Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций'

Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT IN THE SPHERE OF HEALTH CARE SYSTEM / SYSTEMIC APPROACH / MANAGEMENT MODELS / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кляритская Ирина Львовна, Колесник Валентина Илиодоровна

В статье представлены результаты научного обоснования развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций. В настоящее время актуализируются вопросы применения средств интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих руководителей. Возникает потребность в совершенствовании учебного процесса в центрах обучения и переподготовки управленческих кадров для здравоохранения с целью целенаправленного формирования и повышения уровня профессиональной компетентности будущих руководителей. В результате анализа условий развития профессиональной компетентности будущего руководителя медицинской организации установлено, что профессиональная компетентность как составляющая профессиональной деятельности медицинского работника является основой его профессионального мастерства и обеспечивает успешность развития медицинской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кляритская Ирина Львовна, Колесник Валентина Илиодоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional competence of heads and specialists of medical organizations

This article analyzes the process of management of health care institutions with a systemic approach, as one of the important directions of optimization of public policy in the field of public health. Features of a systematic approach application have been discussed through the functioning of management system models that provide medical services. It is proved that the higher the level of quality of its components (medical personnel, equipment, buildings, information, etc.), the more the probability is of obtaining qualitative medical services. It is found that the use of systemic approach allows the campaign to improve the management process and therefore has a positive impact on the country's national security. There is the importance of the state control over the processes of management of medical institutions highlighted.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций»

Оригинальные исследования

Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций

И.Л. Кляритская, В.И. Колесник

Development of professional competence of heads and specialists of medical organizations

I.L. Kliaritskaia, V.I. Kolesnik

Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Ключевые слова: медицинская организация, учебный процесс, компетенция руководителя, профессиональное саморазвитие, непрерывное образование

Резюме

Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций

И.Л. Кляритская, В.И. Колесник

В статье представлены результаты научного обоснования развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организаций. В настоящее время актуализируются вопросы применения средств интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих руководителей. Возникает потребность в совершенствовании учебного процесса в центрах обучения и переподготовки управленческих кадров для здравоохранения с целью целенаправленного формирования и повышения уровня профессиональной компетентности будущих руководителей. В результате анализа условий развития профессиональной компетентности будущего руководителя медицинской организации установлено, что профессиональная компетентность как составляющая профессиональной деятельности медицинского работника является основой его профессионального мастерства и обеспечивает успешность развития медицинской организации.

Ключевые слова: медицинская организация, учебный процесс, компетенция руководителя, профессиональное саморазвитие, непрерывное образование

Кляритская Ирина Львовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». Контактная информация: e-mail: klira3@yandex. ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Колесник Валентина Илиодоровна - доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления в сфере охраны здоровья Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Контактная информация: kafedra.gosupr@mail.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Abstract

Development of professional competence of heads and specialists of medical organizations

I.L. Kliaritskia, V.I. Kolesnik

This article analyzes the process of management of health care institutions with a systemic approach, as one of the important directions of optimization of public policy in the field of public health. Features of a systematic approach application have been discussed through the functioning of management system models that provide medical services. It is proved that the higher the level of quality of its components (medical personnel, equipment, buildings, information, etc.), the more the probability is of obtaining qualitative medical services. It is found that the use of systemic approach allows the campaign to improve the management process and therefore has a positive impact on the country's national security. There is the importance of the state control over the processes of management of medical institutions highlighted. Key words: management in the sphere of health care system, systemic approach, management models, medical service.

Постановка проблемы

На современном этапе развития государства «умение управлять» занимает особое место в жизни людей. Управление - это знание о том, как манипулировать другими людьми, - как заставить их сделать то, что вам нужно, но управление не может существовать вне морали. Поэтому особенно остро встал вопрос об уровне профессионализма руководителей медицинских организаций, их личностных и профессиональных качеств, моральных ценностях, культуре мышления, умении вести за собой людей. Если руководитель стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю, и знает предъявляемые к нему требования, то эффективность управления медицинской организацией будет повышаться.

