Научная статья на тему 'Развитие продовольственного комплекса Иркутской области в условиях членства России в ВТО'

Развитие продовольственного комплекса Иркутской области в условиях членства России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / FOOD COMPLEX / FOOD SAFETY / WORLD TRADE ORGANIZATION / REGIONAL ECONOMY / ECONOMY OF THE IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багайников Михаил Логинович

Рассмотрено влияние членства России в ВТО на функционирование продовольственного комплекса страны и регионов, в частности, Иркутской области. Дана краткая характеристика уровня развития продовольственного комплекса Иркутской области и выявлены наиболее вероятные угрозы, связанные с участием в ВТО. Предложены некоторые направления развития продовольственной сферы региона в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK REGION FOOD COMPLEX DEVELOPMENT UNDER RUSSIAN MEMBERSHIP IN WTO

The paper studies the effect of Russian membership in WTO on the functioning of the food sector of the country and regions, in particular the food sector of the Irkutsk region. The development level of the Irkutsk region food complex is briefly described and the most likely threats associated with the participation in WTO are identified. Some courses for developing the regional food sector under new conditions are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие продовольственного комплекса Иркутской области в условиях членства России в ВТО»

УДК 332.142.4:339.982

РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

л

© М.Л. Багайников1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрено влияние членства России в ВТО на функционирование продовольственного комплекса страны и регионов, в частности, Иркутской области. Дана краткая характеристика уровня развития продовольственного комплекса Иркутской области и выявлены наиболее вероятные угрозы, связанные с участием в ВТО. Предложены некоторые направления развития продовольственной сферы региона в новых условиях. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: продовольственный комплекс; продовольственная безопасность; Всемирная торговая организация; региональная экономика; экономика Иркутской области.

IRKUTSK REGION FOOD COMPLEX DEVELOPMENT UNDER RUSSIAN MEMBERSHIP IN WTO M.L. Bagainikov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper studies the effect of Russian membership in WTO on the functioning of the food sector of the country and regions, in particular the food sector of the Irkutsk region. The development level of the Irkutsk region food complex is briefly described and the most likely threats associated with the participation in WTO are identified. Some courses for developing the regional food sector under new conditions are proposed. 10 sources.

Key words: food complex; food safety; World Trade Organization; regional economy; economy of the Irkutsk region.

Как известно, в 2012 году Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Какие угрозы и возможности представляет этот шаг для нашей страны? Смогут ли российские отрасли на равных участвовать в конкурентной борьбе на международном рынке? Однозначных ответов на эти вопросы в настоящий момент не существует. Научное и экспертное сообщество разделилось на два лагеря: противников вступления в ВТО, считающих членство в этой организации источником угроз, и сторонников более глубокой интеграции России в мировую экономику посредством ВТО, расценивающих данный факт как стимул для скорейшей модернизации национальной экономики и вытекающие из этого новые возможности для её развития.

Участие России в ВТО потребует от агропродо-вольственного комплекса оперативного решения вопросов, связанных с повышением экономической эффективности деятельности, улучшением качества продукции, а также со снижением производственных издержек. Такую перестройку невозможно провести в сжатые сроки, поэтому, очевидно, потребуется некий адаптационный период для преобразования аграрной отрасли. Что касается государственной поддержки сельского хозяйства России, то, по заверению уполномоченных лиц, установленные на переговорах обязательства позволят сохранить её объём на прежнем уровне (относительно небольшой по сравнению с лидерами мирового агропродовольственного рынка), а

также позволят шире использовать другие косвенные способы поддержки, как то финансирование научно-исследовательской деятельности в сфере АПК, структурная перестройка сельского хозяйства, расширение сети дорог с твёрдым покрытием в сельской местности, строительство и модернизация линий электропередач и газопроводов, а также содействие повышению социально-культурной сферы на селе [8].

