Научная статья на тему 'Развитие представления студентов-филологов о психологизме русской прозы рубежа XIX-XX веков'

Развитие представления студентов-филологов о психологизме русской прозы рубежа XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие представления студентов-филологов о психологизме русской прозы рубежа XIX-XX веков»

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ О ПСИХОЛОГИЗМЕ РУССКОЙ ПРОЗЫ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ

ТВ. Карпекина

В последние десятилетия одно из центральных мест в исследованиях отечественных литературоведов заняла проблема психологизма русской прозы рубежа Х1Х-ХХ веков [3; 4; 5]. Причин этому много, одна из которых - сложность литературного материала: русская литература рубежа Х1Х-ХХ веков ознаменована появлением новых литературных стилей, направлений, методов. Также необходимо учитывать неоднозначность понятия «психологизм» в литературоведении применительно к литературе рубежа веков. Если психологизм реалистической литературы - это элемент стиля, то психологизм неореалистической литературы шире, неразрывно связан с мировоззренческой позицией автора, с его концепцией личности, которая и определяет способы изображения внутреннего мира героя. В связи с этим возникает необходимость в разработке методических подходов к развитию представления о психологизме писателей рубежа Х1Х-ХХ веков.

Как развивается понятие? Какие формы оно при этом может приобретать? - ответы на эти вопросы мы нашли в трудах по логике, в частности, в работе Е.К. Войшвилло «Понятие как форма мышления». Ученым были определены две возможные формы развития понятия - количественное и качественное его изменение. «Под количественным изменением понятия подразумевается расширение его содержа-

ния. Понятие, по существу, не изменяется, а происходят изменения определенных его характеристик. Расширение содержания понятия возможно только в результате развития теории, в составе которой рассматривается понятие. Под качественным изменением понятия подразумевается углубление его содержания. В результате происходит изменение основного содержания понятия, но объем понятия остается прежним. Подобные изменения связаны, как правило, с существенными изменениями в самой теории. А изменение теории связано обычно с накоплением новых фактов, открытием новых явлений, которые не объясняет прежняя теория» (табл. 1) [1, 163-164] .

Следовательно, форма развития понятия - в частности, «психологизм русской прозы рубежа Х1Х-ХХ веков» - определяется зависимостью между прежними представлениями о нем и новыми. Под «теорией, внутри которой понятие находится» подразумевается концепция личности изучаемых на занятиях писателей. Ведь литературоведами, изучающими этот период в истории русской литературы, справедливо отмечено, что писатели рубежа веков создали свою «вторую реальность», сотканную из субъективных представлений. «Предельное усиление авторского начала в повествовании привело к расширению художественного пространства и времени. С другой стороны, упрощалась фабульная канва, ставка делалась не на отношения персонажей, а на раздумья самого писателя» [2, 9].

35

2 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

Таблица 1

Формы развития понятия

Количественное изменение понятия Качественное изменение понятия

1) расширение содержания понятия; 1) углубление содержания понятия;

2) объем понятия увеличивается за счет изменения определенных его характеристик; 2) объем понятия остается прежним за счет изменения основного содержания понятия;

3) основным условием количественного изменения понятия является развитие теории, внутри которой это понятие находится. 3) основным условием качественного изменения понятия является изменение теории, внутри которой этой понятие находится.

«Новый писатель, который пользуется старыми приемами» - такую характеристику дал Л.Н. Толстой А.И. Куприну. Но традиционные приемы психологического анализа (внутренний монолог, психологический портрет, психологическая деталь и другие) в творчестве А.И. Куприна приобретают новые, дополнительные характеристики, за счет чего происходит расширение содержания понятия «психологизм», то есть его количественное изменение.

