Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / БЮДЖЕТ / «WATERFALL» / «AGILE» / «SCRUM» / МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ (CPM) / КРИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ ПРОЕКТОВ CRITICAL CHAIN PM (CCPM) / СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиюхов Рамазан Русланович, Чиназирова Светлана Казбековна, Костенко Рузана Валерьевна

В настоящие время экономический прогресс требует решения ряда взаимосвязанных задач в субъектах Российской Федерации. Их значительная часть касается проблемы эффективности использования потенциала предприятий и организаций, функционирования в различных отраслях и сферах национальной экономики. Следовательно, для реализации экономического потенциала необходимы соответствующие процессы управления проектами региона. Проблема исследования состоит в том, как проектное управление влияет на развитие региона, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес для экономики региона. Цель написания статьи - поиск и обоснование подходов к совершенствованию процессов развития проектного управления в экономике региона. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье рассмотрена методология управления проектами, бюджет национальных проектов РФ и его структура. Изучена система государственного регулирования развития экономики региона. Обоснована актуальность использования инструментов проектного управления экономикой региона. Кроме того, представлены факторы, влияющие на формирование стратегии государства в региональном контексте. Рассмотрены новые инструменты развития проектного управления экономикой региона, такие как «Waterfall», «Agile», «Scrum», метод критического пути (CPM), критическое управление цепочкой проектов Critical Chain PM (CCPM). Обосновано, что использование инструментов региональной политики в значительной степени зависит от потенциала регионов, территориальных различий их развития, особенностей региональных проблем, степени децентрализации государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT MANAGEMENT OF THE REGION’S ECONOMY

Currently, economic progress requires solving a number of interrelated tasks in the constituent entities of the Russian Federation. A significant part of them concerns the problem of the effective use of the potential of enterprises and organizations, functioning in various sectors and spheres of the national economy. Consequently, appropriate project management processes in the region are needed to realize the economic potential. The problem of the study is how project management affects the development of the region, the solution of which is of significant practical and theoretical interest for the economy of the region. The purpose of this article is to search for and substantiate approaches to improving the development processes of project management in the economy of the region. The following methods of scientific cognition are used in the work: abstraction, analysis, induction, synthesis. The article discusses the methodology of project management, the budget of national projects of the Russian Federation and its structure. The system of state regulation of the development of the region’s economy has been studied. The relevance of using the tools of project management of the region’s economy is substantiated. In addition, the factors influencing the formation of the state strategy in the regional context are presented. New tools for the development of project management of the region’s economy are considered, such as: «Waterfall», «Agile», «Scrum», the critical path method (CPM), critical project chain management Critical Chain PM (CCPM). It is proved that the use of regional policy instruments largely depends on the potential of regions, territorial differences in their development, the specifics of regional problems, the degree of decentralization of public administration.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-96-105 УДК 332.1:338.24

(сс)

© 2021

Поступила 17.11.2021 Received 17.11.2021

Принята в печать 02.12.2021 Accepted 02.12.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare по conflict of interests

Рамазан Р. Сиюхов1, Светлана К. Чиназирова2, Рузана В. Костенко3

'ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; ул. Первомайская, д. 208, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

3ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет »; ул. Московская, д. 2, г. Краснодар, 350072, Российская Федерация

Аннотация. В настоящие время экономический прогресс требует решения ряда взаимосвязанных задач в субъектах Российской Федерации. Их значительная часть касается проблемы эффективности использования потенциала предприятий и организаций, функционирования в различных отраслях и сферах национальной экономики. Следовательно, для реализации экономического потенциала необходимы соответствующие процессы управления проектами региона. Проблема исследования состоит в том, как проектное управление влияет на развитие региона, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес для экономики региона. Цель написания статьи - поиск и обоснование подходов к совершенствованию процессов развития проектного управления в экономике региона. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье рассмотрена методология управления проектами, бюджет национальных проектов РФ и его структура. Изучена система государственного регулирования развития экономики региона. Обоснована актуальность использования инструментов проектного управления экономикой региона. Кроме того, представлены факторы, влияющие на формирование стратегии государства в региональном контексте. Рассмотрены новые инструменты развития проектного управления экономикой региона, такие как «Waterfall», «Agile», «Scrum», метод критического пути (СРМ), критическое управление цепочкой проектов Critical Chain РМ (ССРМ). Обосновано, что использование инструментов региональной политики в значительной степени зависит от потенциала регионов, территориальных различий их развития, особенностей региональных проблем, степени децентрализации государственного управления.

