развитие приграничного сотрудничества между украиной и российской федерацией в контексте общеевропейской интеграции
Алексей Михайлович Кирюхин — к. геол.-мин. н., член-корреспондент Академии технологических наук Украины, и. о. сопредседателя исполкома Совета руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Электронная почта: [email protected]
Европейская интеграция, имея более чем полувековую историю, выступает мощным фактором стабилизации всей системы международных отношений на континенте, создает благоприятные условия для перехода соседствующих стран на инновационный путь развития. В свою очередь, евразийские интеграционные процессы последнего десятилетия формируют встречную консолидацию постсоветского пространства, выстроенную на рыночной основе и направленную на повышение конкурентоспособности участников. Наиболее яркий рубеж соприкосновения двух интеграций — российско-украинская граница, возникшая в результате появления новых независимых государств (Вардомский, 2009). Она постепенно становится ключевым звеном в системе европейских границ, поскольку отражает две различные модели отношения к Европейскому союзу — партнерскую, на которую ориентируется Россия, и ассимиляционную, в направлении которой выстроена в данный момент политика Украины. Хотя обе страны в своих контактных зонах с ЕС используют Европейский инструмент партнерства и добрососедства как наиболее выверенную форму взаимодействия в асимметричном приграничном пространстве, российско-украинский пограничный сегмент еще не включен в орбиту прямых интересов Евросоюза. Непосредственное финансирование Еврокомиссией затронуло только вопросы экологии в рамках реализации трехэтапного проекта ТАСИС (трансграничный речной бассейн Северского Донца), а миграционный контроль на границе был улучшен совместным проектом с Международной организацией по миграции (2000-2002).
Алексей Кирюхин
развитие приграничного сотрудничества между украиной и российской федерацией в контексте общеевропейской интеграции
А.М. Кирюхин
Согласно современным научным данным, границы — это сложное общественное явление, связанное с фундаментальными основами территориальной организации общества и человеческой психологии (Колосова, Вендина, ред., 2011). При этом приграничные территории являются базовыми площадками, где формируются равноправные отношения между сопредельными государствами, укрепляется добрососедство, развиваются современные формы экономической интеграции (Perkmann, 2003; Gabbe, Malchus, Stumm, 2008).
Институализация и расширение сотрудничества с помощью сформированных за последнее время еврорегионов вдоль сухопутного периметра границы дают дополнительные инструменты для повышения конкурентоспособности смежных региональных экономик.
тенденции развития
В российско-украинском приграничье возникает новая мульти-культурная ситуация вследствие перекрытия процессов межрегиональной миграции интернациональным миграционным процессом. Этот экзогенный фактор будет постоянно расти и усиливать влияние на внутренние процессы в приграничье. После выхода из глубокого трансформационного кризиса 90-х годов приграничные регионы, чьи геоэкономические интересы дифференцированы по отраслям специализации, столкнулись с необходимостью поиска консенсуса в вопросах модернизации региональных экономик, формирования постиндустриальных секторов и охраны окружающей среды. Через процессы агломерирования региональных центров (Харьков, Белгород, Ростов-на-Дону) проявляются тенденции метрополизации и полицентризма. В результате наложения глобальных и региональных процессов приграничное пространство приобрело признаки полиструктурности и связности.
На экспертном уровне осознана необходимость формирования транспортного контура приграничья, обеспечивающего диверсификацию торговых маршрутов и управление логистическими рисками. В результате экспертной проработки и обсуждений была предложена концепция приграничной российско-украинской интегрированной логистической системы (Гуцало и др., 2010). Ее появлению предшествовала утвержденная правительством России Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Совместимость результатов создания украинской части системы в связи с асинхронностью ее подготовки и реализации может быть достигнута при участии Совета руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, Делового совета торгово-промышленных палат белорусско-российско-украинского приграничья и заинтересованного бизнеса.
____________________статьи
ЕЭИ — № 4 (17) ноябрь '12
эволюция сотрудничества в российско-украинском приграничье
Анализ двадцатилетнего периода осуществления взаимодействия смежных регионов России и Украины фиксирует переход от моно-центрической («центр — периферия») двухуровневой модели приграничного сотрудничества (ПС) к полицентрической многоуровневой модели трансграничного сотрудничества (ТС), а в дальнейшем — «территориального сотрудничества» (ТРС).