Полярность в оценке последствий вступления России в ВТО для национальной экономики в целом и агропродовольственного комплекса в частности подтверждает сложность и неоднозначность этого шага. Прежде всего, это объясняется наличием методологических трудностей моделирования последствий вступления в ВТО и субъективными причинами, связанными с отраслевыми и корпоративными интересами [3, с. 47].

Оценивая масштабы угрозы участия в ВТО на продовольственную безопасность, следует учитывать, что «основным принципом соглашений ВТО стали не запрет использования субсидий и меры, направленные на устранение ущерба, а система обязательств участников по ограничению и сокращению субсидирования производства и экспорта сельскохозяйственных товаров. <...> При этом правительства получили определённую свободу маневра и выбора конкретных объектов и форм субсидирования в рамках выполнения общих обязательств по снижению его масштабов» [10, с. 42].

1Багайников Михаил Логинович, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89641227416, e-mail: koterik@rambler.ru

Bagainikov Mikhail, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89641227416, e-mail: koterik@rambler.ru

Ю.С. Хромов пишет, что членство в ВТО «позволило бы России на равных отстаивать свои внешнеторговые интересы и пресекать неправомерную антидемпинговую практику со стороны импортеров российской продукции». При этом автор отмечает, что в полной мере это возможно только при достаточно развитом российском агропродовольственном секторе, способном проводить экспансию на международном рынке продовольствия [7, с. 110].

По мнению А. Аганбегяна, вступление в ВТО «очень важно, и не только с точки зрения материальных преимуществ, сколько ради скорейшей и менее болезненной интеграции в глобальную экономику». Вместе с тем в вопросах государственной поддержки сельского хозяйства и размера пошлин на сельскохозяйственную продукцию требуется максимально взвешенное, осторожное решение. Что касается российской пищевой промышленности, то здесь, по мнению А. Аганбегяна, ситуация стабильна: отечественные пищевики успешно конкурируют на внутреннем рынке с импортом, не смотря на то, что импорт продовольствия серьезно субсидируется правительствами соответствующих стран. То есть для пищевой промышленности полноправное членство в ВТО облегчит выход на международный уровень [1, с. 24].

Участие в ВТО открывает для России новые возможности эффективного развития национальной экономики, в результате усиления конкуренции, и облегчает выход на рынки других стран, благодаря выработанным единым правилам для всех участников этой организации.

А. Портанский, оценивая эффект от вступления России в эту организацию, пишет: «во-первых, присоединение к этой структуре позволит России получить свободный не дискриминационный доступ на внешние рынки и начать процедуры по отмене целого ряда ограничительных мер, от которых страдают российские экспортеры и производители. Во-вторых, в результате многолетних переговоров Москва получила вполне приемлемые с экономической точки зрения условия членства, которые не причинят ущерба отечественному производителю. В-третьих, воплощение в жизнь планов модернизации невозможно без равноправного участия в международном обмене товарами, услугами, технологиями. В-четвертых, Россия более не может оставаться в стороне от процесса выработки правил мировой торговли, ибо это угрожает долговременным экономическим интересам государства» [4, с. 133].

Мнение большинства противников вступления России в ВТО основано на том, что правила участия достаточно жёстко ограничивают возможности государственной поддержки национальных товаропроизводителей, что в условиях несовершенства структуры экономики и недостаточной развитости рыночных институтов может привести к крайне негативным последствиям.

Критически оценивает перспективы вступления России в ВТО Р. Гумеров, утверждающий, что именно ВТО стала первопричиной возникновения мирового продовольственного кризиса конца 2000-х гг., посколь-

ку не сумела преодолеть негативные тенденции мировой экономики (снижение уровня мировых запасов зерна и волатильность рынка зерновых культур, сокращение объёмов производства в результате экстремальных погодных явлений в 2005-2007 гг., динамика мировых цен на нефть) [2, с. 23].

