Научная статья на тему 'Развитие профессионального творчества курсантов вуза МЧС в процессе обучения специальным дисциплинам'

Развитие профессионального творчества курсантов вуза МЧС в процессе обучения специальным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов С. А., Третьякова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального творчества курсантов вуза МЧС в процессе обучения специальным дисциплинам»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

НОВОСЕЛОВ С.А., ТРЕТЬЯКОВА Е.А.

В последние годы вопрос о подготовке кадров для действия в нестандартных чрезвычайных ситуациях, в условиях повышенного риска приобрел исключительную остроту. Прокатившаяся в мире волна природных, техногенных, экологических и социальных катаклизмов заставила по-новому взглянуть на эту проблему. Так, специалисты формирований, направляемых в первую очередь к месту происшествия, во многих странах, оказались не готовы эффективно действовать в этих условиях. Известно, что, традиционно высшая школа, в том числе и система подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах МЧС России, была ориентирована на подготовку специалистов, осуществляющих свою деятельность в рамках традиционных технологий профессиональной деятельности и соответствующих им технологий образования. В наши дни время разработки и внедрения новых технологий профессиональной деятельности становится подчас короче периода обучения, что ставит высшую школу перед проблемой подготовки специалистов, об условиях будущей деятельности которых заранее многое не известно.

Этим объясняется потребность в научной и практической разработке проблем развития профессионального творчества специалистов и будущих специалистов -курсантов вузов МЧС, подготовки специалистов, умеющих гибко и творчески мыслить, способных не только традиционно руководить подчиненными, но и активно действовать, принимать самостоятельные креативные решения в нестандартных условиях.

Совершенствование процесса подготовки инженеров пожарной безопасности, наиболее актуально в области специальных дисциплин, поскольку именно они должны адекватно реагировать на социально-экономические изменения, изменения технологий профессиональной деятельности, так как именно специальные дисциплины являются наиболее подвижным компонентом высшего профессионального образования.

Однако, научно обоснованной технологии обучения, предусматривающей развитие творческого отношения курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности в процессе обучения специальным дисциплинам, на сегодняшний день не разработано, что неизбежно приводит к недостаточно высокому уровню готовности молодых специалистов ГПС МЧС к принятию креативных и одновременно ответственных решений в новых чрезвычайных ситуациях возникающих в их профессиональной деятельности.

Под развитием профессионального творчества мы понимаем закономерный процесс переноса личностной креативности курсанта, на область профессиональной деятельности в процессе обучения специальным дисциплинам, посредством включения курсантов в деятельность по прогнозированию ситуаций нового вида и формулированию на этой основе новых творческих задач в профессиональной сфере. При этом предполагается, происходит и соответствующее изменение состава и структуры деятельности педагога по управлению и постепенному совершенствованию творческой деятельностью курсанта.

Боевая работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обуславливает определенную специфику в деятельности пожарного спасателя, которая связана с систематическим трудом в необычных условиях, в ситуациях нового вида, в которых человеку приходится осуществлять целенаправленную деятельность в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта. При проектировании, прогнозировании ситуаций нового вида курсантов необходимо учить тому, чтобы предвидеть то или иное

развитие чрезвычайной ситуации. При этом моделирование этой ситуации в учебном процессе преобразует традиционную учебную деятельность курсантов в учебнотворческую. Она направлена на включение и отработку механизмов принятия нестандартных решений в нестандартных ситуациях, т.е. на формирование модели креативного и ответственного поведения специалиста МЧС, которая может быть использована выпускником вуза МЧС в реальной чрезвычайной обстановке. Курсант должен быть готов к поиску путей выхода из любой неожиданно возникшей ситуации нового вида.

Проведенный нами сопоставительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики подготовке курсантов вузов МЧС позволил установить следующее противоречие: эффективность действий пожарного спасателя в экстремальных ситуациях в значительной степени определяется высоким уровнем готовности к ним.

