Научная статья на тему 'Развитие придорожного сервиса в Республике Казахстан (на примере расчета технико-экономических показателей АЗС)'

Развитие придорожного сервиса в Республике Казахстан (на примере расчета технико-экономических показателей АЗС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЗС / РЕКОМЕНДАЦИИ / ROADSIDE SERVICE / THE METHOD OF CALCULATION OF TECHNICAL AND ECONOMIC PARAMETERS OF THE GAS STATION / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухтаров Ш.М., Кабикенов С.Ж., Курмашева Б.К., Секербаева А.Ф.

Обеспечение устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, рост конкурентоспособности национальной экономики, формирование условий для перехода Республики Казахстан на инновационный путь развития, стимулирование процесса регионального развития в значительной степени зависят от наличия и качества инфраструктуры, важной составляющей которой является сеть автодорог. В настоящее время имеет место отставание дорожной инфраструктуры от потребностей общества следствие несбалансированного роста автопарка и финансирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие придорожного сервиса в Республике Казахстан (на примере расчета технико-экономических показателей АЗС)»

1 2 3 4 ©

Мухтаров Ш.М. , Кабикенов С.Ж. , Курмашева Б.К. , Секербаева А.Ф.

1Магистрант; 2к.т.н., профессор; 3к.т.н.; 4магистрант.

Кафедра транспортная техника и логистические системы, Карагандинский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ РАСЧЕТА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЗС)

Аннотация

Обеспечение устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, рост конкурентоспособности национальной экономики, формирование условий для перехода Республики Казахстан на инновационный путь развития, стимулирование процесса регионального развития в значительной степени зависят от наличия и качества инфраструктуры, важной составляющей которой является сеть автодорог. В настоящее время имеет место отставание дорожной инфраструктуры от потребностей общества -следствие несбалансированного роста автопарка и финансирования отрасли.

Ключевые слова: придорожный сервис, методика расчета технико-экономических показателей АЗС, рекомендации.

Keywords: roadside service, the method of calculation of technical and economic parameters of the gas station, recommendations.

Введение

Высокие темпы роста экономики Казахстана доказывают эффективность построения и реализации собственной модели развития, основанной на долгосрочном планировании. Отсталость дорожной сети в условиях интенсификации внешнеэкономических связей выступает фактором, ограничивающим реализацию транзитного потенциала Казахстана в качестве логистического центра между европейским и азиатско-тихоокеанским глобальными экономическими кластерами. Строительство и реконструкция автодорог международного класса выступает необходимым условием успешной интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство [1].

Цель исследования

Разработать рекомендации для обеспечения социально-экономической эффективности обслуживания транспортных средств и удовлетворения потребности лиц, которые пользуются ими. В статье представлена методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции в зависимости от интенсивности движения автотранспорта на участке дороги.

Материал и методы исследования

Региональная автодорожная обеспеченность должна учитывать следующие моменты:

• за основу должны быть приняты интересы потребителей автодорог, а не автодорожных подрядных организаций;

• существование в регионе других видов транспортных коммуникаций позволяет перераспределить ресурсы в районы с более низким уровнем развития дорожной сети;

• инвестиции в автодороги ведут к перераспределению экономической активности (надо быть готовыми к тому, что эффект от развития конкретного участка может быть получен в месте, ином от места его приложения);

© Мухтаров Ш.М., Кабикенов С.Ж., Курмашева Б.К., Секербаева А.Ф., 2016 г.

• учет качества начертания сети, как дополнительного и относительно автономного ресурса социально-экономического развития региона (пока же непосредственно надежность рисунка сети не учитывается при оценке эффективности капитальных вложений);

• желательность разделения и выделения в чистом виде экономической и социальной эффективности, особенно в тех случаях, когда мероприятия мало отличаются друг от друга по экономической эффективности. Критерием социальной эффективности может стать прирост фонда свободного времени населения в человеко-часах;

• стыковка интересов территорий различного уровня, ибо одна и та же дорога играет разную роль в жизни, например, области и ее административного района [2].

Все эти показатели могут рассчитываться как для всех, так и для отдельных видов коммуникаций. Показателем качества транспортной среды региона, носящим системный характер, является интегральная транспортная доступность, представляющая собой средневзвешенные затраты времени на пассажира и грузоперевозки. Этот показатель измеряется в величинах, значимых для потребителя транспортных услуг, и учитывает совокупность взаимовлияния всех видов путей сообщения на той или иной территории, причем как их техническую надежность, так и надежность конфигурации. Надежной считается такая сеть всех видов путей сообщения в регионе, которая позволяет достичь любой его точки из любой другой за определенный норматив времени.

