Научная статья на тему 'Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования'

Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECT CULTURE / COMPONENTS OF PROJECT STUDENTS'' CULTURE / FORMATION / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаматгалеев Эмиль Ринатович

Статья посвящена поиску и научному обоснованию педагогических условий, обеспечивающих развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности; рассматриваются актуальность, цель, объект, предмет исследования. Раскрыты основные характеристики эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаматгалеев Эмиль Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of project culture of students of the basic school in urgent and non-labor activities: to the problem of research

The article is devoted to the search and scientific substantiation of the pedagogical conditions that ensure the development of the project culture of secondary school students in the classroom and after-hour activities; the relevance, purpose, object, subject of research is considered. The main characteristics of the experiment are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 134-138.

удк 373.4 Э. Р. Ламатгаяеев

Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования

Статья посвящена поиску и научному обоснованию педагогических условий, обеспечивающих развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности; рассматриваются актуальность, цель, объект, предмет исследования. Раскрыты основные характеристики эксперимента.

Ключевые слова: проектная культура, компоненты проектной культуры учащихся, формирование, развитие, педагогические условия, проектирование

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 134-138.

E. R. Hamatgaleev

Development of project culture of students of the basic school in urgent and non-labor activities: to the problem of research

The article is devoted to the search and scientific substantiation of the pedagogical conditions that ensure the development of the project culture of secondary school students in the classroom and after-hour activities; the relevance, purpose, object, subject of research is considered. The main characteristics of the experiment are revealed.

Keywords: project culture, components of project students' culture, formation, development, pedagogical conditions, design

Введение

згляд на мир как на целостную систему выявляет проблему формирования нового категориального аппарата мышления (осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию), ставит сложные задачи формирования нового стиля мышления, чертами которого являются открытость, гибкость, рефлексивность, проектность [6, с. 58].

Идея активного освоения проектной культуры в отечественной образовательной практике развивается исследователями с 1980-х годов. Среди аргументов следующие: - культурные и учебные институты проектирования способствуют ускорению общественного развития [4, с. 29];

- одним из сущностных свойств современной культуры является проектность [5];

- проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения [7, с. 106];

- проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века [Там же, с. 106];

- проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения;

- проектирование реализует идеи личностно-творческой педагогики;

- проектирование изменяет конкурентоспособность самого проектанта на рынке труда [Там же, с. 106].

Целью статьи является определение логических оснований разработки системы формирования проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности средствами проектной деятельности (на примере образовательной области «Технология»).

Актуальность

В педагогической среде продолжается активный поиск, касающийся темы психолого-педагогических, организационных условий формирования и развития проектной культуры и проектной деятельности учащихся. В частности, исследуются проблемы организации современного школьного обучения в области формирования личности ученика как субъекта проектной культуры:

- отсутствие в содержании образования специфического научно-проектного знания, в связи с чем малоуспешны попытки формирования у учащихся умения практически применять знания [2, с. 146];

- недостаточная изученность влияния технического моделирования и конструирования на занятиях по курсу «Технология» и в кружковой деятельности на развитие проектной культуры подростков [8].

В настоящее время разработано большое количество образовательных программ, методик формирования/развития проектной культуры учащихся/студентов/сотрудников предприятий. Имеются разработки программ развития проектной культуры (проектной компетенции) на уроках литературы, изобразительного искусства, английского языка, математики, естествознания, химии, физики; в высшем и среднем профессиональном образовании: в процессе подготовки студентов-дизайнеров, студентов-менеджеров, будущих педагогов (в том числе технологии и предпринимательства), студентов-проектировщиков и др.

Исследования, посвящённые проблеме развития проектной культуры учащихся на уроках технологии в школе носят эпизодический характер и оставляют вне рассмотрения такие компоненты проектной культуры, как схематизация, визуальная семиотика, организационное поведение и взаимоотношения в проектной группе, инновационная готовность, проектное мышление, проектное воображение и др. В трудах О. И. Генисаретского, Т. Л. Стениной, Н. В. Матяш и др., эти компоненты описаны, показано их значение.

Основным средством развития компонентов проектной культуры учащихся основной школы определена учебная проектная деятельность, которая по-разному рассматривается в современных педагогических концепциях. В нашем исследовании ведущую роль играет концепция культурно-исторической школы академика В. В. Рубцова и др.

Результат реализации нашей позиции отражён в программе развития проектной культуры учащихся, имеющей в структуре вариативную (предметную) часть, актуализирующей, в частности, естественнонаучную и технологическую подготовку в школе. Разработан авторский УМК.

Прежде всего, наша экспериментальная деятельность направлена на теоретическое и практическое исследование:

- возможностей применения современных педагогических технологий, и, прежде всего, технологии организации проектной деятельности, в качестве средства формирования компонентов проектной культуры учащихся;

- педагогических условий развития важнейших компонентов проектной культуры учащихся основной школы.