Ключевые слова: проектное управление, региональная экономика, государственное регулирование, национальные проекты, бюджет, «Waterfall», «Agile», «Scrum», метод критического

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

пути (СРМ), критическое управление цепочкой проектов Critical Chain РМ (ССРМ), системное исследование

Для цитирования: Сиюхов P.P., Чиназирова С.К, Костенко Р.В. Развитие проектного управления экономикой региона // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 6. С. 96-105. https://doi. org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-96-105

DEVELOPMENT OF PROJECT MANAGEMENT OF THE REGION'S ECONOMY

Ramazan R. Siyukhov1, Svetlana K. Chinazirova2, Ruzana V. Kostenko3

; FSBEI HE «Mctykop State Technological University»;

Pervomayskaya str., 191, Maykop, 385000, Russian Federation

2 FSBEI HE «Adyghe State University »;

208 Pervomayskaya str., Maykop, 385000, Russian Federation 3 FSBEI HE «Kuban State Technological University »;

Moskovskava str., 2, Krasnodar, 350072, Russian Federation

Abstract. Currently, economic progress requires solving a number of interrelated tasks in the constituent entities of the Russian Federation. A significant part of them concerns the problem of the effective use of the potential of enterprises and organizations, functioning in various sectors and spheres of the national economy. Consequently, appropriate project management processes in the region are needed to realize the economic potential. The problem of the study is how project management affects the development of the region, the solution of which is of significant practical and theoretical interest for the economy of the region. The purpose of this article is to search for and substantiate approaches to improving the development processes of project management in the economy of the region. The following methods of scientific cognition are used in the work: abstraction, analysis, induction, synthesis. The article discusses the methodology of project management, the budget of national projects of the Russian Federation and its structure. The system of state regulation of the development of the region's economy has been studied. The relevance of using the tools of project management of the region's economy is substantiated. In addition, the factors influencing the formation of the state strategy in the regional context are presented. New tools for the development of project management of the region's economy are considered, such as: «Waterfall», «Agile», «Serum», the critical path method (CPM), critical project chain management Critical Chain PM (CCPM). It is proved that the use of regional policy instruments largely depends on the potential of regions, territorial differences in their development, the specifics of regional problems, the degree of decentralization of public administration.

Keywords: project management, regional economy, government regulation, national projects, budget, «Waterfall», «Agile», «Serum», critical path method (CPM), critical project chain management Critical Chain PM (CCPM), system research

For citation: Siyukhov R.R., Chinazirova S.K, Kostenko R.V. Development ofproject management of the region's Economy. New Technologies. 2021:17(6):96-105. https://d0i.0rg/W 0920-2021-17-6-96-105 (In Riiss.)

В настоящее время для обеспечения всестороннего развития экономики страны важно понимать, как взаимодействуют

экономики отдельных регионов. Программы, проекты и портфели проектов можно считать новой экономической

инфраструктурой. Для создания этой мега-инфраструктуры требуются определенные условия, объединяющие политическую, экономическую и управленческую составляющие, что предполагает необходимость всестороннего изучения теоретических основ проектов регионального развития с учетом особенностей функционирования российской экономики. Оценка результатов деятельности региона является неотъемлемой частью управления экономикой РФ, которая позволяет определить влияние решений по управлению национальными проектами на результаты деятельности.

Методология управления проектом -это набор руководящих принципов и процессов для управления проектом. Цель методологии проекта заключается в том, чтобы обеспечить контроль, который

будет осуществляться за счет эффективного принятия решений и решения проблем. Такое поведение приведет к увеличению успешности некоторых процессов.

Осуществление оценки уровня развития организационно-экономических проектов на данный момент представляется довольно непростой задачей, поскольку многие текущие проекты были начаты в 2019 году и закончатся только к 2024 году. Бюджет национальных проектов РФ года представлен на рисунке 1.

Эффективная реализация государственной региональной политики за счет применения инструментов развития проектного управления экономикой региона зависит от того, в какой степени эти инструменты обеспечивают оптимальное, согласно фактическим показателям, региональное развитие. Это, в свою

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БЮДЖЕТ. МЛРД РУБ

ЕШ

&

**г

f©n

&

Здравоохранение 8 1725,8

Образование 10 784,5

Демография 5 3105,2

Культура 3 I 113,5

I

Безопасные и качественные автомобильные дороги шя

илье и городская среда 4 1066,2

Энология 11 4041.0 1

Наука 3 636,0

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 5 481,5

Цифровая экономика 6 1634.9*

Производительность труда и поддержка занятости 3 52.1

Международная кооперация и экспорт 5 956,8

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 1 1 6348,1**

Рис. 1. Бюджет национальных проектов РФ до 2024 года [1]

Fig. 1. Budget of national projects of the Russian Federation until 2024 [1]

очередь, требует четкого понимания, что такое региональное развитие.