При таком подходе дороги рассматриваются как инструмент повышения качества жизни населения и рыночных возможностей хозяйствования, а также как фактор стабилизации потребительского рынка. Интересы территории, таким образом, непосредственно увязываются с развитием сети дорог [2].

Эффективная инфраструктура - необходимое условие развития экономики Казахстана, в котором широкая география размещения экспортно-ориентированных производств сочетается с недостаточной плотностью транспортной сети. Реализация инвестиционных проектов в сфере автотранспортной инфраструктуры окажет также стимулирующее воздействие на экономику регионов, способствуя:

- привлечению частных, в том числе прямых иностранных инвестиций и росту инвестиционной привлекательности регионов;

- проявлению комплексных мультипликативных эффектов за счет реализации инвестиционных проектов в смежных отраслях и создания добавленной стоимости за счет снижения себестоимости транспортных услуг;

- усилению деловой активности, повышению мобильности трудовых ресурсов и хозяйствующих субъектов;

- формированию новых рынков и отраслей, связанных с внедрением инноваций в автотранспортом секторе экономики.

Проведенное исследование указывает на то, что даже в условиях жестких бюджетных ограничений инвестиции в автотранспортную инфраструктуру являются обязательной составляющей государственной политики, поскольку способствуют ускоренному социально-экономическому развитию регионов [3].

В современном мире значение и роль придорожного сервиса для развития экономики стран, транзитных перевозок, туризма и удовлетворения запросов личности очень велико. Республика Казахстан как страна, которая расположена на перекрестке дорог между Европой и Азией, должна иметь развитый придорожный сервис, поэтому вопросу его развития уделяется огромное внимание. Дороги и придорожный сервис - два связанных компонента, которые являются обязательным условием для успешного развития транзитных перевозок и туризма страны, в связи с этим к объектам придорожного сервиса сегодня предъявляются повышенные требования по безопасности, качеству обслуживания и комфортности отдыха. Республика Казахстан обладает рядом приоритетов для развития придорожного сервиса: выгодное транзитное положение страны; стабильная нормативно-правовая база; выгодные условия для инвесторов; строительство дороги первой категории Западная Европа -Западный Китай. С целью изучения придорожного сервиса в Казахстане поставлено и

решено ряд задач: изучена история развития придорожного сервиса; определена его роль в современной экономике страны; выявлены особенности современного состояния, проблемы и перспективы развития, предложен технико-экономический расчет автозаправочной станции (АЗС) в зависимости от показателей интенсивности движения автотранспорта.

Цель создания придорожного сервиса - обеспечить социально-экономическую эффективность обслуживания транспортных средств и удовлетворить потребности лиц, которые пользуются ими. В настоящее время перечень услуг, которые предоставляются объектами придорожного сервиса в Казахстане, разнообразен: продажа транспортных средств, запасных частей, материалов; поддержание работоспособности и восстановление транспортных средств; обеспечение технической эксплуатации транспортных средств; обеспечение безопасности в пути (дороге); инфраструктура быта человека в пути (дороге).

На всех республиканских дорогах Казахстана, при возведении или реконструкции объекты придорожного сервиса будут проектироваться согласно нормам и требованиям Национального стандарта РК «Дороги автомобильные общего пользования, требования к объектам дорожного сервиса и их услугам». Стандарт предназначен для применения проектными организациями, осуществляющими проектирование объектов дорожного сервиса, центральными и местными органами власти, осуществляющими управление автомобильными дорогами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в управлении которых находятся объекты дорожного сервиса, а также потребителями услуг объектов дорожного сервиса и дорожной службы на автомобильных дорогах [4].

В статье в дополнении к требованиям и нормам национального стандарта предлагается методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции, учитывающий интенсивность движения автотранспорта.

По интенсивности движения, которая определяется общей среднегодовой и среднесуточной интенсивностью движения автомобилей в сутки, в ходе исследования выделены 3 группы трасс: 1 группа - высокая интенсивность движения (от 5 тыс. авт. /сутки - до более 10 тыс. авт. /сутки); 2 группа - средняя интенсивность движения (от 2 тыс. авт. /сутки - до 5 тыс. авт. /сутки); 3 группа - низкая интенсивность движения (менее 2 тыс. авт. /сутки). Установлено, что в стране общая протяженность дорог с высокой и средней интенсивностью движения равна 23 тыс. км и на них приходится 3028 объекта придорожного сервиса, что в среднем составляет 0,13 объектов на 1 км трассы. [4]. По европейскому стандарту, на 40 км трассы должен быть 1 комплексный объект придорожного сервиса, который и предоставляет широкий выбор услуг и включает в себя АЗС, автомойку, места для ночлега, магазин и др.

