - на 1.8 балла (Р0.05). Причем наибольшее улучшение спортивного результата произошло на гимнастических кольцах, брусьях, перекладине (Р<0.001), Применение традиционных методов развития максимальной силы в контрольных группах привело к незначительному улучшению суммы полученных на соревнованиях баллов, но не оказало ни в одном из рассмотренных случаев существенного влияния на спортивный результат (Р>0.05).

5. Исследование показало, что у студентов-игро-виков (волейбол, баскетбол) степень прироста силовой выносливости мышц плечевого пояса и ее достоверность были выше, чем у студентов контрольных групп. Так, в первой части основного эксперимента у экспериментальной группы прирост силовой выносливости составил 18 % (Р<0.05), а у контрольной - 8.8 % (Р<0.05). Во второй части - у экспериментальной группы прирост изучаемого качества равнялся 15.4 % (Р<0.05), у контрольной - 6.5 % (Р<0.05). Это свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на силовую выносливость мышц плечевого пояса студентов.

6. В результате анализа полученных экспериментальных данных, по истечении 5-9 недель отдыха, в экспериментальных группах подтвержден значительный прирост исследуемых силовых качеств относительно исходного уровня (Р<0.05). У испытуемых контрольной группы данная тенденция не обнаружена.

7. Проведенное исследование доказывает, что разработанная экспериментальная методика способствует повышению профессионального уровня педагога физической культуры и спорта, благодаря эффективному становлению его двигательно-технической подготовленности содействует повышению уровня спортивного мастерства студентов, что подтверждается результатами сдачи теоретических и практических зачетов, итогами участия в спортивных соревнованиях.

Таким образом, данное исследование намечает основные пути организации и методики развития двигательно-технических способностей студентов специализированных вузов в условиях тренировки на «Курсе спортивного совершенствования», позволяет рекомендовать и внедрять в практику работы предложенную методику.

До настоящего времени в практике подготовки специалиста в области физической культуры и спорта биомеханическая стимуляция с целью развития двигательных качеств не применялась. Одной из причин этого является и то, что исследования в данном направлении практически не ведутся, а поэтому нет проверенных экспериментальных данных и основанных на них достаточно точных практических рекомендаций.

Отсюда основная задача настоящих практических рекомендаций заключается в оказании помощи специалистам в освоении этого эффективного метода развития двигательных способностей, который, как

показал эксперимент, оказывает положительное влияние на техническую подготовленность и улучшает, в целом, уровень подготовки преподавателя физической культуры и спорта. Однако этот методический прием должен быть использован только в сочетании с физическими упражнениями.

В целях сокращения сроков развития специфических двигательных способностей студентов и, таким образом» повышения эффективности подготовки специалистов физической культуры и спорта на базе специализированных вузов целесообразно применять методику БМС.

С целью поывшения эффективности становления максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса студентов-гимнаетов и их технического уровня рекомендуется использовать разработанную методику применения аппаратов БМС.

Не рекомендуется использовать БМС как средство активного отдыха между подходами (при развитии максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса), так как эффективность такого воздействия оказалась крайне низкой. Мы предполагаем, что подобная закономерность будет наблю-

даться не только при развитии максимальной силы, но и других двигательных качеств как слагаемых профессионализма педагога физической культуры. Поэтому мы указываем на целесообразность непосредственного выполнения упражнений на БМ-аппаратах.

Для развития максимальной статической и динамической силы мышц плечевого пояса рекомендуется применять выявленные нами в исследовании параметры БМС.

Необходимо при работе на аппаратах биомеханической стимуляции учитывать специфику развития тех или иных двигательных способностей.

Методически грамотное применение методики БМС с целью развития двигательных способностей требует тщательного подбора соответствующих упражнений с расчетом воздействия стимуляции вдоль мышечных волокон.

Таким образом, реализация на практике разработанной методики применения аппаратов биомеханической стимуляции может, как показало исследование, реально обеспечить прирост уровня двигательно-технической подготовленности студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Абдулина Q.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

2. Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе II Теор. и практ. физ. культ, 1996. № 12.

3. Верхошзнский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988,

4. Струнив НА. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: Дне. ... канд. пед. наук. М., 1994.

5. Чичикин ВТ. Проблемы содержания физкультурного образования II Теор. и практ. физ. культ. 1994. № 12.

6. Земсков Е.А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России II Там же. 1997. №11.

7. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance II Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. V. 3.

8. Андрианова Г.Г., Коц Я.У., Мартынов В.А. и др. Применение электростимуляции для тренировки мышечной силы II Новости медицинского приборостроения. 1971. Вып. 3.

9. Белов Е.С Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: Автореф. дис. ... канд. пед, наук. М., 1974.

10. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 1987.

11. Назаров В,Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции II Теор. и практ. физ. культ,

1987, Ns 12.

12. Ашмарин Б,А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978.

13. Зациорский В.М, Спортивная метрология. М., 1982.

ГЛ. Попов

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится педагог как носитель общечеловеческих ценнос-

тей, созидатель творческой индивидуальности. Сложность и неоднозначность происходящих и в нашем обществе перемен ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.