Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД'

Развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА МВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER OF A POLICE UNIVERSITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екимов И. А.

В статье раскрываются теоретические основы развития профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A POLICE UNIVERSITY

In the paper theoretical fundamentals of the development of professional competence of a teacher of a university for future police officers are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД»

дении. Эффективность образовательного процесса во много связана с тем, насколько каждый из преподавателей внутренне «включен» в эту деятельности и заинтересован в происходящих изменениях. От мотивированности пПс зависит успешность освоения любого из направлений повышения квалификации.

Мотивировать преподавателя на работу нельзя системой административного контроля. Материальное стимулирование необходимо, но значительную роль играет нематериальное стимулирование ППС. Нематериальное стимулирование направлено на удовлетворение таких человеческих потребностей как потребность в общении и принадлежности, в уважении и признании, в самостоятельности, в достижении и развитии, в творчестве, во власти.

При грамотной системе нематериального стимулирования профессиональная деятельность приобретает качественные

Библиографический список

характеристики, необходимые для перехода на более высокий уровень профессионального развития. Как следствие возникает устойчивый интерес преподавателя к новым формам профессиональной и общественной деятельности, что решает проблему перестройки деятельности преподавателя в вузе в соответствии с требованиями болонской системы.

Рассмотрев данные аспекты можно видеть, что действительность поставила перед ППС в вузах внутренних войск МВД большой объем задач, который необходимо решить в достаточно короткие сроки. Эти задачи требуют, как кардинальной перестройки форм и методов работы, существующих программ, так и внутриличностных изменений. Поэтому роль методического сопровождения деятельности ППС в вузах внутренних войск МВД в данной ситуации становится чрезвычайно актуальной и значимой.

1. Кривых, С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография / С.В. Кривых, О.А. Тюлина. - СПб., 2013.

2. Васенёв, Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. - СПб., 2007.

3. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., 2001.

4. Воспитание студента как конкурентоспособного лидера / В.И. Андреев [и др.]. - Казань, 2005.

5. Громыко, Ю.В. Образование в эпоху Интернет: конфликт знания и информации // Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI веке: материалы международной конф. - М., 2001 [Э/р]. - Р/д: http://futurerussia.ru/conf/ forum_education.html

6. Бачалдин, Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы // НТБ. - 1994. - № 10.

7. Гафурова, Н.В. Инновационный подход к подготовке преподавателей для системы профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2009 - № 6.

8. Шаповал, А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.

9. Организация стажировки преподавателей высших и средних специальных учебных заведений [Э/р]. - Р/д: http://www.sia.spbu.ru/4/ 4_1_pr6_d5.html

Bibliography

1. Krivihkh, S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyateljnosti prepodavateleyj vuza v usloviyakh perekhoda na urovnevuyu sistemu vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: monografiya / S.V. Krivihkh, O.A. Tyulina. - SPb., 2013.

2. Vasenyov, Yu.B. Organizaciya i upravlenie uchebnihm processom vuza pri perekhode na FGOS VPO novogo pokoleniya. - SPb., 2007.

3. Bordovskaya, N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb., 2001.

4. Vospitanie studenta kak konkurentosposobnogo lidera / V.I. Andreev [i dr.]. - Kazanj, 2005.

5. Gromihko, Yu.V. Obrazovanie v ehpokhu Internet: konflikt znaniya i informacii // Informacionnoe obthestvo i intellektualjnihe informacionnihe tekhnologii XXI veke: materialih mezhdunarodnoyj konf. - M., 2001 [Eh/r]. - R/d: http://futurerussia.ru/conf/forum_education.html

6. Bachaldin, B.N. Nauchno-metodicheskie sluzhbih: sostoyanie i perspektivih // NTB. - 1994. - № 10.

7. Gafurova, N.V. Innovacionnihyj podkhod k podgotovke prepodavateleyj dlya sistemih professionaljnogo obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2009 - № 6.

8. Shapoval, A.I. Aktivizaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov vuzov na osnove gruppovogo vzaimodeyjstviya: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2005.

