Научная статья на тему 'Развитие представлений об инженерном образовании у старших школьников: поиск исследовательских векторов'

Развитие представлений об инженерном образовании у старших школьников: поиск исследовательских векторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / THE SENIOR SCHOOLBOYS / THE REPRESENTATIONS NATURAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE / DEVELOPMENT / FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чубова Елена Павловна

Рассматривается проблема развития представлений об инженерном образовании у старших школьников, связанная с необходимостью их социальной адаптации и профессиональной ориентации. Показаны направления трансформации современных представлений об инженерном образовании и связь естествознания с гуманитарными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS ABOUT ENGINEERING EDUCATION AT THE SENIOR SCHOOLBOYS: SEARCH OF RESEARCH VECTORS

The problem of development of representations about engineering education at the senior schoolboys, connected with necessity of their social adaptation and vocational counselling is considered. Directions of transformation of modern representations about engineering education and connection of natural sciences with the humanities are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений об инженерном образовании у старших школьников: поиск исследовательских векторов»

УДК 159.9:37.015-057.875

ЕЛ. Чубова

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПОИСК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ВЕКТОРОВ

Рассматривается проблема развития представлений об инженерном образовании у

, -.

об инженерном образовании и связь естествознания с гуманитарными науками.

Инженерное образование; старшие школьники; представления; естественные и гу; ; .

E.P. Chubova

DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS ABOUT ENGINEERING EDUCATION AT THE SENIOR SCHOOLBOYS: SEARCH OF RESEARCH

VECTORS

The problem of development of representations about engineering education at the senior schoolboys, connected with necessity of their social adaptation and vocational counselling is considered. Directions of transformation of modern representations about engineering education and connection of natural sciences with the humanities are shown.

Engineering education; the senior schoolboys; the representations natural and humanitarian knowledge; development, formation.

Ядро профессиональной подготовки инженеров любого профиля специализации образуют технические знания, но современные требования оказывают значительное влияние на расширение ее содержания. Так на Всемирной конференции по инженерному образованию, проведенной в 1992 году, в рамках выработки концепции инженерного образования XXI века было указано, что инженерное дело постепенно становится своего рода гуманитарной деятельностью.

Особые требования предъявляются к качеству профессиональноинтеллектуальных способностей инженеров: развитию у них формально-

логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать получаемые результаты; об, , -стей, склонности к аналогиям, умения оперировать знаковой информацией; системность и логичность мышления, способность к переходу от абстрактного к конкретному мышлению [1].

, -

тов технического мышления. Выработка профессионально значимых для инженерной деятельности качеств осуществляется на всем протяжении профессионального становления его субъектов. Важным этапом этого процесса является профес-

,

качестве своей дальнейшей сферы деятельности.

Осуществлению профессионального выбора в старшем школьном возрасте способствует интенсивное развитие основного, по Л.С. Выготскому, для данного периода жизни человека новообразования - самосознания, которое означает ос, . -зиция поддерживается рядом отечественных психологов, которые внесли значительный вклад в понимании особенностей данного феномена.

В трактовке И.С. Кона, отдельными феноменальными проявлениями самосознания в юношеском возрасте можно считать появление сознательного «я», воз, , -, .

Современные исследования юношеского самосознания, проведенные ЕЛ. Доценко, позволили выделить следующие его особенности: обогащение Я-концепции определенным содержанием; приоритет собственной личности и отношений; стремление к достижению индивидуальных целей; низкая значимость потребности поиска смысла жизни, самовоспитания, самоутверждения в творчестве.

При рассмотрении психологических особенностей старшего школьного возраста Л.И. Божович главное внимание обращала на развитие мотивационной сфе-. , формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность на главенствующем уровне определяется динамикой «внутренней позиции» форми.

В старшем школьном возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

В данный возрастной период отмечается появление и усиление стремления быть похожим на взрослых в сочетании с изменением содержания и роли подра-, , -гочисленных потребностей интеллектуального и личностного развития. Активность в данном направлении требует расширения представлений о себе и об окру.

Совокупность стремительно расширившихся представлений о себе, сопряженная с их оценкой и выступающая как установка по отношению к самому себе,

- .

В отечественной психологии Я-концепция обозначает относительно устойчи-, , он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе, как предпосылка и следствие социального взаимодействия [2].

Теоретическую основу изучения представлений старших школьников об инженерном образовании образуют научные работы, раскрывающие психологические особенности профессионализации человека, в целом, и старшего школьника, . ,

.

