Научная статья на тему 'Развитие принципов регулярного градостроительства в эллинистических государствах'

Развитие принципов регулярного градостроительства в эллинистических государствах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
932
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Е. Н., Майорова Е. В., Шаповалова Е. Е.

В статье рассмотрены примеры практической реализации «гипподамовой сетки» в крупнейших городах Древней Греции эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.). В качестве примеров выбраны Приена, Олинф, Александрия Египетская и Пергам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие принципов регулярного градостроительства в эллинистических государствах»

Вестник ТГАСУ № 4, 2008

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.031/032

Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. архит., доцент,

Е.В. МАЙОРОВА, студентка,

Е.Е. ШАПОВАЛОВА, студентка,

ТГАСУ, Томск

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛЯРНОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

В статье рассмотрены примеры практической реализации «гипподамовой сетки» в крупнейших городах Древней Греции эллинистического периода (1У-1 вв. до н. э.). В качестве примеров выбраны Приена, Олинф, Александрия Египетская и Пергам.

После смерти македонского царя Филиппа II в 336 г. до н. э. власть наследовал его сын Александр (356-323). С его завоевательными походами на Восток обыкновенно связывают начало эпохи эллинизма, т. е. того периода, когда на почве слияния греческой культуры с местными традициями народов Востока зародилось качественно новое искусство, проявившееся во всех областях человеческой деятельности, включая архитектуру и градостроительство. Активное освоение захваченных территорий сопровождалось широкомасштабным строительством военных поселений гарнизонного типа. Для увеличения темпов строительных работ необходимо было применять универсальную градостроительную схему, равно пригодную как для возведения городов, так и для строительства постоянных и временных военных лагерей. Требованиям нового градостроительства наилучшим образом отвечала регулярная система планировки, построенная по принципу перпендикулярно-осевой сетки жилых кварталов и улиц, примененная в Греции еще в середине V в. до н. э. зодчим Гипподамом (485-405). Однако анализ планов эллинистических городов показал, что начавшийся процесс разделения городов на центр с зажиточными кварталами рабовладельцев и торговцев и периферию, где ютились городская беднота и ремесленники, коренным образом изменил социальный смысл этого приёма.

Причины обращения античных строителей к регулярной планировочной схеме в эллинистическом градостроительстве могут быть следующие:

- значительный рост городского населения (до 500 тыс. человек в Александрии Египетской);

© Е.Н. Поляков, Е.В. Майорова, Е.Е. Шаповалова, 2008

- государственный характер распределения земли (система нарезания земельных участков);

- упрощение системы благоустройства (водопровод, канализация и т. п.);

- возможность разделения различных групп населения по социальному и профессиональному признаку;

- обеспечение благоприятного зонирования кварталов и отдельных домов.

Направление улиц при регулярной планировке греческих городов определялось, по-видимому, характером рельефа. Главные улицы разбивались вдоль горизонталей, причем пересекающие их улицы в некоторых случаях были настолько круты, что превращались в лестницы, а примыкающие к ним участки укреплялись подпорными стенами. Ширина улиц варьировалась от 4-5 до 7-8 м. В некоторых городах одна или две улицы делались шире остальных и становились градообразующими. Вдоль них размещались административные, торговые, культовые, зрелищные, спортивные здания и сору-жения, крупнейшие городские площади и парки. Единообразия в ориентации улиц по странам света не было.

Жилые дома строились по единому образцу. Их скромные, выложенные из сырцового кирпича фасады тесно примыкали один к другому и прорезывались только проемами входных дверей, изредка - одинокими окнами во втором этаже. Однообразие городских улиц кое-где нарушалось общественными фонтанами. Архитектура фонтанов была чрезвычайно разнообразна: она варьировалась от небольшой вертикальной каменной плиты с раковиной, помещенной в нише фасада, до многоколонного портика со сложным устройством водоразборных бассейнов.

Городские площади обычно занимали участки, равные или кратные жилым кварталам. Агора получила теперь значение не только главной торговой, но и общественно-политической площади города. Стороны её обстраивались отдельными портиками в отличие от п-образных портиков позднейшего времени. Вблизи агоры обычно возводились важнейшие общественные сооружения и святилища (также равные или кратные по величине жилым кварталам).