Обзор научной литературы свидетельствует о наличии значительного количества работ ученых по этой теме [1, 2, 3, 5]. Однако в исследованиях недостаточно изучены и проанализированы вопросы значимости компетенций руководителя в организации эффективной работы лечебного заведения. Он должен быть способен принимать смелые решения, творчески решать проблемы коллектива (как производственные, так и личностные), заботиться о его благосостоянии. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления организацией. Его организаторская деятельность направлена на формирование коллектива медицинских работников, коллектива единомышленников. При этом особую роль играют личностные качества руководителя - его профессионализм, заинтересованность в делах учреждения и сотрудников, умение ставить задачи и добиваться их решения. Поэтому актуализируется научное обоснование условий применения средств интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих руководителей.

Таким образом, цель данной статьи заключается в определении и структурировании условий раз-

вития профессиональных компетенций будущих руководителей и специалистов медицинской организации.

Изложение основных результатов и их обоснование.

Процесс реформирования системы последипломного медицинского образования предусматривает изменения в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза. Эти изменения касаются создания новых подходов к необходимости постоянного развития учебного процесса по переподготовке врачебных кадров, подготовке и становлению руководителя лечебного заведения нового типа.

Стабильность развития медицинской организации обеспечивается непрерывностью повышения квалификации ее руководителя, осознания и «наращивания» его управленческой культуры, противодействует стереотипности поведения руководителя и деятельности в режиме «автоматического» управления. Способность руководителя к усвоению нравственного, социального, профессионального опыта, преобразование абстрактной возможности на реальное владение профессиональным, нравственным, социальным статусом, качествами и функциями является одним из основных факторов развития личности руководителя. Проявляется это в процессе самоутверждения и утверждения личности как субъекта управленческой деятельности. Этот неравномерный и поступательный процесс начинается с элементарного самоопределения, ориентации преимущественно на внешние регуляторы, а со временем выходит на уровень саморегуляции, самовыражения, самоактуализации.

В течение жизни любому человеку приходится решать задачи трех видов:

1) профессиональные - непосредственно направлены на выполнение задач, которые стоят перед специалистом как профессионалом;

2) социально-производственные - связанные с деятельностью в сфере производственных отношений в коллективе;

3) социально-бытовые - возникают в повседневной жизни и связаны с отдыхом, родственным общением, физическим и культурным развитием и могут повлиять на качество выполнения специалистом социально-производственных и профессиональных задач.

По признаку уровня сложности различают три класса задач профессиональной деятельности будущих специалистов: стереотипные, диагностические и эвристические, которым соответствуют различные уровни сформированности знаний, умений и навыков обучающихся.

Предполагаем, что при специально созданных учебных подразделениях медицинских ВУЗов обучающиеся должны иметь возможность обменяться собственным пониманием тех или иных толкований, уточнить правильность своего видения управленческих процессов в ходе диалогического взаимодействия, проверить результативность своей работы, по сравнению с результатами других, что будет способствовать созданию успешно-продуктивной учебно-познавательной среды.

Таким образом, возникает потребность в совершенствовании учебного процесса в центрах обучения и переподготовки управленческих кадров для здравоохранения с целью целенаправленного формирования и повышения уровня профессиональной компетентности будущих руководителей. Это станет возможным, по нашему мнению, за счет использования средств интерактивных технологий при изучении врачами профессиональных дисциплин управленческой направленности. Такой подход будет способствовать приобретению обучающимися осознанных знаний, формированию у них опыта выполнения определенных профессиональных действий (благодаря использованию профессионально-ситуативных моделей на занятиях), обмена этим опытом путем интерактивного взаимодействия, апробации сформированных умений и навыков в условиях выполнения практических задач профессионального направления.

Понятие «культура управленческого труда» содержит такие разновидности культуры: общая, или общечеловеческая культура, культура применения стандартов, обновления и пересмотра учебных программ. Этой идеей руководствуется в своей деятельности международная организация ЮНЕСКО. По определению одного из известных ученых этой организации Р. Даве: «...непрерывное образование -это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни. Эта идея объединяет формальное и неформальное обучение, которое осуществляется с целью приобретения и совершенствования профобразования» [10,с.34].

Исследуя проблемы непрерывного образования, целесообразно дать такое его определение: «Под

непрерывным образованием мы понимаем систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствования знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведениях, так и путем самообразования». Исследование непрерывного образования дает основания утверждать, что именно непрерывность является стимулом профессионального развития личности.