9. Organizaciya stazhirovki prepodavateleyj vihsshikh i srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj [Eh/r]. - R/d: http://www.sia.spbu.ru/4/ 4_1_pr6_d5.html

Статья поступила в редакцию 25.02.14

УДК 378

Ekimov I.A. THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A POLICE UNIVERSITY. In the paper theoretical fundamentals of the development of professional competence of a teacher of a university for future police officers are considered.

Key words: teacher of a police university, professional competence.

И.А. Екимов, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: itofmia@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД

В статье раскрываются теоретические основы развития профессиональной компетентности преподавателя вуза МВД.

Ключевые слова: преподаватель вуза МВД, профессиональная компетентность.

Требования к преподавателю высшей школы, определенные законодателем, и зафиксированные в Трудовом кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в «Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», в «Положении о порядке

проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». Структура деятельности преподавателей в вузах МВД определяется «Инструкцией по нормированию труда профессорско-преподавательского состава вуза МВД». Данный документ определяет следующие виды деятельности преподавателя вуза МВД: учебная работа как основная, учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательная.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью «формирования общеевропейской квалификационной рамки для системы высшего образования стран-участниц Болонского процесса (ЕКР); формирования квалификационной рамки для образования в течение всей жизни как мета - рамки, обеспечивающей возможность коммуникации и сопоставления между национальными квалификационными требованиями стран ЕС; выработки рекомендаций относительно того, каким образом реформа национальной квалификационной системы может содействовать развитию образования в течение всей жизни» [1].

Чрезвычайно значимым моментом является то, что разработчики отечественного профессионального стандарта видят его целевую направленность в создании условий, содействующих развитию «интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессиональной зрелости, профессионального развития человека, опыта целостного (системного) видения профессиональной деятельности и, одновременно, являются механизмом стимулирования потребности в непрерывном образовании» [1].

Требования к преподавателю вуза МВД, определяемые законами и нормативно-правовыми актами, регламентируют условия, которые обеспечат воспроизводство значимых социальных отношений в системе высшего профессионального образования. Законодатель определяет основную функцию нормативных требований к педагогу как сохранение значимых социальных отношений в системе высшего профессионального образования. Для педагогического научного сообщества профессиональные стандарты обеспечивают создание предпосылок для профессионального развития преподавателя высшей школы.

Обращаясь к нормативным требованиям к преподавателю вуза МВД мы исходим именно из понятия «личность». В данном случае доминирующим является социальный статус, права и обязанности, которыми человек обладает в силу своего положения в обществе, а также, характеристики, свойства, необходимые для реализации прав и обязанностей, присущи ему как носителю определенного профессионального статуса, например, такого профессионального статуса как преподаватель высшей школы. Используя или конструируя профессиональные стандарты к преподавателю высшей школы исходят из понятия субъекта и учитывают не нормативные требования к человеку, как носителю определенного социального статуса, обладателю той или иной системы прав и обязанностей, а учитывают те характеристики, свойства, особенности конкретного человека, которые определяют продуктивность его деятельности.

Таким образом, и действующие, законодательно определенные требования к преподавателю вуза МВД, и разрабатываемые стандартны профессиональной деятельности, принадлежат к нормативной сфере общества и направлены на обеспечение социального регулирования. Социальное регулирование обеспечивает осуществление упорядочивающих воздействий на ту или иную систему с целью поддержания основных параметров, сохранения системы. Тем самым, социальное регулирование направлено на сохранение целостности общества. Социальное регулирование определяется как система средств и методов, при помощи которых общество, направляя и координируя поведение людей, воздействует на общественные отношения, обеспечивая их целостность.

Это регулирующее воздействие может осуществляться на уровне общества, социальной группы, личности. Данная проблема нашла наиболее полное выражение в работах М.И. Бобне-вой [2], Е.Н. Пенькова [3].