Анализ нормативной, исторической, методологической и психолого-педагогической литературы выявил ряд противоречий, разрешению которых посвящено данное исследование:

1) между потребностями социума в наличии у членов общества высокого уровня развития культуры проектирования искусственной среды, собственной жизнедеятельности и недостаточным развитием данных качеств у выпускников основной школы;

2) между потребностями учащихся основной школы в развитии компонентов проектной культуры и ограниченными возможностями основной школы удовлетворить эти потребности;

3) между заявленными целями педагогического процесса (развитие различных видов деятельности) и низким уровнем развития проектной деятельности у учащихся основной школы;

4) между потребностями в модернизации процесса образования в направлении обеспечения условий организации проектной деятельности учащегося и неготовностью многих педагогов к её осуществлению.

Проблема исследования. Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза. Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: формирование элементов проектной культуры учащихся основной школы средствами учебной проектной деятельности будет эффективным, если обеспечиваются следующие педагогические условия:

- определено содержание понятия «проектная культура учащегося основной школы»;

- определено и аргументировано содержание компонентов проектной культуры учащегося основной школы, а также способы доказательной оценки динамики развития проектной культуры учащихся;

- учитываются индивидуальные потребности, интересы склонности и способности личности, возможности и требования общества;

- разработана и научно обоснована модель методической системы развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности;

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)

- для учащегося основной школы актуализирована ценностно-смысловая значимость овладения проектными и исследовательскими компетенциями, а также опытом эмоционально-ценностных переживаний, сопровождающих процесс проектной деятельности;

- на базе предметных и метапредметных знаний у подростка сформированы представления о пространстве проектных возможностей и ориентировочные основы проектировочных действий;

- образовательный процесс включает следующие организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия: технология проектной деятельности является определяющей в обучении; программа обучения строится на принципах культурно-исторического типа школы; проектная деятельность осуществляется в форме интеграции урочной и внеурочной деятельности.

На основании определения В. И. Андреева [1], под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом поиска, отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения в целях формирования и развития компонентов проектной культуры учащихся основной школы. Виды педагогических условий развития проектной культуры учащихся: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические [3].

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия развития проектной культуры учащихся основной школы и опытным путём проверить эффективность их реализации в урочной и внеурочной деятельности (на примере образовательной области «Технология»).

Объект исследования: развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать философскую, историческую, психолого-педагогическую литературу, посвящённую феномену проектной культуры и особенностям ее формирования.

2. Разработать и научно обосновать модель методической системы развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности.

3. Определить и обосновать педагогические условия эффективной реализации модели развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности средствами проектной деятельности.

4. Разработать образовательную программу

развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности и её учебно-методическое обеспечение. Определить перспективы реализации учебной программы в образовательной практике.

5. Апробировать в образовательном процессе методическую систему развития проектной культуры учащихся основной школы.

Апробация также предполагает обсуждение теоретико-методологических основ исследования, его организации и результатов на семинарах и конференциях, позволяющее отрефлексиро-вать зрелость исследовательской позиции.

Приоритетные методы диагностики:

1. Наблюдение.

2. «До - после». Анализ когнитивных, аффективных и поведенческих характеристик исследуемого феномена, выполненный до и после эксперимента. Проведение экспериментальной работы с предварительным и итоговым оцениванием с использованием серии «срезов» в процессе экспериментальной работы, позволяющих охарактеризовать эффективность вводимых воздействий.

3. Отсроченный контроль.

В качестве методологических основ нашего исследования на конкретно-научном (психолого-педагогическом уровне) используются положения следующих концепций и теорий:

- культурно-исторической психологии (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, М. Ко-ула);

- культурно-исторической школы (В. В. Рубцова, А. А. Маргописа, и В. А. Гуружапова);

- поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

- развивающего обучения и содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);

- полисистемная модель воспитательного процесса в образовательном учреждении.

На уровне конкретного исследования методологические основы исследования составили:

- методология технологии;

- методология проектирования;

- общие принципы методики обучения технологии, идеи повышения системности и функциональности знаний, усиления связей теории с практикой;

- конкретные методы проведения педагогического исследования.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление отношения учащихся к проектной деятельности, уровня развития компонентов проектной культуры: мотивацион-но-ценностного, когнитивного, личностного, коммуникативно-деятельностного, творческого, рефлексивного. Ведущими методами диагностики выступают наблюдение, анкетирование. Предполагается взаимодополняющий, уточняющий характер ответов респондентов.

Формирующий эксперимент

Данное исследование совмещает в себе модельный и проектный типы формирующего эксперимента.

Модель развития проектной культуры учащихся включает взаимосвязанные блоки -концептуально-целевой, содержащий цели, принципы и методологические подходы; содержательно-технологический, включающий пути развития проектной культуры учащихся; оценочно-результативный, определяющий критерии и технологии оценки эффективности процесса развития проектной культуры учащихся, а также характеристики планируемых результатов в соответствии с поставленными целями. Разработанная модель представляет описательный аналог процесса развития проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности. Каждый из её компонентов, обладая специфическим содержанием и методическими особенностями, решает определённую часть общей педагогической задачи - развития проектной культуры учащихся. Разработанная структурно-содержательная модель определила логику и направленность этапов формирующего эксперимента: организационный, содержанием которого является создание условий для проведения эксперимента; проективный, включающий планирование экспериментальной работы; внедренческий, содержащий комплекс действий, направленных развитие проектной культуры учащихся. Подобная модель условно может быть названа конструктивной.