Всю новейшую историю развития контактной зоны России и Украины можно представить в виде последовательной смены пяти самостоятельных стадий.
I стадия (1993-2002)
• Создание и деятельность Совета руководителей приграничных областей как единственного совместного органа координации развития приграничных областей России и Украины.
• Подписание межправительственных соглашений по приграничному сотрудничеству, в сфере туризма.
• Принятие межправительственной долгосрочной рамочной программы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству на 2001-2007 годы.
• В 2001 году дан старт подготовки концепции и обоснования проектного наполнения первого российско-украинского еврорегиона. Выбор пал на белгородско-харьковский участок, обладающий трансграничной полимагистралью и близостью расположения двух областных центров — Харькова и Белгорода. В этих городах при областных администрациях размещается исполнительный комитет Совета руководителей приграничных областей.
II стадия (2003-2006)
• Характеризуется процессом формирования российско-украинских еврорегионов и межрегиональных секторальных программ приграничного сотрудничества (экологическое оздоровление бассейна Северского Донца и Приграничный университетский консорциум).
• В результате деятельности исполкома Совета появляются первые коммуникационные площадки (www.crossborder.org.ua, международные «круглые столы» «Граница — среда инноваций»).
• Принятие закона Украины «О трансграничном сотрудничестве» в 2004 году и первой на Украине среднесрочной программы приграничного сотрудничества на областном уровне (Харьковская область) в 2005 году означало переход на многоуровневое управление трансграничным сотрудничеством.
РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ УКРАИНОИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ А.М. Кирюхин
III стадия (2007—2010)
• Создание Делового совета торгово-промышленных палат приграничья.
• Развитие коммуникационных площадок (интернет-порталы www.euroregion.ru,www.dstpp.com), расширение отраслевой тематики международных «круглых столов» «Граница — среда инноваций», запуск новых коммуникационных инструментов (стратегические трансграничные дебаты, школа межрегионального приграничного сотрудничества).
• Исполнительный комитет Совета осуществляет мероприятия совместно с Приграничным университетским консорциумом. Принятие отдельных программ приграничного сотрудничества (Харьковская и Луганская области, районные программы трансграничного сотрудничества в Дергачевском, Золочевском и Вол-чанском районах) создает основу для формирования сплошной сети еврорегионов вдоль сухопутного периметра межгосударственной границы.
• 29 октября 2010 года подписаны учредительные документы еврорегиона «Донбасс».
IV стадия (2011—2012)
• Переход на проектно-программный принцип в сфере ТС, формирование информационно-коммуникационной среды в российско-украинском приграничье.
• Принятие зеркальных целевых областных программ приграничного и трансграничного сотрудничества (Харьковская и Белгородская области), долгосрочных стратегий развития еврорегионов (еврорегион «Донбасс-2020»), создание совместных институтов инновационного развития (российско-украинский университет, российско-украинский технопарк «Слобожанщина»).
• Переход экспертной коммуникационной площадки «Граница — среда инноваций» из формата «круглых столов» в формат международного форума.
• Появление международной молодежной школы проектного управления «Пегас».
• Впервые вне зоны ЕС проведена Генеральная ассамблея и ежегодная конференция Ассоциации европейских приграничных регионов с повесткой дня «Устойчивое развитие приграничных регионов: инновации, инфраструктура, экономика знаний». Еврорегионы «Ярославна», «Слобожанщина» и «Донбасс» участвуют в работе АЕПР уже в качестве полных членов.
V стадия (2013-2020)
• По предварительным оценкам в этом программном периоде будет наблюдаться формирование сетевой полицентрической многоуровневой модели развития ТРС в условиях усиления глобали-
зации и встречных разноскоростных интеграций (европейской и евразийской).
• Прогнозируется переход на международное финансирование ТРС, в том числе со стороны Евразийского экономического союза.
• Вероятно усиление роли ЕС и перенос части финансовой поддержки российско-украинских еврорегионов на проектную основу.