Кроме того, требования к преподавателю вуза МВД и профессиональные стандарты содержат, во всяком случае, на данном этапе, различные группы социальных норм. Очевидно, что действующие требования к преподавателю высшей школы содержат правовые нормы, регламентирующие профессиональную деятельность преподавателя вуза МВД, а профессиональные стандарты сопряжены, прежде всего, с нормами профессиональной этики. Пересечение в большинстве случаев правовых норм, регламентирующих профессиональную деятельность преподавателя вуза МВД и профессиональных стандартов, сопряженных, прежде всего с нормами этики, закономерно. Поскольку нормы права обеспечивают сохранение наиболее значимых общественных отношений.

Бобнева М.И. [2] рассматривает социальные нормы как регуляторы социальных взаимодействий групп и их членов. Функции социальных норм определяются в связи с их использовани-

ем в системе социального контроля. Тогда, социальные нормы как действующие в системе социального контроля направлены на устранение отклонения, в целях приспособления индивида к противоречиям социальной системы. Именно это содержание реализуется в законодательно закрепленных требованиях к преподавателю вуза МВД.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев, законодательно закрепленные требования к преподавателю вуза МВД, выступают как средство реализации правовых норм. Участвуя в социальном регулировании, законодательно закрепленные требования к преподавателю вуза МВД оказывают упорядочивающее воздействие на систему высшего профессионального образования.

Дробницкий О.Г. указывал: «Всякие нормативные предписания имеют источник, в конечном счете, в каких-то объективных потребностях общественной жизни, в ее исторических условиях и закономерностях; они просто в иной - долженствова-тельной форме выражают социально-историческую необходимость определенных способов общественного действия» [4].

Необходимо отметить, что деятельность профессиональной группы, направленной на выработку способов, обеспечивающих выполнение норм её профессиональной деятельности может быть определена совершенно различными причинами:

• кардинальным изменением социально-экономической ситуации, наличием в обществе потребности выработать ценностное отношение к этой новой социально-экономической ситуации и алгоритмы действий, позволяющие сохранить целостность общества, социальной группы;

• изменением ценностей и норм внутри самого общества, профессиональной группы, и как следствие необходимость изменения уже сложившихся алгоритмов;

• потребность в разрешение противоречивых интересов различных социальных групп, обеспечения диалога различных социальных групп, стабильного, устойчивого развития социальных институтов, что может наиболее полно проявляется в социальном взаимодействии, в том числе и профессионально-корпоративном взаимодействии, в трудовых отношениях (ведение коллективных переговоров при заключении коллективного договора, деятельность примирительных комиссий и т.п.).

Рассмотрим более подробно содержание действующих законодательно закрепленных требований к преподавателю высшей школы. Для этого обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации, к Федеральному закону «Об образовании в РФ», к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к «Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», к «Положению о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

Будем учитывать, что в сфере трудовых отношениях преобладают диспозитивные нормы, устанавливающие границы допустимого поведения, а не содержащие одну возможную модель поведения. Тогда предположим, что содержанием профессиональных стандартов к деятельности преподавателя вуза МВД является описание моделей поведения при решении типичных, значимых задач профессиональной деятельности. Целью анализа содержания перечисленных законов и нормативно-правовых актов является определение тех типичных, значимых ситуаций профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, образцы поведения в которых, вероятно, конкретизируются в профессиональных стандартах.

Кроме того, необходимо отметить, что термин «преподаватель высшей школы» широко используемый в этой работе, является синонимом термина, «профессорско-преподавательский состав», который применяется в большинстве случаев в юриспруденции. Представляется необходимым подчеркнуть, что вопрос о различии в содержании компонентов модели профессиональной компетентности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента нами не ставится.

Итак, возможность занятия педагогической деятельность определяется наличием у кандидата на должность образовательного ценза, отсутствием обстоятельств, не допускающих возможность реализовывать педагогическую деятельность (лишение права заниматься педагогической деятельностью, не снятая или не погашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, признание недееспособными). Необходимо

отметить, что основанием для прекращения трудовых отношений между работодателем и преподавателем вуза МВД является повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения, а также применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ТК РФ, ст. 331 - 336).