В эллинистическом городе кардинально изменилась функция общественного центра. В классическом городе был один центр, и его роль выполнял храм бога-покровителя города или цитадель правителя-тирана. В эллинистическом городе могло быть несколько центров:

- административный (здания собраний органов городского самоуправления - экклестиарии, булевтерии, царские дворцы);

- культовый (храмы, святилища, алтари, некрополи и т. п.);

- торговый (рынки, гавани, склады);

- культурно-бытовой (музеи, библиотеки, театры, гимнасии, картинные галереи и т. п.);

- спортивный (стадионы, ипподромы, палестры, бассейны и пр.).

Каждый из этих центров формировался вокруг площади-агоры. Он был

окружен одно- или двухъярусной колоннадой (стоей). Основные постройки (храмы, биржи, торговые лавки, конторы ростовщиков и т. п.) располагались по периметру площади.

По-новому стала решаться транспортная система города. Строились широкие магистрали общегородского значения. В местах их пересечений возникали площади, парки, городские скверы, фонтаны. Зеленые «клинья» рассекали город на квадраты. Важнейшие перекрестки выделялись монументальными арками и тетрапилами (четверками колонн, объединенными поверху архитравами или арками). На городских улицах и на площадях стояли монументальные постройки общественного значения, многочисленные статуи (в том числе и колоссальных размеров), устраивались передвижные выставки, временные декорации для театрализованных представлений. Спецификой эллинистического периода также можно считать появление библиотек и мусейонов. Получили развитие инженерное и монументально-декоративное искусство, строительство дорог и гаваней. Город защищали крепостные стены с башнями, форты и бастионы. В ходе междоусобных войн между диадохами Александра и их преемниками (эпигонами) зародилось искусство «правильной» осады и обороны городов - поли-оркетика. Создавались новые типы осадного и оборонительного оружия (труды Архимеда, Филона Византийского, Деметрия Полиоркета, Диада, Хария, Эпимаха и др.).

Ярким примером тому может служить осада Сиракуз, в которой принял участие Архимед: «Когда римляне, - говорит Плутарх в жизнеописании Мар-целла, - подступили к городу с двух сторон, Архимед привел свои машины в действие одновременно против римской пехоты и судов. В пехоту неслись стрелы и огромные камни с шумом и невероятной быстротой, и решительно ничто не могло предохранить от их ударов... Против же кораблей внезапно поднимались со стен бревна. Один корабль они силою тяжести ударяли сверху и погружали в пучину, другие же особыми крюками, наподобие железных рук, они ухватывали за носовую часть, поднимали вертикально и топили. Или же корабль, перевязанный протянутыми в противоположных направлениях канатами, вращался из стороны в сторону, разбивался о скалы, находившиеся около городской стены. Вместе с кораблем погибал и многочисленный экипаж.» [1].

Эллинистический город, начиная от мировой столицы и кончая небольшим городком, представлял более сложный и дифференцированный организм, чем город классического периода. На смену стихийно сложившемуся и стихийно разраставшемуся конгломерату жилых кварталов, которые были сконцентрированы вокруг древнего акрополя, создаются города нового типа. Возведение их становится делом государственным, что определило как размах строительства, так и значительные для того времени величину и благоустройство населенных пунктов. Возникли заново либо были перестроены и расширены такие крупные центры эллинистической ремесленной промышленности, торговли и культуры, как Милет, Эфес, Пергам, Магнесия на Меандре, Приена, Ассос в Малой Азии, Делос и Родос на островах Эгейского моря и множество новых городов и военных поселений (крепостей) па территории Персии, Сирии, Двуречья и Африки. Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии, с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, са-

дами и парками, загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком. Эти мегаполисы достигли невиданного для древнего мира количества населения (около полумиллиона человек). Обширная сеть благоустроенных сухопутных дорог связала торговые города империи. Грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, появлением ряда трудов по теории архитектуры и практике строительства.