Д. Эпштейн отмечает, что вступление в ВТО может негативно сказаться, во-первых, на сельскохозяйственном машиностроении, в результате снижения ввозных таможенных пошлин на импортную технику; во-вторых, на сельском хозяйстве страны, также в результате снижения пошлин на импортируемую продовольственную продукцию, что снизит общий уровень цен на внутреннем рынке и может привести к существенному снижению рентабельности производства отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей [9]. Эта проблема весьма актуальна и связана с низким уровнем развития аграрного комплекса России, его низкой экономической эффективностью, причиной которой выступают как внешние (диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, конкуренция с иностранными товаропроизводителями и т.п.), так и внутренние факторы (низкая материально-техническая обеспеченность производства, техническая и технологическая отсталость производства продукции, недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие средств для внедрения высокоэффективных технологий производства и т.д.).

По данным Российской академии сельскохозяйственных наук, после вступления в ВТО российский АПК будет терять 4 млрд дол. ежегодно. Также это приведёт к снижению доли России в мировом экспорте продовольствия до 1% и увеличению импорта на 2,3%. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать на 7,3 млрд дол. [6].

В условиях глобализации мировой экономики и в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию возникают угрозы национальной и региональной продовольственной безопасности. Рассматриваемая проблема усугубляется отсутствием в настоящее время эффективного внутригосударственного механизма противодействия возникающим угрозам.

Глобализация стала логическим завершением процесса формирования мирового хозяйства как способа внутрихозяйственного взаимодействия его участников. Однако результаты такого взаимодействия для самих участников довольно неравнозначны, что требует их адаптации к новым условиям не только с целью обеспечения своей безопасности, но и извлечения максимальной выгоды из вновь сложившихся обстоятельств.

Участие в ВТО регулирует три основных блока в сфере функционирования национального и регионального продовольственного комплекса: 1) облегчение доступа на внутренний рынок импортного продовольствия; 2) ограничение государственной поддержки аграрной сферы; 3) субсидирование аграрного экспорта.

Для характеристики возможных последствий вступления России в ВТО для агропромышленного и

продовольственного комплексов Иркутской области целесообразно детализировать потенциальные угрозы продовольственной безопасности региона и возможности её обеспечения. Так, к основным угрозам продовольственной безопасности Иркутской области можно отнести:

1. Либерализация правил торговли на национальном и региональном продовольственном рынке как следствие вступления России в ВТО ведёт к возникновению угрозы вытеснения местных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия иностранными товаропроизводителями. Наличие данной угрозы для продовольственной безопасности Иркутской области обусловлено главным образом недостаточной развитостью регионального АПК в результате влияния экономических, природно-климатических и инфраструктурных факторов.

Для нейтрализации этой угрозы органам государственной власти в регионе необходимо принять меры по повышению уровня доступности продовольствия для населения на региональном рынке Иркутской области с одной стороны, и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей региона - с другой.

2. В результате падения потребительского спроса на продовольствие местного производства высока вероятность усиления процессов дальнейшей деградации АПК Иркутской области. Эта угроза может стать следствием появления на региональном рынке продуктов питания иностранного производства, чья цена будет существенно ниже цены продовольствия местного производства. Сокращение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие местного производства приведёт к снижению экономической эффективности деятельности производителей продовольствия и даже, возможно, прекращению ими своей деятельности. Это может иметь серьезные последствия не только для экономики, но и для социальной сферы Иркутской области, поскольку сельское хозяйство неразрывно связано с жизнью села.

3. Дальнейшее снижение уровня социально-экономического развития села и благосостояния сельского населения. Развитие сельской местности играет важную роль в процессе обеспечения стабильной работы регионального продовольственного комплекса. Село не только влияет на уровень и эффективность продовольственного обеспечения страны, но и определяет его социально-демографический уровень. По этой причине следует рассматривать вопросы развития регионального АПК в увязке с социально-экономическим развитием села, как фундамента национального продовольственного комплекса.