В базовом стандарте отмечается, что подготовка современного руководителя медицинской организации должно быть многоуровневой и вариативной, в зависимости от получаемого уровня профессиональной компетентности. Попытка обеспечить своевременную адаптацию руководящих и медицинских кадров к изменениям в содержании и организации их труда нашла воплощение в идее непрерывного последипломного образования.

По действующему законодательству [8; 9, п. 3 ч. 2. ст. 73, п. 8 ст. 79], руководители и специалисты, занятые в отрасли здравоохранения должны раз в пять лет повышать свою квалификацию в системе последипломного образования. Одной из основных задач системы последипломного образования является предоставление знаний руководителям учреждений как менеджерам-специалистам в области управления.

В системе переподготовки руководителей и специалистов, занятых в здравоохранении, существует множество методов обучения (метод разработки информационно-аналитического обеспечения, метод анализа конкретных ситуаций, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, метод игрового моделирования (деловая игра) и учебно-профессиональных ситуаций (ситуации с явно выраженной противоречием, ситуации на поиск способа решения, ситуации на выявление противоречия и формулировка проблемы, ситуации с неконкретно представленной информацией, ситуации на оптимизацию, ситуации на прогнозирование, ситуации на рецензирование, ситуации, направленные на развитие логики, коммуникативно-творческие ситуации)), которые влияют на развитие их профессиональных качеств.

Как показывает опыт, применение метода конкретных ситуаций и деловых игр развивает гибкость аналитического и конструктивного мышления, способность принимать решения в изменяющихся условиях, творческий подход в принятии управленческих решений, способствует расширению социального мировоззрения личности, позволяет с максимальной эффективностью использовать знания и умения коллектива, который возглавляет руководитель. Через решения учебно-профессиональных ситуаций в системе непрерывного образования развиваются интеллектуально эвристические, интеллектуально-логические, творческие, коммуникативные и морально-этические качества руководителей лечебно-профилактических заведений.

Определяющим условием самообразовательной деятельности руководителя является обеспечение «обучения в течение жизни». Важнейшей задачей самообучения руководителей медицинских организаций является усвоение профессиональных знаний, углубление профессиональной компетентности, постоянное развитие управленческих качеств. Самообразование - ознакомление с новинками медицинской, экономической, правовой и научной литературы, методическими пособиями, инструкциями, приказами Министерства здравоохранения РФ. Это является также одним из путей повышения управленческой компетентности руководителя медицинской организации.

Руководители должны знать, на что они тратят свое время. Важнейшим элементом продуктивной работы руководителя является умение контролировать свое время. Им следует быть нацеленными не на выполнение работы, а на конечный результат. Саморазвитие руководителя медицинской организации - это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональное саморазвитие - это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются: способность к саморазвитию; внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решение и мотивация на себя; понимание содержания и методических основ саморазвития.

Следует отметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности - процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у руководителя направленность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха.

Анализ теорий управления с целью определения роли и места, отводимых в них управлению карьерой руководителя, показывает, что наиболее полно этот вопрос разработан в отраслях экономики, менеджмента, социологии, психологии, в литературе по управлению персоналом [6, 7]. Современный учебно-воспитательный процесс в высших медицинских учебных заведениях развивается как социально-педагогическая система, где субъекты этого процесса носят коллективный характер, где возрастает роль личности, индивидуальности преподавателя и студента, а, соответственно, и механизмов

регуляции межличностных и деловых отношений в коллективе. Это требует от будущего руководителя глубоких знаний в области социальной психологии общения, общей и профессиональной педагогики.

Становится все более важным отход от авторитарных, административных методов управления и переход к экономическим и психолого-педагогических методам управления. Последние стимулируют творческую активность преподавателя, студента, их стремление к самообразованию, самосовершенствованию и более высоким результатам их совместной работы. Современный руководитель - это человек, который постоянно работает над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.

Руководителю лечебного учреждения необходим большой запас сложных управленческих умений: умение ставить цели, конкретизировать их в виде задач, проектировать и планировать объем работы, организовывать лечебно-профилактический процесс и принимать управленческие решения на основе данных мониторинга. Американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис считают, что современному руководителю необходимо: умение управлять собой, готовность к саморазвитию, навыки решения проблем, творческий подход, умение влиять на людей, понимание управленческого труда, навыки руководителя, способность формировать коллектив [3, с. 21].