Строительство ряда городов нового типа диктовалось в эпоху эллинизма необходимостью создания широкой сети торговых и военных опорных пунктов для освоения новых территорий и обеспечения торговых путей на эллинистическом Переднем Востоке. Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена, в котором войско македонян вынуждено было остановиться в период осады Милета. Приена представляет интерес не только в связи с благотворительностью Александра, но и потому, что это был один из немногих греческих городов, который был выстроен почти единовременно в середине IV в. до н. э. «Приену основал Эпит, сын Нелея; позднее -Филота (начальник конницы Александра Македонского. - П.Е.), который вывел колонистов из Фив.» [2, с. 593]. Город вобрал в себя все лучшее, что было создано градостроителями классического периода. В то же самое время в Приене можно наблюдать новые черты, присущие уже эллинистическому периоду.

Строительство этого городка связывается с именем зодчего Пифея, датируется второй половиной ГУ-11 в. до н. э. Он был одновременно и скульптором, и строителем, и теоретиком архитектуры. Пифей считал, что архитектура требует всесторонней, граничащей с гениальностью, одаренности, которая обязывает зодчего «во всех касающихся архитектуры науках быть более сведущим, чем каждый из специалистов в этих науках».

Город расположен на крутом склоне в нескольких километрах от берега моря. Близость моря создавала мягкий влажный микроклимат. Приена располагалась на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшемся к долине извилистой реки Меандр: «За устьями Меандра идет побережье Приены, над которыми расположены Приена и гора Микале, где много зверей и густой лес.» [Там же, с. 595]. Верхняя часть города примыкала к скале, на вершине которой был расположен некогда господствовавший над городом акрополь. Горный склон защищал поселение от северных ветров, чистые горные источники питали водой. Благодаря крутому рельефу легко осуществлялся естественный сток ливневых вод (рис. 1).

В городе жило около пяти тысяч жителей. Он был построен по гиппо-дамовой системе, улицы ориентированы строго по странам света. Это обеспечило оптимальную инсоляцию жилых зданий, помогло организовать водоснабжение и канализацию, связало центр города с периферией удобными для передвижения кратчайшими путями. Город окружала крепостная стена, которая охватывала территорию с учетом его дальнейшего роста. Главный вход был расположен с востока и представлял собой ворота, перекрытые клинчатой аркой с двумя сторожевыми башнями по бокам. В нижней части города раз-

мещались комплекс сооружений для спортивных упражнений, стадион и нижний гимнасий.

Рис. 1. Приена. Макет центральной части города

Планировочная сетка города включала семь продольных и шестнадцать поперечных улиц. Главная улица шириной 7,36 м имела широтную ориентацию и называлась улицей Западных ворот. Она была единственной проезжей магистралью. Все остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Второстепенные улицы, пересекающие главные под прямым углом, с севера на юг, были выполнены в виде лестниц, вырубленных в скале. Ширина их не превышала 3,0-4,5 м. Линии домов спускались по склону террасами. Город был поделен на жилые кварталы размером 35,4^47,2 м (3:4). Интересно, что в Приене широко применялось «золотое сечение», примером чему может служить городская агора (рис. 2).

Вообще в античном градостроительстве трудно найти иной город, где гармонизация городского пространства была бы выполнена с такой же последовательностью. Однако здесь сказались и слабые стороны «гипподамо-вой сетки», которая была рассчитана на идеальные условия плоского рельефа. Реальный же ландшафт не всегда отвечал этому требованию: «Правильная сетка улиц и кварталов Приены совершенно не считается с рельефом местности, на которую эта геометрическая сетка механически накладывается. В связи с этим для эллинистических городов очень характерен контраст между правильным рисунком улиц и совершенно неправильной линией окружающих город крепостных стен, которые ориентированы на рельеф местности, приспособляясь из стратегических соображений к естественному очертанию площадки, занятой жилыми кварталами.» [3]. Городской центр Приены сформировался в 111-11 вв. до н. э. В его состав входила прямоугольная агора (размерами 75,6^46,3 м), предназначенная для торговли и общественных собраний. Она была застроена с трех сторон портиками и лавками (рис. 3).