На наш взгляд, необходимо принятие комплекса мер по адаптации национального продовольственного комплекса к изменившимся условиям с учетом специфических региональных особенностей. Для этого могут быть использованы следующие концептуальные направления:

1) укрепление институтов регионального продовольственного комплекса как компенсационной меры противодействия внешнему давлению в целях повы-

шения конкурентоспособности регионов, в том числе в продовольственной сфере;

2) совершенствование региональных институтов стратегического и индикативного планирования;

3) повышение уровня материально-технической оснащенности аграрного производства путем использования косвенных методов государственного воздействия;

4) разработка способов скрытой поддержки аграрного комплекса, не противоречащих нормам ВТО;

5) совершенствование института землепользования сельскохозяйственными товаропроизводителями;

6) укрепление межрегиональных экономических связей в рамках национальной экономики, основанных на сочетании использования сильных сторон каждого региона, для получения синергетических эффектов.

В продовольственной сфере Иркутской области целесообразно укрепление связей между территориями Байкальского региона, объединенными водосборной системой озера Байкал, согласно существующей геоэкономической концепции [5, с. 57].

Иркутская область - крупный субъект Российской Федерации, имеющий ярко выраженную промышленную специализацию. Доля производства агропродо-вольственной продукции в структуре валового производства региона весьма невелика и практически полностью перерабатывается и потребляется внутри региона.

Почти вся территория Прибайкалья относится к зоне так называемого рискованного земледелия, следовательно, полное обеспечение её населения продовольственной продукцией, особенно растениеводческой, априори невозможно. Но в условиях развития национального продовольственного рынка и всё большей интеграцией национального хозяйства в мировое постановка и решение этой задачи в полной мере не требуется. Однако существенные региональные различия, связанные с природно-климатическими условиями, плодородием почв, ландшафтом, традиционной отраслевой специализацией, а также общим уровнем социально-экономического развития, требуют использовать механизмы продовольственного обеспечения населения, учитывающие специфические особенности каждого региона.

В настоящее время уровень продовольственной безопасности Иркутской области характеризуется следующими общими показателями:

1. Потребление основных продуктов питания населения Иркутской области не соответствует установленным медицинским нормам потребления. Так, по мясу и мясопродуктам реальное потребление составило лишь 79,5% от рекомендованных медицинских норм; по молоку - 49,0%; яйцам - 78,1%; рыбе -54,9%; сахару - 84,2%; овощам - 55,4%; хлебным продуктам - 93,2%, и только по потреблению картофеля наблюдается превышение норм на 5,1% (по данным за 2010 г.),

2. Душевое потребление основных продуктов питания жителями Иркутской области отстаёт от общероссийского показателя, что даёт основание для принятия дополнительных мер по развитию регионально-

го АПК. Так, по данным за 2010 г., душевое потребление продовольствия жителями области к общероссийскому показателю составило: по потреблению молока - 77,3%; яиц - 75,5%; рыбы - 83,9%; сахара - 82,1%; растительного масла - 87,3%; овощей - 76,2%; хлебных продуктов - 91,6%.

3. Наблюдается стабильный рост импорта продовольствия в Иркутскую область из стран СНГ и дальнего зарубежья, млн дол. США: 2000 г. - 15,7; 2005 г. -13,4; 2006 г. - 23,2; 2007 г. - 24,7; 2008 г. - 24,3; 2009 г. - 21,2. Таким образом, в среднем за рассматриваемый период импорт продуктов питания вырос на 6,2%. Эта тенденция может усилиться в результате вступления нашей страны в ВТО.

4. Наблюдаются незначительные структурные сдвиги в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции в пользу увеличения выпуска продукции животноводства - с 59,3% в 2000 г. до 62,0% в 2010 г. При этом наблюдается серьёзное изменение объёмов выпускаемой животноводческой и растениеводческой продукции. Больше всего «просело» производство зерна - на 67% в 2010 г. по сравнению с 2000 г., и картофеля - на 18,6% за тот же период. Лидерами роста стали производство мяса - на 17,9% в 2010 г. по сравнению с 2000 г.; яиц - на 16,4%; овощей - на 9,3%.