В этом смысле повесть Куприна 36 «Поединок» имеет особую ценность, так как в ней наиболее полно отражены новаторские черты писателя в области психологического анализа. Поединок главного героя с обществом и самим собой осмыслен автором как сложный нравственный, философский, психофизический процесс. При анализе повести (а именно последних четырех ее глав) внимание студентов-филологов обращается в первую очередь на трансформацию приемов психологического анализа, которые использовались писателями XIX века. Например, психологический портрет многочисленных второстепенных героев повести «Поединок» построен

Преподаватель _

ВЕК

по принципу неплотно пригнанной «социальной маски», установленному еще в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтовым. Куприна, так же как и его литературного предшественника, интересуют законы, по которым человек с его богатейшими общечеловеческими задатками и возможностями целостного существа превращается в «частичного», «обрубленного человека».

Отдавая дань исследованию «диалектики души» Л.Н. Толстого, Куприн, изображая духовную эволюцию Ромашова, стремится проникнуть в сферу подсознательного: бессознательное в нем выступает как возмущение долго подавляемых чувств, накопившегося недовольства жизнью. Изменение содержания уже известных приемов психологизма объясняется концепцией личности А.И. Куприна: Ромашов - человек своего времени, которого охватывает ужас перед концом привычной системы вещей, идей и смыслов.

Психологизм традиционной реалистической литературы представляется И.А. Бунину чрезмерно условным. Непредвиденность, изменчивость, многоплановость человеческой личности - одна из тех тайн, которые всегда поражали Бунина, и в этом он близок символистам. То, что изображает Бунин, - это не традиционный психологизм, а воспроизведение душевных состояний: он и в прозе действует как поэт. Известные приемы психологического анализа писатель наполняет абсолютно новым содержанием, за счет чего происходит углубление со- 2 / 2007

держания понятия «психологизм», то есть его качественное изменение.

В повести И.А. Бунина «Митина любовь» отражен весь спектр индивидуально-авторских форм психологизма этого писателя, с которыми студентам-филологам необходимо ознакомиться и определить их роль в раскрытии художественного образа. Во-первых, это сюжетно-композиционные формы психологизма - «внутреннее действие», принцип «мгновенного я», «монтажная» композиция. Изображение темных глубин бессознательного не вписывается в линейную сюжетность, что и определяет прерывистость композиции повести «Митина любовь»: героем овладевает то чувство восторга, то отчаяния, то ужаса. Для автора имеет значение только то, что переживает внутри себя главный герой. Во-вторых, хронотопические формы психологизма - Память, Пра-память. За двумя внешними планами повести, природно-бытовым и индивидуально-психологическим, существует еще и третий - метафизический. «Память» - это воспоминания, непосредственно принадлежащие Мите, а «Прапамять» - это память, не связанная с внутренним опытом героя, но руководящая его душой и телом. Любовь, влюбленность в женское начало не принадлежит Мите, поэтому он не в состоянии владеть собственными чувствами и эмоциями. И в-третьих, сфера онейрических измерений - сон, точка соприкосновения сознательного и бессознательного. В стихии сна также происходит соединение внутреннего и мирового пространства, сила воображения становится сферой обнаружения трансцендентности «я». «... где грань между моей действительностью и моим воображением, - пишет писатель, - моими чувствами, ко-

торые ведь тоже действительность, нечто несомненно существующее?»

Если для Бунина человек остается загадкой, то для Л. Андреева и М. Горького, на раннем этапе их творчества, особое значение приобретает проблема самостояния личности. Оба художника связывали самостояние личности с необходимостью ее самосохранения, абсолютного высвобождения (у Горького - от разрушительных социальных условий, у Андреева - от разрушительных роковых, враждебных человеку сил). Писателями фиксируются столкновения человека с человеком и человека с Богом. И авторское внимание акцентируется на «драматизме» состояния, которым характеризуется внутренний мир героев. Но при всем сходстве ситуаций разработка проблемы ведется ими в разных художественных системах. Студентам-филологам предлагается сопоставить повесть Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейс-кого» и рассказ М. Горького «Челкаш».