Рис. 2. Приена. План города в конце I в. н. э. (по раскопкам):

1 - священная стоя (стоа Ороферна); 2 - экклесиастерий; 3 - пританей; 4 - святилище Зевса Сосиполия; 5 - мясной и рыбный рынок; 6 - храм Афины Полиас; 7 - алтарь Афины; 8 - пропилеи; 9 - нижний гимнасий; 10 - улица Западных ворот; 11 - улица Источника

Сюда также входили портик священной стои, зал заседаний народного собрания - экклесиастерий, где жители города вели обсуждение текущих политических вопросов, заключали торговые сделки и ждали решений совета, театральное здание, верхний гимнасий, святилище Зевса и, наконец, священный участок храма Афины. Его местоположение, однако, не обеспечивало ему главенствующего положения в ансамбле. Развитый комплекс общественных зданий центра города, большинство которых было возведено из мрамора, резко выделялся среди однообразной жилой застройки своими размерами, монументальностью форм, изяществом и тщательностью отделки, полихромной расцветкой деталей, придававших ансамблю центра исключительное великолепие. Улицы, жилая застройка, общественные здания и парки стали единым ансамблем, строго упорядоченным в соответствии с практическими и художественными требованиями.

Рис. 3. Центральная часть Приены

Все общественные здания Приены располагались на трех террасах. На нижней террасе, возвышающейся на 30 м над уровнем реки Меандр, размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и примыкавшим к нему с востока стадионом. От гимнасия поднималась вверх, на высоту 43 метра, широкая лестница. Она вела на вторую террасу, где находился общественный и торговый центр. Он состоял из агоры, прилегавшего к ней с запада продуктового рынка, а с востока - святилища Зевса. С агоры лестница в 72 ступени вела на третью террасу, возвышающуюся на 90 метров над уровнем реки. Здесь находилось главное святилище города -храм Афины Полиады - покровительницы города (рис. 4).

Известно, что этот храм был построен зодчим Пифеем на средства Александра Македонского. Ионический периптер был хорошо виден с юговосточного угла агоры, т. е. по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода (Афинский акрополь и др.). Еще выше

по рельефу находились верхний гимнасий и театр. На вершине горы располагался так называемый Старый акрополь, служивший дозорной площадкой.

Рис. 4. Общественные здания Приены (реконструкции Ф. Кришен):

а - священная стоя (сер. II в. до н. э.); б - угол храма Афины Полиады (арх. Пи-фей, IV в. до н. э.)

Большинство общественных зданий Приены было высечено из мрамора. Они резко выделялись среди однообразной жилой застройки своими размерами, изяществом и тщательностью отделки, полихромной расцветкой деталей, придававших ансамблю исключительное великолепие. Таким образом, Приена стала уникальным образцом эллинистического градостроительства, соединившим в себе два направления: усовершенствованную регулярную систему и строительство монументальных ансамблей на террасах.

Жилой квартал эллинистического времени представлял собой единый комплекс, включавший несколько однотипных жилых домов. Относительно небольшие по размерам жилые кварталы (Приена - 35^47 м, Милет -30x36 м, Книд - 32x48 м) могли вместить 4-6 домовладений. Поэтому размеры среднего жилого дома колебались от 15x18 до 16x24 м. Однако этот принцип застройки обычно не соблюдался богатыми застройщиками. Поэтому в эпоху эллинизма появляются большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.

Усадебные дома, образующие сплошную застройку квартала, имели общие, отделяющие один дом от другого, стены и дворы, окруженные портиками. Обычно дом состоял из небольшого мощеного дворика, окруженного жилыми и служебными помещениями. Среди них выделялась своим портиком комната хозяина усадьбы. Более богатые дома имели внутренние дворы-перистили. В некоторых случаях за домом находил-

ся небольшой сад. На улицу выходили глухие стены и ограды с проемами входов (рис. 5).

.................Д I-

р б 10 а.ои

Рис. 5. Приена. Планы жилых домов с перистильными двориками

Планировка Приены отразила наиболее передовые идеи не только в архитектурной, но и в социальной организации города, зародившиеся в период наивысшего расцвета рабовладельческой демократии: «Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерно жесткую планировочную схему Платона. Он писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше и для безопасности города, и для его благообразия.» (Политика, VII, 10-11). Аристотель высказывал также свое мнение о городских площадях. Он предлагал одни площади целиком предоставлять торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл «чистыми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной схемы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. » [4].

Регулярная планировка, естественно, не могла получить широкого применения в старых городах. В этих условиях особенный интерес представляют раскопки города Олинфа, который сложился в V-IV вв. до н. э., был разрушен македонским царем Филиппом в 348 г. до н. э. и никогда уже больше не отстраивался (рис. 6).