, , -сиональное самоопределение человека. Согласно имеющимся теоретическим и , -

,

личностных смыслов в выбираемой деятельности, выстраивание реалистичной,

,

начало ее реализации. Самоопределяясь в профессии, человек выделяет в ней наиболее привлекательные особенности, соотносит требования профессии к своим , -ответствующей профессиональной деятельности. Чем полнее информированность человека об определенной профессиональной сфере, тем выше вероятность его успешного профессионального самоопределения. К старшему школьному возрасту уже складываются психологические предпосылки, необходимые для осуществления адекватного профессионального выбора. К этому возрасту человек обладает

развитыми интеллектуальными способностями, у него уже достаточно сформиро-

- . -стоятельности в сочетании с пониманием необходимости осуществления значимых жизненных выборов подталкивают старшеклассников к расширению своих представлений относительно профессиональной сферы.

Профессиональные представления являются разновидностью индивидуальных представлений и содержат знания об особенностях профессии, востребованных в ней личностных качествах, о необходимой профессиональной подготовке в сочетании с оценкой возможности удовлетворить базовые потребности человека. Как и любые другие психологические представления, они имеют сложную структуру и испытывают влияние соответствующих социальных стереотипов. Мы пред, -разовании позволит сформировать готовность к выбору инженерной деятельности в качестве их будущей профессии.

К настоящему времени изучение инженерной деятельности осуществлялось по :

(Та^шкина М.К., Ростунов АТ.), психологические особенности и структура технического интеллекта инженера (Зжарова В.П.), социально-психологические проблемы деятельности инженера (Чу^нова Э.С., Чикер В.А., Ядов В.А., Пугач ЕЛ.), профессиональная подготовка инженера-педагога (Зеер ЭЛ.), психологические резервы инженерной подготовки [3], особенности проявления самоотношения у инженерно-( . .), -нера в процессе профессионального становления (Водеников В.А.). Конкретные исследования профессионально значимых качеств инженеров осуществляли К.К. Платонов, В Д. Шадриков [4], В А. Ядов, К.У. Байчоров, ТА. Майборода и др.

Однако до настоящего времени остаются вне поля зрения психологической науки вопросы осуществления профессионального выбора молодыми людьми ин-. -ченных предпочтений с представлениями старших школьников об инженерном образовании. Проведение разработок в данном направлении стало возможным, благодаря исследовательским результатам, полученным по проблеме психологических представлений в работах отечественных и зарубежных ученых (Агеев В.С., Бодалев А.А., Петренко В.Ф., Попова ИМ., Смирнов С.Д., Шихирев ПЛ., Дюрк-гейм Э., Московичи С. и др.).

В рамках нашего исследования были использованы следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» в модификации Дж. Голланда, «Ценностные ори» . .

Исследование проводилась на базе средних общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону и нескольких городов Ростовской области (г. Шахты, г. Зерно-град, г. Сальск). На их основе была сформирована выборка старшеклассников -учащихся 10 и 11 классов средних общеобразовательных школ общей численностью 210 человек. Средний возраст старшеклассников, вошедших в состав выборки испытуемых, составил 16,8 лет.

Целью эмпирического этапа исследования выступило изучение психологических особенностей представлений старшеклассников об инженерном образовании. На начальных этапах нами выявлялось общее содержание представлений старшеклассников об инженерном образовании.

В ходе исследования было установлено, что представления об инженерном образовании выступают в качестве субъективного фактора, отражающего особенности позиционирования старшеклассником себя в инженерной деятельности, и

являются психологическим условием его готовности к осуществлению соответствующего профессионального выбора.

,

включают в себя когнитивные (информированность об инженерной деятельности и содержании профессиональной подготовки) и ценностно-смысловые (оценка соответствия собственных качеств требованиям профессии и возможности самореализации в ней) компоненты.

Анализ эмпирического материала позволил выделить в составе представлений старшеклассников об инженерном образовании четыре смысловые группы: 1) ; 2) -классников относительно соответствия собственных качеств профессионально, -

; 3)

; 4) ,

изучаемых в вузе, в котором обучаются специалисты инженерного профиля подготовки. Подгруппы 1 и 4 можно отнести к когнитивному, а 2 и 3 - к ценностносмысловому компоненту представлений старшеклассников об инженерном образовании. Интегрирующим компонентом для данных представлений выступало выделение старшеклассниками профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного выполнения инженерной деятельности.

Изучение особенностей представлений старшеклассников об инженерном образовании позволило установить:

1)

- , -

ре инженерной деятельности;

2) , , -

- , сфере инженерной деятельности, они могут давать или высокую, или низкую оценку возможности самореализации на личностном уровне с помощью инженер;

3) ,

- , -

ре инженерной деятельности, они дают низкую оценку возможности самореализа-

ции на личностном уровне с помощью инженерного образования.