трансграничные (межрегиональные) эффекты
Для математической формализации процессов трансграничного сотрудничества в российско-украинских еврорегионах нами разработан концептуальный подход, основанный на моделях нелинейной динамики, предполагающий постепенное интеграционное насыщение российско-украинского приграничья трансграничными (межрегиональными) полезностями. Они являют собой результат коллективных действий, направляемых на решение трансграничных проблем в сферах, которые представляют взаимный интерес с обеих сторон границы.
Пространственное размещение эффектов (экономических, социальных, природоохранных) от межрегиональных полезностей должно обеспечить долгосрочную симметричность их проявления. Устойчивое развитие трансграничного российско-украинского макрорегиона (всего приграничья) рассматривается как баланс насыщения межрегиональными полезностями с минимальными различиями в эффектах по обе стороны границы.
Суммарный положительный результат в развитии смежных приграничных территорий при этом будет максимальным. Реализация трансграничного сотрудничества с позиций трансграничных полезностей позволит перейти к созданию механизма конструирования функционального трансграничного региона на основе минимизации социально-экономических диспропорций внутри его контура и к последующей подготовке совместной трансграничной стратегии с количественными показателями ее эффективности.
полицентризм
В соответствии с новой территориальной повесткой дня ЕС (2011) территориальное сплочение понимается как набор принципов гармоничного, сбалансированного, эффективного и устойчивого (самопод-держивающегося) развития.
Полицентрическое распределение межрегиональных эффектов
РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ А.М. Кирюхин
формирует каркас устойчивости трансграничного региона на разных иерархических уровнях. Важным фактором в пространственном размещении положительных межрегиональных эффектов в пределах каркаса устойчивости является симметричность центров, узлов и точек устойчивости по обе стороны границы. Центры концентрируют элементы постиндустриальной экономики (малые инновационные предприятия, научные и технологические парки, центры передачи технологий) и характеризуются наибольшим весом в трансграничном сотрудничестве.
Иерархически построенные каркасы устойчивости образуют трансграничные ареалы территориального сотрудничества. Их динамика (сжатие-расширение) определяет интеграционный (оптимистический) или консервативный (инерционный) сценарий развития российско-украинского приграничья как международной трансграничной территории на период до 2020 года (Кирюхин, 2011).
заключение
После кризиса 2008-2009 годов Украина и Россия столкнулись с необходимостью синхронной модернизации национальных экономик. Наиболее подготовленной площадкой совместных действий является общее пограничье, которое охватывает территорию свыше 495 тыс. км 2 с населением около 31 млн человек. Последовательная трансформация приграничного сотрудничества от управления исполкомом Совета руководителей приграничных областей совместными программами к формату еврорегионов, а затем интегрированных между собой тематических технологических платформ на базе трансграничных (межрегиональных) инновационных систем создаст условия для преодоления существенных разрывов в технологическом развитии с ведущими игроками Европейского континента (Кирюхин, 2012).
литература
Вардомский Л. (2009) Российское порубежье в условиях глобализации. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».
Гуцало Б., Доля В., Кирюхин А., Кислицин А., Нечаев Г., Порятуй А. (2010) Концепция создания приграничной российско-украинской интегрированной логистической системы на 2011-2016 годы. Часопис соціально-економічної географії. Випуск 9 (2).
Кирюхин А. (2011) Российско-украинское пограничье: теоретические подходы к эволюции трансграничных систем. Часопис соціально-економічної географії. Випуск 10 (1).
Кирюхин А. (2012) Формирование трансграничной агломерации Харьков — Белгород в условиях глобализации. Часопис соціально-економічної географії. Випуск 12 (1).
Колосов В., Кирюхин А. (2001) Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях. Полития. № 1 (19).
Колосов В., Вендина О. (ред.) (2011) Российско-украинское пограничье: двадцать лет разделенного единства. Москва: Новый хронограф.
Нечаев Г., Струк В., Гуцало Б., Слободянюк М. (2011) Формирование и развитие транспортно-коммуникационной и логистической инфраструктуры востока Украины в условиях глобализации. Луганск: изд-во ВНУ им. В. Даля.
Gabbe, J., von Malchus, V., Stumm, Th. (2008) Co-operation between European Border Regions: review and perspectives. Association of European Border Regions, Nomos.
Perkmann, M. (2003) Cross-border regions in Europe: Significance and Drivers of Regional Cross-Border Co-Operation. European Urban and Regional Studies Vol.10, No. 2