5. Сокращение удельного веса Иркутской области в структуре валового выпуска сельскохозяйственной продукции во многом объясняется сокращением посевных площадей зерновых и овощных культур, практически в 2 раза в 2009 г. по сравнению с 1990 г. При этом наблюдается негативная тенденция снижения качества сельскохозяйственных угодий, выраженная снижением плодородия пахотных угодий и деградацией почв в результате нарушения агротехнических норм возделывания и влияния процессов водной и ветровой эрозии. Так, по данным Института географии СО РАН, развитие эрозионных процессов наблюдается в наиболее освоенном в аграрном плане Усть-Ордынском бурятском автономном округе, где эрозией затронуто около 42% сельскохозяйственных угодий (например, в Осинском районе - до 64%), в лесостепной зоне - 18%, в подтаёжной - 12%. Общая же площадь земель, затронутых водной эрозией, составляет 10,6% площади сельскохозяйственных угодий области и около 14% пашни.

6. Животноводство области также претерпело изменение, выраженное, прежде всего, сокращением поголовья сельскохозяйственных животных. Так, в период с 2001 по 2011 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 33,4%, свиней - на 26,2%, а поголовье овец и лошадей увеличилось на 8,7 и 17,7% соответственно. При этом остаётся достаточно низкой продуктивность сельскохозяйственных животных, что требует принятия дополнительных мер.

7. Неудовлетворительный уровень материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства предприятий Иркутской области не позволяет выйти на новый качественный и количественный уровень производства продукции. Это касается как растениеводческой подотрасли в части обеспеченности сельскохозяйственных угодий тракторами,

сельскохозяйственной техникой и оборудованием для первичной переработки сырья, так и подотрасли животноводства в части обеспеченности материальной инфраструктурой (животноводческими помещениями и оборудованием).

Для успешного развития агропродовольственного комплекса Иркутской области, а также в целях обеспечения продовольственной безопасности в условиях вступления России в ВТО, на наш взгляд, необходимо:

1. Увеличить производство зерновой продукции путём использования высокоурожайных сортов зерновых, приспособленных к местным климатическим условиям, а также изменения сложившейся видовой структуры возделываемых культур. Помимо улучшения сортности пшеницы следует увеличить долю посевов ржи (как для продовольственных целей, так и для увеличения фуражного фонда) и бобовых культур, прежде всего сои, которая имеет большие рыночные перспективы благодаря высокой пищевой и кормовой ценности.

2. Повысить продуктивность пахотных угодий путём применения научно-обоснованных севооборотов и почвозащитных способов обработки почвы с учётом конкретных ландшафтно-почвенных условий. Учитывая относительно невысокое естественное плодородие почв Иркутской области и суровые климатические условия, необходимо повысить продуктивность сельхозугодий за счёт применения:

- эффективных систем севооборота в агроценозах с учётом зональных условий, типа почв и уровня их использования;

- почвозащитной механической обработки почвы (применение данной технологий необходимо в первую очередь на тех угодьях, на которых наблюдаются или потенциально могут возникнуть и развиться процессы водной и ветровой эрозии).

3. Увеличить производство овощной продукции в защищённом грунте, предусматривающее использование высокоэффективных инновационных технологий и приёмов выращивания. Для развития тепличных комплексов требуются, прежде всего, применение конструкций и оборудования индустриального типа, поскольку большие объёмы производства позволят снизить удельную себестоимость конечной продукции. Однако развитие этого направления сопряжено с большими первоначальными затратами, что, безусловно, требует государственного участия. В природно-климатических условиях нашего региона особые требования предъявляются к эффективности системы отопления теплиц, а также её экономической эффективности с точки зрения затрат различных видов энергии. Поэтому при реализации данного направления следует уделить внимание новым, нетрадиционным, но имеющим большие перспективы источникам получения тепла, если не в качестве основного источника, то в качестве дополнительного, способного снизить общие затраты на отопление (использование солнечного тепла, теплонасосных установок и т.п.).