Особый интерес представляют требования, предъявляемые к преподавателю вуза МВД, при прохождении процедуры конкурсного отбора на замещение должности научно-педагогического работника и аттестации. Конкурсный отбор и аттестация являются основными формами контроля над результатами деятельности преподавателя вуза МВД. На этапе подготовки документов кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения Ученого совета вуза, при этом возможна экспертиза профессиональной деятельности претендента на должность, поскольку кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, а уже по их итогам принять рекомендации. Причём, голосование является тайным. Вероятно, введение профессиональных стандартов к преподавателю высшей школы позволит:

• унифицировать процедуру оценки кафедрой пробных занятий;

• уменьшить эмоциональную напряженность сотрудника при прохождении конкурса;

• снизить вероятность конфликтов в связи с неизбранием на должность.

Другой формой подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям является аттестация. Аттестация выполняет не только функцию социального контроля над результатами деятельности преподавателя вуза МВД, но и должна обеспечивать «рациональное использование образовательного и творческого потенциала работников; повышение их профессионального уровня; оптимизацию подготовки, подбора и расстановки кадров» [5].

Тем самым, в процедуре аттестации должны сближаться функции нормативных требований к преподавателю вуза МВД и профессиональных стандартов. Кроме того, при аттестации оцениваются «результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за определенный период, личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ; личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний; участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий» [5].

Однако, в ходе аттестации в учреждениях системы высшего профессионального образования возможен разрыв между заявленными законодателем целями аттестации и результатами использования процедуры. Это может быть обусловлено тем, что определены объекты, отражающие результаты деятельности преподавателя вуза МВД, но нет критериев, позволяющих их оценивать, кроме того, сам выбор объектов представляется произвольным. Причём ассистент и преподаватель достаточно часто не имеют возможности участвовать в определенном виде деятельности, позволяющей подтвердить свой личный вклад в развитие образования и науки. Проиллюстрируем это утверждение: личный вклад в развитие науки подтверждается наличием списка научных трудов, списка грантов, контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли, а также сведений о личном участии

Библиографический список

работника в научных мероприятиях, сведений о премиях и наградах за научную и педагогическую деятельность.

Свидетельством участия в развитии обучения и воспитания служат: наименования опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие; список учебно-методического обеспечения, сведения об объеме педагогической нагрузки, участие работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий; сведения об организации воспитательной работы с обучающимися; сведения о работе в государственных аттестационных комиссиях и т.д.

Проблема внедрения единого методологического подхода к разработке требований к преподавателю вуза МВД является чрезвычайно актуальной. Его отсутствие создает неоправданно большой разрыв между:

• изменениями потребности рынка педагогического труда и возможностью их реализации в системе повышения квалификации;

• содержанием образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

• нарастающей глобализацией в высшем профессиональном образовании и отсутствием педагогического инструментария, позволяющего оценить вклад каждого.

Основные положения компетентностного подхода были сформулированы в 1965 году Н.Хомским. Компетентностный подход в образовании получил широкое распространение в 70-ые годы XX столетия. Взаимосвязь основных понятий «компетенция» и «компетентность» рассматриваются по основанию потенциальное/актуальное, когнитивное/личностное. В российской педагогической науке компетентностный подход получил широкое распространение после присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу. Основная проблематика исследований, выполненных российскими учеными, связана с формированием методологии компетентностного подхода, закономерностях построения компетентностной модели специалиста в образовательном процессе (Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. [6]).

Профессиональная компетентность преподавателя вуза МВД рассматривается как феномен педагогического знания с ярко выраженным личностно-социально-деятельностным характером, представляющий собой целостную динамическую систему профессиональных (специальных и психолого-педагоги-ческих) знаний, навыков организационно-методической работы и педагогического взаимодействия, творческих педагогических умений использования приемов педагогической техники, обусловленных высокоразвитыми личностио-педагогическими качествами преподавателя вуза МВД, позволяющими на высоком профессиональном уровне осуществлять решение педагогических задач в процессе организации и проведения учебно-воспитательного процесса. Таким образом, основой профессионального мастерства преподавателя вуза МВД понимаются: профессионально-педагогические знания, которые включают специальные знания, психолого-педагогические знания и педагогическую технику, и совокупность педагогических навыков и умений конкретного преподавателя - как внутриличностные проявления профессионального мастерства.