Обобщая исследования ученых по данной проблематике [4, 5, 6], целесообразно выделить следующие черты успешного руководителя:

Психологические:

9 волевые качества;

9 готовность к разумному риску;

9 стремление к успеху;

9 способность к доминированию в экстремальных условиях;

9 самодостаточность личности;

9 комбинаторно-прогностический тип мышления;

9 устойчивость против стресса

Интеллектуальные:

9 стремление к постоянному самосовершенствованию;

9 склонность к восприятию новых идей и достижений, способность отличить их от иллюзорных;

9 панорамность мышления и профессиональная предметность;

9 искусство быстро обрабатывать, ранжировать информацию и на этой основе принимать решения;

9 способность к самоанализу;

9 умение понимать, принимать и использовать с пользой для дела мысли, противоположные собственным

Профессиональные:

9 умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;

9 умение поощрять персонал за хорошую работу и справедливо критиковать;

9 искусство принимать нестандартные управленческие решения;

9 способность находить проблемы и решения в тех условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели нечеткие или сомнительные;

9 умение эффективно и рационально распределять задачи и выделять на них оптимальное время;

9 деловитость, инициатива, предприимчивость.

Социальные:

9 умение учитывать политические последствия решений;

9 склонность руководствоваться принципами социальной справедливости;

9 искусство предупреждать и разрешать конфликты, выступать в роли посредника;

9 умение устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;

9 тактичность и вежливость, преобладание демократичности в отношениях с людьми;

9 умение брать на себя ответственность;

9 безоговорочное выполнение правил, принятых организацией;

9 умение поощрять персонал к откровенности и групповых дискуссий.

Практический аспект подготовки руководителя медицинской организации включает формирование личностно-профессиональных качеств, умений и навыков реализации методологических, теоретических и методических знаний. Все эти аспекты между собой взаимосвязаны. Методологические знания являются условием системного усвоения знаний и формирования научного мировоззрения, служат средством подготовки к самообразованию и средством осознанного выбора управленческих решений и решения продуктивных задач, влияющих на формирование личностного компонента теоретического мышления.

• научного поиска требуют вопросы, связанные с разработкой и внедрением управленческо-педа-гогических инновационных технологий подготовки руководителей медицинских учреждений в учебный процесс ВУЗов;

• профессиональная компетентность является основой успешной деятельности медицинского работника и обеспечивает успешность эффективного развития руководителя и специалиста.

Литература

1. ВА. Алексеев, К.Н. Борисов Международная практика глобализации в системе здравоохранения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - №1 (21). - С.106-110.

2. С.Ю. Астанина, О.Л. Задворная Совершенствование модели непрерывного профессионального медицинского образования врачей // Инновации в образовании. - 2014. -№10.- С.5-17.

3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1991. -320 с.

4. ИА. Крутий, Н.В. Шестак Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий// Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2017. - № 4 (30). - С.35-

5. М.Ю. Прахова Н.В. Зайченко, А.Н. Краснов Оценка сформирован-ности профессиональных компетенций// Высшее образование в России. - 2015. -№ 2. - С.21-27.

6. Проблемы и тенденции развития последипломного медицинского образования в России. Доступно по http://www.dslib.net/medicina/nauchnoe-obosnovanie-sovershenstvovanija-sistemy- poslediplomnogo-medicinshogo.html Ссылка активна на 20.01.2019

7. Российская система последипломного образования: нужны ли перемены?Доступно по http://ecuro.ru/article/rossiiskaya-sistema-poslediplomnogo-obrazovaniya-nuzhny-li-peremeny Ссылка активна на 20.01.2019

8. Федеральный закон Российской Федерации N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронныйресурс] СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.01.2019)

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняяредакция) [Электронныйресурс] / СПС КонeультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.19).

10. Dave R. N. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects / R. N. Dave. - Hamburg, 1976. - 344р.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

В результате анализа условий развития профессиональных компетенций будущего руководителя медицинской организации можно сделать следующие выводы:

• особенности реализации учебного процесса в подразделениях подготовки руководящего состава для медицинских организаций высших медицинских учебных заведениях накладывают свою специфику на компоненты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.