Стоит отметить, что в настоящее время на республиканских дорогах действуют 44 объекта придорожного сервиса, соответствующих требованиям с полным спектром обслуживания - кемпинги, автозаправочные станции, пункты питания и торговли, станции технического осмотра и стоянок [5].

С целью развития услуг придорожного сервиса ниже представлена методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции.

Согласно показателям интенсивности движения на рассматриваемой трассе производится расчет числа заездов в сутки от числа заездов:

N = пд • —, (1)

где пд- интенсивность движения, авт/сут;

^00 - частота заездов в сутки. Значение п принимается в пределах от 15 до 20 [6].

Минимальную мощность АЗС (число заправок в сутки) согласно расчетам предлагается предусматривать в зависимости от интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования по таблице 1.

Производим расчет объема реализации нефтепродукта. При этом необходимо учитывать расположение близлежащих АЗС-конкурентов в полосе рассматриваемой дороги:

Q = N• Чзв, (2)

где дзп - средний объем одной заправки.

Таблица 1

Нормативы для определения мощности АЗС на автомобильных дорогах общего

пользования

Интенсивность движения Мощность АЗС, количество заправок в сутки Размещение АЗС

1000 - 2000 250 Одностороннее

2000 - 3000 500

3000 - 5000 750

5000 - 7000 750 Двухстороннее

7000 - 20000 1000

Свыше 20000 1000

Средний объем одной заправки рекомендуется принимать в пределах от 20 до 30 л [7]. В случае расположения в окрестности проектирования АЗС и дополнительных объектов, то объем реализации необходимо разделить на общее количество АЗС.

Зная объем реализации нефтепродукта производим расчет годовой прибыли АЗС:

П Драб • Q • (Цпрод Зпокуп) 12 • Эрасх, (3)

где Драб — количество рабочих дней в году; Цпрод - средняя цена продажи топлива, тг;

З

покуп

средняя цена покупки топлива с нефтебазы, тг;

Эрасх — эксплуатационные расходы, тг.

При этом, средняя цена покупки и продажи топлива складывается из цен за

отдельную марку топлива. Эксплуатационные расходы включают в себя затраты на

заработную плату персонала АЗС, затраты на коммунальные услуги и затраты на

транспортировку топлива с нефтебазы до места назначения. Средняя цена продажи топлива:

Ц = ДЦ^Цз-Цп) (4)

Цпрод п , (4)

где Ц1, Ц2, Цз .. Ц - цена топлива разных марок. Средняя цена покупки топлива:

З

Е(З1.з2,Зз-Зп)

покуп

(5)

Срок окупаемости проекта АЗС:

) = К

П

(6)

где К - капитальные вложения.

Результаты исследования и их обсуждение

Основными этапами исследования являются:

- обзор и анализ развития транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан;

- перспективы развития придорожного сервиса в Республике Казахстан;

- разработка методики расчета технико-экономических показателей АЗС в зависимости отпоказателей интенсивности движения автотранспорта на участке дороги. Выводы

Результаты исследования показали, что, в целом, по стране сложилась неблагоприятная картина по наличию объектов придорожного сервиса. Однако, строительство дорог 1 категории позволит придать импульс для строительства и инвестиционной привлекательности к объектам дорожного сервиса. В свою очередь, соблюдение норм и требований национального стандарта внесет огромный вклад в местную экономику, создавая возможности по генерированию доходов и способствуя развитию местной промышленности и туризма. Разработана методика расчета технико-экономических показателей АЗС в зависимости от интенсивности движения автотранспорта.

Литература

1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер с англ. - М.: «Гелиос АРВ», 1999. -352 с.

2. Можарова В. В. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - 216 с

3. Ьйр8://ги.-шк1ре^а.о^/Автомробильные_дороги_Казахстана

4. Основы научных исследований - Кадыров А.С.

5. Государственная программа инфраструктурного развития «Н^рлы жол» на 2015-2019 гг.

6. Сайт www.kazniisa.kz. Свод Правил «Технологическое проектирование. Автозаправочные станции стационарного типа».

7. Национальный стандарт РК 2476-2014 «Дороги автомобильные общего пользования, требования к объектам дорожного сервиса и их услугам»: Акционерное общество «Казахстанский дорожный научно - исследовательский институт», Астана, 2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.