Структура бюджета национальных проектов РФ представлена на рисунке 2.

Развитие региона - это такой режим функционирования региональной системы, который обеспечивает положительную динамику характеристик качества жизни за счет устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, экономического, ресурсного и экологического потенциалов территории [2]. Через инструменты государственной региональной политики обеспечивается государственное регулирование развития региона.

Государственное регулирование развития региона - это целенаправленное систематическое влияние государства, направленное на обеспечение высоких социальных стандартов, независимо от места проживания. Это влияние

заключается в создании нормативно-правовой базы, институционального, информационного и кадрового обеспечения с использованием программно-целевых методов и соответствующего финансово-экономического инструментария [3]. Главный инструмент реализации государственного политического направления в формировании эффективной, по экономическим показателям, деятельности региона является стратегия государства в региональном контексте развития. Актуальность использования инструментов проектного управления экономикой региона представлена следующей схемой (рисунок 3).

В стратегию государства в региональном контексте входит следующее [4]: обоснованность целевых показателей; разграничение того тенденциозного и оптимизированного пути развития, который есть на данный момент; создание

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

5,7

ТРЛН РУБ.

КОМФОР 1 МАЯ С : РЕДА

для жи: зни

9,9

ТРЛН РУБ.

ЭКОНОМИЧЕС кий

РОСТ

10,1

ТРЛН РУБ.

U

| ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЫОДЖЕ I У[|Ц1 БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Рис. 2. Структура бюджета Национальных проектов РФ [1]

Fig. 2. The structure of the budget of National Projects of the Russian Federation [1]

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОЕКТНОЕО УПРАВЛЕНИЯ

П

вызовы

л/'

Геополитические

политика сдерживания, применяемая в отношении России рядом заруоежных партнеров:

динамично меняющаяся макроэкономическая ситуация

V

Потребность

Обшемнровые тенленшш

р;13В11ТНЯ

рост глобальной конкуренции: у&есточение греоовашш инвесторов:

ускорение темпов на^шо технического прогресса: увеличение неопределенности и риска

■S повышение эффективности управления человеческими. финансовылш и материальными ресурсами в условиях их ограниченности и жесткой конкуренции:

v повышение эффективности деятельности органов власти н использование наноолее результативных современных методов управления

TF

Одним из основных направлений совершенствования

системы государственного управления является внедрение современных общепризнанных методов проектного управления

В В. Путин в рамках ПМЭФ-2019: «С'чигаю целесообразным создать в каждом регионе страны специальные пггаоы. проектные офисы, которые станут своего рода администрациями развития, обеспечат

внедрение лучших механизмов создания благоприятного инвестиционного климата»

Рис. 3. Обоснование эффективности внедрения инструментов проектного управления

в экономике региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 3. Justification of the effectiveness of the implementation of project management tools

in the economy of the region

приоритетного направления в политике по параметрам реализации ее структуры, инвестиций, инноваций, социальных

аспектов, что поможет сформировать план эффективной социальной и экономической направленности развития

Requirements

Г|Кб0ММ1

Analysis

\иа.1Ш

Design

Диинн

Implementation

IYLIHUUHII

Testing

1сс1и|юваиис

Deployment

PaiBcpibiumir

Miintenince

IrtHHSrCkOC

обс.П'А'НЫНИС

Puc. 4. Инструмент «Waterfall» Fig. 4. The «Waterfall» Tool

регионов, сформировать этапы по срокам реализованных позиций всех компонентов. Применение тех или иных инструментов нужно проводить с необходимостью учета [5]:

- меняющейся экономической ситуации на региональном уровне, что обусловлено влиянием рисков эндогенного и экзогенного (в т.ч. глобализации) происхождения;

- разного базового экономического уровня, имеющегося ресурсного обеспечения, нарастания тенденций к усилению диспропорции социально-экономического развития регионов;

- потребности по согласованию национальной нормативно-правовой базы регионального развития проектного управления с государственными институционально-правовыми подходами к реализации региональной политики.

К новым инструментам в политике регионального развития проектного управления экономической деятельностью региона относятся следующие:

- Традиционный инструмент «Waterfall» («Водопад»), Этот инструмент включает в себя ряд последовательных

действий в процессе управления проектом [6]. Он чаще всего используется при разработке программного обеспечения и для проектов, в которых четко определена структура. Визуально инструмент «Водопад» представлен на рисунке 4.