Рис. 6. План города Олинфа, У-ІУ вв. до н. э.

Городом, построенным, вероятно, в пору расцвета теории Гипподама и его творчества, был Олинф (Македония), открытый и исследованный американской экспедицией под руководством профессора Робинсона на севере Греции в 20-30-х гг. Гипотеза об авторстве Гипподама выдвинута самими американскими учеными, которые, впрочем, умолчали о своем социально-историческом открытии, которое могло осветить социальную теорию Гипподама. Этот город, принадлежащий к афинской колонии, был заново отстроен, также как Пирей и Фурии, вероятно, в 40-х гг. V в. Спустя 70-80 лет он был полностью разрушен войском царя Филиппа Македонского за то, как говорят историки, что царь при осаде этого города потерял глаз от удара стрелы: «Этот небольшой город-колония на 5 тыс. жителей имеет четкий регулярный план с узкими типовыми кварталами и стандартными жилищами. Сблокированные в два ряда по пять домов, квадратных в плане, олинфские кварталы имели размеры 300^120 футов (примерно 100x40 м) и разделялись пополам проходом шириной около 2 метров, служившим для удаления нечистот. Каждый дом 60x60 футов (~19х20 м). Дворики их также квадратны - 24x24 фута (8x8 м), а все размеры плана кратны высоте человеческого роста размером в рост в 6 греческих (аттических) футов (1,72 м). Мера эта носила свое название - «оргия». Все размеры комнат кратны этому модулю.» [5, с. 68]. Дома на смежных участках имели общие боковые стены, так что застройка каждого квартала представляла собой два жилых блока по 5 домов в каждом (рис. 7).

Рис. 7. Олинф: а - жилой квартал; б - разрез жилого дома; в - план усадьбы

Таким образом, единый градостроительный замысел охватывал не только сеть улиц и расположение площадей, но также и внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов. Реконструкция жилых домов поражает уменьем использования солнечного освещения и тепла, высоким уровнем комфорта (водопровод, канализация, ванны и ванные комнаты, особое устройство кухонь, с вытяжкой), искусством создания человеческой масштабности и уюта, а также красивых натуральных галечных мозаик. Все жилые комнаты в двух этажах открыты своими дверными и оконными проемами на юг, общая линия блокировки комнат, имея широтное направление, параллельна длинной стороне квартала, что давало возможность превратить пять домов квартала в один дом. Греки считали это основным признаком красоты городской застройки. Соединение таких зданий в прямоугольные кварталы требовало стандартизации домов и всей сети улиц. Поэтому, начиная проектную работу, планировщик города должен был раньше изыскать наиболее рациональный план единичного жилого дома, который превращался при этом в жилую секцию или ячейку (квартиру).

Приведем еще один пример успешного применения «гипподамовой сетки» в эллинистическом градостроительстве. Речь идет об одном из проектов Дейнократа (Динократа, Хейрократа) - придворного зодчего Александра Маке-

донского. Классическим примером может служить Александрия Египетская. Город был основан на территории, находившейся между морским побережьем и озером в дельте Нила. Напротив располагался остров Фарос, на восточной оконечности которого в начале III в. до н. э. был построен маяк 130-метровой высоты, считавшийся в древнем мире одним из семи чудес света.

От мыса Лохий в восточной части города в сторону Фароса была построена дамба. В середине ее был оставлен проход для судов, направлявшихся в гавань. Помимо этого был прорыт канал из Нила - Канопус. Город был ориентирован почти точно по странам света. Архитектор Дейнократ, которому была поручена планировка города, создал регулярный план с ясно выраженным перекрестком главных улиц, около которого ближе к морю располагался центр города: форум, театр, дворец, а позднее Мусейон - своеобразный центр наук и искусств с крупнейшей и лучшей в древнем мире библиотекой. Весь город пересечен улицами, удобными для езды верхом и на колесницах, и двумя весьма широкими проспектами более плефра шириной, которые под прямыми углами делят друг друга пополам. Город имеет прекрасные священные участки, а также царские дворцы, которые составляют четверть или даже треть всей территории города.» [2, с. 732]. Главная улица города проходила параллельно морю. Она имела протяженность в 40 стадий, то есть свыше 7 км при ширине в 100 футов (около 30 м). Улица на всем своем протяжении имела колоннады. Высота застройки в Александрии, по свидетельству древних писателей, достигала 70 футов, т. е. 20 метров. В городе имелись обширные парки. Особенно славились сад мусейона, священная роща при здании судопроизводства Дикастерионе, расположенная также в центре города, и парк Па-нейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине. Необходимо отметить, что план эллинистической Александрии изучен еще недостаточно, однако литературные источники повествуют о том, что этот город под конец эпохи эллинизма был одним из крупнейших торговых и культурных центров Средиземноморья и что его население к этому времени лишь немногим уступало Риму (рис. 8).