Совершенствование профессионального мастерства преподавателей вузов МВД представляется нам как педагогический процесс повышения уровня педагогической квалификации и профессионализма на основе усвоения профессиональных знаний, развития навыков и умений использования приемов педагогической техники, направленный на эффективное решение педагогических задач.

1. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования / под общ. ред. В.А. Козырева,

Н.Ф. Радионовой. - СПб., 2006.

2. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.

3. Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение: Монография. - М., 1990.

4. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. - М., 1974.

5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. № 284 «Об утверждении положения о порядке

проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

6. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография / С.В. Кривых, О.В. Павлова,

О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.

Bibliography

1. Razrabotka kvalifikacionnihkh trebovaniyj k professionaljnoyj deyateljnosti v sfere obrazovaniya I pod obth. red. V.A. Kozihreva, N.F. Radionovoyj. - SPb., 2006.

2. Bobneva, M.I. Socialjnihe normih i regulyaciya povedeniya. - M., 1978.

3. Penjkov, E.M. Socialjnihe normih: upravlenie, vospitanie, povedenie: Monografiya. - M., 1990.

4. Drobnickiyj, O.G. Ponyatie morali. - M., 1974.

5. Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 6 avgusta 2009 g. № 284 «Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke

provedeniya attestacii rabotnikov, zanimayuthikh dolzhnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov».

6. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya I S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.

Статья поступила в редакцию 02.03.14

УДК 373(= 512.1):51(075.8)

Zhuykova T.P. THE KHAKAS NATIONAL GAMES IN THE ASPECT OF MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE. In the article one of important problems of mathematical training of children of the advanced preschool age by means of the Khakas national games is considered. The specification of the Khakas national games in development of counting skills, form- and size- distinguishing skills and space orientation is described.

Key words: game, education, mathematical development, Khakas national games.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail:

zhuykovat@mail. ru

ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В АСПЕКТЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается одна из важных проблем, математической подготовки детей старшего дошкольного возраста средствами хакасских народных игр. Описывается характеристика хакасских народных игр на освоение счета, формы, величины и пространства.

Ключевые слова: игра, воспитание, математическое развитие, хакасские народные игры.

На современном этапе проблема математического развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.

Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике, неотъемлемой частью которой является игра.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Исследование актуально, так как национальные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку и стремление к победе.

По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В ходе изучения педагогической и этнической литературы по проблеме исследования были рассмотрены хакасские игры А.Г. Кильчичакова, раскрыты виды хакасских игр и произведен их анализ в аспекте математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Представления о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируются у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения. Уже в старшей группе дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движе-

ний по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяжных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ.

Дети старшего дошкольного возраста отсчитывают количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета) на основе воспроизведения различными анализаторами. В ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с цифрами от 0 до 9. Учатся относить их к числам, различать, использовать в играх.

«Пестрая юла» - настольная игра. В игре используется юла, которая имеет 8 граней, 6 из них отмечены цифрами от 1 до 6. игроки стараются путем сложения получить в сумме 24. в процессе игры дети закрепляют порядковый счет от 1 до 6.

«Двенадцать палочек» - подвижная игра. Участнику необходимо в игре собрать 12 палочек. Происходит закрепление счета от 1 до 12.

«Айра» - игра с костями. Для игры необходимы кости от 15 до 30 штук. Выигрывает тот, кто забирает больше всех. Таким образом, путем добавления одного предмета к другому идет закрепление порядкового счета, развиваются мыслительные операции.

«Поймай кость» - игра с костями. Необходимо подбросить несколько костей вверх и тыльной стороной руки поймать их. Победителем считается игрок, набравший больше всех. Путем складывания происходит закрепление порядкового счета.

Форма. «Пестрая кость» - настольная игра. Для игры используется игральная косточка шестигранной формы. Показывая детям предмет, происходит сопоставление его с квадратом, прямоугольником.

«Пестрая палочка» - настольная игра. Для игры используется двенадцатигранный параллелепипед. Происходит знакомство с новым предметом, сопоставление его с другими, уже известными.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.