Формирующий эксперимент имеет характер научности проектно-программного типа. Задачей эксперимента является реализация идеального проектного содержания концеп-

ции культурно-исторического типа школы (автор В. В. Рубцов), идей философа проектности О. И. Генисаретского и др. При этом логика изменений в процессе становления школы проектов и программ рассматривается в зависимости от внешних и внутренних факторов, определяющих социокультурную и социально-педагогическую ситуацию в образовательном учреждении; от взаимодействия внешних и внутренних условий; от особенностей построения коммуникативно-развивающей социокультурной образовательной среды; учёта возможных рисков при решении образовательных задач; создания системы включения учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров в образовательный процесс.

С точки зрения организации эксперимента, исследование является естественным скрытым экспериментом: педагогические ситуации не нарушают привычный образовательный процесс; создаваемая экспериментатором ситуация остаётся вне сознания испытуемых, в этом случае обеспечивается полная естественность его проведения; возникающая в этом случае естественность поведения обучающихся повышает «чистоту» полученных данных.

Предлагаемые варианты реализации/развития исследования (учебной программы):

1. Реализация образовательной программы в урочной деятельности и внеурочной деятельности.

2. Проект культурно-исторического типа школы (эксперимент в сфере управления системой образования на локальном уровне).

3. Проектная школа в продлённой группе (3 года обучения).

4. Дополнительное образование (внеурочная деятельность, элективный курс, факультатив, творческое объединение) - от 1 года обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С. 568.

2. Давыдов В. Н. Теория и методика интегративно-проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2002. 317 с.

3. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. 1. pp. 8-14.

4. Крючков Ю. А. Проектная культура. Учебное пособие. М., ЦМИПКС, 1989. 33 с.

5. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. дис. ... докт. искусствоведения (17.00.06) / Сидоренко Владимир Филиппович; Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Госкомитета СССР по науке и технике. Москва, 1990. 32 с.

6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 176 с.

7. Филимонюк Л. А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога. Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 324 с.

8. Фильчакова, Ю. А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2003.

9. Формирование проектно-исследовательской компетенции школьников. Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская "Пирамида"». 5-9 классы. Оценочный и диагностический инструментарий программы в электронном приложении / авт.-сост. О. Ю. Писнова. Волгоград: Учитель. 44 с.

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

REFERENCES

1. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. Kazan, 1996. p. 568. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Davydov V.N. Theory and methodology of the integrative-project approach in the process of extracurricular work in chemistry: Diss ... Dr. Ped. Sciences: 13.00.02. Saint-Petersburg, 2002. 317 p. (in Russian)

3. Ippolitova N., Sterkhova N. Analysis of the concept of "Pedagogical conditions": essence, classification. General and Professional Education. 2012. no. 1. pp. 8-14. (in Russian)

4. Kryuchkov Yu. A. Design Culture. Tutorial. Moscow, CMIPKSC, 1989. 33 p. (in Russian)

5. Sidorenko V.F. Genesis of project culture and aesthetics of design creativity: the author's abstract. Dis. ... Dr. Art criticism (17.00.06) / Sidorenko Vladimir Filippovich; All-Union Scientific Research Institute of Technical Aesthetics of the State Committee of the USSR for Science and Technology. Moscow, 1990. 32 pp. (in Russian)

6. Modern pedagogical technologies of the main school under the conditions of GEF / O.B. Dautova, E.V. Ivanshina, O.A. Ivashedkina, T.B. Kazachkova, O.N. Krylova, I.V. Mushtavinskaya. Saint-Petersburg, KARO Publ., 2015. 176 p. (in Russian)

7. Filimonuk L. A. Formation and development of the project culture of the future teacher. Moscow-Stavropol, SSU Publ., 2007. 324 p. (in Russian)

8. Filchakova Yu. A. Conditions for the development of the project culture of adolescents in the classroom with visual arts and design in the general education school: Dis. ...PhD in Ped. Sciences: 13.00.01. Moscow, 2003. (in Russian)

9. Formation of the project-research competence of schoolchildren. Program of after-hour activity "Design workshop" Pyramid ". Grades 5-9. Evaluation and diagnostic toolkit of the program in the electronic application / Author O. Yu. Pisnova. Volgograd: Teacher. 44 p. (in Russian)

Информация об авторе

Хаматгалеев Эмиль Ринатович

(Россия, Санкт-Петербург) Аспирант Кафедры естественнонаучного образования СПб АППО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования E-mail: hamatgaleev.emil@yandex.ru

Information about the author

Hamatgaleev Emil Rinatovich

(Russia, Saint-Petersburg) Post-graduate student of the Chair of Natural Science Education of SPb APPO St. Petersburg Academy of Postgraduate Teacher Education E-mail: hamatgaleev.emil@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.