Более подробно обо всем этом мы изложили в статье «Дейнократ - придворный зодчий Александра Македонского» [6].

Подтвердим преимущества регулярной градостроительной системы дополнительными примерами: «Город Магнесия на Меандре (Малая Азия) имела ориентированную по странам света регулярную планировку. Главное святилище города - Артемисий, городской театр, стадион размещены свободно в отношении сетки улиц, соответственно рельефу участков. Это свидетельствует о соблюдении эллинских традиций в ряде вопросов градостроительства - уменье зодчих эпохи эллинизма сохранять почитаемые памятники и органично включать их в систему регулярного плана, соответствовавшего новым градостроительным требованиям. Монументальные общественные сооружения Магнесии, свободно расположенные на склонах горы и в пойме реки, хорошо вписывались в прямоугольную сетку улиц города, окруженного изломанной стеной оборонительных стен. Контрастные сочетания - жесткая линия стен на фоне мягкого рисунка гор, свободно охватившая город. Регулярная схема улиц и живописно расположенные крупные монументальные

ансамбли и сооружения; огромные колоннады святилищ и маленькие, выходящие на улицу скромными слепыми фасадами жилые дома, характерны для композиции Магнесии.

Рис. 8. Александрия Египетская, IV в. до н. э. План

В планировке Эфеса главные общественные сооружения, особенно в центре города, были вписаны в уличную сеть, а культовые сооружения, как правило, были ориентированы по сторонам света, что характерно для эллинизма. Однако наблюдаемые отклонения свидетельствуют о стремлении эфесцев располагать здания наиболее удобно и экономично, согласуя их с рельефом. Сочетание этих трех принципов архитектурно-планировочной композиции, где проявляются и эллинские, и восточные традиции, - характерная черта эллинистического градостроительства.

Новое эллинистическое градостроительное искусство взяло все лучшее из обеих культур: математическая сухость регулярных городов Востока сменилась пластикой греческого зодчества; загрязненность территории греческих городов - характерным для Востока благоустройством улиц, площадей и даже жилищ; исчезла монотонность планировки восточных городов; появилась резкая дифференциация улиц на главные и второстепенные и многое другое, что сделало эти города созвучными породившей их эпохе... » [7].

Встречаются и более живописные композиции городских центров, продиктованные особенностями рельефа. Веерообразную структуру имеет акрополь Пергама, столицы Пергамского царства: «Над этими местностями

в известном смысле господствует Пергам, знаменитый город, долго процветающий при царях из рода Аттала. Население города жило на самой вершине горы. Гора имеет конусообразную форму и оканчивается острой вершиной... Евмен, сын Аттала, отстроил город и насадил в Никифории парк; он воздвиг, кроме того, из любви к пышности священные здания и библии-отеки и возвысил город Пергам до того состояния, в котором он находится теперь.» [2, с. 584-585]. Акрополь находился на высокой, господствующей над городом скале. Он был застроен общественными зданиями, культовыми сооружениями и дворцами пергамских царей в период с 263 по 133 гг. до н. э. (рис. 9).

Рис. 9. Южная панорама Пергама. Реконструкция

Постройки акрополя стояли на трех террасах, постепенно повышающихся к северу. У подножия горы разместились жилые кварталы. На первой террасе был расположен Верхний рынок. Вершина угла треугольника, образованного естественным рельефом скалы и подпорными стенами акрополя, была занята театром, вмещавшим до 14 тыс. человек. У его подножия простиралась огромная (250 м длиной) терраса, обрамленная портиками. Она выполняла функции театрального фойе (рис. 10).