Динамичность экстремальных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость заблаговременной подготовки офицеров к выполнению внезапно возникающих задач профессиональной деятельности, следовательно, будущего специалиста необходимо готовить, прежде всего, к самостоятельной творческой деятельности в условиях особой ответственности за жизни людей и не противоречащей требованиям профессиональной дисциплины и выполнения профессионального долга. Для этого необходимо готовить будущих офицеров к принятию самостоятельных нестандартных решений в нестандартных ситуациях с одновременной проверкой возможных творческих решений на соответствие требованиям обеспечения безопасности людей и поставленным боевым задачам. Однако, квалификационные требования к подготовке инженеров пожарной безопасности в вузах МЧС России, не отражают потребности в развития креативных, творческих способностей будущих специалистов.

Поведение выпускников вузов МЧС России в боевой обстановке, позволяет сделать вывод о том, что умения пользоваться боевой техникой, знания тактики пожаротушения, организации и ведения аварийно-спасательных работ далеко не достаточно для действий в нестандартных условиях. Проблемы выпускника вуза связаны с тем, что, существующая система подготовки кадров для ГПС МЧС России, достаточно консервативна, темп внесения изменений в содержание образования, несоизмерим с ростом различных видов опасностей, риском возникновения техногенных катастроф. Таким образом, несмотря на очевидную невозможность быстрых изменений в содержании образования, соответствующих изменившейся обстановке, мы должны подготовить специалиста способного к быстрому реагированию в ситуациях нового вида, умеющего мыслить и действовать самостоятельно, творчески, нестандартно в сложных, а порой и экстремальных ситуациях; способного успешно, оригинально, без посторонней помощи решать профессиональные задачи. Об этом свидетельствуют, в частности, и результаты проведенных нами бесед и анкетирования руководителей органов управления и подразделений Государственной пожарно-спасательной службы, подтверждающих низкий процент готовности молодых специалистов к творческой деятельности в условиях реальных профессиональных ситуаций.

Исходя из проведенного анализа, была сформулирована проблема разработки педагогической технологии развития творческого отношения к профессиональной деятельности, соответствующего организационно-педагогического обеспечения, которые бы учитывали специфику учебных заведений МЧС. Эта специфика состоит в том, что с одной стороны вуз МЧС предполагает строгую дисциплину, жесткую регламентацию взаимоотношений типа «офицер - курсант», подчинение приказам и предписаниям, служебную подготовку, а с другой стороны качество подготовки специалиста МЧС во многом зависит от того, насколько состоялось воспитание высоконравственной творческой личности, способной сделать самостоятельный выбор и принять самостоятельное решение.

Содержание и формы организации процесса обучения специальным

дисциплинам в вузе МЧС могут стать основой развития профессионально ориентированного творчества курсантов - к этому выводу мы пришли в процессе проведенного нами с 2000 по 2006 годы исследования в Уральском институте ГПС МЧС России и его Тюменского филиала. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективного развития профессионального творчества курсантов вузов МЧС. Этому способствует разработка ориентированной на развитие креативности, творческих способностей курсантов модель процесса обучения специальным дисциплинам. Ее отличительной чертой является то, что в процесс обучения

специальным дисциплинам включены цели, компоненты содержания и методы развития профессионального творчества, и которые организованы в форме решения специально разработанных профессионально-ориентированных учебно-творческих задач. При этом в процессе обучения курсантов специальным дисциплинам организуется их учебно-творческая деятельность, включающая в себя

прогнозирование чрезвычайных ситуаций нового вида и формулирование на этой основе новых творческих задач в области профессиональной деятельности и поиск их решений. Удалось также доказать, что включение в структуру содержания

специальных дисциплин

эвристических методов решения профессиональноориентированных творческих задач способствует созданию психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая обеспечивает каждому курсанту возможность

проявления самостоятельности, инициативы, поиска путей решения нестандартных задач.

В ходе такой учебно-творческой деятельности происходит не только обучение, но и умственное развитие курсантов, формирование специфических черт творческого мышления: курсанты овладевают обобщенными способами действия при решении разных видов проблемных задач, происходит формирование приемов переноса знаний и умений, использование этих приемов на другом учебном материале.