- Современный инструмент «Agile» («Гибкий») является противоположностью метода «Waterfall». Он способствует быстрому и гибкому подходу. В этом подходе нет обязательных требований, в нем нужно действовать постепенно с небольшими изменениями, которые отвечают изменяющимся требованиям [7]. Гибкость подхода означает, что его можно адаптировать к различным типам проектов.

Гибридный инструмент фокусируется на сборе и анализе требований на начальном этапе - это дань инструменту «Waterfall». С этого момента требуется гибкость подхода с акцентом на быстрые итерации. Гибридный инструмент лучше всего подходит для проектов, которые предъявляют средние требования по сравнению с «Agile» и «Waterfall», то есть они требуют структуры, а также гибкости [8]. Графически метод «Agile» представлен на рисунке 5.

AGILE

Рис. 5. Инструмент «Agile»

Fig. 5. The «Agile» tool

В основном это будут проекты среднего размера с умеренно высокой сложностью, но с фиксированным бюджетом. Скорее всего, есть представление о конечном продукте, но также есть открытость для экспериментов. Важно тесное сотрудничество, особенно после стадии планирования.

Инструмент «Scrum» («Хватка») не является полнофункциональным методом управления проектами. Скорее, он описывает подход к гибкому управлению с акцентом на проектные команды, короткие «спринты» и ежедневные встречи.

Инструмент «Scrum» помещает команду проекта впереди и в центр проекта. При таком подходе чаще всего нет непосредственного руководителя проекта. Вместо этого ожидается, что команда будет самоорганизующейся и самоуправляемой.

Визуально инструмент «Scrum» представлен на рисунке 6.

Вышеупомянутые инструменты управления проектами возникли в результате разработки программного обеспечения. Хотя, безусловно, их можно использовать и для непрограммных проектов. Одной из наиболее популярных альтернатив является метод критического пути (СРМ) [9].

В методе критического пути классифицируются все действия, необходимые для завершения проекта, в структуре разбивки работ. Затем отображается предполагаемая продолжительность каждого действия и зависимость между ними. Метод критического пути лучше всего подходит для проектов с взаимозависимыми частями, если требуется, чтобы задачи выполнялись одновременно или чтобы одна задача завершилась до того, как другая может начаться [10].

Critical Chain РМ- один из новейших инструментов управления проектами. Он был разработан как альтернатива методу критического пути с упором на управление ресурсами. ССРМ делает упор на использование ресурсов и минимизирует потерю производительности. Он в значительной степени зависит от «одно-задачности», то есть сосредоточен на задаче и избегает многозадачности. ССРМ лучше всего работает в средах, где ресурсы выделяются для одного проекта. Если есть специальная команда для проекта, он прекрасно работает. Если ваша команда распределена по нескольким проектам, придется бороться с планированием ресурсов.

К методам в политике регионального развития проектного управления

Рис. 6. Инструмент «Scrum»

Fig. 6. The «Scrum» tool

экономическом деятельностью региона можно отнести [11; 12]:

- инвестиции в развитие общества;

- формирование региональных инновационных систем;

- кластеры и сети;

- государственный фонд регионального развития;

- соглашения о региональном развитии;

- государственные целевые программы;

- программы преодоления депрес-сивности территорий;

- публично-частное партнерство.

Использование инструментов региональной политики в значительной степени зависит от потенциала регионов, территориальных различий их развития, особенностей региональных проблем, степени децентрализации государственного управления.

Основные методологические особенности системных исследований инструментария в региональном управлении можно охарактеризовать следующим образом. Для системных исследований характерен особый тип реальности, которую изучают. Она обычно многогранна, и чтобы построить системную теорию регионального развития,

необходимо одновременно решить ряд различных задач, вытекающих нередко из весьма отдаленных друг от друга научных дисциплин. Согласно этому, разнотипными оказываются и все остальные компоненты предмета системного исследования с помощью различных региональных инструментов. Однако все плоскости такого рода должны быть связаны в некоторый целостный познавательный организм регионального развития. Должны отвечать на вопрос, как этого достигнуть.

Возможность и необходимость использования инструментов, средств и методов различных наук в одном системном исследовании конкретной региональной логистической системы определяют специфическую проблему наглядной принадлежности и выявление того, насколько адекватна та или иная группа средств, соответствующих предмету исследования в проектном менеджменте региона, направленных на реализацию эффективной экономической стратегии региона.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что инструменты развития проектного управления экономикой региона, учитывают типологию регионов и реализуют эффективное сочетание

различных подходов регионального раз- аспектом, направленных на обеспечение вития, связанных с полицентричным доступности государственных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf.