Эмпирическое исследование позволило выявить, что: старшеклассники,

имеющие сформированные представления об инженерном образовании и о дисци-, , собственных и профессионально важных качеств инженера, дают высокую оценку возможности самореализации на личностном уровне с помощью инженерного об; ,

об инженерном образовании и о дисциплинах, изучаемых в профильных вузах, выстраивают оценку возможности самореализации на личностном уровне с помощью инженерного образования в зависимости от представлений о соответствии собственных и профессионально важных качеств инженера.

Изучение особенностей влияния на представления старшеклассников об инженерном образовании субъективных факторов изучалось на подвыборках, различающихся по: 1) уверенности в обладании качествами, востребованными инженерной деятельностью; 2) профессиональной направленности; 3) профессиональ-; 4) . , -

ленные субъективные характеристики оказывают дифференцирующее влияние на развитие представлений старшеклассников об инженерном образовании.

Содержательный анализ показал, что объективные факторы оказывают наибольшее влияние на когнитивные компоненты, а субъективные - на ценностносмысловые компоненты рассматриваемых у старшеклассников представлений. Согласно полученным результатам были сделаны следующие выводы:

1)

их готовностью к получению соответствующего образования;

2) -

ном образовании связаны с их готовностью к получению инженерного образования на уровне статистической тенденции (р < 0,05);

3) -

инженерном образовании связаны с их готовностью к получению инженерного образования на статистически достоверном уровне (р < 0,01).

,

инженерного образования целесообразно основной упор делать на развитие ценностно-смысловых компонентов их представлений об инженерном образовании.

Именно представления о качествах, востребованных инженерной деятельно, -

шеклассников об инженерном образовании.

Для отслеживания эффективности разработанной нами формирующей про-« - » -до начала проведения формирующей программы (констатирующий срез) и после ( ).

Замер уровня развития всех показателей проводился на основе метода само-

10- . Выстроенные сопоставления позволили сделать следующие промежуточные выводы: 1) в экспериментальной выборке фиксируется значимое развитие пред; 2) -

борке за период эксперимента значимые изменения в представлениях об инженерном образовании не фиксируются.

Обобщение представленных выводов позволяет говорить о том, что произошедший в экспериментальной группе старшеклассников прирост представлений об инженерном образовании является следствием их участия в развивающей программе. Следовательно, тем самым подтверждается результативность разработанной нами программы развития представлений старшеклассников об инженерном .

Данное исследование может быть продолжено по нескольким направлениям: изучение особенностей представлений старшеклассников в отношении других значимых для их развития вопросов; углубленное изучение психологических оснований выбора старшеклассниками того или иного типа профессионального об;

.

БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шагина, Ю.В. Конкурентоспособность будущего специалиста инженерного профиля как показатель качества вузовской подготовки [Текст] / Ю.В. Шагина // Вестник СГАУ. - Саратов: СГАУ, 2006. - № 2. - С. 24-26.

2. , . . - : [ ] / . . -

. - - - : - . - , 2004. - 480 .

3. , . . , ,

[Текст]. - М.: Наука, 2001. - 167 с.

4. Шадриков, ВД. Шадриков, ВД. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Институт практической психологии; МОДЭК, 1997. - 288 с.

Чубова Елена Павловна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

З47922, . , . 2.

Тел.: +78634312G16.'

Chubova Elena Pavlovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

2, Chehova St., Taganrog, З47922, Russia.

Phone: +78634312G16.

УДК 159.9: 364.1

..

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА ОТНОШЕНИЙ

Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его .

Социально-психологическая безопасность; отношения субъекта; удовлетворенность; гармоничность; защищенность.

T.V. Eksakusto

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SAFETY MODEL OF SUBJECT OF RELATIONS

The social-psychological safety is considered as the state of dynamic balance dependent on the presence of harmonious, satisfying interrelations characterized by immunity. It provides for realization of an individual's spiritual-and-mental potential during life activity and save its integrity.

Social-psychological safety; subject's relations; satisfaction; harmonicity; immunity.

Безопасность субъектов становится на сегодняшний день приоритетной проблемой для современного общества. Затрагивая все сферы жизнедеятельности, особую актуальность безопасность приобретает в контексте человеческого ресур-

,

столько техногенно-экологического, сколько психологического (манипулирование, угрозы, конфликты, информационное воздействие и т.п.) характера. Однако, при всем многообразии исследований психологической безопасности личности и особенностей ее проявления эта проблема остается малоизученной с точки зрения межличностных отношений и общения. Именно с ростом неблагоприятных социально-психологических условий, проявляющихся в межличностных отношениях, растет число людей, испытывающих неудовлетворенность настоящим; характеризующихся отсутствием уверенности в будущем, разрушением целостности личности, снижением устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Так, в некоторых исследованиях подчеркивается большое значение социально-психологических факторов, обуславливающих опасность - безопасность субъекта, под которыми

2З2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.