Для организации учебно-творческой деятельности курсантов МЧС на занятиях специальными дисциплинами были разработаны профессионально-ориентированные творческие задачи, которые отличаются от стандартных своей многомерностью, неоднозначностью, множеством путей решения. В процессе решения разработанных нами творческих задач курсанты учатся логически мыслить, анализировать проблемную ситуацию, искать пути решения поставленной задачи.

Для преобразования обычной, стандартной задачи в профессиональноориентированную творческую задачу необходимо обозначить проблемную ситуацию, ситуацию нового для курсанта вида. Если появляется проблема, то становится востребованным поиск путей решения этой проблемы, и как следствие, становятся востребованными знания по изучаемым дисциплинам.

В качестве примера рассмотрим стандартную, типовую задачу: определить высоту расположения насоса над уровнем воды в водоисточнике, если насос забирает воду в количестве 120 л/с, диаметр всасывающей трубы 350 мм.

Потери напора во всасывающей линии 1,96 м.вод.ст. Величина вакуума во всасывающей полости насоса составляет 6 м.

Используя ряд формул, действуя шаблонно, по образцу курсант, вероятно, решит эту задачу и, скорее всего, будет удовлетворен любым получившимся значением

высоты расположения насоса. Ведь эта задача не заставляет задуматься над сущностью процесса всасывания и причинах влияющих на забор воды. Таким образом, найдя неизвестное, т.е. выполнив требование задачи, курсант будет считать эту учебную ситуацию исчерпанной.

А между тем, эта же самая задача может быть сформулирована совсем иначе, уже как творческая задача:

Объясните причину срыва забора воды насосом пожарного водопровода в количестве 120 л/с, если диаметр всасывающей трубы 350 мм. Высота расположения насоса над уровнем воды в водоисточнике 7,5м. Потери напора во всасывающей линии 1,96 м. вод. ст.

При решении этой задачи недостаточно одного знания формул. Наличие проблемной ситуации, которая в реальной действительности серьезно усугубляет чрезвычайную ситуацию, активизирует курсантов на поиск новых (даже если они являются субъективно новыми) путей решения проблемы, формирует умение «свободно переходить» из теоретического плана в практический и обратно. А в этой деятельности и развиваются креативные способности курсантов. В предложенной творческой задаче мы преднамеренно указали высоту расположения насоса над уровнем воды в водоисточнике выше предельно допустимой, но для того чтобы прийти к этому ответу курсантам необходимо детально проработать все возможные причины срыва забора воды. Поставленную задачу можно усложнить путем добавления вопросов по данной тематике, тем самым, превращая решение задач в миниисследование. В качестве примера можно привести следующие вопросы:

• возможно ли при описанных условиях возникновение кавитации;

• как процесс забора воды зависит от таких факторов, как температура воды, высота ее всасывания и т.д.

Творческая задача потому и трудна, что ее решение требует дивергентного мышления курсантов, мышления в новом, неожиданном направлении.

В постановке творческой задачи в большинстве случаев имеется явное или скрытое указание на противоречие: «явление происходит (или не происходит), в то время как по имеющимся представлениям должно быть наоборот... » Решить творческую задачу - значит снять это противоречие, выяснить, в чем наши представления ошибочны. Наиболее эффективным в таких случаях является применение приема, который получил название обращение исследовательской задачи, заключающегося в том, что вместо основного вопроса «как это явление объяснить?» переходят к вопросу «как это явление получить?»

Таким образом, происходит превращение исследовательской или познавательной задачи в творческую, в результате решения которой получают одну или несколько гипотез, подлежащих дальнейшей проверке с целью подтверждения или отклонения.

Еще одно важнейшее направление использования приема «обращения задачи» -выявление скрытых дефектов в деталях и конструкциях, скрытых недостатков в технологических процессах, как действующих, так и на стадии их проектирования. В этом случае можно воспользоваться модификацией приема «обращение», которую мы назвали «антидиверсионным подходом».