На второй террасе стояли царские дворцы, знаменитая Пергамская библиотека, святилище Афины и алтарь Зевса. Третья терраса поднималась над долиной на 270 метров. На ней находились арсеналы, казармы и построенный в римское время Траянеум (храм императора Траяна). Огромное театральное здание с его террасой было открыто к городу и хорошо связано с ним парадными входами. Местоположение в системе акрополя и огромные размеры выделяют его как центр композиции, к которому тяготеют все остальные постройки. Композиционные оси комплексов, расположенных на террасах, направлены к некому фокусу, лежащему на главной композиционной оси театра. Этим достигается идеальное равновесие частей ансамбля. То есть в эллинистическом Пергаме главным сооружением города стал не храм, как в городах классического периода, а театр.

Рис. 10. Макет Пергамского акрополя. Берлинский государственный музей

В отличие от классического ансамбля с его ясной объемной расчлененностью, пластической завершенностью каждого элемента, уравновешенной статикой композиции в целом эллинистический ансамбль строится в виде непрерывного, связанного единства внутренних пространств и архитектурных объемов. Эпическая простота, ясность и спокойствие, присущие классическим храмовым ансамблям, сменяются сложной и динамичной композицией, насыщенной эффектными и неожиданными архитектурными комбинациями и сопоставлениями. Глубокие тенистые портики противопоставляются залитому солнцем обширному пространству площади, замкнутое пространство перистиля - поставленному внутри его объему периптера, ионический ордер - дорическому, стена - ордеру и т. д. Все эти композиционные эффекты внешне обогащают ансамбль, делая его в художественном смысле более изощренным и блестящим. Эллинистический ансамбль уступает, однако, классическому в глубине идейного содержания и величии. В отличие от живописно уравновешенных и более свободных классических ансамблей в пергамском ансамбле, как и в ансамблях центров эллинистических городов, имеет место более четкая регулярная система построения.

20

Вестник ТГАСУ № 4, 2008

Библиографический список

1. Каган, В.Ф. Архимед. Краткий очерк о жизни и творчестве / В.Ф. Каган. - М. ; Л. : Госиздат, 1949. - С. 10.

2. Страбон. География в 17 книгах / Страбон / пер. Г.А. Стратановского. - М. : Наука, 1964. - 941 с.

3. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М. ; Л. : Академия, 1935. - С. 189.

4. Саваренская, Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды / Т.Ф. Саваренская. - М. : Стройиздат, 1984. - С. 78-79.

5. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М. : Стройиздат, 1984. - 384 с.

6. Поляков, Е.Н. Дейнократ - придворный зодчий Александра Македонского / Е.Н. Поляков, Ю.А. Дробилина // Вестник ТГАСУ. - 2007. - № 2. - С. 5-17.

7. Козина, Т.Н. Некоторые вопросы градостроительства эллинизма / Т.Н. Козина // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Сб. 1 / под ред. Н.П. Былинкина. - М. : Госиздат по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. - С. 31-32, 35, 50.

E.N. POLYAKOV, E.V. MAYOROVA, E.E. SHАPOVALOVA

DEVELOPMENT OF PRINCIPLES OF REGULAR TOWN PLANNING IN HELLENISTIC STATES

The article considers examples of practical realization an «Hyppodam net» in the largest cities of Ancient Greece in Hellenistic period (IV-I рр. В.С.). Priena, Olynf, Alexandria Egyptian and Pergam are taken as the examples.

УДК 72.036 (47+57)

Н.А. ЗЕНЗИНОВА, аспирант,

НГАХА, Новосибирск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СССР 1927-1933 ГГ.

В статье рассматриваются предпосылки советско-американского архитектурного сотрудничества, цели использования американского опыта в области проектирования промышленных предприятий, деятельность американских проектных организаций в СССР и ее влияние на советское архитектурное проектирование.

Одним из важных феноменов в истории советской промышленной архитектуры является совместная советско-американская проектная деятельность, результатом которой стало появление сотен промышленных предприятий в СССР в 20-30-х гг. ХХ в. Этот вопрос освещался в советской литературе: проводился анализ достижений в области американского архитектурного проектирования промышленных предприятий [1, 2, 3], исследовались американские методы организации архитектурного проектирования [4]. Однако не рас-

© Н.А. Зензинова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.