Психологический портрет о. Василия (Л. Андреев «Жизнь Василия Фивейского») составляется из нескольких «лирических фрагментов», и в каждом идет разговор о том, как он 37 верует, как развивается его религиозное мировосприятие, какие чувства он переживает при этом (табл. 2).

Л. Андреев, несмотря на все возможные параллели с психологической литературой Х1Х века, в частности с Ф.М. Достоевским, - исследование «иррационального», пристрастие к кризисным, «пограничным» ситуациям - развивается в своем направлении, наполняя приемы психологического анализа новым содержанием. «Драматизм» состояния главного героя повести «Жизнь Василия Фивейского» - о. Василия - передается через контрастное изображение внешнего и внутреннего, абстраги-

2 / 2007

Преподаватель Л]_

ВЕК

38

Таблица 2

«Я верю!» «Его проси!» «Верую!»

Гиперболизм, Двойники о. Василия - Образы-сим-

контраст, Мосягин, Трифон, Коп- волы, тяготе-

экспрессивная ров - как способ раск- ние к абстра-

лексика, цвето- рытия его внутреннего гированию,

вая и звуковая мира. В нем соединены схематиза-

символика, две крайности - смире- ции, антропо-

психологич- ние и бунт, святая вера морфные об-

ность портрета и грехопадение, свет и разы природ-

и пейзажа тьма ных стихий

рование и схематизацию, а также через использование образов-символов. Прием олицетворения используется писателем при описании психологического пейзажа: образы вьюги, грозы наделяются чертами портретного и психологического родства с человеком.

Перечисленные особенности психологизма свидетельствуют о том, что психологизм Андреева развивается в сторону качественного изменения понятия «психологизм».

Раскрытие внутреннего мира героев рассказа Горького «Челкаш» - босяка Челкаша и крестьянина Гаврилы - также происходит через диалог.

Первый диалог. «Психологическая ситуация»: Челкаш чувствует себя хозяином, а Гаврила -рабом. «Предметная ситуация»: центральная тема диалога - свобода. «Смысловое строение»: диалог-допрос

Второй диалог. «Психологическая ситуация»: ситуацией управляет Гаврила, Челкаш подавлен, поддался чувству одиночества. «Предметная ситуация» центральная тема - деревня. «Смысловое строение»: диалог-исповедь

Третий диалог. «Психологическая ситуация»: герои открыто говорят о своих взглядах, и каждый остается при своем мнении. «Предметная ситуация»: центральная тема - деньги. «Смысловое строение»: диалог-поединок

Конечно, речевая характеристика как прием психологического анализа не нова, и типы диалога, их построение, используемые Горьким в ранних расска-

Преподаватель XXI

ВЕК

зах, те же, что и у его предшественников, в частности у Достоевского. Главное отличие состоит в том, что они принадлежат новому типу литературного героя, романтический образ которого находится в конфликте с действительностью. При этом романтический герой Горького не замыкается в собственном мире: он внешне приспосабливается к реальным обстоятельствам и идет на контакт со своими оппонентами. Утверждать, что диалог как элемент психологизма подвергается количественным или качественным изменениям, было бы не верно, зато о том, что он участвует в раскрытии внутреннего мира нового типа литературного героя, говорить, безусловно, необходимо.

Таким образом, опираясь на формы развития понятия (его качественное или количественное изменение), студенты-филологи на занятиях по курсу «Основы школьного литературного анализа» смогут выявить новаторские черты психологизма писателей рубежа Х1Х-ХХ веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. - М., 1989.

2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа веков. -М., 1990.

3. Ничипоров И.Б. Творчество И.А. Бунина и художественные принципы модернизма: Дис ... канд. филол. наук. -М., 2002.

4. Усачева Т.П. Художественный психологизм в творчестве А. И. Куприна: традиции и новаторство: Дисс. ... канд. филол. наук. - Вологда, 1995.

5. Химич В.В. Само стояние личности в изображении раннего Горького и Андреева // Горьковские чтения. - 1992. -С. 134-137. Щ

- 2 / 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.