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Цифровая стратегия развития экономики региона // Colloquium-journal. 2019. № 19 (43). С. 49-51.

3. Абрамов Р.А., Мухаев Р.Т., Соколов М.С. Критерии эффективности государственного и регионального управления в контексте проектного подхода // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 1. С. 96-112.

4. Буров В.Ю. Новые подходы к управлению социально-экономическим развитием региона в условиях экономического кризиса: региональные и международные аспекты // Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика, наука. Иркутск, 2016. С. 246-252.

5. Машенцова JI.C., Богомолова И.В. От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1(68-1). С. 288-290.

6. Макарычева А.С. Теоретические основы проектного менеджмента - 2015 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cybcrlcninka.rU/articlc/n/tcorctichcskic-osnovy-procktnogo -menedzhmenta.

7. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803. Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/9452.

8. Особенности регионального управления в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/4258996/

9. Регион как объект управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bstudy. net/712537/ekonomika/region_obekt_upravleniya.

10. Регион как объект управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data/020/960/1216/012Barbakov.pdf

11. Ашинова М.К., Михайлюк М., Наик Мухаммад. Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С.209-220.

12. Ashinova M. Chinazirova S., Kadakoeva G., Gisheva S. Risk assessment methods for innovative projects (методы оценки рисков инновационных проектов). The scientific heritage (Budapest, Hungary). 2020;7(54): 13-17. (In Russ.)

REFERENCES:

1. National projects: targets and main results [Electronic resource]. URL: http://static.government. ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (In Russ.)

2. Ashinova M.K., Chinazirova S.K. Digital strategy for the development of the economy of the region. Colloquium-journal. 2019;19 (43):49-51. (In Russ.)

3. Abramov R.A., Mukhaev R.T., Sokolov M.S. Criteria for the effectiveness of state and regional management in the context of the project approach. Theoretical and applied economics. 2017; 1:96112. (In Russ.)

4. Burov V.Yu. New approaches to the management of socio-economic development of the region in the conditions of economic crisis: Regional and international aspects. Russia and Mongolia: History, diplomacy, economics, science. Irkutsk, 2016:246-252. (In Russ.)

5. Mashentsova L.S., Bogomolova I.V. From competitiveness to sustainable development: regional aspect. Economics and entrepreneurship. 2017;3-l(68-l):288-290. (In Russ.)

6. Makarycheva A.S. Theoretical foundations of project management- 2015 [Electronic resource]. Access mode: https://cybcrlcninka.rU/articlc/n/tcorctichcskic-osnovy-procktnogo-mcncdzhmcnta (In Russ.)

7. On the main provisions of regional policy in the Russian Federation [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation No. 803 of 03.06.1996. Access mode: http://www. kremlin.ru/acts/bank/9452. (In Russ.)

8. Features of regional governance in Russia [Electronic resource]. Access mode: https://studfile. net/preview/4258996/ (In Russ.)

9. The region as an object of management [Electronic resource]. Access mode: https://bstudy. net/712537/ekonomika/region_obekt_upravleniya. (In Russ.)

10. The region as an object of management [Electronic resource]. Access mode: http://ecsocman. hse.ru/data/020/960/1216/012Barbakov.pdf. (In Russ.)

11. Ashinova M.K., Mikhailyuk M., Naik Muhammad. Financing of small and medium-sized businesses in the context of the COVID-19 Coronavirus pandemic. New Technologies. 2021;17(2):209-220. (In Russ.)

12. Ashinova M. Chinazirova S., Kadakoeva G., Gisheva S. Methods of risk assessment of innovative projects (methods of risk assessment of innovative projects). Scientific heritage (Budapest, Hungary). 2020;7(54):13-17. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Рамазан Русланович Сиюхов, аспирант ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» тел.: 8 (8772) 57 06 06 Светлана Казбековна Чиназирова, доцент кафедры экономически и управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент

Рузана Валерьевна Костенко, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», кандидат экономических наук

Ramazan R. Siyukhov, PhD Student of FSBEI HE «Maykop State Technological University»

tel.: 8 (8772) 57 06 06 Svetlana K. Chinazirova, Associate Professor of Economics and Management of FSBEI HE «Kuban State Technological University», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Ruzana V. Kostenko, Associate Professor of Economics and Finance of FSBEI HE «Kuban State Technological University», Candidate of Economic Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.