4. Развивать животноводство мясного и молочного направления путём породного улучшения поголовья (приобретение животных элитных пород и семенного

материала), проведения противоэпизоотических мероприятий на территории области, а также более широкого применения высокоэффективных средств труда (быстровозводимые по бескаркасной технологии помещения для содержания животных, вспомогательные помещения, оборудование для производства комбинированных кормов и т.п.).

Для реализации этого предложения требуется, во-первых, создание централизованного регионального банка сменного материала и эмбрионов сельскохозяйственных животных; во-вторых, предоставление сельскохозяйственным предприятиям возможности приобретения животных элитных пород не только на территории РФ, но и за её пределами; в-третьих, государственная поддержка деятельности племенных хозяйств области, занимающихся эффективной селекционной работой.

5. Разработать региональные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование продовольственной сферы и обеспечение продоволь-

ственной безопасности. Примером такого нормотворчества в области продовольственной безопасности могут стать принятые рядом субъектов Российской Федерации законы о продовольственной безопасности (Курская область, Воронежская область, Костромская область и др.). В условиях участия России в ВТО оправданным видится принятие в Иркутской области аналогичного документа, который позволит законодательно гарантировать экономическую доступность продовольствия через механизм государственного регулирования и обеспечить поддержку интересов региональных производителей продовольственной продукции.

Реализация предложенных выше мероприятий, на наш взгляд, позволит существенно укрепить продовольственный комплекс Иркутской области, обеспечив тем самым приемлемый уровень продовольственной безопасности региона. Это особенно актуально в условиях участия России в ВТО.

1. Аганбегян А. ВТО или изоляция // Экономические стратегии. 2007. № 1. С. 24-25.

2. Гумеров Р. Штурм или отступление? (О перспективах отечественного сельского хозяйства в случае форсирования процесса присоединения России к ВТО) // Российский экономический журнал. 2010. № 6. С. 20-36.

3. Королев И.С. Присоединение России к ВТО: последствия для пространственной экономики // Пространственная экономика. 2005. № 1. С. 46-60.

4. Портанский А.П. Миссия России в ВТО. Может ли Москва спасти Дохийский раунд? // Россия в глобальной политике. 2011. Т. 9. № 4 (июль-август). С. 133-141.

5. Рогов В.Ю. Основы формирования геоэкономических регионов современной России. Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2002. 200 с.

6. Сельское хозяйство России и ВТО [Электронный ресурс].

Библиографический список

URL: http://Hqc3^/ru/press-center/wto/109-2012-03-05-15-05-39.html

7. Хромов Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России: международные и внутренние аспекты. М.: РИСИ. 1995. 252 с.

8. Чкаников М. Замена корзины // Российская газета. 2010. 29 сентября. № 5298 (219).

9. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО. И что отберет [Электронный ресурс]. URL: http://agrokuban.ru/index.php?option=com_content&task=view&i d=12256.

10. Шадрина Е.Н. Всемирная торговая организация о нормах и правилах области субсидирования сельского хозяйства // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 11 (ноябрь). С. 41-45.

УДК 330

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© А.В. Волошин1

Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Представлены основные проблемы и факторы, влияющие на деятельность малых строительных предприятий. Дана характеристика концептуальных основ управления малыми предприятиями с учетом их особенностей и специфики строительства. Рассмотрены направления построения эффективной системы управления малым бизнесом. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера; малый бизнес; малые строительные предприятия; особенности и свойства малых форматов деятельности; концептуальные основы управления; реинжиниринг; концепция внутренних рынков корпораций; теория альянсов; теория оценок.

SMALL BUSINESS IN CONSTRUCTION: DEVELOPMENT PROSPECTS A.V. Voloshin

Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, Russia,129337.

1Волошин Александр Викторович, аспирант, тел.: 89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru Voloshin Alexander, Postgraduate, tel.:89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.