Сущность антидиверсионного подхода заключается в том, что при анализе конструкции или технологии задается вопрос: как этот объект могут испортить? То есть по сути дела, как заранее предвидеть и защититься от «диверсии» (происходит ли она преднамеренно или непреднамеренно, исходит от человека или от природных или технических объектов). После того как возможные способы порчи объекта будут найдены, решается задача: как этого не допустить?

Представляется, что такое изменение содержания и методов образования повышает эффективность подготовки специалистов для МЧС России. Задачи на использование «антидиверсионного подхода» в сочетании с известными эвристическими методами, такими как: прямой и обратный мозговой штурм,

синектика приводят курсантов к необходимости искать слабые, уязвимые места изучаемого объекта, что в конечном итоге позволяет более глубоко вникнуть в суть вопроса. Ведь если курсанты заранее поймут, как объект может быть «испорчен», то они смогут принять меры чтоб этого не допустить, или в случае реальной ситуации, аварии, будут готовы к той или иной нестандартной ситуации не только в содержательном, теоретическом, но и в деятельностном плане.

Необходимость поиска творческого решения задач в чрезвычайных ситуациях чаще всего выводит курсанта как в когнитивном, так и в деятельностном плане за рамки его специальности. Научиться решать трудные творческие задачи - значит, научиться смело выходить за рамки узкой специализации. Это требует специальной педагогической организации занятий по специальным дисциплинам, учитывающей специфику вуза МЧС.

На первом этапе преподаватели должны вовлечь курсанта в новое для него дело, заинтересовать, создать ситуацию успеха, т.е., создать все условия, для того чтобы у курсанта появилось желание применить тот творческий потенциал, который у него есть, на решение задач из области профессиональной деятельности.

Задача преподавателя на данном этапе заключается в создании эффекта творческой самостоятельности курсантов - не акцентируя внимания курсантов на факте своей педагогической поддержки, при помощи наводящих вопросов, поощрений, подтолкнуть курсанта к решению проблемы, модели ситуации нового вида. Если курсант почувствует удовольствие от выполненной работы, уверенность в возможности решения творческой задачи, признание коллектива, то ему захочется испытать это чувство вновь и вновь.

На втором этапе педагог должен закрепить тот положительный настрой, который создан на первом этапе, постепенно усложняя творческие задания и увеличивая объем самостоятельной работы курсантов, направленной на выработку умения работать в ситуации нового вида. Педагог должен показывать актуальность задач, ориентированных на предстоящую профессиональную деятельность, приводить примеры из практики, проводить аналогию между учебными ситуациями и реальными событиями. Важную роль играет также, взаимодействие педагогов смежных дисциплин, отработка четких межпредметных связей.

Должны меняться и формы проведения занятий, педагог, «чувствуя» группу может выбрать наиболее выигрышную с точки зрения развития творчества курсантов форму проведения занятия по специальной дисциплине. В зависимости от состава, состояния и настроя группы (подразумевается специфика учебных заведений МЧС, связанная с несением службы) формой проведения занятия может быть мозговой штурм, проведение мини-исследования по ходу решения творческого задания, ролевая игра. Педагог должен всячески поощрять, стимулировать проявление курсантами креативности и способности нести ответственность за самостоятельно предложенное новое решение.

На третьем этапе, когда у курсантов уже имеется опыт работы в ситуациях нового вида, им необходимо предложить самостоятельно разработать творческое задание. Таким образом, расширяется поле деятельности, обеспечивается свобода мыслительной деятельности, которая в свою очередь предполагает, во-первых, наличие у курсантов знаний по изучаемой дисциплине, во-вторых, развитые и «включенные» креативные, творческие способности, умение мыслить и действовать в нестандартных ситуациях, ситуациях нового вида. Суммируя все полученные знания и навыки, используя умение творчески мыслить и самостоятельно моделировать проблемную ситуацию, курсанты в процессе самостоятельной разработки творческого задания смогут перенести свой творческий потенциал в область предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.